«Радуйся, нечаянную радость верным дарующая...»

22.12.2011

Икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» не относится к знаменитым образам. Не все наши современники, к сожалению, понимают и значение словосочетания «Нечаянная Радость». Для кого-то это неожиданная денежная прибыль, для кого-то удача в делах, неожиданный успех в любви, да мало ли что подскажет нам суетливый дух мира сего… 

 
Митрополит Агафангел возле иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость»
 
 
История этого образа Пречистой восходит к произведению святителя Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Жил себе человек, промышлявший разбоем. Но разбойник этот был странный, неправильный, что ли. Судите сами: перед тем, как идти на свой преступный промысел, он преклонял колена перед иконой Божией Матери и пел Ей Архангельское благовествование: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших». И потом шел на разбой. Странно, не правда ли? Мы вроде и не разбойники, да не так часто молимся Царице Небесной. А кто вообще вспоминает о молитве перед тем, как начать работу? Единицы. И это в лучшем случае. Тем не менее усердие благочестивого разбойника было замечено. В один действительно прекрасный день, как всегда, преклонив колени, пел он Пресвятой Богородице свою любимую песнь. И вдруг увидел, как из пронзенных ручек, ножек и бока Богомладенца, которого держала на руках Богоматерь, потекли струйки крови. В ужасе, разбойник пал ниц и воскликнул: «Кто это с Тобой сделал?»
 
По сегодняшним временам легко можно представить себе эдакого «братка», который уже готов «разобраться» с обидчиком Пречистой и Преблагословенной. Ответ был, как удар грома: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи, - отвечала Богоматерь, - Вы называете Меня милосердной. Зачем же вы оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» 
 
 
Икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость»
 
Разбойник воскликнул из самой глубины своего сердца, огрубевшего от греха, но не успевшего еще окаменеть: «Помилуй мя, о Мати милосердия, да не преодолеет злоба моя неизреченныя благости и милосердия Твоего, Ты бо еси всем грешником едина Надежда и Прибежище; преклонися убо на милость, Благая Мати, и умоли о мне Сына Твоего и Творца моего».
 
Раскаяние его было столь велико, что преступный промысл был немедленно и навсегда оставлен, и бывший разбойник стал жить не просто благочестиво, но в покаянии и чистоте. А в самой глубине его души все же теплилась надежда на милосердие Божие и Его Пречистой Матери…
 
Покаяние бывшего разбойника, услышанное Пресвятой Богородицей, было донесено Ее Предвечному Сыну. Однако Господь медлил с прощением грехов разбойнику. Но предстательство Царицы Небесной, Ее мольба за гибнущую душу не прекращалось. И преклонили молитвы Пречистой милость Божию к человеку беззаконному, каковым и был раскаявшийся разбойник. «Закон повелевает, да сын чтит матерь. Аз Сын Твой, Ты же Мати Моя: Аз Тя должен чтити, послушая Твоего моления; буди убо, якоже хощеши: ныне прощаются ему греси Тебе ради», - ответил Господь Своей Матери.
 
Обильные слезы покаяния потекли из глаз бывшего разбойника. Несомненно, этот человек преступил все Заповеди Божии, грехи его вопияли к Небу. Но велико было заступничество Пресвятой Богородицы за заблудшего, все-таки и в нем был образ Божий. Да и сам разбойник, находясь в бездне греха, тем не менее не забывал о молитве к Божией Матери, за что и даровано ему было покаяние. Вот это и есть та нечаянная радость, которая так необходима всем нам!
 
В Рождественском посту 22 декабря святая Церковь напоминает всем нам о неизмеримых глубинах милосердия Божьего и о неустанном предстательстве за нас, грешных, Пречистой и Преблагословенной Приснодевы Марии. Покаяние – это радость гибнущего во грехе человека, истинное покаяние, сопровождающееся слезами и воздыханием, несет перемену всего образа жизни – этот процесс очень часто бывает неожиданным для самого человека, не чающим такой радости, не понимающим ее.
 
В Одессе, в Свято-Троицком Соборе, находится месточтимый образ Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». Поток людской к этой иконе прекращается разве что ночью, когда храм закрывается. Свои горести и печали, болезни и воздыхания несут к Пречистой Богородице современные люди, оснащенные смартфонами и ноутбуками. А появился в этом храме этот образ не так давно, в годы Великой Отечественной войны.
 
Нам всем теперь хорошо известно, что богоборческая власть закрыла храмы, пытаясь запретить людям верить в Творца Неба и земли. В 1941 году 16 октября после 40 дней героической обороны советские войска оставили Одессу, в город вошли румыно-немецкие оккупанты. Германские войска вскоре продолжили движение по фронту, а вот румыны начали прочно обосновываться на захваченной территории. Комендатурой были открыты уцелевшие православные храмы, в том числе и Свято-Троицкий. Только относились они теперь к Румынскому патриархату. Скорбящий народ, в основном женщины и дети, с радостью потянулись к Богу, которого не успели еще забыть. К этому времени относится появление в Свято-Троицком соборе иконы Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость». Кто ее принес, неизвестно. Но знает Господь, сколько слез надежды и веры было пролито перед ней в молитве к Пресвятой Богородице о даровании спасения воинам на фронтах, о нашей победе над врагом. В такой беде, как война, особо близким становится сердце человека к Богу. И по Его неизреченной милости радость покаяния, нечаянная, но такая желанная поселяется в нем.
 
И после освобождения Одессы 10 апреля 1944 года, и после Великой Победы приходили и приходят православные к этому образу Пречистой, чтобы испросить «по коегождо потребе радость».
 
 Икона Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» осталась в Свято-Троицком храме навсегда. Больше храм не закрывался - это тоже нечаянная радость во времена хрущевского «волюнтаризма» и брежневского «застоя», когда мерзость запустения царила на святом месте. 
 
 
Одесский Свято-Троицкий собор
  
Сама судьба этой одесской церкви – тому свидетельство. Советская власть запрещала ремонтировать храмы, нечем было украшать и святые иконы. К образу Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость» в те непростые послевоенные времена прихожане приносили красивые полотенца, куски тканей и это дары наивных сердец становились своеобразным, но не менее ценным окладом.
 
Одесситы помнят Свято-Троицкий храм как греческую церковь. Именно здесь собирались члены легендарной греческой освободительной организации «Филики Этерия». Спасаясь бегством от турецкого владычества, в наших, Новороссийских, землях они были строителями, жертвователями и благоукрасителями этого одного из древнейших храмов Одессы. Здесь были погребены святые мощи патриарха-патриота греческого народа Григория V, повешенного турками на воротах Константинопольской патриархии в самый день Пасхи. Тело священномученика, выброшенное изуверами в море, было чудесно обретено русскими моряками и доставлено в Одессу. Закрытый богоборцами Свято-Троицкий храм понес утраты, но не был разорен. Открытый в годы войны, он и после Великой Победы продолжал действовать во спасение душ человеческих. В 1956 году здесь открыли Антиохийское подворье, которое стало залогом сохранения и благополучия храма в советские времена. Сегодня Греческая церковь имеет статус Свято-Троицкого собора. Всего в Одессе три собора: два кафедральных – Свято-Успенский и восстановленный Спасо-Преображенский и древний, по местным меркам, конечно, Свято-Троицкий собор.
 
И в наши дни каждый год 22 декабря под намоленными сводами бывшей Греческой церкви собирается православный народ для того, чтобы испросить у Царицы Неба и земли той Нечаянной Радости, от которой берет начало спасение всего человека. Его тела, души и духа. 
 
 
Митрополит Агафангел пред иконой Пресвятой Богородицы «Нечаянная Радость»
 
Для Свято-Троицкого собора это особенный праздник. Всенощное бдение с чтением акафиста Божией Матери в образе «Нечаянная Радость» возглавляет Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский. Ему сослужат клирики храма. А в самый день праздника Владыка служит Божественную Литургию. Одесситы стараются всегда прийти на эти Богослужения. Многие во время чтения акафиста стоят на коленях. А на Божественной Литургии всегда много причастников святых Христовых Тайн. Давайте и мы едиными усты и единым сердцем воспоем:
 
«О Всепетая Мати, невместимаго Бога во чреве вместившая и Радость всему миру родившая! Нынешнее приими пение, вся наша печали на радость преложи и от всякия избави напасти всех и будущия изми муки, о Тебе вопиющих: Аллилуиа».