Поиск по сайту:

ПРАВОСЛАВИЕ / ПРАВОСЛАВ’Я

Наш Праздник Светов

Михаил ХУСТОЧКА 19.01.2011 09:18

19 января по новому стилю мы отмечаем Крещение Господне, великий праздник Православной Церкви. Он называется также Богоявлением и Просвещением. Богоявлением — потому, что Господь после Крещения выступил на Евангельскую проповедь, показал Себя миру как Спаситель и Мессия, а Просвещением и «Праздником Светов» потому, что Бог — это вечный свет, просвещающий мир. 

 
 
Крещение. Икона из Кашинского чина. Тверская школа. Темпера. XV век. Государственный Русский музей
 
Так начиналось служение Христа Спасителя. Христиане говорят: «Светозарную плоть Свою погрузил Он в грязные воды мира сего и вновь сделал их живоносными».
 
Не очиститься сошел в воду Спаситель, но очистить ее. Все более и более прозревал Иоанн Креститель (Предтеча) у реки Иордан, пока, наконец, великое чудо Богоявления не открыло ему глаза окончательно: отверзлись небеса и пророк увидел Духа Божия, который как голубь нисходил на Христа; и раздался небесный глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое Благоволение» (Мф. 3.7)
 
Когда Спаситель вошел во Иордан и принял крещение от Иоанна, произошло соприкосновение Богочеловека с материей. В этот день, по словам одной из церковных стихир, «освящается всех вод естество», поэтому не только вода в церкви, но и все воды приобретают первозданное свойство нетления. Даже вода из-под крана в этот день становится «крещенской», Великой Агиасмой — Святыней, как называется она в Церкви. Не подверженная присущим обычной воде процессам распада и гниения, по своим физическим свойствам крещенская вода будет сохранять свои свойства на протяжении года, а то и большего времени.
 
 
Святая вода крещенская - Великая Агиасма
 
 
Христиане свято верят, что крещенская вода есть одно из свидетельств неотмирной природы Церкви, уже здесь, на земле, причастной Церкви Небесной. И совершающееся в ней преодолевает законы природы. Чудесность крещенской воды невозможно объяснить рационально. Дело не в ионах или катионах серебра, каких-то иных металлов, которые якобы попадают в чашу с богослужебных крестов и сосудов, после чего вода не портится. Никакой катион не освятил бы городской водопровод и никакие частицы драгоценных металлов не дали бы возможность нашим предкам в прежние века преобразить на Крещение воду в освященных источниках, в больших и малых реках и озерах.
 
 
Крещенская иордань на Святом озере. Соловки
 
Крещенская вода освящает, исцеляет благодатью Божией каждого человека, с верой причащающегося ее. Как и святое Причастие, она принимается только натощак. Ее пьют больные, ослабшие люди, и по вере выздоравливают и укрепляются. Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и уже приготовленную пищу. Когда кто-нибудь сильно болел, старец благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, нет. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов. Берегут ее — весь год. В храмах, у иорданей освящают воду, которая набирает особой силы и целебности. Крещенской водой лечат раны, она помогает отвернуть любое бедствие. Придя утром после ночной церковной службы домой, нужно окропить каждый уголок вашего жилья свяченой водой, тогда в вашем доме будут порядок и покой.
 
Праздником Крещения заканчиваются Рождественские святки, которые длятся с 7 по 19 января. Накануне, то есть 18 января, вся семья, как и перед Рождеством, собирается за столом. К столу подаются лишь постные кушанья, и готовится кутья, называемая Голодная или Бедная. На Украине в этот день щедруют, как и в Рождественский сочельник, и под Новый год (Васильев вечер, Щедрый вечер).
 
Почему все же этот день называется Богоявлением? Потому, что Христос сделался известным для всех не тогда, когда Он родился, но когда крестился; до этого дня Он не был известен народу. И удивительно ли, что другие не знали Его, когда и сам Иоанн Креститель не знал Христа до того дня? «И аз, — говорит он, — не ведех Его: но Пославый мя крестити водою. Той мне рече: над Него же узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, Той есть крестяй Духом святым» (Ин. 1, 33) 
 
* * *
 
В честь Крещения Господня – праздника Святого Богоявления немало Богоявленских храмов было возведено по всей Руси. Самый известный, пожалуй, — кафедральный Богоявленский собор в Елохове (Москва), который даже называют сердцем духовной жизни православной России последних 60-ти лет. Храм никогда не закрывался, его авторитет особенно возрос в период тяжелых атеистических советских десятилетий. 
 
 
Москва. Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове
 
Бирюзовый, величественный, с огромным куполом, напоминающим Собор Святого Петра в Риме, и высокой колокольней, собор украшает старинный район российской столицы. Грандиозный, он увенчан пятью главами, в нем установлен пышный и изысканно украшенный иконостас 18-метровой высоты, резьба которого сочетает формы классицизма с барочными мотивами. Храм этот был освящен 18 октября 1853 года митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым). Тем самым, что столь достойно ответил на пушкинское известное «стихотворение уныния» — «Дар напрасный, дар случайный / Жизнь, зачем ты мне дана?..»
 
Ранее на месте нынешнего Кафедрального собора Богоявления Господня в Елохове стояла деревянная церковь, затем в 1717-1722 годах на ее месте был возведен первый каменный храм.
 
8 июня 1799 года в метрической книге именно этого храма была сделана запись № 73 о крещении Александра Пушкина (восприемниками были гр. А. И. Воронцов и О. В. Пушкина).
 
В 1837 году старая церковь была разобрана, а на её месте архитектором Е. Д. Тюриным и было создано нынешнее, известное православному миру пятикупольное здание собора.
 
26 мая 1899 года (в день рождения поэта, по ст.ст.) в храме отмечалось пушкинское 100-летие. Панихиду совершил митрополит Московский и Коломенский священномученик Владимир (Богоявленский) в присутствии генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича и великой княгини священномученицы Елисаветы Феодоровны. Все трое были впоследствии казнены большевиками. В 1992 году у входа в собор установлена мемориальная доска в память о крещении Пушкина. В соборе покоится прах митрополита Московского св. Алексия, а также Патриарха Сергия (1944 год). 9 декабря 2008 года в Благовещенском приделе Богоявленского Елоховского кафедрального собора погребен пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
 
 
Москва. Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове ночью
 
Вспомним и о других храмах и обителях Богоявления, таких как Богоявленский Никольский собор в Санкт-Петербурге, Богоявленские соборы в Томске, Рязанском кремле, Богоявленские монастыри в Угличе и Ростове Великом, Богоявленские церкви в Орле, Костроме, Калуге, Коломне, деревне Бородино и многих других.
 
 
Богоявленский Никольский собор в Санкт-Петербурге
 
Самым древним из них является Богоявленский монастырь в Китай-городе в Москве, основанный в 1292 году князем Даниилом Александровичем. Это — второй по древности московский монастырь, одним из игуменов которого был Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. В 1693—1696 годах построено существующее ныне здание Богоявленского собора, в нижней части которого сохранились стены более древнего сооружения. В некрополе монастыря нашли вечный покой представители таких известных в России фамилий, как Голицыны, Долгорукие, Юсуповы, Вельяминовы, Аксаковы, Шереметевы и другие.
 
 
Богоявленский монастырь в Москве в Китай-Городе
 
 
* * *
 
На Украине о Святом Богоявлении напоминают нам как храмы, ушедшие на века в историю, так и ныне действующие.
 
Богоявленский Кременецкий женский монастырь был построен в 1636 году волынскими обывателями — хорунжим Даниилом Малиновским и Лаврентием Древинским, по благословению Киевского митрополита Петра Могилы. При монастыре действовали братство, школа, типография и больница. В первой половине XVIII в. обитель оказалась в руках униатов, в ней находился иезуитский коллегиум, основанный в 1731—1743 годах. В 1807 году обитель была переведена на свое нынешнее место, где с 1760-х годов стояли костел и двухэтажные кельи католического монастыря. В 1839 году униатский монастырь был упразднен, а костел обращен в православный приход. В 1865 году при храме была учреждена православная обитель. В 1959 году монастырь был закрыт, в 1990 году возродился как женский.
 
 
 
Богоявленский Кременецкий женский монастырь
 
Свято-Богоявленский собор Острожской крепости, жемчужины древнерусского архитектурного искусства, расположен в замке князей Острожских в Ровенской области, город Острог. Князья Острожские – прямые наследники Рюриковичей. Князь Василий-Константин (1526—1608) претендовал как на польский, так и на московский престолы. Впервые о замке говорится в Ипатьевской летописи под 1100 годом. Именно в нем находилось здание, под крышей которого появилась знаменитая «Азбука» Ивана Федорова…  
 
 
Богоявленский собор в Остроге
 
Острожский Богоявленский собор — типичный представитель крестовокупольной храмовой конструкции, популярной в домонгольской Руси. Когда именно появился этот храм, историкам неизвестно, но предполагают, что еще во времена Василия Красного. Церковь была частью оборонительных сооружений города: для этого ее северная стена, выходящая на глубокий искусственный ров, была уплотнена до 2,8 м и соединена с крепостными стенами, в нижней ее части появились бойницы, в верхней — довольно широкий уступ для часовых.
 
 
Церковь была частью оборонительных сооружений города
 
 
После перехода местных князей в католицизм Богоявленский храм был подвергнут анафеме, более 200 лет пустовал и к середине XIX века превратился в руины. Лишь в 1886 году началась его реконструкция, по проекту архитектора В. Токарева. В интерьере был установлен массивный «византийский» иконостас работы петербургских мастеров, а стены покрыты росписями.
 
Не доживший до наших дней Киевский Богоявленский собор входил в ансамбль Братского монастыря. Существует несколько версий относительно авторства храма. Самая распространенная гласит, что он был построен в 1690—1693 годах архитектором Осипом Старцевым в стиле украинского барокко. Интерьеры собора были расписаны украинским художником И. Квятковским и итальянским мастером Скотти. На главном (западном) фасаде был помещен герб основателя собора — гетмана Мазепы, уничтоженный после 1709 года. Новый иконостас собора (взамен утраченного при пожаре 1811 года) был собран по чертежам архитектора А. Меленского в 1825 году. Богоявленский собор, взорванный в безбожном 1935 году, стоял на месте, расположенном между 3-м и 4-м корпусами нынешней Киево-Могилянской академии (площадь Контрактовая, 4).
 
 
Киевский Богоявленский собор (в центре) входил в ансамбль Братского монастыря
 
 
Примечательно, что в Братском монастыре в 1622 году был погребен умерший 10 апреля от ран, полученных в битве под Хотином, гетман запорожских казаков П. К. Сагайдачный. «…Но место его могилы напрасно искал бы теперь любитель местной старины: при постройке церкви в начале XVIII столетия она пришлась под помещение новой стены храма и исчезла от взоров потомства». Считается, что изначально стоявшая здесь деревянная Богоявленская церковь была построена на средства этого гетмана. Теперь неподалеку, в центре площади, ему установлен конный памятник.
 
Есть Богоявленский храм при Киевском национальном университете внутренних дел в Соломенском районе Киева, восстанавливается Богоявленский храм в городе Николаеве... Верю, что еще появятся новые храмы на Украине в честь этого светлого Праздника.

Оставить комментарий Комментариев: 5
Игнат | 20.01.2011

А золотые ж слова у еп. Евтихия!!!
Разве что из состарадния можно и так разсудить: уж коли кому-то ВНЕШНЕЕ (ныряние) помогает привести в порядок ВНУТРЕНЕЕ (душу), то и ладно, нехай ныряет!

Мелихов Кирилл | 20.01.2011

По словам епископа Домодедовского Евтихия, купание в освященной воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне …


«Да, я против крещенских купаний. Почему? Первое. Это неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно. Риск, который вступает в противоречие с Евангелием. Христос отвечает искушающему диаволу: «Написано также: "не искушай Господа Бога твоего"» (Мф. 4:7). Хочешь быть последователем Христа - не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. (Известны случаи, когда люди сильно простужались и даже умирали после такого купанья.) Противоречит Евангелию и ссылка на то, что благодатная сила освящённой воды «не даст случиться ничему плохому». Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Что в этом плохого?! А вот что повествует Евангелие: «…И требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения?..» (Мк. 8:11-12); «Но Он сказал им в ответ: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения…» (Мф. 12:39; 16:4)», - говорится в интервью епископа Домодедовского Евтихия, опубликованного в интернет-журнале "Русская неделя".

«Второе, - продолжил архиерей. - Купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. Откройте «Настольную книгу для священноцерковнослужителей» С.В.Булгакова: «К освящённой воде христиане с древних времен имеют великое благоговение. Освященная вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах» (издание 1913 г., стр. 21). Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о «причащающихся (благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся» святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в «иордани» ассоциируется с неприятными слухами о том, что якобы где-то на молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком и с былями об особой категории людей, принимающих ванны с шампанским; кстати, эта когорта повсеместно участвует в крещенских купаниях, и их-то можно понять: им и жизнь скучна, своей религией они избирают дремучее суеверие и на святыню им плевать. Третье. Крещенское купание - это рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов» (стр. 24). Ему вторит и видный фольклорист XIX века А.А.Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий в книге «Народная Русь»: «Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, - чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто - «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле» (глава «Крещенские сказанья»)».

«Чем же отвечает наш Символ Веры? «Верую во едино крещение во оставление грехов». Послушайте, почитайте, посмотрите в Интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническим материалом, посвящённым Богоявлению. Общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворятся крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, но более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха», - отмечает владыка Евтихий.

«Четвёртое. Крещенские купания для Русской Православной Церкви не традиционны, не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. Отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке литургики в Московской духовной семинарии рассказывал нам об одном батюшке, который нарочно «выранивал» крест в прорубь, чтобы окунуться самому; нам он преподавал это в качестве отрицательного примера. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о крещенских купаниях! Описав суеверный обычай крещенского купания, С.В.Булгаков заключает: «Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены» (стр. 25). Поэтому я категорически против крещенских купаний», - заявил епископ Домодедовский Евтихий.

http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/01/19/krewenskie_kupaniya_dlya_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_ne_tradicionny/

Данила-Солдат | 19.01.2011

Богоявление... Как много в этом слове!

Константин Р. | 19.01.2011

Христос явился! - Воистину явился!

Хведир | 19.01.2011

C Праздником Светов!
Хороший обзор Богоявленских соборов, спасибо.
Кроме религиозного, исторического, искусствоведческого аспектов при таком стереоскопическом взгляде сразу как-то видишь единство большой Руси.

Другие статьи раздела: