Поиск по сайту:

ПРАВОСЛАВИЕ / ПРАВОСЛАВ’Я

Пред чудотворной «Касперовской » иконой

Ольга КРАВЕЦ 04.11.2011 01:01

Ни войны, ни революции, ни смены режимов и даже государственного статуса Украины, никакие политические катаклизмы не смогли изменить нашу, одесскую, традицию. Каждую пятницу рано утром – в семь часов – в кафедральном соборе (сегодня – это Свято-Успенский кафедральный собор) совершается акафистное пение перед чудотворным образом Пресвятой Богородицы «Касперовская». 

Одесский Свято-Успенский кафедральный собор. Касперовская икона Божией Матери. XVI век

Возглавляет богослужение Высокопреосвященнейший Агафангел, Митрополит Одесский и Измаильский. Ему сослужит многочисленный сонм городского духовенства. Собор, несмотря на столь раннее время, бывает полностью заполнен богомольцами, прибывшими сюда, в центр Одессы, из разных районов города, из разных приходов. 

Причем те прихожане, которые спешат на работу, приходят в собор заранее – где-то в половине седьмого, чтобы успеть приложиться к чудотворному образу Пресвятой Богородицы «Касперовская» до того, как он будет изнесен на центр храма. И парит эта небольшая икона в драгоценной ризе над многочисленным собранием паствы, несомая с особой торжественностью Владыкой Агафангелом.

В любую погоду, когда еще практически темно, сыро и холодно, знойным, часто удушливым летом или промозглой одесской зимой с ее гололедом и пронизывающим ветром, спешат православные одесситы в главный храм города, чтобы припасть к Царице Неба и земли и испросить у нее помощи и заступничества в многочисленных наших земных заботах. Гости города также стараются хотя бы один раз побывать на этом богослужении, потому что оно необыкновенно. Православные одесситы так и говорят межу собой, например: «Ты будешь на акафисте?»

Одесский Свято-Успенский кафедральный собор

Когда приходишь сюда в первый раз, вспоминаешь предание о том, как посланные святым равноапостольным князем Владимиром гонцы, вернувшись из Константинопольской Софии, говорили: «Не знаем, на небе мы были или на земле». Многочисленное городское духовенство в сияющих облачениях в центре собора, в середине них – Владыка Митрополит.

Именно он, Высокопреосвященнейший Агафангел, начинает акафистное пение, которое продолжает множество священников, а завершает каждый икос всенародное пение, сотен собравшихся богомольцев: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором», и каждый кондак сопровождает всеобщий возглас: «Аллилуиа»! Как торжественно и прекрасно это пение в соборе! Оно настолько проникновенно, что ощущаешь всем своим существом живую и неразрывную связь с поколениями верующих, которые молились здесь в былые годы, и с теми, которые придут после нас. Ощущаешь прочную духовную связь с теми святыми угодниками Божьими, которые населяют Небесные Обители! И все мы едиными устами и единым сердцем поем акафист Пречистой и Преблагословенной Пресвятой Богородице. Здесь соединяется Небо и земля, здесь по-настоящему ощущаешь себя членом тела Церкви. «Так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены», - пишет святой апостол Павел в Послании к Римлянам (12,5). И действительно, не знаешь на Небе ты или на земле…

Высокопреосвященнейший Агафангел начинает акафистное пение, которое продолжает множество священников, а завершает каждый икос всенародное пение

Акафистное пение совершается еженедельно, кроме Светлой Пятницы, которая бывает после Пасхи, Воскресения Христова. Начало этой многолетней традиции было положено в годы русско-турецкой войны, или Крымской войны 1853 - 1856 годов. Преподобный Иннокентий Одесский, в те годы архиепископ Херсонский и Таврический, совершал свое архипастырское служение на передовых позициях русских войск в буквальном смысле этого слова. Одесса – город не военный, и с моря он виден весь как на ладони. Этим и воспользовались «заклятые друзья» России – флоты Великобритании и Франции, поддерживавшие в той войне Османскую империю – исламскую Турцию против христианской России. Английский фрегат «Тигр» практически в упор расстреливал беззащитных, но не сдающихся одесситов. Снаряды рвались на улицах города и даже в резиденции правящего архиерея на Французском бульваре. Происходили эти трагические события на Страстной Седмице Великого поста. По призыву преподобного Иннокентия в Великую Пятницу одесситы собрались в Свято-Преображенском кафедральном соборе и, так же как греки во Влахернской церкви, взмолились ко Пресвятой Богородице: «…покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором». 

Снаряды рвались на Соборной площади, но православные не прерывали молитвы, и она была услышана. По непонятной до сих пор причине вражеский флот ушел от берегов Одессы, хотя до покорения города оставалось совсем немного. Мало того, фрегат «Тигр» позже был потоплен и пушка, из которой обстреливалась Одесса, установлена и ныне стоит на Приморском бульваре возле здания мэрии.

Пушка с английского фрегата «Тигр» на Приморском бульваре

Спасо-Преображенский кафедральный собор был взорван большевиками. А чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Касперовская» перенесена в Свято-Успенский храм. В годы Великой Отечественной войны, когда шли жестокие бои за освобождение Одессы от румыно-фашистских захватчиков, православные, как и в годы Крымской войны, молились перед образом своей Небесной Заступницы. И специально подготовленный оккупантами карательный батальон, который должен был «примерно наказать» непокорных одесситов, так и не смог причинить им зла. А на следующий день в Одессу вошли воины-освободители! 

После войны Свято-Успенский храм получил статус кафедрального собора. Здесь и сегодня пребывает Пречистая Богородица в Своем чудотворном образе «Касперовская». Долгие годы насаждаемого безверья не поколебали усердия православных одесситов, их душевного стремления к еженедельному пятничному архиерейскому акафистному пению. Пусть в советские годы это богослужение не было столь многочисленным, как сегодня, но оно продолжалось. 

Сегодня Спасо-Преображенский кафедральный собор вновь предстает перед одесситами и гостями города во всем своем великолепии. Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокетий (Борисов) причислен к лику святых. А для молитвы пред чудотворным «Касперовским» образом Царицы Небесной по-прежнему прибывают богомольцы из всех уголков Православного Мира.

Для молитвы пред чудотворным «Касперовским» образом Царицы Небесной богомольцы прибывают из всех уголков Православного Мира

Пение акафиста Покрову Пресвятой Богородицы, которым Преподобный Иннокентий прославил чудотворный Касперовский образ Пречистой, и доныне хранит Одессу. Чудесный Омофор оберегает наш богоспасаемый град от «труса, потопа, огня, меча и от междоусобные брани, и от всякого зла, и от всякого врага льстивого и от бури наносимой…».

Спешат богомольцы в Свято-Успенский кафедральный собор забывая о своих физических немощах, многочисленных заботах житейских, чтобы в земном поклоне припасть к Пречистой и Преблагословенной Пресвятой Богородице и всем вместе – духовенству, монашествующим и мирянам – едиными устами и единым сердцем петь: « О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми муки, Тебе вопиющих: Аллилуиа». Это кондак 13 акафиста Божией Матери, который поется в пятую субботу Великого поста, и само богослужение этого дня зовется «Субботой Акафиста». Каждую пятницу поют его православные одесситы, возглавляемые своими священниками и своим Владыкой Агафангелом.

Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский

Сегодня невидимая война происходит в каждом из нас. Это наши страсти и грехи. Это наши неверные действия, совершаемые по отношению к другим людям. Но ведь во Христе мы все братья и сестры. Ведь «нет ни Еллина, ни Иудея… но все и во всем Христос», - пишет святой апостол Павел в Послании к Колосянам (3,11).

Как же научиться нам, омертвевшим душой, с иссохшим сердцем, такой всеобъемлющей Любви, в которой нет эгоизма, которая и есть Христос? «Невозможное человекам, возможно Богу» - это говорит всем нам Сам Господь в Евангелии (Лк. 18, 27). Надо только попросить, попросить Бога и Его Пречистую Матерь, обратившись к Пресветлому ее «Касперовскому» образу, пред которым мы, православные, не устаем взывать: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором»!
 

Оставить комментарий Комментариев: 0

Другие статьи раздела: