Поиск по сайту:

ПРАВОСЛАВИЕ / ПРАВОСЛАВ’Я

Покров над Русью. Цари и юродивые

Олег СЛЕПЫНИН 14.10.2011 01:02

Храмы, поселения, люди

Пожалуй, самыми необыкновенными по красоте своей известны на Руси храмы в честь Покрова Пресвятой Богородицы – Церковь Покрова на Нерли, близ Боголюбова, под Владимиром, и Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (Храм Василия Блаженного), на Красной площади. Замечательны по красоте своей и не менее по значению – Покровские монастыри в Харькове и Киеве. Всего же на Руси сейчас известно не менее восемнадцати монастырей, основанных в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Количество же Покровских церквей, существовавших и ныне существующих, вряд ли кто-то возьмётся подсчитывать. На современной карте России, Украины, Беларуси присутствуют (по крайней мере) пятьдесят названий населённых пунктов, имеющих в своей основе слово «Покров», в том числе и один город. Чтобы представить значение этого праздника для Руси, нужно сказать, что и семинарская фамилия Покровский ярко присутствует в нашей культуре – и до 1917 года и после. 
 
 
Город Покров, Владимирской области. Кафедральный собор Покрова Божией Матери
 
Русь как преемница
 
Почитание праздника в честь дивного события ввёл на Руси святой великий князь Владимирский Андрей Юрьевич Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха. Предание доносит, что в 1164 году князь, перечитывая Житие Андрея Юродивого, славянина, жившего в Царьграде в X веке, помыслил, что не должно быть без праздника такому необыкновенному видению, какого сподобился Андрей Юродивый. Андрей Боголюбский так описал это своё душевное переживание: «Се убо егда слышах, помышлях: како страшное и милосердное видение бысть без празднества. Восхотех, да не без праздника останется святой Покров Твой, Преблагая». И близ Боголюбова, любимой резиденции великого князя, появился первый на Руси Покровский храм. Событие это имело далеко идущие, хоть и не всегда явные последствия…
 
Из Жития Андрея Юродивого мы знаем, что он ребёнком был вывезен в рабство из Скифии (в славянском переводе слово «скиф» передано как «словенин»). В Константинополе его купил богатый сановник Феогност, который отдал Андрея в школу, где тот выучился писать и считать, стал секретарём Феогноста. При обыкновенном течении жизни Андрею была суждена карьера чиновника. Но вот однажды во сне Андрей увидел, как борется с огромным бесом. На эту битву взирал сонм небесных и адских сил. Андрей победил, и Господь Иисус Христос пообещал ему сокровища небесные, призвав на подвиг юродства. Взяв совет и благословение у священника Никифора (тот впоследствии напишет Житие святого) Андрей принял вид безумца. Он скитался по улицам и площадям Константинополя, бывал бит, пил и ел, что придётся, случалось, еду воровал на рынке, спал среди бездомных собак на навозной куче; собранную милостыню раздавал нищим. Андрей отвращал разных людей от греха, в их числе был и юноша из знатной семьи по имени Епифаний. Ему он помогал наставлениями, пророчествовал о судьбе Константинополя и о конце света. Однажды во Влахернской церкви (там хранилась риза Божией Матери, Ее головной покров, мафорий и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке) совершалось всенощное бдение, во время которого Андрей Юродивый сподобился видения: Богородица шла от входа к амвону в сопровождении святых Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова. Андрей спросил стоявшего рядом с ним Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всём мире?» - «Вижу, святый отче, и ужасаюсь», - ответил Епифаний. Богородица просила Сына Своего принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению: «… да не отыдет от Лика Моего неуслышан». Святые Андрей и Епифаний «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым. Но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». 
 
 
Икона Покров Богоматери (1401-1425 годы). Святой Андрей Юродивый представлен в нижней части композиции, указывающим на чудо явления Богоматери своему ученику Епифанию
 
 
В свой час Епифаний, как и было ему предсказано Андреем Юродивым, стал Патриархом Константинопольским. Кончина святого Андрея была столь же чудесна, как и жизнь его. Было ему 66 лет. Проведя ночь в молитве в укромном месте, он тихо отошел ко Господу. Тело же его чудесным образом исчезло, оставив благоухание.
 
У греков нет такого праздника – Покров, ими забыто это необыкновенное событие. Молитвенная же Русь, преемница Византии, однажды с благоговением увидела над собой Покров Пресвятой Богородицы и стала именоваться Святой. 
 
Расширение земель
 
Церковь Покрова на Нерли, возведённая повелением святого страстотерпца Андрея Боголюбского в 1165 году, сохранилась до наших дней в том же виде, в каком её видели русские люди на протяжении всех восьми веков её существования. Менялась политическая карта Руси и мира, изменялся земной ландшафт (при Боголюбском церковь находилась на стрелке – при впадении Нерли в Клязьму), а храм стоял незыблемо.
 
Изысканность Церкви на Нерли поражает всех, кто хоть однажды видел её. Живопись и фотографии, увы, не передают той чистоты воздуха, а тем более того настроения, с которым проходит путь к храму паломник – от Боголюбва через луг… Белокаменный храм украшен множеством резных рельефов – львов, птиц, женских масок. Но главной фигурой в композиции трёх фасадов является образ Царя Давида. Помазанник Божий восседает на троне с псалтерием (или псалтирем - музыкальным инструментом), хвалящий Господа, благословляющий второй рукой народ. Так в русской культуре возникала и укреплялась «царская тема». Неспроста великого князя Андрея мы иногда называем первым русским царём. 
 
 
Церковь Покрова на Нерли
 
Как водится, и Церковь на Нерли не избежала «чьего-то» желания её разрушить. В XVIII веке некий игумен Боголюбского монастыря (из-за низкой доходности Покровской церкви) пожелал её разобрать, а белый камень пустить то ли на возведение монастырской колокольни, то ли на строительство амбара. Однако средств на разборку не хватило. В 1877 году, с целью обновить храм, все древние внутренние росписи были сбиты. И это, как считается, уже не поправимо. В наши дни луг между Боголюбовом и церковью, похоже, многим бы хотелось застроить дачными коттеджами. Но нашлись люди, которые добились того, что луг был объявлен особо охраняемой природной территорией…
 
От этой небольшой церкви (7 х 8 м) стал распространяться по Руси праздник, а вместе с ним и территория самой Руси, и святые церкви на её землях. И вот уже Покровские храмы и монастыри мы видим на Урале, в Магадане, Владивостоке, Архангельске, Севастополе, Одессе, в Прибалтике, Казахских степях… Боголюбие князя Андрея и дивная красота этой церкви, при несомненности воли Царицы Небесной, стали источником для распространения по Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы. 
 
Блаженный Василий
 
При другом русском царе, близ иной царской резиденции – в Москве, был возведён Покровский собор, всему миру известный как храм Василия Блаженного. Имя русского юродивого, восходя со своим крестом в иные времена, стало созвучно имени Юродивого, жившего на земле за шестьсот лет до него.
 
О святом Василии Блаженном мы знаем немало. Знаем время его земной жизни (1469 – 2 августа 1552), знаем, что родился он в подмосковном селе Елохово на паперти церкви, в которую пришла его мать помолиться о благополучном разрешении от бремени. Знаем, что ремеслу учился он у сапожника и что в 16 лет у него «случайно» обнаружился дар прозрения. Василий предсказал заказчику, что сапоги тому уже не понадобятся. С юности и до смерти, без малого семьдесят лет, он совершал подвиг юродства, наставляя людей для нравственной жизни. Наставления актуальны и поныне. Ну вот, например. Однажды на рынке Василий разбросал калачи некоего торговца, который вскоре сознался, что подмешивал в муку мел и известь. Пророчества Василия поражают. «…Уж сколь страшен мой друг и кровопивец Ивашка Грозный, уж сколько проклятий высыпано на его голову, яко золы от сожженных душ, а будут чтить его как самодержца великого...» «…И ради грозного порядка в великой державе усатый этот царь из диких горцев положит на плаху и всех сотоварищей своих, и друзей верных, и тысячи тысяч мужей и женок...» «...Сожгут и уничтожат малые и великие храмы. И потом отстроят их. Но Бог не вернется в них, ежели служить в новых храмах будут не Ему, а злату. И тогда бедный люд вновь отвратится от церквей наших…» «… На самом юге черного арапского царства возникнет вождь в голубой чалме. Будет он метать страшные молнии и многие страны превратит в пепел. Hо Русь великая соберется воедино и уничтожит этого вождя...» Есть пророчество и о том, что будет на Руси «истинно великий Государь, коему суждено долгое и блаженное правление...».
 
Василий жил без крова; одежд не носил, но носил вериги (они и доныне на его гробе); был одним из немногих, кого слушал и кого боялся «яко провидца сердец и мыслей человеческих» царь Иоанн Грозный. Когда блаженный тяжело заболел, царь с царицей посещали его. А когда Василий умер, Иоанн Грозный и бояре самолично несли его гроб. Отпевал блаженного митрополит Макарий. Василий был погребён на кладбище Троицкой церкви что во Рву, где в память покорения Казани Иоанн Грозный вскоре велит строить Покровский собор. У могилы Василия Блаженного происходили чудеса и уже в царствование Феодора Иоанновича, в 1588 году, в Покровском соборе был устроен церковный придел во имя Василия Блаженного, а для его мощей была изготовлена серебряная рака. 
 
 
Храм Василия Блаженного на гравюре XVI века
 
В ХХ веке исполнилось пророчество Василия Блаженного о том, что «сожгут и уничтожат малые и великие храмы». Враг исторической Руси во времена безбожные замыслил снести храм Василия Блаженного. Известный архитектор и реставратор Петр Дмитриевич Барановский (1892-1984) получил от Лазаря Кагановича, первого секретаря Московского горкома партии, приказ обмерить Василия Блаженного перед сносом. Потрясенный намерениями Кагановича, архитектор спешно отправил телеграмму следующего содержания: «Москва. Кремль. Товарищу Сталину. Прошу предотвратить уничтожение Храма Василия Блаженного, так как это принесет политический вред советской власти». Когда Коганович, представляя членам Политбюро свой проект, убрал на большом макете с площади храм, Сталин произнёс легендарную фразу: «Паставь на мэсто». 
 
Киев святой
 
В Киеве известны два Покровских монастыря – Свято-Покровский мужской монастырь (Голосеевская пустынь – скит Киево-Печерской лавры) и монастырь Покрова Божьей Матери, построенный великой княгиней Александрой Петровной (в инокинях Анастасия). С последним связано имя юродивого Феофила Киевского (1788 – 28 октября 1853, в миру Горенковский Фома Андреевич), который обладал даром пророчества и чудотворения, за советами и благословением к которому обращались многие люди. Преподобный Феофил предсказал возникновение женского Покровского монастыря, который возник через 36 лет после кончины преподобного. Кроме этого Феофил водрузил кресты в тех местах, где впоследствии были устроены Спасо-Преображенская пустынь и Ионинский монастырь. Житие святого повествует, что Феофил несколько раз встречался с императором Николаем Павловичем, отказываясь его благословить; святой предсказал неудачную Крымскую войну и кончину императора. Весь Киев знал, что блаженный ездил на повозке, запряженной бычком, который сам знал дорогу от лавры и до Китаевской пустыни. Некоторые случаи из жития преподобного Феофила легли в основу сценария фильма «Остров».
 
С Голосеевской пустынью связаны имена многих известных подвижников веры. 
 
 
Свято-Покровская Голосеевская пустынь
 
 
Некоторое время здесь подвизался Христа ради юродивый старец Паисий (Прокопий Григорьевич Яроцкий, 1821 – 17 апреля 1893).
 
В 1853 году послушник Киево-Печерской лавры Прокопий был переведен записчиком в Голосеевскую пустынь, здесь же ему было поручено дополнительное послушание: читать молитвенное правило владыке Филарету. К первоначальным проявлениям юродства Прокопия относят то, что в храме он не читал по книге, но лишь по памяти. К Матери Божией обращался на «Вы»… В 1854 году послушник был пострижен в монахи с именем Паисий. Когда же он открыто стал вести жизнь юродивого, его перевели в Китаевскую пустынь. Судя по всему, Паисию был открыт невидимый мир. Преподобный скитался по киевским монастырям в грязной рясе с железной палкой, ночевал в лавре и где придётся, питался объедками; зимой, не чувствуя мороза, стоял на коленях в снегу. Старец прославился чудотворениями и прозорливостью. Люди приезжали к нему из дальних мест. В его обычае было – грозное обличение, под которым скрывалась сострадательная любовь. Он немало послужил своей больной матери и проводил её в последний путь. В Киеве он бывал осмеян, оплёван (в буквальном смысле) и бит. Но в свой час Киев его полюбил, и когда, послужив Богу и людям много лет, он, причастившись Святых Христовых Таин, тихо умер, его оплакивал весь Киев. Блаженный предвидел убийство императора Александра II, как и многое другое…
 
В наши дни Покровская Голосеевская пустынь возрождается, идёт бурное строительство. Пять лет назад, в 2006 году, сюда были перенесены с Лесного кладбища мощи почитаемой на Руси монахини – блаженной матушки Алипии (в миру Агапия Тихоновна Авдеева, 1908 – 30 октября 1988). Как прежде Лесное кладбище, так ныне и место её упокоения в Голосеево, привлекают большое количество паломников со всей Руси, со всего Православного мира. Официально матушка ещё не прославлена в лике святых, документы и свидетельства собираются и изучаются, но никто не сомневается, что это событие рано или поздно произойдёт. Такого мнения придерживается и наместник Покровской Голосеевской пустыни архимандрит Исаакий (Андроник).
 
В Киеве, в том числе и в разорённой Голосеевской пустыни, блаженная, наша современница, прожила 26 лет, с 1960 года. Из множества свидетельств о её предсказаниях напомним лишь о том, что задолго до филаретовского раскола она прямо во время службы обличила будущего раскольника; тогда её изгнали из церкви.
 
С началом преодоления раскола неразрывно связан Покровский монастырь в Харькове. На территории монастыря 27 мая 1992 года прошёл Архиерейский Собор УПЦ, осудивший филаретовский раскол. Митрополитом Украинской Православной Церкви был избран Владимир (Сабодан). 
 
 
Харьков. Покровский собор 
 
Чудесен праздник Покрова Пресвятой Богородицы!

В праздничный день этот мы слышим Величание: «Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша…»

Оставить комментарий Комментариев: 23
коренной киевлянин | 28.10.2011

очередная попытка с темы съехать
причем тут борис и глеб-они наши киевские,настоящие..а боголюбский полукровка половецкая,он не имеет права считаться своим.
мы говорим об убийце и кощуне боголюбском.
ну да как доказать свое не можете начинаете в тупую съезжать))))как всегда))))

оукраинец-сиб. | 27.10.2011

От Бонифация к Боголюбскому - где логика, связь? А Бориса и Глеба тоже убили свои. Они поэтому не святые?

Мы-то имя предков не продавали, юный Иудик.....

коренной киевлянин | 19.10.2011

да нет же,мы говорим о личности которая для Киева сыграла такую же роль, что Бонифаций Монфератский для Константинополя...оба закончили плачевно,одному болгары голову отсекли,другого задушили свои же люди....так что в боголюбском половце святости не более чем в бонифации монфератском....

что касается других вещей..то уж не сочтите за оскорбление, но не вам северо восточным окраинцам полукровкам,учить нас как себя называть и какую культурную политику проводить...нет у вас такого права)))
а то начинается я вам про фому а вы мне ерему...нечего боголюбского смешивать с названием Украина)))))))

оукраинец-сиб. | 18.10.2011

коренной киевлянин | 17.10.2011

... да и причем тут слова иуда..иуда это предатель.

===============================

Верно, Иуда - предатель. Лучшее имячко для предателей, продавших русское имя предков и променявших отеческое название "Русь" на польско-большевистскую "Украину".
Конечно же, в этом как всегда виноват исключительно Боголюбский, а не сами Иуды, как же ...

коренной киевлянин | 17.10.2011

Лаврентьевская летопись в числе князей упоминает также Дмитра и Юрия[6], также в походе участвовали половцы. В походе не участвовали полоцкие союзники Андрея и муромо-рязанские князья. Союзники Мстислава Киевского (Ярослав Осмомысл галицкий, Святослав Всеволодович черниговский и Ярослав Изяславич луцкий) не предприняли деблокирующего удара под осаждённый Киев. 12 марта 1169 года Киев был взят «копьем» (приступом). Два дня суздальцы, смоляне и половцы грабили и жгли «мати русских городов». Множество киевлян были уведены в плен. В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и всю святость: иконы, кресты, колокола и ризы. Половцы подожгли Печерский монастырь. «Митрополия» Софийский собор был разграблен наравне с другими храмами. «И бысть в Киеве на всих человецах стенание и туга, и скорбь неутишимая». В Киеве вокняжился младший брат Андрея Глеб, сам Андрей остался во Владимире.

коренной киевлянин | 17.10.2011

да нет же..там хоть купцов в храмах пожалели.ЗАЧЕМ ПЕРЕВИРАТЬ.
а боголюбский голубчик ну пограбил подчистую, в том числе и церкви(3 дня грабил)_...как вообще его можно святым звать после такого... плюс я обратил внимание что в советской и российской истории этот грабеж преподносится как великое благо...мол пошалил ребятеночек половецкий,но зато стал самым сильным князем в восточной европе....первый московитский царь
Причем это был не банальный грабеж,а именно удар нацеленный уничтожить киев как столицу....по ущербу сравнимый с грабежом Константинополя крестоносцами.
так что нечего приплетать события 1205 года,они по сути не имели никакого значения..так глупость, шалость...этот поступок не имел и тени того что ваш страстостерпец азиатский натворил.
вот провести бы опрос среди населения киева-рассказать о поступке боголюбского...и возможно ли после этого его святым называть)))..думаю результаты были бы, более чем не в пользу боголюбского.
да и причем тут слова иуда..иуда это предатель.
а я никого не предавал...то что я пишу разделяет большинство украинцев....так что неувязочка)))).

оукраинец-сиб. | 17.10.2011

Не нравится Хазарчик? А Иуда пойдёт?

Значит было, что грабить, - все монастыри и крупнейшие храмы, а киевских монахов и монахинь в 1204 - убивали. Боголюбский до такого не доходил.

коренной киевлянин | 17.10.2011

а у вас все хазарчики, кто вашу северо восточную окраинную идеологию не разделят)))))))

ну после боголюбского там уже грабить особо нечего было...то так уже не в счет..
да и вообще это не смягчает его вины...

оукраинец-сиб. | 16.10.2011

коренной киевлянин | 16.10.2011

ага вернул)))
точнее сказать попытался стереть с лица земли...разграбил,уничтожил(ПРИЧЕМ С ОСОБОЙ ИЗОЩРЕННОСТЬЮ...с той целью что удержать его не мог, конечно половчанин по крови не может царствовать в Киеве,разумеется киевляне сопротивлялись всяким инородцам что пришли из за сизых лесов права качать),как и его отца долгорукого, в Киеве явно не жаловали..вот он и уничтожил древний центр...и взамен ничего не создал,его феодальная держава пошла прахом после того как его удавили свои же....
Возомнил из себя мессию))))...
снять бы фильм на эту тему...во люди бы прозрели каких персонажей в святые записывают....в общем работы не початый край.

=======================================

Хазарчик, это ты написал про кн.Рюрика Ростиславича или про кн.Андрея Боголюбского?

оукраинец-сиб. | 16.10.2011

коренной киевлянин | 16.10.2011

вау))крыть нечем заступники убийцы,грабителя и кощуна, так всех в хазары записываете. ...

========================================

Хазарчик, почитай, как грабили Киев "чистые украинцы", не смешанные с половцами. Боголюбский отдыхает.

Википедия
РЮРИК РОСТИСЛАВИЧ:
"... Рюрик не смирился с поражением. 2 января 1203 г. его войска в союзе с Ольговичами и половцами взяли Киев, причём союзники подвергли город жесточайшему разграблению: ограбили даже крупнейшие храмы города, Софийский собор и Десятинную церковь, а также все монастыри; монахов и монахинь, священников и жен их, старых и увечных перебили, а молодых и здоровых повели в плен, также и остальных киевлян; пощадили только иностранных купцов, запершихся в каменных церквях, — им предоставили свободу в обмен на половину стоимости их товаров. Рюрик вокняжился в Киеве ..."

коренной киевлянин | 16.10.2011

ага вернул)))
точнее сказать попытался стереть с лица земли...разграбил,уничтожил(ПРИЧЕМ С ОСОБОЙ ИЗОЩРЕННОСТЬЮ...с той целью что удержать его не мог, конечно половчанин по крови не может царствовать в Киеве,разумеется киевляне сопротивлялись всяким инородцам что пришли из за сизых лесов права качать),как и его отца долгорукого, в Киеве явно не жаловали..вот он и уничтожил древний центр...и взамен ничего не создал,его феодальная держава пошла прахом после того как его удавили свои же....
Возомнил из себя мессию))))...
снять бы фильм на эту тему...во люди бы прозрели каких персонажей в святые записывают....в общем работы не початый край.

Znitak | 16.10.2011

Статья - просто отличная!
"Кор.киевля" зря себе сердце рвет, скорее всего по недомыслию или уж совсем он демкрат большой. Но судить наше средневековье нужно по законам того времени.
Случилось так, что законный владелец - кн. Андрей - вернул себе то, что ему принадлежит - Киевский престол отца и деда. Этому сопротивлялись, ну и получили по заслугам рабы неверные. Св. Андрей отдал престол - Глебу, а Суздаль стал столицей.

Александр | 16.10.2011

"коренной киевлянин" - мерзавец отъявлееный.
Прости ему, Господи

коренной киевлянин | 16.10.2011

вау))крыть нечем заступники убийцы,грабителя и кощуна, так всех в хазары записываете.
сдается мне во времена императора Льва Мудрого, один грек ренегат разграбил второй по величине город империи Фессалонику. Боголюбский по крови половчанин видимо не видел в Киеве столичного града, в его сознании пробудилась генетическая страсть его предков половцев к взятию Киева. А они постоянно об этом мечтали.
Но самое убийственное это то что,он разграбил (как вы тут любите писать иерусалим земли русской) столицу, город мать. Да так разграбил как до него никто не грабил. Включая церкви. Да он за один этот поступок заслуживает вечного проклятия. А его наоборот воспевают. Ну не маразм. Видимо у вас там на северо востоке понятия духовности радикально отличается.

короче Боголюбский подонок, насильник и убийца и место его рядом с тем же греком ренегатом что разграбил Фессалонику.
И умер он как собака....Божья кара его настигла.
Вообще в голове не укладывается как этого негодяя воспевать могут...
видимо хазары и воспевают..хазары тоже киев мечтали взять...вот Боголюский реализовал мечту всех кочевников...НУ ЧТО ГОВОРИТЬ ВЫ ГЛЯНЬТЕ НА ЕГО ФИЗИОНОМИЮ-НУ АЗИАТ АЗИАТОМ.

Боброк | 15.10.2011

этот местный киевлянин - 100 пр - потомок тех хазар. Иначе б не кощунничал по поводу святого князя, исполнявшего волю Богородицы, убитого, кстати сказать, жидовином

1235 | 15.10.2011

коренной киевлянин | 15.10.2011
святая русь-в одном слове куча высокомерия и гордыни...
...интересно по интересоваться бы мнением коренных киевлян той эпохи о личности этого кадыровца...

Нечем и не у кого интересоваться.
"КОРЕННЫЕ КИЕВЛЯНЕ" той эпохи, или этой - этнические ХАЗАРЫ.

коренной киевлянин | 15.10.2011

святая русь-в одном слове куча высокомерия и гордыни...это интересно кто такой ярлык дал? и на каком основании?)))...хотя была священная римская империя в которой святости было не более чем в святой руси)))
но больше всего умиляет псевдо стратостерпец Боголюбский (половчанин по крови,на его лицо глянуть стоит,больше на соотечественников кадырова похож чем на жителей руси) сжег киев,разграбил в том числе и церкви, а его за этот поступок восхваляют(мол правильно сделал голубчик))))...интересно по интересоваться бы мнением коренных киевлян той эпохи о личности этого кадыровца, чьи дома он сжег,чьих жен насиловали его солдаты и всех убиенных киевлян этим страстостерпцем))).

Бульба Тарас | 14.10.2011

Святая Русь! Какая радость!
А вражины клбятся вокруг!
Да растаят аки воск от лица огня!

оукраинец-сиб. | 14.10.2011

Историк | 14.10.2011

Если и "анти", то антиварварский и антиязыческий. Были в 9 веке варяги и славяне варварами и язычниками, это так трудно признать?

Историк | 14.10.2011

Автор не упомянул об истоках праздника - фактически он антиславянский, ведь знаменует укрытие Богородицей христианского Константинополя от войск варваров, коими к сожалению были киевские войска Аскольда :(

поліщук | 14.10.2011

Спасибо за труд написания этой статьи.

р. Б. С. | 14.10.2011

Спаси, Господи, за статью. Бальзам на душу!

Игнат | 13.10.2011

Отличная статья. Тонко подмечено о самых красивых храмах. С Праздником Покрова Пресвятой Богородицы!

Другие статьи раздела: