Поиск по сайту:

ПРАВОСЛАВИЕ / ПРАВОСЛАВ’Я

Преподобный Онуфрий Великий и границы Святой Руси

Олег СЛЕПЫНИН 25.06.2009 09:49

25 июня – день памяти преподобного Онуфрия Великого, удивительного святого, с давних времён чтимого на Руси.

По преданию, хранимому на Святой земле, преподобный Онуфрий, прежде чем уйти в отдалённую египетскую пустыню, подвизался в пещере близ «земли крови», где вымолил у Бога там погребенных. «Земля крови», «земля горшечника» – участок, купленный в Иерусалиме на те самые тридцать сребреников, которые вернул Иуда, прежде чем удавиться.

В Евангелии от Матфея рассказано: «Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня». (Мф. 27, 6–8). Землю с этого кладбища (почва была к тому же красного цвета и, вероятно, прежде использовалась в «горшечном» - гончарном ремесле), как святыню, с древних времён увозили с собой паломники, случалось и на кораблях, чтобы рассеивать её на кладбищах своих городов. В Иерусалиме на горе Гробниц, где в пещере жил преподобный, - ныне православный греческий монастырь Онуфрия Великого. Местные жители (и не только христиане) почитают преподобного и называют Ангелом Гробниц. Небезынтересно, что в Египте, в древнейшем монастыре Сорока Синайских мучеников (теперь это скит монастыря святой Екатерины), есть VI века церковь Онуфрия Великого, в которой Литургия совершается лишь раз в неделю, по субботам, с поминовением усопших.

В старину на Руси также обращались с молитвой ко святому Онуфрию о новопреставленных, веря в то, что ему дано препровождать души через воздушные мытарства. Считается, что в этом источник традиции освещать некоторые кладбищенские храмы во славу святого Онуфрия…

Но «земля крови», это и земля измены, коварства, предательства. Возможно, в этом исток другой традиции – освещать Божии храмы и монастыри во славу Онуфрия Великого в пограничных пределах, в землях стояния за Истину.

Судьбы храмов и обителей схожи с судьбами воинов и монахов. Одни выстаивают во многих битвах, другие скоро погибают, чтобы воскреснуть, а может, и пропасть безвозвратно; случается и в плен попадают. Так сложилось, что храмы и монастыри во славу преподобного Онуфрия Великого обильно строились в православном «пограничье» на западе Руси, буквально по линии от Соловков до Анапы. В иных местах, во внутренних пределах, храмы и монастыри Онуфрия Великого встречаются не часто.

Пример удивительного стояния в Истине – польский Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь, расположенный вблизи нынешней границы с Белоруссией. Веками (400 лет!) находясь в агрессивной католической и греко-католической среде, монастырь сохранял чистоту православия. Обитель была основана на месте, куда по Бугу неведомо откуда приплыл большой – в человеческий рост, образ святого странного вида. Рыбаки села Яблочин, обнаружив икону, были поражены: на ней увидели того самого святого – с необыкновенно длинной бородой и прикрытыми листьями бёдрами, - которого видели в этих местах. Но имени его в ту пору не знали. Священник разъяснил: Онуфрий Великий.

Яблочинский монастырь выстоял. А львовский, испытывая более века притеснения после заключения Брестской (1596 года) унии, был в начале XVII века сломлен; как бы в плен к греко-католикам попал. Львовская обитель памятна православному миру тем, что в ней Иван Фёдоров напечатал в 1564 году свой знаменитый «Апостол». Великий православный просветитель умер в 1583 году и был похоронен в Онуфриевском монастыре. Память о нём ненавистна униатам. Со временем они перенесли памятную плиту с его могилы в Онуфриевскую церковь, откуда она потом загадочно исчезла. Плиту, её копию, восстановили при советской власти в «музейный» период обители. Но вновь исчезла плита – уже в новейшую историю Львова.

Онуфриевская церковь была когда-то и на иных рубежах – на Слобожанщине, в скиту Старо-Харьковской Куряжской обители. В 17-18 веках на дни Великого поста в скит к Онуфрию Великому переселялась монастыря братия. Располагался скит около источника живой воды. Читающей России памятен тот Онуфриевский источник и тем, что после молитвы перед чудотворным Озерянским образом и омовением лица в источнике, получил исцеление будущий писатель Григорий Квитка-Основьяненко. До пяти лет он был слеп. После гражданской войны в стенах Куряжского монастыря обустроилась детская колония А.С Макаренко, которая существует и поныне.

В 1666 году на Соловках при братском кладбище была выстроена деревянная церковь. В ту пору на архипелаге, не принявшем церковной реформы, уже тлел мятеж, вошедший в историю как «Соловецкое сидение». В старообрядческой песне поётся: «Чем по новому служить, лучше голову сложить». Все сложили, легли на кладбище около нового Онфриевского храма. В 1823 году там была выстроена каменная Онуфриевская церковь. А старинную разобрали, перевезли на соседний остров. Там этот храм был освящён как часовня во славу мученика Власия, а позже – Рождества Христова. Но древнему срубу был суждён и ещё один переезд: на острове возвели храм Сергия Радонежского, а сруб вновь перевезли на другой остров, где он пребывает и поныне, ожидая своей дальнейшей судьбы.

В 1854 году Соловецкий архипелаг оказался в зоне театра действий Крымской войны (название «Крымская», конечно, условно). Насельники достали хранившиеся с древних времён, со времён «сидения», копья и бердыши. Впрочем, были и пушечки. По недоразумению из одной был сделан выстрел. Древнее ядро не только успешно вылетело, но и каким-то образом пробило борт английского корабля. Враг был посрамлён и бежал. На следующий день Соловецкую крепость подвергли бомбардировке. Из 60 английских орудий было выпущено 1800 зарядов. Но бомбы странным образом почему-то не взрывались. Из монастырских никто не погиб. Отмечено: уцелели все чайки. Оборона сопровождалась многими чудесами. Разрушения были незначительными. Несколько пострадала Онуфриевская церковь, словно б приняв на себя вражью силу, удерживая границу… Небезынтересно, что в храме Онуфрия Великого, который расположен вне стен монастыря, после закрытия Соловецкой обители в 1923 году, было разрешено служить тем монахам, которые отказались покинуть остров. Их было около шестидесяти. Единственный раз при советах, на Пасху 1926 года, в лагере для заключённых священнослужителей был разрешен крестный ход. Вокруг храма Онуфрия Великого – шли четыреста человек, в том числе десятки архиереев… Её снесли в 1940-м, кирпич и могильные плиты пошли на стройматериалы. Сейчас идут разговоры о восстановлении храма, чему сопротивляются местные светские власти.

А вот другое море, Чёрное, крепость Анапа. Русская армия взяла Анапу штурмом в 1828 году, 12 июня. Это был итог военных походов, проведённых Русской армией за минувшие 40 лет. В Анапе построили православный храм и освятили в 1837 во славу Онуфрия Великого и Петра Афонского, чья память празднуется в один день – 12 июня. Анапу посетил император Николай I, свой визит он начал с посещения Онуфриевской церкви… Эту церковь разрушили турки в Крымскую войну – в 1855 году. Но в 1876 году был выстроен новый храм. Строил его весь город, собирали по 7 рублей с каждого жителя... В хрущёвские гонения Онуфриевский храм в Анапе, пользуясь принятой нами здесь военной терминологией, ушёл в подполье: в его стенах обосновался дом пионеров, в нём работали детские кружки, воспитывались – на советский манер – дети. Православные Анапы в тот период сумели купить частный дом и несколько перестроить его в небольшую церковь, освящённую также во славу Онуфрия Великого. В настоящее время Онуфриевская церковь в Анапе восстановлена. А переоборудованная стала именоваться церковью Серафима Саровского. В день Онуфрия Великого гудят колокола над Анапой, летит звон над морем. Перекликается он и со звоном колоколов в центральной Украине. В Черкасской епархии зарегистрировано два Онуфриевских монастыря – Корсунский и Жаботинский. Восстановлен же пока один.

В день памяти преподобного Онуфрия Великого десятки автомобилей на трассе Черкассы - Чигирин заворачивают по стрелке-указателю на «Думанцы», устремляясь к Свято-Онуфриевскому монастырю, расположенному между речками Тясмин и Жаботинка, что над селом Чубивка – на Ветряной горе.

Документов, проливающих свет на обстоятельства и время основания Жаботинского Онуфриевского монастыря, не обнаружено. Однако известно, что в 1706 году монастырь уже существовал: митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России Варлаам (Ясинский) обращался к гетману Ивану Мазепе (у которого в сердце уже зрела измена своему царю) с просьбой «про опiку благочестивых монастырiв»…

В 1717 году Чигирин отошёл к Польше и сделался административным центром так называемого Чигиринского староства, владельцами которого стали магнаты Яблоновские. При Яне Яблоновском с 1717 года на чигиринщине начали возрождаться, а в ряде случаев и образовываться, православные обители. В Матронинском лесу Холодного яра возникло 14 монастырей. Интерес Яблоновского в этом деле, окончившего Львовский иезуитский коллегиум, был экономическим: нужно было на опустевшие за время войн земли привлекать население. Кто ж пойдёт жить, если нет храмов и монастырей? Близ Матронинского Свято-Троицкого монастыря, который Яблоновский возрождал первым, был известен Онуфриевский источник… Из жития преподобного мы знаем, что 30 лет из 60-ти, проведённых им в пустыне, около его пещеры бил источник и росла финиковая пальма, двенадцать ветвей которой поочередно плодоносили… Необыкновенно его житие, как забыть: маленький Онуфрий приносит к иконе Богомладенца хлеб, говоря: «Ты такой же Младенец, как и я, но Тебе ключарь не даёт хлеба». И Младенец Иисус принимал тот хлеб. Памятны и последние слова преподобного: «Чтущий память мою, каким бы то ни было образом, удостоится Божиего благословения. Господь поможет ему благодатию Своею во всех благих начинаниях на земле, а на Небе примет в святые селения».

После «красных десятилетий» Свято-Онуфриевский монастырь начал оживать в 1993 году. По благословению архиепископа Черкасского и Каневского Софрония, ныне митрополита, настоятелем обители был назначен иеромонах Еразм (Борданов). К 1993 году, вероятно, как и тремя столетиями ранее, в монастыре немногое уцелело. Погибла соборная трёхпрестольная деревянная церковь 1758 года постройки, несколько братских корпусов, хозяйственные строения. На церкви Онуфрия Великого (освящена в памятном 1812 году) были разрушены купола, уничтожены иконостасы…

И вот минули 16 лет. Обитель в буквальном смысле поднялась из руин. Если б кто-то делал фотографии по снимку в день и теперь, смонтировав, прокрутил нам фильм, мы б увидели, как вырастают из земли белокирпичные строения хозяйственных построек, трапезной, гостиницы, как восстанавливается золото на куполах храма, как возникает новый сад и пасека за ним. Мы б увидели, как о. Еразм освящает во славу святителя Николая новую пещерную церковь.

Многими любим этот монастырь и почитаем его настоятель архимандрит Еразм. После Литургии на колокольне ударят в колокола – из храмы Онуфрия Великого двинется крестный ход; сотни людей – вначале стройно и по двое, а далее уж вне всякого порядка, гурьбой, ступают по травам зелёным… Как и сто лет назад, как и двести, и триста. При желании можно даже и лица тех людей, прежде нас здесь шедших, представить – родные!.. Они удержали церковь от униатства и расколов, удержать бы и нам.

Оставить комментарий Комментариев: 17
Игнат | 29.06.2009

Очень тепло и познавательно.
В Куряже сейчас колония для девушек-преступниц.

оукраинец-сибирский | 29.06.2009

НЕСу

Ну, если "как на войне", тогда не спорю. Можно и из пистолета пострелять.

HEC | 29.06.2009

оукраинец-сибирский | 26.06.2009
Северу
Я думаю, и нам было бы невредно складно оформить свои мысли в виде статей, а то пасёмся тут, выдавая вторичные реакции - в ответ не на сами статьи, а на критиканство Историка.
ПОЛЬЗА ЕСТЬ. У АГЕНТА СИТУАЦИЯ ПРОИГРЫШНАЯ - И ОН ЭТО УЖЕ ЗНАЕТ.
Я думаю, и нам было бы невредно складно оформить свои мысли в виде статей
-В ЛЮБОМ ВИДЕ ПОЛЕЗНО. НА ВОЙНЕ - КАК НА ВОЙНЕ.

оукраинец-сибирский | 26.06.2009

Северу

Я думаю, и нам было бы невредно складно оформить свои мысли в виде статей, а то пасёмся тут, выдавая вторичные реакции - в ответ не на сами статьи, а на критиканство Историка.
А чтоб уважаемый господин Историк не чуствовал себя забытым, предлагаю публиковать статьи с посвящением ему, вездесущему; так и писать - "Историку посвящается", к примеру.
Как Вам?

А если господин Историк посвятит нам дельную и фактически аргументированную статью, неуж-то нам это будет неприятно?

Господин Историк, ау-у-у!

оукраинец-сибирский | 26.06.2009

Историку

Большое спасибо за выходные данные по униатской проблеме.
Очень жаль, что центральная публикация - Ковпака по Холмщине - снята с интернета, в печатном виде где ж я её увижу?!
А Вы не в курсе, чего Ковпак с латинянами не поделил? Может, уже не желает далее тиражировать как казаки "насиловали" и "морозили"? Интересно.

Цитата Историка:
"Возможно с вашей точки зрения, высылка униатов в Сибирь (с государственным обеспечением) и насильная замена священников - это образцы христианского милосердия, но я расцениваю это как и любой непредубежденный человек - как гонения за веру.".
Ответ:
Дарагой мой нэпрэдубэжденый чалавек, прыежай к мине в Сибир - рыбка половим, гора-тайга походим, щащлык огонь поджарим, водка-горилка выпем, салами закусим - тока не гавари потом, что тебя тут за какой-то тётя Вера куда-та ганяли, харашо?!

сосед | 26.06.2009

по поводу запрещений и гонений католиков.
смотрим документальный фильм "Русская голгофа", там есть до революцыонные документальные кадры как царские юнкера начала присягу принимают. православные у своего священика, мусульмане у мулы, католики у своего, кстати католики смешно это делают, указательный палец правой руки в небо и повторяют за своим священиком.
отсюда мы видим две вещи, во первых нацыональных ущемлений не было, все принимались в юнкера, во вторых и религиозные отсутствовали, каждый присегал а соответствено исповедовал своё.

Историк | 26.06.2009

Я имел в виду не наше время, а до распада СССР. А сейчас в Москве есть все :)

Север | 26.06.2009

Историк: А пробовал ли автор найти примеры того, чтобы греко-католический храм в православном окружении смог сохранится хоть какое-то время? Таких примеров нет...
Историку: Такие примеры есть. Советую посмотреть эту ссылку: http://www.rkcvo.ru/ Католики Византийского обряда в России. В Москве, например. это Приход Святой Ольги, Расположен по адресу:109382, Москва, проезд Кирова, д.6.
А теперь предлагаю от слов перейти к делу. Комментировать (в Вашем случае критиковать)других авторов. еще раз повторюсь, не сложно. Предлагаю Вам написать статью на любую из тем, соответствующих рубрикам сайта, и разместить ее здесь под любым именем (но которе вы обозначите для своей идентификации для нас, в комментариях). Можете рассматривать это как научный вызов. Желаю творческих успехов, чоловиче.

Историк | 26.06.2009

Историю преследований греко-католиков можно найти в такой литературе:
Ленцик В. Українсько-католицька церква в Росії до її ліквідації (1772–1839/75) //Берестейська унія (1596–1996): Ст. й матеріали.— Львів,1996.
Пясецкий В. Краткий очерк истории воссоединения подольских униатов//Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета .— Каменец-Подольский, 1897.
Присоединение униатов Подолии к православию в конце XVIII века.— Б. м., б. г.
Яворовский Н. Религиозная жизнь в Подолии в конце прошлого века перед воссоединением с Россией //Труды ПЕИСК.— Каменец-Подольский,1897.
Слободянюк П. Українська церква: Історія руїни і відродження.— Хмельницький, 2000.
Історія релігії в Україні: В 10 т.— К., 1999.
Троицкий П. Меры, принятые преосвященным Иоанникием к уничтожению остатков унии в Брацлавской епархии //Подольские епархиальные ведомости (ПЕВ).— 1873.—№14.
Об униатах Киевской, Подольской и Волынской губерний в 1839 г.//ПЕВ.— 1889.—№26.
Ковпак В. Переслідувана традиція. Львів, 2003 (тут собрано много материалов о Холмщине, но интернет-версии все сняты, поскольку автор в конфликте с Римом).

Возможно с вашей точки зрения, высылка униатов в Сибирь (с государственным обеспечением) и насильная замена священников - это образцы христианского милосердия, но я расцениваю это как и любой непредубежденный человек - как гонения за веру.

оукраинец-сибирский | 26.06.2009

Историку

Цитаты и ответы-вопросы:
"Этапы запрещения:
- указ Катерины Второй 1795 г...." - где ЗАПРЕЩЕНИЕ? А ОБРАЩЕНИЕ - дело нужное. Екатерина, хоть немка была, а Православию помогла-таки: 8 млн. вернуть в лоно отеческой и Святоотеческой Церкви - великое Божье дело. Хотя бы ради этого тогдашнюю схизматическую Польшу распилить стоило.

"- указ Николая 1 о ликвидации унии 1839 г." - что, документ прям так и назывался? Там предписывались меры насилия? Исключительно они?
Огласите весь список, пожалуйста!

"- ликвидация унии на Холмщине - самый драматический этап борьбы с унией. ....." - интересный текст. Особенно про контрибуции, "насиловали", "на мороз" - прям венгро-австрияки какие-то, а не казаки. В общем, на русский "почерк" не похоже.
А то, что "В приходы были присланы батюшки из России." - правильно, кадры решают всё, как говорил великий Сосо! Откуда ещё православных настоятелей было брать, которые могли растолковать ополячиваемому народу отличие православия от латинской схизмы?!
Поделитесь ссылочкой, пожалуйста. Пока сказать ничего не могу, так как не знаком с холмско-униатской темой. Я ж не историк... ;(

На счёт ссылки униатов в Сибирь в 19 веке в общем.
Дорогой, ну почему вы все (западники-"либералы" и т.п.) взяли манеру людей пугать Сибирью?! Знаете ли Вы, что на юге Западной Сибири количество солнечных дней в году равно таковым на Северном Кавказе? Здоровый сухой воздух, чернозёмовидные почвы, дешевизна продуктов питания, свежие фрукты-овощи-грибочки, тайга полна дичью, реки полны рыбой - курорт, а не ссылка!
Ульянов-Бланк, будучи сослан в Шушенское, основательно поправил там своё здоровье - пожалуй, именно в этом я усматриваю главное преступление "царизма" перед русским народом.

Как говорится, дьявол кроется в мелочах.
То есть, для ясности картины Вам следовало бы уточнить, куда именно были сосланы "несчастные" униаты, платилось ли им казённое пособие, в каком размере (в соотнесении с местными ценами), могли ли они устроиться на работу? Или их заслали на Колыму, в нарымский край накануне зимы с парой топоров "для обустройства", или разместили с казённым харчем на жильё среди русского населения в земледельческом поясе Сибири, где сейчас живут миллионы русских, не считающих себя наказанными.
Тому же Ленину, помнится, казна каждый месяц в виде пособия платила столько, сколько местным крестьянин зарабатывал интенсивным трудом; хлеб, муку, крупы, картофель Вовик мог покупать на халяву ежемесячно пудами.

"В 1914 г. российская оккупационная власть в Галичине сослала в Россию многих священников, а митрополита Шептицкого - в монастырскую тюрму.".
1) На сколько мне помнится, наиболее активных пропагандистов украинства (каковыми были униатские кадры Щептицкого) в ссылке были размещены среди гражданского населения. Разницу с Талергофон-Терезином-шнурками в карманах солдат австрийских висельных команд в Галиции, прогонявших через петлю целые русские (не украинские!) деревни, замечаете?
2) Опять - дьявол кроется в мелочах. Куда поместили А.Щептицкого - в "монастырскую тюрьму" или "благодатную обитель" - можно понять лишь из знания подробностей: качество кормёжки, режим дня, наличие сантехудобств, как отапливалось помещение и пр.
Я не думаю, что главаря "хорошо организованной шайки негодяев", как его назвал владыка Антоний (Храповицкий), посадили голодать на цепь в неотапливаемом сыром каменном подземелье - но именно так католики обращались с православными, загоняя их в унию.

"В 1945 г. был арестован митрополит и целый ряд священников. В 1946 г. во Львове НКВД провела "собор", после которого все священники и монахи, не перешедшие в православие, вместе с семьями были сосланы в Сибирь."
Все вопросы по "собору"-собору 1945 г. и деяниям НКВД - к тов.Сосо или его идейным преемникам в лице КПРФ-нынешней компартии Украины (как её там у вас кличут?). К тому моменту Русское государство уже 28 лет как не существовало.

Историк | 26.06.2009

Что такое - "каноническая территория"? Зона особых интересов, огороженная колючей проволокой?
Во всем мире любая конфессия имеет право проповедовать, за исключением "православной канонической территории". Попахивает ГУЛАГом.

T0R | 26.06.2009

Историку:
Как всегда вывернул все на изнанку - уния пришла на какноническую православную территорию. И насильничали католики-униаты. Если "красавцы" получили по мордасам в ответ, так ВАС ни кто сюда не приглашал. и не скулите. веру продавали знали куда идете. Подляшки.

Историк | 26.06.2009

Ребятам не нравятся мои посты. Что ж - на вкус и цвет товарища нет. Одно замечание - я пишу свои мысли о том, что прочитал в статье (комментирую ее). Ребята же пишут комменты к моей персоне. Напрашивается вывод, что ребята - провокаторы на службе у ФСБ (ЦРУ, Моссада), и им "за это в спецслужбе американской деньги платят. Ясный пень, что работа позорная. Но ведь для цру нужная!"

Теперь о запрещении греко-католической церкви.
Этапы запрещения:
- указ Катерины Второй 1795 г. после раздела Польши. На территории Правобережной Украины (Подолье, Киевщина, Волынь) за 25 лет правительственного «обращения» униатов на православие (1772–1796 гг.)ГКЦ утратила 9316 приходских церквей, 145 монастырей, и более 8 млн. верных. Лишь смерть царицы остановила акцию насильного “воссоединения униатов”.

- указ Николая 1 о ликвидации унии 1839 г.

- ликвидация унии на Холмщине - самый драматический этап борьбы с унией. Это преследование унии можно считать тяжелейшим и жесточайшим по сравнению с двумя предыдущими. Священников, которые не соглашались на переход в православие, вывозили в ссылку. В 1871 г. было устранено из приходов 74 священника, которых вывезли в глубь России, а еще 66 священников сами оставили свои приходы, выехав из Галичины. После 1875 г. более 140 униатских священников было устранено из приходов. К людям применялось жестокое физическое насилие. Лишь в 1875 г. из Сидлецкого воеводства вывезено в Сибирь 140 униатов, с Белой Подляской – 120 чел. В 1876 г. в ссылке в Сибири насчитывалось свыше 600 униатов из Подляшья. В 1880- их гг. вывезено свыше 1000 униатских семей из этого края в разные области центральной и северо-восточной России. Людей, которые не подчинялись, российские солдаты без милосердия подвергали пыткам. В Пратулине, Дрелове, Докдове, Кодне и т.д. пролилась мученическая кровь невинно убиенных. На людей накладывали высокие контрибуции, их выгоняли голых на мороз в с. Чоломии, били до смерти в с. Ламазах и Рудно, насиловали женщин, чтобы их мужей заставить подписать переход на православие. Селяне греко-католики из Рудно два месяца прятались в лесах, так как в село пришли российские казаки, которые требовали от них отречения от унии в письменной форме и, не получив такого согласия, начали карательную военную экспедицию. Селяне из Парчева и Корницы, простояв под оружейным прицелом российских солдат целую ночь на морозе, не подписали акт об отречении от унии. Простой крестьянин Арсен Пикула из Дерла, несмотря на присутствие карательних отрядов в селе, вместе с односельчанами принимает клятву “во имя пратулинских мучеников”, что они “ни на шаг не отступят от веры”. Это грозит крестьянину Пикуле заточением и смертью. Иосиф Конюшевский принял смерть в огне, который поразил его хату, вместе с женой и двумя дочерьми. Иосафат Стусь из Рудно, который за верность Унии был выслан в Сибирь, три раза убегал из ссылки и только на третий раз ему удалось добраться до родного села. Вернувшись в родное село, он стает наставником молодежи. Схваченный русскими козаками, Стусь закончил свою жизнь под нагайками. В 1904 году 50 подляшских селян отправились в паломничество в Рим. Они шли в паломничество с еще живыми следами сабель и нагаек на своем теле от российских казаков. Перед аудиенцией у папы Пия Х, крестьянин Андрей Блискош умер от острого воспаления легких. Папа отслужил за этого отважного “ангела-стража унии” литургию за душу мученика-униата в присутствии 50-ти его паломников.
В приходы были присланы батюшки из России.

В 1914 г. российская оккупационная власть в Галичине сослала в Россию многих священников, а митрополита Шептицкого - в монастырскую тюрму. Власти активно действовали по переходу целых парафий в православие, для этого присылали священников из России.

В 1945 г. был арестован митрополит и целый ряд священников. В 1946 г. во Львове НКВД провела "собор", после которого все священники и монахи, не перешедшие в православие, вместе с семьями были сосланы в Сибирь. После этого креко-католическая церковь стала самой большой подпольной церковью в мире. Папа беатифицировал 28 греко-католических мучеников за веру в 2001 г.

оукраинец-сибирский | 26.06.2009

Историку

Цитаты:
"...православные при первой возможности запрещали греко-католическую церковь (и делали это несколько раз)."

У Вас есть примеры, как "запрещали" на законодательном уровне, что ли? Поделитесь?

"История греко-католиков, страдавших от гонений со стороны своих братьев-православных - одна из наиболее трагичных во всем христианстве."

Владимир Святой, крестил Русь в чистую христианскую веру и однозначно дал понять латинянам, что Русь в их услугах не нуждается.
Латиняне и недоверки, как их метко назвали малороссияне, сами потащили унию на Русь силой. За что по морде от Руси и получили, и получат ещё.
Погодите чуток по историческим меркам, лет 10-15, западенский "Пьемонт" скоро откукарекает последнюю униатско-"украинскую" песенку. Лошадка истории ближе к концу пути ускоряет свой бег.

PAI | 25.06.2009

СЕВЕРУ. Но зато у нас "историк" свой, он трудится, ему за это в спецслужбе американской деньги платят.
Ясный пень, что работа позорная. Но ведь для цру нужная!

Север | 25.06.2009

Историку: Ну що ж Ви за людина така цiкава?! Прошу прощения, если не понимаете. Разъясню подробнее. Есть такая категория людей. И говорят вроде бы умные вещи, и вроде бы призывают к дискуссии и даже иногда (если "в теме")принимают в ней участие. Но только сами написать ничего путного не могут. К тому же уходят от дискуссии по существу, как, например, в обсуждении статьи "Взрыв в тылу воюющей стороны". Прокукарекал, а там хоть не рассветай. Разве это подход историка? Это, скорее, стиль работы человека, пытающегося дискредитировать все и всех, провоцирующего читателей усомниться в объективности материалов, а самому при этом оставаться в тени. Ну ти зрозумiв, чоловиче, як зветься отака iстота? Якщо нi, то розтлумачу. Вона зветься - ПРО-ВО-КА-ТОР. Ото ж.

Историк | 25.06.2009

Авторы этого сайта демонстрируют пиетет ко всему, что связано с православием, и крайнюю нетерпимость к католикам. Автор пишет: "Веками (400 лет!) находясь в агрессивной католической и греко-католической среде, монастырь сохранял чистоту православия." А пробовал ли автор найти примеры того, чтобы греко-католический храм в православном окружении смог сохранится хоть какое-то время? Таких примеров нет, поскольку православные при первой возможности запрещали греко-католическую церковь (и делали это несколько раз). История греко-католиков, страдавших от гонений со стороны своих братьев-православных - одна из наиболее трагичных во всем христианстве.

Что касается львовского Свято-Онуфриевского монастыря, то автор, как говорят, слышал звон, но не знает, где он.
В хронике монастыря за 1771 г. указано, что перед алтарем Божьей Матери лежит плита «какого-то печатника» (известна практика укладывать в полы храмов старинные плиты, связанные с его историей). В 19 ст. плита эта была уже сильно разрушена, и во время ремонта 1883 г. рассыпалась совсем. Плиту исследовало довольно много людей, которые оставили ее рисунки. Так что никакой загадки исчезновения плиты нет – монахи даже составили протокол с подписями свидетелей, описывающий утрату плиты.

Теперь о самом Федорове – его похоронили в стене монастыря. В 1975 г. под руководством археолога Игоря Свешникова нашли план, в котором рукой настоятеля было показано, где находится захоронение. Была разобрана часть стены и найдена плита ХVII ст., принадлежащая купцу, а сверху лежал скелет. Установлено, что скелет принадлежал 70-летнему мужчине, который умер в конце 16 ст. Возможно, что это кости Федорова, но нет лицевых костей и подтвердить это невозможно. Кости хотели похоронить, но Свешников выступил против. Когда помещение снова отдали монастырю, кости перевезли в новое помещение музея книги, где они и хранятся сейчас. Что с ними делать – неизвестно, поскольку хотя по традиции останки возвращают на старое место, но на территории монастыря нет кладбища и хоронить их там невозможно, да и что писать на могиле?

Другие статьи раздела: