Поиск по сайту:

ПУТИ ПОЛИТИКОВ / ШЛЯХИ ПОЛIТИКIВ

«Холод» Душанбе и российско-украинские отношения

Виктор КОСТЕНКО 08.09.2011 09:38

Прошедшая 3-4 сентября в Душанбе встреча глав государств СНГ, похоже, станет еще одной вехой на пути к обострению украинско-российских газовых отношений. Во многом именно «газовый вопрос» стал одним из основных на этом мероприятии (при формальном преобладании обсуждения проблем Таможенного союза, ОДКБ и СНГ в целом).
 
Об обострении украинско-российских отношений свидетельствовало уже то, в какой нервной обстановке готовились стороны к этому мероприятию. Долгое время не был согласован даже сам формат встречи президентов Украины и России. Судя по всему, украинская сторона надеялась на отдельную встречу, однако еще накануне саммита пресс-секретарь главы Российского государства Н. Тимакова отметила, что такая встреча не планируется: «Традиционно, во время саммита президент общается практически со всеми своими коллегами-участниками встречи. Поэтому, естественно, контакты с украинским президентом на полях саммита будут. Что касается отдельной встречи, то пока в планах президента такой встречи нет» (1). И хотя предполагалось, что именно в рамках саммита должна быть найдена новая почва для переговоров, жесткость «обмена мнениями» (причем – с обеих сторон) говорит о том, что конфликт, действительно, нарастает и стороны готовы идти по этому пути и далее.
 
В итоге встреча лидеров России и Украины так и не состоялась, а был лишь тот самый «обмен мнениями». В. Янукович заявил, что «Украина не потерпит никакого диктата – он для нас унизителен… Сначала загнали нас в угол, потом начали диктовать условия. Это унижает сегодня не меня лично, а это унижает государство» (2).
 
Со своей стороны Д. Медведев обратил внимание украинских партнеров, что те предложения, которые были переданы российскому правительству и о которых было сообщено ему, не содержат никакой конкретики (3). Еще раньше Д. Медведев назвал попытки Киева получить новую цену на газ, ничего не предложив взамен, «иждивенчеством»: «Они все время просят о послаблениях… Дайте скидку – и все. Это очень печально, это иждивенчество» (4).
 
Последнее замечание Д. Медведева, похоже, особенно расстроило украинского президента. В интервью изданию «Коммерсант» В. Янукович весьма жестко отозвался о подобной характеристике Украины: «Я бы на месте Медведева такие ярлыки не вешал. Это абсолютно некорректно. Мы не бедные родственники. И не хотим быть, и не будем ими никогда. Мы — независимое государство. Мы платим на 100% эту беспредельную цену. И совершенно не нужно радоваться тому, что они в 2009 году нашли способ заставить Тимошенко подписать это соглашение. Когда нам плохо и наши друзья радуются — это нехороший признак. И если разговаривать с нами с позиции силы и ультиматумов, это не принесет успеха» (5).
 
В этом же интервью прозвучало подтверждение, что Украина подготовила пакет документов, необходимых для международного арбитража. Еще раньше об этом говорил Н. Азаров. Впрочем, не похоже, что российская сторона переживает по поводу возможности начала судебного разбирательства. И пресс-секретарь Д. Медведева, и глава МИД РФ С. Лавров подтвердили, что Россия готова отстаивать свою позицию в любой международной судебной инстанции (6).
 
Похоже, что ситуация зашла весьма далеко и вряд ли сможет разрешиться безболезненно для одной из сторон. Кроме того, украинская сторона идет на дополнительное обострение вопроса и готова на все: начиная от судебного разбирательства и вплоть до «ленинского варианта» - ликвидацию компании «Нефтегаз» и полного пересмотра договоров.
 
В уже упомянутом интервью изданию «Коммерсант» В. Янукович анонсировал примерный список притязаний Киева в этих переговорах: базовая цена на газ на уровне «цена Германии минус 70 долл. транзитного тарифа от границы России до Германии» и (аппетиты растут) 100 долл. скидки по Харьковским соглашениям. Впрочем, думается, что последнее (о стодолларовой скидке),  скорее, для того, чтобы потом попытаться «великодушно» отказаться от подобной претензии, однако как предмет торга – вполне возможно. Россия со своей стороны отреагировала на это словами премьер-министра страны В. Путина, который призвал к скорейшему запуску «Северного потока», чтобы «избавиться от диктата транзитных стран» (7).
 
При этом обе стороны понимают, что ситуация крайне ненадежна и что может получиться в итоге – неизвестно. Ведь на сегодняшний день «Северный поток» не имеет той пропускной способности, как газопровод «Дружба». Уже одно это может осложнять для российской стороны ситуацию. Не так уж однозначно все и с судебным разбирательством. Теоретически, юридически позиции России сильны. Однако не стоит забывать, что предметом разбирательства выступает ключевой для современных государств ресурс – энергия. Не исключено, что крупные игроки могут захотеть воспользоваться ситуацией и в рамках судебного разбирательства создать прецедент, при котором подобные договоры могут быть аннулированы.
 
Гипотетически можно представить следующую ситуацию: Украина подает в Международный суд, стороны представляют доказательства, суд присуждает победу Украине. А вот дальше может начаться весьма неприятная ситуация: судебное решение вроде бы нужно выполнять, но при этом все понимают его абсурдность. Не выполнить его совершенно – невозможно. Таким образом, начинается долгосрочный переговорный процесс, который неизвестно когда закончится. Все это время России придется выполнять существующие договоры со странами ЕС, Украина же в это время может снова начать отбор газа. Если же одновременно с этим в Международный суд будет подано еще несколько исков к «Газпрому» (как это уже сейчас делают Германия и Италия) и эти иски будут удовлетворены, то перед Россией станет вопрос: готова ли она продавать свои природные богатства в разы дешевле и идти на поводу у своих конкурентов? Предсказать же, как будет развиваться ситуация в этом случае, крайне сложно.
 
Между тем Киев подобные проблемы волнуют мало. Сейчас украинская сторона готовится к весьма жесткой борьбе по всем направлениям: собираются необходимые документы для подачи в Международный суд, будет ускоряться дело Тимошенко (поскольку его результаты станут важным элементом на пути компрометации договора 2009 года) (8), в любой момент может быть начата процедура ликвидации «Нефтегаза». За подобной отчаянностью Киева незримо угадываются интересы более сильных игроков, которые хотят руками Украины и ценой разрушения ее отношений с Россией решить стратегические вопросы создания форматов давления на Россию. Ведь в случае начала судебных разбирательств неизбежно пострадавшими окажутся именно Украина и Россия.
 
Примечательно и другое. Несмотря на всю свою русофобию и наличие политической поддержки на Западе, В. Ющенко так и не рискнул начать подобную судебную тяжбу (хотя несколько раз эта тема поднималась).
 
Учитывая отношение Запада к Украине (точнее ее нынешнему руководству), подобная уверенность В. Януковича в позитивном решении данной проблемы именно в суде заставляет задуматься о причинах этой самой уверенности. Вполне возможно, что существуют некоторые договоренности, при которых украинское руководство согласилось взять на себя весь имиджевый удар в подобном деле (а он, несомненно, будет) в обмен на определенные преференции со стороны Запада.
 
Можно предположить и иную причину. Эту конфликтную ситуацию Киев хочет использовать в качестве той отправной точки, с которой начнется стремительный внешнеполитический дрейф от «страшной» России к «доброму» Западу. Де-факто, если конфликт зайдет достаточно далеко и если вдруг 1 января 2012 года на Украину перестанет поступать российский газ, у украинского руководства появится возможность открыто начать говорить о необходимости более тесной интеграции с ЕС, а возможно, и НАТО и в самые сжатые сроки. Причем следует учитывать, что нынешняя ситуация будет кардинально отличаться от 2009 года в первую очередь  ситуацией со средствами массовой информации. Если в 2009 году, несмотря на все попытки В. Ющенко, у России была возможность доносить свою позицию по данным вопросам до граждан Украины, то после проведенной Администрацией Президента «жесткой» работы со всеми основными медиаресурсами на территории Украины можно не сомневаться, что везде будет транслироваться позиция исключительно украинской стороны.
 
Безусловно, при таком повороте событий ни о каком Таможенном союзе речь уже идти не будет (тут бы не опуститься до уровня замораживания отношений). Кроме того, обострение «газовых отношений» с Россией - удобный механизм давления на ЕС с целью обеспечения беспроблемного и скорейшего подписания договора о ЗСТ с ЕС.
 
На сегодняшний день ситуация все еще напоминает попытку «испугать оппонента». Ведь и распоряжение по ликвидации «Нефтегаза» может выполняться без особого рвения, и документы в суд еще не переданы, да и решение по делу Ю. Тимошенко еще не вынесено.
 
Однако если украинская и российская стороны не продемонстрируют уже в ближайшее время готовность идти по пути разумного компромисса, то, скорее всего, это приведет к дальнейшей эскалации конфликта. Ведь нынешняя властная команда во главе Украины - это не «домашние» бухгалтеры и сельские счетоводы, а люди, которые строили свои капиталы жесткими, если не сказать жестокими, методами и modus operandi у них не изменился принципиально: «Раз отступишь – уважать больше не будут». Посему стоит ожидать весьма напряженной осени, которая рискует смениться затяжной «зимой» в украинско-российских отношениях.
 
___________________________
(1) http://www.newsru.com/world/02sep2011/summit.html
(2) http://www.pravda.com.ua/news/2011/09/3/6556777/
(3) http://www.pravda.com.ua/news/2011/09/3/6557436/
(4) http://infox.ru/authority/state/2011/08/31/Myedvyedyev_schitaye.phtml
(5) http://www.kommersant.ua/doc/1766755
(6) http://www.rosbalt.ru/main/2011/09/05/886268.html
(7) http://www.epravda.com.ua/news/2011/09/6/297153/
(8) Тут возникает интересный момент. Если окажется, что обвинительный приговор Тимошенко это единственный реальный путь для Украины разорвать газовые договора, то как себя поведет сама Тимошенко?
 

Оставить комментарий Комментариев: 0

Другие статьи раздела: