Поиск по сайту:

ПУТИ ПОЛИТИКОВ / ШЛЯХИ ПОЛIТИКIВ

Смена посла РФ в Украине: проблеск надежды

Виктор КОСТЕНКО 12.06.2009 17:03

Сообщение об отставке В.Черномырдина с поста посла Российской Федерации в Украине многих вдохновило. Отрешённо-созерцательная позиция бывшего посла, возможно, действительно не понимавшего, что он должен делать в условиях прихода к власти в Украине антироссийских националистов, слишком долго не соответствовала задачам российско-украинского диалога. При всех периодических «возмущениях» украинского МИДа высказываниями В.Черномырдина, он очень устраивал оранжевые власти. В условиях объявленной ими войны всему русскому в Украине работа российского посольства при В.Черномырдине была обречена на неэффективность.

Перед новым послом возникает ряд задач, решением которых российское посольство в Киеве раньше практически не занималось. Центральная из этих задач - организация русского культурного поля в Украине.
 
Несмотря на довольно высокие показатели некоторых украинских партий, декларирующих свою готовность защищать права русских и русскоязычных, противодействовать втягиванию Украины в НАТО и т.д., на подходе поколения молодых людей, родившихся и получивших школьное образование в самостийной Украине. А нынешняя школьная программа - это в первую очередь манифест русофобии и мазохизма, внедрённый оранжевой элитой под прикрытием интересов «истинных украинцев» - галицийцев. Через пару лет эти молодые люди получат право голоса на выборах, и тогда украинская политическая картина может радикальным образом измениться. Это относится не только к западу страны, тенденция набирает силу и на юго-востоке. Было бы крайне интересно узнать, что думают 15-17- летние о нынешней России, российско-украинской истории и т.д. Пока единственным источником такой информации являются интернет-форумы, а они показывают тенденцию стойкого русофобства.
 
Украинской молодёжи настойчиво внушается мысль о том, что любая инициатива, исходящая от России, является угрозой Украине. Сами слова «Россия», «русский», «российский» приобретают негативную смысловую нагрузку. Интерес к русской культуре в такой среде становится опасен для молодого человека, стоящего перед проблемами социализации.
 
Преломить указанную тенденцию ещё можно, но для этого надо, чтобы и российские власти, и здоровые силы российского общества того захотели. В этом случае от нового посла РФ в Украине потребуеются решительность и понимание того, что же нужно для поддержания минимального уровня русской культуры в Украине.
 
1. Ориентация на результат. У многих русских в Украине уже давно существует ощущение, что посольство РФ занимается внешней политикой, так сказать, ради самого процесса, а не ради решения конкретно поставленных задач. Такого никогда не скажешь про работу послов США – предельно прагматичную, ориентированную на результат. Если стоит задача удерживать Украину в сфере влияния США, то можно не сомневаться, что на её решение будет брошено всё. Как это ни смешно, но посольству РФ в Украине требуется в известном смысле «американизироваться», чтобы сделать свою деятельность более осмысленной. Деятельность посольства должна быть более агрессивной в хорошем смысле слова – должны предлагаться новые концептуальные идеи. Например, почему бы в рамках дискуссии о системе коллективной безопасности для Украины (или её нейтралитета) не предложить обсудить возможность присоединения к системе ОДКБ?
 
2. Контроль за финансовыми ресурсами. РФ в последние годы выделяет некоторые средства на поддержание русской культуры за рубежом и в том числе – в Украине. Однако распределение этих денег носит, мягко говоря, странный характер - основными «проедателями» денег становятся «профессиональные соотечественники», которые любят русский язык и русскую культуру только до тех пор, пока идут деньги. Безусловно, пророссийские организации в Украине нуждаются во внешней поддержке (хотя масштабов поддержки Соединёнными Штатами проамериканских организаций она, наверное, не достигнет даже близко). И здесь нужна классическая грантовая система. На сегодняшний же день, однако, совершенно не понятно, чем конкретно занята большая часть пророссийских НПО – о результатах их деятельности никто ничего не знает. Кроме того, в особом внимании российской стороны нуждается процесс образования в Украине и именно на него могли бы быть направлены основные усилия пророссийских НПО.
 
3. Структуризация деятельности НПО и публичная дипломатия. Есть риск, что с появлением нового президента Украины (скорее всего, А.Яценюка) российскому посольству придётся вести работу в условиях ещё менее комфортных, чем это было последние 5 лет. Тогда развитие сети НПО становится вопросом стратегическим. В противовес жёстко структурируемой системе проамериканских (пронатовских) НПО должна быть выстроена альтернативная структура с координирующими центрами (например, с аналогом Ассамблеи Общественной Лиги Украина - НАТО). Те структуры, которые существуют на сегодняшний момент (вроде ВКСОРС), чрезмерно тяжеловесны и больше заняты внутренней борьбой, чем выработкой реальных стратегий продвижения русской культуры в Украине.
 
Безусловно, полезной и нуждающейся во всемерном развитии является деятельность Росзарубежцентра в Украине. Однако все его мероприятия по большей части известны лишь самим его сотрудникам да немногим участникам. Например, в открывшимся в Киеве Российском центре науки и культуры по ул. Борисоглебской 2 созданы прекрасные условия для работы, но кто знает об этом, равно как и о самом существовании такого Центра?
 
Нуждается в адекватном ответе создание по всей Украине региональных Центров евроатлантической интеграции. По большому счёту эти организации занимаются изменением культурного поля и политических установок. Отсюда возникает задача создания аналогичных пророссийских Центров. Это можно сделать разными способами, например заново формируя сеть библиотек, практически разваленную за период независимости Украины. Особенно это важно для сельских районов.
 
   Ещё одной проблемой является получение посольством РФ адекватной информации о том, что происходит в Украине и осмысление этой информации. Вряд ли такими источниками могут стать исключительно нынешние пророссийские НПО – требуется создание сети региональных аналитических Центров, которые могли бы заниматься не только анализом текущей обстановки, но и предлагать новые стратегии.
 
Нельзя не сказать и о том участке, но котором не только посольство США, но и большинство западных посольств традиционно переигрывают посольство РФ – публичная дипломатия. Имея столь значительное преимущество по части представленности в украинских СМИ, Россия пользуется этим ресурсом крайне плохо. Слабо развита система обменов, образовательных программ и т.д., то есть тех элементов, которые бы отвечали за формирование новой пророссийской политической элиты (формированием проамериканской элиты США без зазрения совести занимаются уже более 15 лет).
 
Со сменой российского посла в Украине вновь оживают надежды на то, что Москва сумеет всё-таки сосредоточиться на поддержке не отдельных украинских политиков, но народа Украины, неразрывно связанного исторически с общерусской судьбой.
 
Сбудутся ли эти надежды?

Оставить комментарий Комментариев: 4
Роман Макаров | 15.09.2009

Достаточно спорно, но как вариант имеет право на существование

оукраинец-сибирский | 16.06.2009

Автор наивный: "Со сменой российского посла в Украине вновь оживают надежды на то, что Москва сумеет всё-таки сосредоточиться на поддержке не отдельных украинских политиков, но народа Украины, неразрывно связанного исторически с общерусской судьбой.

Сбудутся ли эти надежды?".

В Кремле про "общерусскую судьбу" из "либеральных" соображений и не думают. Сырьё - на Запад, баксы - в оффшоры"! Какие тут могут быть "надежды"?

Игрок | 13.06.2009

"Орден Иуды" надо вручить Черномырдину, он его заслужил.

Тарас Бульба | 12.06.2009

Державныцкий орден Мазепы, учрежденный Ющенко, по итогам "работы" - Черномырдину В.С.!

Другие статьи раздела: