Поиск по сайту:

ПРАВОСЛАВИЕ / ПРАВОСЛАВ’Я

Патриарх Кирилл: «Наши взоры обращены в будущее» (концепция «Святая Русь – Русский мир» как выход из тупика)

Олег СЛЕПЫНИН 11.02.2011 01:02

Гетман Богдан Хмельницкий, изнемогая от тягот многолетней войны, указал цель врагов своих – желают они «искоренить Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей».

Очевидно, что битва за Церковь и имя русское – не лишь удел нашего знаменитого средневековья, но процесс, пронизывающий всю нашу историю, а значит, и наш удел. Это как метафора на искушения, которым подвергается каждый человек, перенесённая на весь наш народ… После очередного сокрушительного падения уже кажется человеку, что нет ни сил, ни возможности, чтобы подняться и что-то переменить. Но слышит он голос Христа: «Встань и ходи!»… И мы поднимаемся.
 
+++
 
Будучи ещё в сане митрополита владыка Кирилл произнёс в Киеве, во время торжеств по случаю 1020-летия Крещения Руси: «Россия, Украина, Беларусь – это есть Святая Русь. А Святая Русь – это не империя, это не союз бывший или какой-то будущий. Святая Русь – это идеал любви, добра и правды. Святая Русь – это непобедимость. Святая Русь – это красота. Святая Русь – это сила. И мы все с вами – единая Святая Русь!..» Так в новом времени была озвучена формула преподобного Лаврентия Черниговского. Слова, произнесённые там, где ещё совсем недавно голосила «оранжевая революция» (некоторые предпочитают словосочетание «оранжевое бесиво») прозвучали для одних как «акт диверсии», для других как напоминание об истине. Кто и не хотел, мог вдруг вспомнить, пусть и на миг, слова Христа: «Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит». За годы разделения наш дом оскудел на миллионы; процесс катастрофического разрушения, изворотливо укрываемый некоей «шапкой невидимкой», опустошил селения, ненужными сделал поля, реки, заводы. Вопрос об угрозе существования и выборе стратегии выживания если кем-то и ставился, то лишь в кругах узких специалистов, но никогда на государственном уровне. На высоком уровне предпочитали говорить о выборе «национальной идеи» и «векторе развития». При этом Запад, который, как известно, всегда рассматривал наши «восточные территории» как потенциальную добычу, завлекающе нам подмигивал, намекая на возможность поделиться своими богатствами, но и страшно опасаясь, что мы вспомним о естественном способе выживания - интеграции…
 
И вот были произнесены слова «Святая Русь», а следом сформулировано понятие «Русский мир».
 
+++
 
В Киеве летом 2009 года Патриарх Кирилл, употребив современный лексический оборот «цивилизационный проект», вновь заговорил о Европе и Святой Руси: «Ради чего мы готовы вступить в Евросоюз? Только ради желудка. Мы готовы идти туда, чтобы быть ведомыми. Но почему в диалоге с западным миром мы с легкостью принимаем роль ведомого? Почему с легкостью отдаем свое первородство? Святая Русь – это уникальный цивилизационный проект со своей миссией, он не должен быть ведомым, он должен генерировать идеи. У нас есть потенциал к развитию настоящего диалога Востока и Запада. Не диалога всадника с конем, а реального диалога равновеликих партнеров…»
 
В том же 2009 году (на III Ассамблее Русского мира) Святейший владыка вновь напомнил: «Ядром Русского мира сегодня являются Россия, Украина, Белоруссия… святой преподобный Лаврентий Черниговский выразил эту идею известной фразой: "Россия, Украина, Беларусь – это и есть Святая Русь"».Здесь же Патриарх изложил свой взгляд на то, что является общим цивилизационным пространством Русского мира: «В основе Русского мира лежит православная вера, которую мы обрели в общей Киевской купели крещения… Многочисленные святые – иерархи, князья, бояре, священники, монахи, простолюдины – учили наш народ любить Бога и ближнего, страшиться греха и порока, жаждать добра, святости и правды. То есть речь идёт о формировании глубинных, базисных духовных ценностей, которые стали реальностью в исторической жизни нашего народа.
 
Несмотря на различные перипетии, эти ценности были неизменными ориентирами для национальной жизни на все времена… Именно потому и земля наша стала называться Святой Русью…» Констатировав, что «в некоторых государствах бывшей единой страны существует навязчивый страх, что поддержка русской культуры может разрушить местную национальную культуру», Патриарх Кирилл назвал русский язык созидающей основой Русского Мира: «Важным коммуникационным элементом Русского мира является русский язык. Чтобы понять роль русского языка, надо иметь ясное представление о его генезисе. Хотел бы напомнить, что русский язык стал плодом совместных усилий тоже людей разных национальностей. Он возник как средство общения между разными народами. Поэтому необходимо прилагать усилия по сохранению и распространению этого общего достояния…»
 
Третьим основанием Русского мира, после общих веры и языка, Святейший назвал общую историческую память: «В результате совместного творчества народов Руси и тех, кто составлял с ними единое целое на протяжении веков, возник способ общественного жительства, который во всём мире ассоциируется с русской традицией. У наших народов присутствует сильное сознание непрерывности и преемственности русской государственной общественной традиции, начиная со времени Киевской Руси и заканчивая нынешней Россией, Украиной, Белоруссией, Молдавией и другими странами исторического пространства Руси. Наши предки вместе строили и развивали Русь, обороняли её от иноземных захватчиков. Так было на всём протяжении существования нашего единого Отечества вне зависимости от господствовавшей политической системы».
 
Тому, что эта концепция вызвала в «оранжевом стане» чрезвычайное раздражение, а то и озлобленность, удивляться не приходится: чрезвычайно много усилий и времени потрачено ими, чтобы никогда больше не слышать ничего подобного ни о Святой Руси, ни о Русском Мире, «дабы имя русское не помянулось в земле нашей».
 
Здесь мы не будем касаться их аргументов, они на поверхности; идеологией разрушения Русского мира слишком долго пропитывались наши пространства, противоядием может быть лишь правда. Таковым и являются слова Первосвятителя, и потому – в сути своей – они неопровержимы.
 
Через год, в 2010-м, выступая с приветственным словом на открытии IV Ассамблеи Русского мира, Патриарх Кирилл продолжил развитие концепции, адаптируя её к сложившимся реалиям. Тогда впервые и были произнесены слова о стратегии выживания.
 
«Если в прошлом оправданной стратегией выживания Русского Мира, - сказал Патриарх, - была его централизация, то сегодня в условиях глобализации оптимальной формой может оказаться интеграционное сотрудничество равноправных суверенных государств, организовавших на пространстве Святой Руси свою жизнь. В современном мире общепризнанно, что от интеграции страны только выигрывают. А потому многие стремятся развивать интеграционные процессы. Но не у всех это получается. Страны Русского мира имеют все необходимые предпосылки, чтобы осуществить свой уникальный проект интеграции… в котором не будет первосортных и второсортных народов, в котором будут уважаться и развиваться языки и культуры, религиозные традиции, а общественная жизнь будет строиться на основе служения и помощи слабому, в котором будет защищена свобода и нравственность, а также воплощаться в жизнь принципы справедливости и законности. Всё это ищет человечество. Если мы не на словах, а на деле сообща предложим свой опыт интеграции, то, верю, Русский Мир принесёт свой вселенский плод, которого Господь терпеливо ожидает от нас, насадив много веков назад русское древо в человеческой семье нардов…»
 
Говоря уже именно о современной Украине, Патриарх показал, что нынешний Киев несомненно может продолжить древнюю киевскую традицию, «в основе которой всегда была забота о единой Руси, способность защищать святое Православие и являть в своей жизни его вселенский характер, быть домом для многих народов, а не замыкаться в своей национальной теме».
 
Такое напоминание представляется очень важным и необходимым. Психология «хуторянства», насаждаемая в народе-богоносце, который имеет положительный исторический опыт мирного сожительства народов в одном государстве, является для него убийственной.
 
Прошло два года первосвятительского служения Патриарха. В Докладе на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2 февраля 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, говоря о современном диалоге Украинской Православной Церкви и Украинского государства, отметил: «Церковь сотрудничает с государством по целому ряду направлений. Особенно плодотворным взаимодействие стало после прихода на высший государственный пост Президента Виктора Федоровича Януковича, с которым и у меня, и у Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира сложились добрые отношения…»
 
+++
 
Несомненно, Виктор Янукович, идя на выборы, позиционировал себя как представитель Русского мира Украины, как человек верный Православию. Таким он всеми и воспринимался. В таком качестве и получил высшую государственную власть…
 
Конечно, сегодня несколько преждевременно подводить итоги его президентской деятельности, но, приближаясь к дате 25 февраля – первой годовщине президентства, стоит заметить, что многие и многие повторяют и не устают повторять, что В. Янукович не выполнил главного своего обещания – не узаконил русский язык. Повторим и мы: русский язык, фундамент Русского мира, продолжает разрушаться – в детских садах, школах, вузах. Русский язык нуждается в защите, он должен иметь особый статус, утверждённый законодательно, соответствовать рангу, занимаемому им языком в Организации Объединённых Наций.
 
Доподлинно известно, что люди Русского мира, близкие к Януковичу, утверждают, что вопрос о языке может быть им решён, именно им. Отговорки – кивание на Верховную Раду – от лукавого.
 

Возрождение Русского мира как осуществление цивилизационного проекта – это спасительный выход из смертельного тупика, выход в том числе и для тех, кто этого пока не понимает.

Оставить комментарий Комментариев: 26
Ihor | 06.06.2011

Україна не росія ,і ніколи не буде рускім міром

оукраинец-сиб. | 18.02.2011

1) Мнение нынешней совковой быдломассы сформировано ещё в СССР. Нынешние пэтэушники - детки пэтэушников совковых.

2) Вам с "филиокве" разжёвывать начать или как?

Историк | 17.02.2011

1. Пэтэушники-совки как раз и формируют мнение массы. А несколько десятков типа интеллектуалов влияют на мнение 150 млн. чел. не больше, чем тысячи тонн ежесекундно падающих на Землю метеоритов на изменение ее массы.

2. Если вы не можете в двух словах объяснить человеку, в чем разница между 2 явлениями, то скорее всего ее и нет.
Если же по вашему она есть - тогда раскройте ее простыми понятными словами.

оукраинец-сиб. | 17.02.2011

1) А шо Вы мне форумы совков, да ещё пэтэушников, предлагаете? Это, по-Вашему, те, кто формулирует национальную идею России?

2) Коль Вашему пониманию недоступны такие тонкости, как правила Вселенских соборов и Апостольские правила, на которых строится Церковь, и от которых отпали католики, и Вы изволите замечать лишь разницу в обрядах, о чём мне с Вами спорить?

3) В богатый Евросоюз именно убогих и не берут, многолетний отказ ЕС принять Украину – тому доказательство.

Доказывать антихристианствующему свидомому, что основой единства всех частей Руси и русского народа 1000 лет была православная христианская вера, и что она же – основа их будущего воссоединения, так же безнадёжно, как закоренелому коммуно-атеисту.

Про тонкости витиеватой словесной эквилибристики «русского мира» спорьте с его автором Курилом Гундяевым.

Историк | 17.02.2011

1. Лень копировать горы постов из рунета, где на разные лады склоняются "пиндосы", а озлобленные пэтэушники изощряются в сценариях победы России в ядерной войне с загнивающим Западом.
Такая тенденция характерна на протяжении всей истории России (и советской, и досоветской), но за последнее десятилетие она просто доминирует.

2. Разница между православием и католицизмом чисто внешняя - в цвете одежды священников и внутреннем дизайне церквей. По сути же все остальное - едино: Библия - одна, обряд в корне - един, святые - на 80% одни и те же, праздники - тоже. Прилетевший с Марса гипотетический пришелец вряд ли разберется, в чем принципиальная разница - для него это будут малозначительные отличия между течениями одного вероучения.
Так что гипертрофизация различий, которой страдают православные фундаменталисты - не более чем еще одно проявление ненависти к западу, выражающееся в поисках мифических аргументов для укрепления своей собственной убежденности в "цивилизационном отличии" - неправославных ведь убедить в этом сложнее, а себя - легко.

3. Украина находится между двумя "мирами" - русским и европейским. Всем очевидно, что рано или поздно она присоединится к одному из них и станет его органической частью. К какому из них присоединяться - решит большинство граждан Украины.
Понятно, что для принятия решения по этому поводу каждым из граждан он должен рассмотреть все "за" и "против" и принять решение для себя лично. Сумма всех решений даст "равнодействующее" решение, которое и определит судьбу страны.

При принятии решений каждый гражданин сравнит оба "предложения" по ряду критериев и выведет свой баланс. Всем очевидно, что как ни подбирай критерии, баланс априори склонится к "европейскому миру". И никакие иррациональные аргументы типа общей истории (весьма малопривлекательной :(, единой церкви (склонной к обслуживанию властей в ущерб моральным принципам), когда-то общей экономики (от которой осталась общей только газовая труба, газ в которой так же дорог, как и в Европе) и призыва создавать "союз убогих" для борьбы с богатым западом, не перевесят рациональных аргументов присоединения к успешному союзу равноправных народов.

Поэтому мой прогноз - увы - пессимистичен для русского міра :(

оукраинец-сиб. | 16.02.2011

Историку

На соседней ветке я для Вас выложил материал, написанный американцем, об отношении эскимосов к православию и русским (предупреждаю заранее - отношение хорошее):

http://odnarodyna.com.ua/articles/6/1786.html

оукраинец-сиб. | 16.02.2011

Историк | 15.02.2011

3. ...Медведев ... назвал Россию органичной частью мусульманского мира.
Так что пока православные батюшки пытаются создавать "русскій міръ", у них за спиной Россия превращается в мир мусульманский :(

Отсюда вопрос - и оно нам надо?

===============================

Мусульмане татары, башкиры веками (жители Кавказа меньше) входили в Русское государство, но Россия от этого не переставала быть православным царством/империей.

Демографически же: относительный рост доли русского православного населения не уступал мусульманскому, не говоря уж об абсолютном, т.к. русские семьи были многодетны.

И сейчас русские составляют более 80% населения РФ, это ещё в урезанной России, каковой является РФ. В воссоединённой Великой-Малой-Белой России % мусульман будет ещё ниже. Предлагаю Вам заранее порадоваться. :)

Вы забыли про другое превращение - представителей мусульманских народов в православных. Есть те же татары, башкиры - православные.

оукраинец-сиб. | 16.02.2011

1) Различия есть как таковые, и без раздувания, по факту - различия между православием и католичеством/протестантизмом/светским либерализмом.

Где ненависть, какая? Приведите примеры.

Многовековые западные антиправославие и русофобия - вот это действительно раздувание ненависти.

Духовная культура России-Руси родом точно из Европы, но Европы православной - православной Римской империи.
В то время, как Запад - духовное дитя латинского католического Рима.

Разницу замечаете?


2) Вы ещё подкрепите "правоту" Широпаева помимо Федотова, ценность которого как философа и историка довольно условна, писаниями какого-нибудь "учёного" типа Ф.Духинского или Л.Цегельского, то-то порадуете!


3) Медведев в чём-то прав, хоть и не оригинален. Русь-Россия уже более 1000 лет в силу своего географического положения - мост между Востоком и Западом. Взять хотя бы Дикое поле с его азиатскими по происхождению хазарами, ордами печенегов, венгров, торков, берендеев, половцев и всяческих татар, веками терзавших Русскую землю, это разве не есть влияние Азии?!

А какое отношение к исторической России-Руси имеют идейные фокусы нынешнего россиянского руководства и прокремлёвской МП с их "Русским миром"? Вы можете привести примеры идейных истоков концепции "Русского мира" патр.Кирилла из, например, древнерусских текстов?

Историк | 15.02.2011

1. Из всех православных стран Европы только Россия раздувает свое будто-бы цивилизационное различие с Западом. Остальные православные страны спокойно стали членами ЕС и считают себя частью Европы.
При этом русские (в отличие от европейцев) активно культивируют у себя ненависть к Европе, но по сути не представляют серьезных аргументов в пользу своего виртуального "цивилизационного отличия" - ведь вся российская материальная и духовная культура родом из Европы :(

2. О том, что пишет Широпаев, писал еще до него философ и историк Федотов Г.П.:
“Есть одна область средневековой Руси, где влияние татарства ощущается сильнее, — сперва почти точка на карте, потом все расплывающееся пятно, которое за два столетия покрывает всю Восточную Русь. Это Москва, «собирательница» земли русской. Обязанная своим возвышением прежде всего татарофильской и предательской политике своих первых князей, Москва, благодаря ей, обеспечивает мир и безопасность своей территории, привлекает этим рабочее население и переманивает к себе митрополитов. Благословление Церкви, теперь национализирующейся, освящает успехи сомнительной дипломатии. Митрополиты, из русских людей и подданных московского князя, начинают отожествлять свое служение с интересами московской политики. Церковь еще стоит над государством, она ведет государство в лице митрополита Алексия (наш Ришелье), управляя им. Национальное освобождение уже не за горами. Чтобы ускорить его, готовы с легким сердцем жертвовать элементарной справедливостью и завещанными из древности основами христианского общежития. Захваты территорий, вероломные аресты князей-соперников совершаются при поддержке церковных угроз и интердиктов. В самой московской земле вводятся татарские порядки в управлении, суде, сборе дани. Не извне, а изнутри татарская стихия овладевала душой Руси, проникала в плоть и кровь. Это духовное монгольское завоевание шло параллельно с политическим падением Орды. В XV веке тысячи крещеных и некрещеных татар шли на службу к московскому князю, вливаясь в ряды служилых людей, будущего дворянства, заражая его восточными понятиями и степным бытом.
Само собирание уделов совершалось восточными методами, не похожими на одновременный процесс ликвидации западного феодализма. Снимался весь верхний слой населения и уводился в Москву, все местные особенности и традиции — с таким успехом, что в памяти народной уже не сохранилось героических легенд прошлого. Кто из тверичей, рязанцев, нижегородцев в XIX веке помнил имена древних князей, погребенных в местных соборах, слышал об их подвигах, о которых мог бы прочитать на страницах Карамзина? Древние княжества русской земли жили разве в насмешливых и унизительных прозвищах, даваемых друг другу. Малые родины потеряли всякий исторический колорит, который так красит их везде во Франции, Германии и Англии. Русь становится сплошной Московией, однообразной территорией централизованной власти: естественная предпосылка для деспотизма...
Крепостная неволя крестьянства на Руси сделалась повсеместной в то самое время, когда она отмирала на Западе, и не переставала отягощаться до конца XVIII столетия, превратившись в чистое рабство. Весь процесс исторического развития на Руси стал обратным западноевропейскому: это было развитие от свободы к рабству. Рабство диктовалось не капризом властителей, а новым национальным заданием: создания Империи на скудном экономическом базисе. Только крайним и всеобщим напряжением, железной дисциплиной, страшными жертвами могло существовать это нищее, варварское, бесконечно разрастающееся государство. Есть основания думать, что народ в XVI—XVII веках лучше понимал нужды и общее положение государства, чем в XVIII—XIX. Сознательно или бессознательно, он сделал свой выбор между национальным могуществом и свободой. Поэтому он несет ответственность за свою судьбу.
В татарской школе, на московской службе выковался особый тип русского человека — московский тип, исторически самый крепкий и устойчивый из всех сменяющихся образов русского национального лица. Этот тип психологически представляет сплав северного великоросса с кочевым степняком, отлитый в формы осифлянского православия. Что поражает в нем прежде всего, особенно по сравнению с русскими людьми XIX века, это его крепость, выносливость, необычайная сила сопротивляемости. Без громких военных подвигов, даже без всякого воинского духа — в Москве угасла киевская поэзия военной доблести, — одним нечеловеческим трудом, выдержкой, более потом, чем кровью, создал москвитянин свою чудовищную Империю. В этом пассивном героизме, неисчерпаемой способности к жертвам была всегда главная сила русского солдата — до последних дней Империи. Мировоззрение русского человека упростилось до крайности; даже по сравнению со средневековьем — москвич примитивен. Он не рассуждает, он принимает на веру несколько догматов, на которых держится его нравственная и общественная жизнь. Но даже в религии есть нечто для него более важное, чем догмат. Обряд, периодическая повторяемость узаконенных жестов, поклонов, словесных формул связывают живую жизнь, не дают ей расползаться в хаос, сообщают ей даже красоту оформленного быта. Ибо московский человек, как русский человек во всех своих перевоплощениях, не лишен эстетики. Только теперь его эстетика тяжелеет. Красота становится благолепием, дебелость — идеалом женской прелести. Христианство с искоренением мистических течений Заволжья превращается все более в религию священной материи: икон, мощей, святой воды, ладана, просвир и куличей. Диететика питания становится в центре религиозной жизни. Это ритуализм, но ритуализм страшно требовательный и морально эффективный. В своем обряде, как еврей в законе, москвич находит опору для жертвенного подвига. Обряд служит для конденсации моральных и социальных энергий.
В Московии моральная сила, как и эстетика, является в аспекте тяжести. Тяжесть сама по себе нейтральна — и эстетически, и этически. Тяжел Толстой, легок Пушкин. Киев был легок, тяжела Москва. Но в ней моральная тяжесть принимает черты антихристианские: беспощадности к падшим и раздавленным, жестокости к ослабевшим и провинившимся. «Москва слезам не верит». В XVII веке неверных жен зарывают в землю, фальшивомонетчикам заливают горло свинцом. В ту пору и на Западе уголовное право достигло пределов бесчеловечности. Но там это было обусловлено антихристианским духом Возрождения; на Руси — бесчеловечием византийско-осифлянского идеала.
Ясно, что в этом мире не могло быть места свободе. Послушание в школе Иосифа было высшей монашеской добродетелью. Отсюда его распространение через Домострой в жизнь мирянского общества. Свобода для москвича — понятие отрицательное: синоним распущенности, «наказанности», безобразия.”

3. Азиатская сторона России признается и ее современным руководством - Медведев недавно сказал что-то о России как о мосте между Европой и Азией, а еще раньше назвал Россию органичной частью мусульманского мира.
Так что пока православные батюшки пытаются создавать "русскій міръ", у них за спиной Россия превращается в мир мусульманский :(

Отсюда вопрос - и оно нам надо?

оукраинец-сиб. | 15.02.2011

Историк | 14.02.2011

Древняя Русь-Россия находилась исключительно в Европе территориально (до 16 века); по религии и культуре - опять же она часть Европы, точнее Европы православной, не Западной-католической. Влияние Азии было и на Великую Русь и на Малую, но оно вторично перед неизменностью основы - православия и порождённой им культуры.

По-Вашему, Широпаев привёл действительно НЕ ШТАМПЫ, а фактические, научные доказательства его:
"Нас вывихнула татарщина. Еще в ХIII веке наметились два противоположных исторических вектора, определивших дальнейшее формирование украинского и русского народов. Первый вектор – борьба с Ордой в союзе с Европой, второй – борьба с Европой в союзе с Ордой. Персонифицировались они соответственно в личностях Даниила Галицкого и Александра Невского. Первый вектор – естественен и логичен в культурно-историческом плане. Второй вектор – глубочайшее извращение с далеко идущими последствиями: культурными, государственными, историческими, психологическими, нравственными. ...

Цивилизационная вражда предопределена уже этими двумя историческими личностями..."


Русь - православная цивилизация. О какой "цивилизационной вражде" между её частями вообще можно говорить? Тем более, что русский князь Даниил Галицкий от православия не отрекался.

Историк | 14.02.2011

А вы считаете, что Московия была европейской, а Украина - азиатской? Мне кажется, что тут Широпаев где-то прав :(

И не стоит все, что вам не нравится, объявлять сразу штампами. Ваше утверждение о "едином русском народе" уж точно тянет на штамп, но я по крайней мере воздерживаюсь так его называть. Это ваше убеждение (хоть и ложное - по той простой причине, что кроме русских так должны считать и украинцы, а этого не наблюдается), с которым можно спорить, но не навешивать на него ярлык только для того, чтобы считать дискуссию на эту тему излишней (как часто и поступают носители такого убеждения :(

оукраинец-сиб. | 14.02.2011

Историк | 14.02.2011

Оукраинцу
На соседней ветке я дал ссылку на текст Алексея Широпаева, Россия:

..................
Как вам это нравится?

=====================

Читал это ранее. Старый набор штампов про "азиатскую Московию" и "европейскую Украину".
Самое смешное, что этого Широпаева некоторые россиянские СМИ почему-то называют националистом. Оскорбить они его, что ли, так хотят?

А Вам-то, поди, сие писание понравилось?

оукраинец-сиб. | 14.02.2011

Инга B | 13.02.2011

о-укр. Ну сказано же вам - флаг в руки. А пока силы нет в руках, все разговоры такого рода - пахнут провокацией

==============================

Пасусь я тут на сайте, пишу, что думаю и знаю, а вы не мешайте. Я вас на баррикады раньше срока не отправляю, кстати.
Сами-то чё тут пасётесь, герои?!

Историк | 14.02.2011

Оукраинцу
На соседней ветке я дал ссылку на текст Алексея Широпаева, Россия:

"Известно мнение, что Россия без Украины в имперском плане ущербна. Что-то в этом же духе говорил Бжезинский, да и не только он. Эта мысль верна. Но дело даже не столько в экономическом и геополитическом значении Украины для Москвы. Дело прежде всего в том, что на традиционном русском отношении к Украине, по сути, держится русское имперское сознание, благодаря которому российская империя, пусть и в урезанном виде, все еще существует. Подчеркиваю: именно отношение к Украине – не к Балтии, не к Кавказу – является определяющим для русского имперского сознания. Как только русские откроют для себя, что украинцы это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО другой народ – российский имперский миф рухнет, а с ним неизбежно кончится и империя.

Надо сказать, что на словах русские всегда готовы признать, что украинцы – народ, но – внимание! – «братский народ». За этой лукавой формулой кроется твердое убеждение, что мы – русские и украинцы – ОДИН народ, призванный жить в одном государстве со столицей в Москве. Говоря о «братском украинском народе», большинство русских воспринимают украинский язык и само украинство как досадное историческое недоразумение, исторический вывих, возникший благодаря зловредному влиянию Литвы и Польши. И при этом русские не задаются вопросом: а может, вывихом-то являются они сами?

Исторически вывихнуты как раз-то мы, русские. Нас вывихнула татарщина. Еще в ХIII веке наметились два противоположных исторических вектора, определивших дальнейшее формирование украинского и русского народов. Первый вектор – борьба с Ордой в союзе с Европой, второй – борьба с Европой в союзе с Ордой. Персонифицировались они соответственно в личностях Даниила Галицкого и Александра Невского. Первый вектор – естественен и логичен в культурно-историческом плане. Второй вектор – глубочайшее извращение с далеко идущими последствиями: культурными, государственными, историческими, психологическими, нравственными. И если король Даниил – знаковая фигура Украины, то приемный ханский сын Александр Невский – знаковая фигура России, ее «имя». Таков исток нынешних русско-украинских отношений. Уже после этого говорить о «двух братских народах» не приходится. Цивилизационная вражда предопределена уже этими двумя историческими личностями...

Еще на Переяславской раде (1654), на пресловутом «воссоединении», надо сказать, весьма вынужденном со стороны казаков, встретились два разных народа, говорившие на языках разных культур. Мало кто знает, что в Переяславле казаки, соглашаясь дать присягу московскому царю, настаивали, чтобы и он, в свою очередь, присягнул казакам в соблюдении их вольностей. То есть казаки заявляли себя носителями типично ЗАПАДНОЙ правовой культуры. Разумеется, это вызвало негодование московской стороны, заявившей, что «у нас не повелось, чтобы цари давали подданным присягу, а вольности ваши Государем соблюдены будут». Видать, веры Москве у казаков особой не было: четыре полка царю в Переяславле так и не присягнули…

Судьбу Гоголя предопределила судьба Украины в империи. Как еще мог сделать литературную карьеру талант, родившийся в колониальной провинции? Разумеется, надо было ехать в имперский центр, в Питер, писать по-русски, причем идеологически выдержанно. Скажем, на «Тарасе Бульбе» - козырной карте наших ура-патриотов – лежит явная печать политического приспособленчества. Как известно, было два варианта повести, и патетические слова о «русском царе» в предсмертном монологе Тараса появились лишь во второй редакции – по сути, Гоголь создал яркий, поэтичный псевдоисторический лубок, внеся весомый вклад в имперскую мифологему «воссоединения Украины с Россией». Но душевного комфорта Гоголю это не принесло. В России он мучился, изнывал. Его «Вечера на хуторе близ Диканьки» - это бегство в уже несуществующую Украину. По сути это плач об Украине, упрятанный в смех, в яркие южные краски, в сказочность, в полет стиля. Вспомним, как кузнец Вакула попал на прием к Екатерине II в составе делегации запорожцев, которые, предчувствуя свой скорый конец, прибыли в Петербург в надежде умилостивить «матушку государыню». Далеко не случайно Николай Васильевич свел вместе эти противоположные начала: ледяной имперский Петербург и огненных посланцев Сечи. В рождественскую пастораль Гоголь упрятал свою скорбь о погибшей казачьей вольности, об Украине…

Россия душила Гоголя, он рвался из нее, но куда ему было податься? В Украину, превращенную в Малороссию? Там он был обречен на убогое провинциальное прозябание. И тогда новой, идеальной Украиной для Гоголя стала Италия. В Италии он воскресал духовно, оттуда он писал откровенные письма, в которых «Россия, Петербург, снега, подлецы» шли в одну строку, через запятую. В Италии он «просыпался на родине». И чем все кончилось? Россия в лице попа-мракобеса Матвея задушила-таки Гоголя. Вот и вся его история вкратце.

Что ж, подытожим. Нам, русским, пора осознать, что обретение Украиной независимости глубоко закономерно. Это историческая справедливость, с которой необходимо не просто смириться – нам надо ее понять и принять. Понимание, что Украина действительно другая страна, настоящая заграница – вот ключ к нашему самопознанию, самокритике и самоосвобождению, предпосылка зарождения новой русской ментальности без имперских и антизападных стереотипов. Если это произойдет, все наше видение истории и мира изменится. Украина как бы ставит перед нами, русскими, зеркало. Надо честно и бесстрашно вглядеться в него. И, как сказано в нашей же, русской, поговорке, «на зеркало неча пенять…"
http://nazdem.info/texts/185

Как вам это нравится?

Инга B | 13.02.2011

о-укр. Ну сказано же вам - флаг в руки. А пока силы нет в руках, все разговоры такого рода - пахнут провокацией

оукраинец-сиб. | 13.02.2011

Данило ЧеГеВарко | 12.02.2011 и ФоМич | 13.02.2011

На что хватает личных денег, там и вещаю. :(

Кстати, и сейчас есть коренные галичане-львовяне, которые разоблачают украинский сепаратизм.

Если вы такие умные и богатые, дайте денег на покупку эфирного времени во Львове, а уж про историю укро-свидомизма я найду, что сказать.

А если всерьёз:
Будет время, когда и во Львове ТВ будет разоблачать укро-свидомизм. Это станет неизбежным после восстановления православной государственности в Великороссии. А там большевистские доминушки - БССР-УССР - повалятся по цепочке, вновь станут Русью-Россией.

ФоМич | 13.02.2011

Верно, Данило, и я говорю: молодец! Ну, тот… который с флагом.
Токо в Киев ему ехать не надо, а прямо во Львов… с призывом: «Вуйки, я подыму вам веки!» Они любят пришельцев, особенно с отдаленных мест. А мы… потом дружно… споем песню: «За што аборигены съели Кука, то есть Сиба»

CD | 12.02.2011

Полищуку. Судя по всему ещё не вечер. Хотя приблизилось, глядя на Египет

Данило ЧеГеВарко | 12.02.2011

Молодец, оукр-сиб. - флаг вам в руки. молодец, поезжайте в Киев и Львов, откройте "им глаза, что они - русские". Но не видно оукр-сиба на площадях Киева и Львова. Ещё бы лучше он это по ТВ рассказывал. Но и на ТВ его нет. Как так? Ау-уу! Что, може на ТВ не пускают? Так пусть свой купит!
И этого не может? А что может?.. Языком чесать? Сдаётся, этот человек то ли с луны упал, то ли из Австралии приехал, ничего не понимая в русском деле.

оукраинец-сиб. | 12.02.2011

Сармат | 12.02.2011

В чём надо помогать Кириллу? Вбивать миллионам русских людей Малой Руси, оболваненным коммунистами и свидомыми, верящих, что они "украинцы", а "Украина - не Россия", ещё и то, что они граждане "Русского мира"? Вместо того, чтобы открывать им глаза, что они - русские, а Украина - и есть исконная Россия.
Очередное иезуитство.


"У них нет ни чувства вкуса, ни чувства истории."

Это у Вас недостаточно разума, чтобы грамотно писать по-русски.

Вы забыли добавить главное чувство советского человека эпохи застоя - "чувство глубокого удовлетворения".

Сармат | 12.02.2011

Пока не многие понимают, что Патриарх начал великое дело. Он нуждается в помощи всех, кто считает себя русским.
И охота людям типа "оукраинец-сиб" говорить банальности? У них нет ни чувства вкуса, ни чувства истории.

оукраинец-сиб. | 12.02.2011

Кирилл хитромудрый, готов Украину и Белоруссию даже "Русским миром" назвать, лишь бы не сказать банальной исторической истины, что Украина и Белоруссия и есть самая что ни наесть Россия, уже более 1000 лет. "Россия" = "Русь" по-гречески.

Инга В | 11.02.2011

Пора бедным оранжевым историкам очнуться, смерть свистит над Украиной косой, заглушаемый гламуром ТВ. Историки, что-то делать надо. Прав автор!

Историк | 11.02.2011

Последний соцопрос демонстрирует стойкую тенденцию падения рейтинга ПР и ее сателлитов. Так что проблемы "русского міра" в ближайшее время будут интересовать Януковича не больше, чем полеты на Марс - ему пора уже подумать о запасном аэродроме :(

Игнат | 11.02.2011

Пора спросить, пора!

ДНЕПоДОН | 10.02.2011

Всё ясно. Но, пан Янукович, пошто ж всё губится на Украине русский язык? Или не спрсится?

Другие статьи раздела: