Поиск по сайту:

ПУТИ ПОЛИТИКОВ / ШЛЯХИ ПОЛIТИКIВ

Ю.Тимошенко в Москве и украинская внутриполитическая ситуация

Виктор КОСТЕНКО 07.10.2008 01:16

Подписание Меморандума о газовом сотрудничестве во время недавнего визита Ю.Тимошенко в Москву стало одним из наиболее обсуждаемых событий прошедшей недели. Большинство аналитиков, комментируя результаты визита в контексте украино-российских отношений, отмечали его видимую результативность для Ю.Тимошенко. Сам характер встречи в Ново-Огарево был преподнесен близкими к Тимошенко экспертами и СМИ как знак налаживания украино-российских отношений. Однако сомнения в искренности украинского премьера в связи с её намерениями установить взаимовыгодные взаимоотношения между Украиной и Россией остаются.

Ключевым в динамике внутриполитических событий в Украине за последний месяц стал двойной визит В.Ющенко в США. Многие высказывали предположение, что основной целью визита был поиск поддержки в реализации силового сценария выхода из украинского политического кризиса. Однако не нужно забывать, что единственной целью президентства В. Ющенко является вступление Украины в НАТО, а в ближайшем будущем – получение ПДЧ. И именно получение ПДЧ в декабре 2008 года оказалось под угрозой, о чем недвусмысленно заявил С.Пайфер: «В случае досрочных выборов в парламент Украине стоит забыть о получении ПДЧ в декабре. У США просто не будет аргументов для переубеждения европейских партнеров».
 
Это предостережение, скорее всего, и стало основной причиной неожиданного визита В.Ющенко в США, где обсуждалась связь вероятности получения Украиной ПДЧ с возможными досрочными выборами. Можно предположить, что американское руководство дало В.Ющенко карт-бланш на досрочные выборы, поскольку реально они уже ничего не ухудшат, а в перспективе могут усилить позиции евроатлантического лобби в Украине.
 
Такая позиция США, видимо, не осталась тайной для Ю.Тимошенко, в команде которой есть Г.Немыря, обладающий широкими связями как в Вашингтоне, так и в Брюсселе. Возник вопрос: а есть ли с чем БЮТ идти на эти выборы? Кроме двусмысленного (для электората БЮТ) ситуативного союза с Партией регионов в сентябре и обвинения в развале оранжевой коалиции, продолжающегося ухудшения экономической ситуации в Украине, отсутствии четкой позиции по конфликту в Грузии, Ю.Тимошенко может представить только уже подзабытые выплаты «Юлиных тысяч» и борьбу с последствиями наводнения в западных областях. Не слишком-то впечатляющий набор тем для предвыборной кампании.
 
И БЮТ активно взялся за уменьшение ущерба имиджу. Были выброшены в корзину все договоренности с ПР, произошел откат по всем совместно проголосованным законопроектам (в том числе и таким важным для страны, как о референдуме, о СБУ, о специальных следственных комиссиях, о госслужбе). Такой пируэт вызвал справедливое возмущение многих. Пресс-служба ПР даже выступила со специальным заявлением, где назвала действия БЮТ «демонстрацией безответственности и беспринципности». Однако, по мнению политтехнологов БЮТ, такие шаги позволят в дальнейшем хотя бы частично исключить из предвыборной борьбы упреки сторонников Тимошенко в «предательстве» ими оранжевой коалиции».
 
Очень «творчески» был решен вопрос с позицией Тимошенко по Грузии. В прямом эфире она демонстративно подписала резолюцию, подписанную В.Ющенко по результатам саммита Украина - ЕС. Текст этой резолюции приводится на сайте Кабинета Министров но, почему-то в виде отсканированных копий. Примечательно, что пресс-служба В.Ющенко предпочла не публиковать текст этой резолюции на официальном сайте президента и понятно почему. В тексте сказано: «Европейский Союз и Украина серьезно встревожены открытым конфликтом, который вспыхнул в Грузии, насилием, к которому он привел и диспропорциональной реакцией России». Таким образом, Россия признается не агрессором, а лишь обвиняется в «диспропорциональном» применении силы, но сама необходимость применения этой силы не осуждается. Подписав такую резолюцию В.Ющенко, сильно подставился, поскольку сам он от парламента требует значительно более резких заявлений, включая осуждение России именно как агрессора. Теперь Ю.Тимошенко, апеллируя к этой резолюции, всегда может резонно отказать В.Ющенко в требовании принятия более радикальных заявлений в стенах парламента.
 
Одновременно позитивная часть предвыборной кампании Ю.Тимошенко стала выстраиваться с упором на всегда актуальную газовую тему. И с точки зрения политтехнологической составляющей визит украинского премьера в Москву действительно был очень удачным.
 
Во-первых, в Меморандуме нашла отражение давняя мечта Ю.Тимошенко избавиться от посредничества РосУкрЭнерго. Борьба с этой фирмой и ее не совсем ясными собственниками со времени перевыборов 2007 года стала для Ю.Тимошенко идеей фикс и одним из основных предвыборных обещаний. Теперь в случае перевыборов премьер может указывать на выполненные ею обещания, а это достаточно сильный козырь.
 
Во-вторых, зафиксирован поэтапный переход к среднеевропейским ценам на газ для Украины. Таким образом, украинской промышленности дается еще один шанс на введение энергосберегающих технологий и реструктуризацию бизнеса. Учитывая, что большая часть энергопотребляющих предприятий находится в юго-восточных областях, у Ю.Тимошенко появляется возможность наладить сотрудничество (или, по крайней мере, установить «вооруженный нейтралитет») с бизнесменами юго-востока.
 
И наконец, то, что было основной целью визита - конкретная цена на газ. Многие специалисты отмечают, что подписанный Меморандум во многом носит декларативный характер и хорош для политической борьбы, но не наполнен пока что реальным содержанием. Об этом говорит и депутат от ПР Ю.Бойко: «По результатам визита Юлии Тимошенко в Москву не была определена ни формула цены для Украины, ни этапность перехода страны к мировым ценам. Я думаю, это была чисто пропагандистская акция на случай отставки премьера – мол, я договорилась о благоприятной цене, но мне не дали завершить переговоры». Однако точное определение цены на газ никоим образом не входило в планы украинского премьера (даже если бы этого хотела российская сторона), поскольку какой бы эта цена ни была, она всегда может быть подвергнута критике, а некоторая неопределенность Меморандума позволяет увидеть в нем каждому то, что он хочет.
 
В то же время и российская сторона по результатам переговоров достигла, по крайней мере, двух важных целей:
 
1. Подписание Меморандума продемонстрировало конструктивность российской стороны в газовом диалоге с Украиной, а вместе с тем показало европейским партнерам, что Россия сделала все от нее зависящее, дабы обеспечить стабильность газовых поставок в Европу. Таким образом, европейцам, в случае обострения внутриполитической ситуации в Украине, которая с завидной регулярностью приводит к неплатежам за газ и его воровству из трубы, будет сложно обвинить Россию в газовом шантаже, как это происходило в 2005-2006 гг.
 
2. Продемонстрировано отношение Москвы к нынешнему украинскому президенту. Неоднократное возвращение В.Путина к теме поставок оружия в Грузию, фраза о «мазурике» (на жаргоне – вор, мошенник) четко показали Виктору Ющенко, как Москва воспринимает его деятельность в сфере украино-российских отношений и его роль в грузино-осетинском конфликте.
 
Скорее всего, газовая тема станет важнейшей составляющей возможной предвыборной кампании БЮТ. У этой темы, как она теперь стоит, появились и некоторые побочные (для украинской политики) результаты. В частности, устранение газового посредника может усилить внутренние противоречия в Партии регионов.
 
Перешедшее в активную фазу противостояние между крылом Ахметова и Януковичем неизбежно в ближайшем будущем остро поставит перед последним вопрос о финансовом обеспечении деятельности партии и избирательной кампании в случае досрочных выборов. Еще недавно на эту роль «сватали» Д.Фирташа – одного из совладельцев РосУкрЭнерго, однако в случае ликвидации газового посредника на его помощь рассчитывать не приходится, а значит, крыло «идеологов» может быть отодвинуто от принятия решений в партии.
 
Можно предположить, что в Москве газовые переговоры интересовали Ю.Тимошенко в первую очередь не с точки зрения существа проблемы (цена газа, прочность партнерских отношений, развитие транспортной инфраструктуры), а с точки зрения получения дополнительного политического ресурса к возможным досрочным выборам. Вполне может статься, что если подписанный Меморандум станет чем-то «отягощать» рейтинг Тимошенко, она, не задумываясь, открестится от него (например, под предлогом того, что всего лишь выполняла директивы президента) и выбросит в корзину, как она это сделала с недавними договоренностями, совместно наработанными БЮТ и ПР.

Оставить комментарий Комментариев: 0

Другие статьи раздела: