Поиск по сайту:

ПРАВОСЛАВИЕ / ПРАВОСЛАВ’Я

НА СВЯТЫХ БОЛОТАХ. Чигиринские заметки

Олег СЛЕПЫНИН 04.11.2009 11:36

На святых болотах

Храм – длинный серенький железнодорожный вагон с небольшим куполком и звонницей на швеллерах. Рядом сельская хата с иконой на стене; тут же косо лежит зелёная автоцистерна, в разных местах – штабели стройматериалов; неподалёку вскрыт фундамент древнего храма… Это Чигирин, Свято-Троицкий монастырь, 2009 год, конец октября.
 
 
 
В Чигиринском Свято-Троицком монастыре
 
За вагончиком – уставшее поле, стога, озёрца-источники, на одном монашенка гусят кормит; воздух по-осеннему сероват и как бы непрозрачен; травы, камыши, калина...
 
Первое впечатление – в монастыре и взглянуть не на что. Но через несколько часов совершенно уж и не примечаешь внешней его неустроенности, а в душе… в душе живое, светлое, спокойное чувство, словно бы день в цветниках среди намоленных храмов прожил!
 
По ступенькам времён
 
В Москве на Пятницкой (д. 51) есть храм, именуемый Троицкий храм в Вишняках. Его история напрямую связана с Чигирином, с трагическими событиями 1677-1678 гг., когда турки и татары многотысячным войском, предприняв два похода, уничтожили гарнизон и 60-тысячное население Чигирина. Последние защитники славной казацкой крепости набили пушки порохом и взорвали их вместе с захватчиками, крепость погибла, река Тясмин окрасилась в клубящуюся густую кровь. Среди осаждённых, противостоящих турецко-татарскому войску, были царские стрельцы, командовал ими Матвей Вишняков (Вешняков). По обету, который порой даётся Господу в смертельно безвыходный момент, уцелевшие защитники Чигирина возвели в Стрелецкой слободе Москвы каменную церковь.
 
 
Рисунок Т.Шевченко, 1845 г., Чигиринский девичий монастырь
 
Чигиринский монастырь мусульманское войско в ярости своей стёрло с лица земли.
 
Не они первые.
 
Не они последние.
 
Как казацкий зимовник Чигирин был основан в 1527 году. Крепость возвели на труднодоступной горе Каланча (ныне Богданова или Замковая) для перекрытия пути татарам из Крыма на Русь. При этом монастырь устроили, если судить житейским умом, в месте неудобном – болотистом, вне крепостных и вне городских стен. Однако имеются сведения, что место указано было явленной иконой Божией Матери Одигитрия.
 
 
Фундаменты древнего и будущего Свято-Троицкого храма, на переднем плане алтарь и престол
 
Для православного Русского мира Чигирин драгоценен тем, что в нём в 1648-1657 годах располагалась резиденция гетмана Богдана Хмельницкого, здесь была его ставка, здесь им вынашивалась речь, произнесённая 8 января 1654 года в Переяславе: «…уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей…» А в ответ ему было единодушное: «Волим под царя восточного, православного…»
 
Ландшафтно-архитектурная доминанта Чигирина – Замковая гора и памятник Богдану на ней. Булава воздета, как знак восклицания! Помните! У подножья – сцены освободительной войны и её результат: в дивном женском образе Святая Русь благословляет братское соединение рук казака и стрельца. Хмельницким был реализован мистический код святого Владимира, Крестителя Руси: Киев и Псков, Смоленск, Ярославль и Владимир на Клязьме вновь оказались в едином государстве.
 
При Богдане Хмельницком Троицкий монастырь благоденствовал. Обитель стала одной из самых благоустроенных и процветающих на Украине. Посещали монастырь послы и духовные мужи, одаривали. Первоначально монастырь был мужским, в нём свой век доживали казаки, получившие увечья в сражениях.
 
В 1654 году монастырь посетил знаменитый святитель Христов Патриарх Константинопольский Афанасий III Пателларий. (У нас его иногда называют «Афанасий сидящий».) Побывав в Москве, св. Афанасий приехал с миссией к Богдану Хмельницкому. Из Чигирина святитель отправил в Яссы милостыню, полученную им от царя Алексея Михайловича, а сам уехал в лубенский Мгарский монастырь, где после Пасхи преставился. Погребён был св. Афанасий по восточному обряду – сидящим на троне. Его мощи, обретённые нетленными, ныне почивают в харьковском Благовещенском соборе.
 
 
 
Памятник на горе
 
Афанасий Пателларий, находясь в 1653 году в Москве, изложил царю Алексею Михайловичу свой грандиозный геополитический проект. Собственно, это и было главной целью его визита. Он предлагал русскому государю («словом понуждал») в союзе с Молдавским княжеством и Запорожским войском идти войной на турок и освободить из-под ига православные народы. По мысли св. Афанасия, русский царь должен будет занять престол греческих православных императоров, а Московский Патриарх – кафедру Вселенских Патриархов.
 
Как известно, в последующем история не раз подталкивала Русь к осуществлению этого проекта.
 
 
 Преподобномученица Рафаила, игуменья Чигиринская
 
О пребывании св. Афанасия в Чигиринском монастыре известно, что он особенно любил молиться перед чудотворной Смоленской иконой Божией Матери Одигитрия. Между прочим, по молитве святителя в окрестных болотах лягушки, досаждавшие молитвеннику своим «пением», на века потеряли голос, что отмечалось монахами и через 250 лет.
 
Монастырь стал женским в 1735 году, когда число вдов и невест, потерявших своих женихов в войнах, многократно превысило число мужской братии, которая не в силах была совладать с укреплением песчаных заболоченных грунтов монастыря. Лягушек можно было заставить умолкнуть молитвой, а наводнения следовало одолеть трудом. Монахиня Парфения, написавшая очерк о монастыре, изданный в Киеве в 1893 году, свидетельствует: «…всё здоровые обитательницы монастыря, после вечернего богослужения, переносят на своих плечах массы песка с возвышенных мест в монастыре для засыпки котловин и починки плотин…»
 
Монастырь пережил и униатский захват, когда игуменьей монастыря поставили «прегорькую пьяницу униатку Ястрембскую, священником же – попа униата Яна». Монахини уклонились от совращения в униатство, покинули обитель. После изгнания униатов, монахини нашли монастырь «совершенно опустошённым, кельи разрушены и всё имущество было разграблено».
 
Четыре раза за свою историю монастырь уничтожался до основания.
 
В 1932 году храмы разломали трактором, остался лишь фундамент, на который в воспитательных целях установили бюст юного Ульянова.
 
Но последнее уничтожение монастыря началось много раньше. Новые власти искали клады. Что интересно – находили. На колокольне было обнаружено неведомо кому принадлежащее имущество – драгоценные предметы, золото, ковры, ткани. Некоторые находки имели историческое значение. В 1925 году под престолом Свято-Троицкого храма была найдена закладная плита 1542 года, уведомляющая, что основателем церкви является Дмитрий Вишневецкий… Князь Дмитрий Иванович (в фольклоре названный Байда), православный шляхтич, магнат, был одним из первых организаторов казацких войск. На свои средства он и основал первую крепость на Малой Хортице. Князь служил царю Ивану Грозному, участвовал в Крымском и Азовском походах, выполнял поручения царя на Северном Кавказе, был одарен подмосковными вотчинами, основал на Дону – в память о днепровском городе Черкассы, в котором был старостой, – град Черкасский (переименован в станицу Старочеркасская после основания Новочеркасска), столицу донского казачества…
 
Вся территория вокруг храмов, вокруг монастыря – некрополь, здесь лежат кости огромного числа казаков, монахов, монахинь, мирян…
 
В 1972 году монастырский некрополь разрыли, превратив его в песчаный карьер. Песок надумали использовать для отсыпки дороги к электростанции (которую и не построили). Как отнеслись к уничтожению кладбища жители древнего Чигирина? Вот свидетельство: «С останками захоронений чигиринцы (от мала до стара) поступали кощунственно: костями бросались, черепами играли в футбол или натыкали их на палки и с ироническими насмешками возили по городу. Особенно досталось малоистлевшим останкам. Старожилы рассказывали, что в процессе разрушения иногда извлекали из могил практически полностью сохранившиеся тела и облачения».
 
У родника Иоанна Воина
 
Игумения
 
После закрытия монастыря часть насельниц во главе с матушкой игуменией Рафаилой (Раиса Васильевна Тертацкая) нашли приют в доме одной богобоязненной семьи. Там совершались службы. Многие современники смотрели на этот дом с ненавистью.
 
Ночью 26 августа 1926 года чигиринский юродивый Варфоломей волновался, стучал в окно: «Матушка Рафаила, убегай! Через полчаса – тебе смерть!» Ответила игуменья: «На всё воля Божия. Я сестёр не оставлю».
 
Этого не хочется писать. И цитировать тяжело. Цитирую, как и некоторые предыдущие места в этой публикации, по книге «Преподобномученица Рафаила, игуменья Чигиринская. Житие. Служба. История Свято-Троицкого Чигиринского монастыря. Житие блаженного Варфоломея Чигиринского», составители: архимандрит Филарет (Зверев), Татьяна Черкасец, книга издана по благословению Высокопреосвященнейшего Софрония, митрополита Черкасского и Каневского, г. Чигирин, 2009.
 
 
Матушка Екатерина в трудах
 
«… в дом ворвалась группа активистов местной организации «Безбожник» во главе с её руководителем чекистом Иваном Леонтиевичем Саламащенко "жутка будет его смерть". Шестеро пьяных мужиков нагло схватили настоятельницу, вывели её на улицу, привязали к груше, обложили сеном, а затем подожгли, требуя, чтобы она сняла с груди крест и отдала им спрятанную ею ранее церковную утварь… Мать Елпидифора (преклонных лет, бывшая монастырская казначея. – О.С.) взяла в руки икону Божией Матери «Неопалимая Купина», и все сёстры безбоязненно вышли во двор. Они упали на колени… неожиданно разразился сильный гром, блеснула молния, и начался сильный дождь. Огненное пламя, едва успев разгореться, погасло. Тогда озлобленные мучители положили матушку на телегу и, связав её, повезли в старую скотобойню, где 49-летней игумении устроили зверский самосуд. Вначале насильники надругались над Христовой невестой, а затем в сатанинской злобе, неистово над ней издевались. Они жестоко били её прикладом по голове, оборвали ей волосы, выбили шесть верных зубов, вырвали нижнюю челюсть. Безбожники перебили матушке рёбра, верхнюю левую голень и раздавили в одинаковых местах нижние голени обеих ног (вероятно, переехали их подводой.) Исповедница крестилась, – и богоненавистники переломали ей правую руку. А напоследок по-зверски искололи страдалицу штыками и закопали в землю – ещё живой…» Одна из послушниц монастыря «откопала изуродованное и окровавленное тело мученицы. Матушка ещё недолго дышала…»
 
Её тайно похоронили на Казанском кладбище – в «цыганском углу», поставив над могилкой маленький крест. Многие годы за этим особым погребением ухаживала монахиня Маргарита (Мария Устиновна Нагорная была свидетельницей мученической кончины игумении Рафаилы, она отрыла её ещё живой и она же была свидетельницей жуткой и нераскаянной смерти чекиста Саламащенко). С 1999 года за могилой, по благословению священника, стала ухаживать монахиня Екатерина (Валентина Васильевна Калашник), нынешняя игумения Свято-Троицкой обители, которая у гроба мученицы получила исцеление и духовное укрепление.
 
В новом веке мощи мученицы были обретены нетленными и прославлены чудесами…
 
В 2003 году в город вернулась чудотворная заступница Чигирина – икона Божией Матери Одигитрия…
 
10 июля 2009 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил для местного прославления и почитания игумению Рафаилу (Тертацкую).
 
Слава о чудесах, совершаемых по молитвам к преподобномученице, расходится по всему православному миру…
 
Для желающих помочь возрождаемей обители, сообщаем адрес: Украина, 20901, Черкасская обл., г. Чигирин, ул. Короленко, 47. Свято-Троицкий монастырь.
 
Игумении Екатерине (Валентине Васильевне Калашник) Моб. тел.: +0-097-297-98-47
 
Как не похоже чигиринское возрождение на многие иные восстановления ХХI века. В старину казаки предпочитали жить в землянках, пока не возведут церковь, не отстроят монастырь.
 
 
* * * 
 
Вы спросите,  что же породило впечатление, что день в монастыре прожит, словно бы в ухоженных цветниках среди дивных храмов? Наверное, вот что – и монашенки, чистящие грибы, и вся история от времён святого Владимира, просматриваемая с Богдановой горы, и сотня белых гусят, гогочущих в монастырском прудике, и осень, мимолётная осень.

 

Оставить комментарий Комментариев: 37
Bасиль | 24.06.2011

Я думаю люди отримують зцілення тому що вірять в Бога і читають біблію, яка розкриває правду про наше життя і Служителів Божих які заводять свою паству в брехню заробляючи гроші і славу на цій землі." Ізцеляє тільки Бог, ане мощі людей які були послужні Богу і вмерли .Вони попали врай І їх нема !!! І не портрети святих людей, в яких ми просимо зцілити, тому що це буде ідолопоклонство. Читайте Біблію вона одна на всі віри які існують і там е ізцілиння

(Откр.22:12-21) 12 Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
13 Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний.
14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.
15 А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду.
16 Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя.
17 И Дух и невеста говорят: прииди! И слышавший да скажет прииди! Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром.
18 И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей;
19 и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей.
20 Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!
21 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
(Откр.22:12-21)

ГОСТ 1991-20хх | 13.06.2011

Гегель сказал, что история повторяется дважды - один раз в виде трагедии, другой раз в виде фарса. ....ну что, жители Чигирина трагедия в прошлом, антракт длинной в несколько десятков лет закончился, и теперь пришло время наблюдать за фарсом.

P.S.
Хвала тому, кто помнит историю подтвержденную многочисленными фактами и человеческими, не помутненными и не искаженными религией, воспоминаниями.

оукраинец-сиб. | 21.11.2009

Историку

1) Согласно Правилам VII Вселенских Соборов католичество - не Церковь, а сборище еретическое; я Вам об этом ранее писал.
Для них убийства и гонения иноверных - норма. Ярко это проявилось в многовековых гонениях, убийствах "русских схизматиков" на западе Руси. Убийство и насилие - "фирменный" почерк католичества.
Но при чём здесь христианство?
2) Не надо кровавые "подвиги" католиков сваливать на православных, за ними такого не водилось.
3) С каких это пор чужое духовное преступление, преступление заповеди (ложь) стало оправданием собственного?

Историк | 20.11.2009

Миллионы христиан врут и убивают для пользы церкви. Так что влияние церкви на "смягчение нравов" (как раньше писали) довольно ограничено - преступление во имя веры как правило благословляется церковью :(

оукраинец-сиб. | 17.11.2009

Историку

"Историк | 17.11.2009

... Абсолютно согласен с вами, что антропология не является основной составляющей в этничности. Археологи вообще считают определяющей культуру (в их случае - материальную), а не антропологический тип."

Ну, наконец-то, договорились. Консенсус, так сказать.
Только почему Вы так упорно цитировали "откровения" о "финно-угорстве" и "татаро-монгольстве" великороссов с "мерянских сайтов" и прочего и свои собственные?


"Но из песни слов не выкинешь - гены тоже важны. В этом легко убедиться в повседневной жизни - способности человека в значительной степени зависят от его генов, и в меньшей степени - от образования, тем более что способность к обучению тоже генетически задана."

Не сворачивайте, пожалуйста, в сторону от основной темы. Антропология, культура, этнокритерии - это одно; зависимость индивидуальных психологических качеств от генов (точнее, от наследственности, несомой генами) - это другое.

Нелишне вспомнить про ещё один фундаментальный источник способностей/неспособностей - Бога.
Для безбожников ложь - лишь техническое средство достижения поставленных целей, к которым они прибегают при надобности ничтоже сумняшеся.
Для христианина подобные средства неприемлемы. Тут, конечно, влияет и воспитание-образование, но, главное - нравственно-религиозный выбор самого человека.

С другой стороны, если человек воплощает волю Господню, то Господь ему помогает, в том числе, раскрывая его (как воплощение божественных!) способности, душевно исцеляя - приводя к божественной целостности.
А сила чудесной помощи Бога, Божией Матери и святых превышает любые индивидуальные способности человека, исключительно на которые делать ставку, опрометчиво, да и непрактично.

А Божественные, христианские ценности-заповеди, принятые путём индивидуального восприятия каждым человеком в отдельности, всем народом, определяют духовный потрет этого народа, его национальную психологию, характер, делают его отличным от иных народов, этих ценностей не разделяющих, - т.е., делают народ действительно народом в самом подлинном и глубоком - духовном - смысле, народом Божиим.

Как Вы относитесь к подобным мыслям, дорогой наш коллега-Историк?

Историк | 17.11.2009

Зря вы мне приписываете того, чего я не утверждал.
Абсолютно согласен с вами, что антропология не является основной составляющей в этничности. Археологи вообще считают определяющей культуру (в их случае - материальную), а не антропологический тип.

Но из песни слов не выкинешь - гены тоже важны. В этом легко убедиться в повседневной жизни - способности человека в значительной степени зависят от его генов, и в меньшей степени - от образования, тем более что способность к обучению тоже генетически задана.

оукраинец-сиб. | 16.11.2009

Историку

1) Оттуда же: "Сильное сходство с исходным антропологическим славянским типом сохранили разве что современные поляки, то есть западные славяне."

Т.о., согласно интервью Алексеевой, "украинцы" среди сильно сохранивших сходство с "исходным антропологическим славянским типом" НЕ упоминаются, а "разве что современные поляки, то есть западные славяне".
С чем я Ваше чистославянское величество и поздравляю.
Осталось выяснить, на кого же похожи украинцы (если не "на исходный антропологический славянский тип")? Вы не в курсе, часом, господин Историк?
Жду Ваших повторных откровений про "украинский" фракийский антропологический тип. Ха-ха.


Из интервью:
"И все-таки это уже славяне. Потому что их погребальный обряд, их женские украшения, которые в основном и являются для ученых этническими определителями, - вятичские, а не финно-угорские."
http://www.izvestia.ru/moscow/article3101852/

Такой этнокритерий, как культура (в данном случае - "погребальный обряд, их женские украшения"), видимо, вне пределов понимания свидомых историков.


2) Ваша способность сочетать "толерантность", "терпимость к другим культурам" и маниакальное возведение расового типа в качестве главного этнокритерия его носителя, трогает меня до глубины души и вызывает "искреннюю любовь" к "эуропэйским ценностям" самостийников. Как и их наци-учителей.
Ха-ха.

К тому же.
Упомянутые Вами типы весьма редки. Даже полная ассимиляция всех тюрко-монгольских народов Сибири русскими сибиряками вряд ли бы оставила значительный след на их облике, так как русских за Уралом десятки миллионов, а инородческого населения - менее 1, тем более, что их никто ассимилировать не собирался.
Межнациональные браки в Сибири редки (если не считать пресловутых с "украинцами и белорусами", то есть, с русскими же). И нерусские этносы - те же буряты, якуты, алтайцы - так же не рвутся ассимилироваться, в подавляющем большинстве у них внутриэтнические браки. Если вы жили в Сибири, могли это заметить.
Или самостийные очки не позволяют?


Ваш расово-антропологический детерминизм (в качестве "истинного" этнокритерия) убог. Напоминает нациковский и таковой же по степени дегеративности матриалистическо-экономический детерминизм их красных визави.

Историк | 16.11.2009

1. Надеюсь, вы читали интервью Алексеевой:
"Оказывается, московское презрительное "понаехали тут" по отношению ко всем "не коренным" не выдерживает никакой научной критики. Потому как столичная земля издавна была прибежищем мигрантов. Даже восточнославянские племена вятичей, из которых в основном и вербовалось в Средневековье население древней Москвы, сами были "не местными" (кстати, пришли они из Центральной Европы). Такова точка зрения антропологов, буквально по косточкам собирающих историю освоения столичного региона.
Изучать летописных вятичей, освоивших земли между Волгой и Окой и территорию, на которой зародилась Москва, антропологи начали еще в середине ХIХ века (с тех пор в столичном регионе исследовали больше 70 групп вятичских курганов, относящихся к ХI-ХIII векам).
Вопрос, откуда пришли и с кем смешались эти племена, долго оставался загадкой. В советские времена считалось, что славяне вообще ниоткуда не приходили: где жили прежде, там живут и поныне. Тех, кто настаивал на политически вредной миграционной версии, власти поправляли.
Но когда пришло время нормального - без поправок на политику - изучения прошлого, выяснилось, что это древнее, или, как его называют, "курганное", население представляло собой "помесь" местных финно-угорских племен и пришедших с запада мигрантов-славян. Последние, приобретя несомненное сходство с аборигенами, необъяснимым образом сумели сохранить славянскую культуру и язык (подробно об этом - в интервью с антропологом академиком Татьяной Алексеевой)...
Летописцы, к сожалению, молчат о том, откуда и когда пришли эти славянские племена в центральный район Русской равнины, что заставило их переселиться на берега Москвы-реки, Оки и их притоков. Зато нравы этого племени описаны ими подробно и нелицеприятно. Киевский монах - летописец Нестор сообщал, что вятичи - грубое племя, "яко звери, ядуще все нечисто". Да и русский мат, если верить ему, пошел гулять по Руси с легкой руки вятичей. Они этим славились - по свидетельству летописца, срамословье было у них пред отцами и снохами, браков не было, жен умыкали на плясаньях и бесовских игрищах, а некоторые имели по две и по три жены...
Сильное сходство с исходным антропологическим славянским типом сохранили разве что современные поляки, то есть западные славяне. А что касается восточно-славянских племен, двигавшихся на север, юг и восток из центральной Европы, то они смешались с местным населением - финно-уграми и балтами. Я проанализировала каждую восточно-славянскую группу по ряду очень важных расово-диагностических признаков. Выяснилось, что антропологический тип меняется при движении с запада на восток: по мере продвижения на восток в славянском населении проявляется все больше черт, присущих финно-угорскому населению, и все меньше - западно-европейскому. Когда я впервые увидела краниологические серии, то есть коллекции черепов вятичей, мне сразу бросилось в глаза, что они в сущности не отличаются от финно-угорского населения, скажем, из древнемордовских могильников. По антропологическим признакам - это одно и то же население. И все-таки это уже славяне. Потому что их погребальный обряд, их женские украшения, которые в основном и являются для ученых этническими определителями, - вятичские, а не финно-угорские."
http://www.izvestia.ru/moscow/article3101852/

Думаю, что комментировать тут нечего - в 11 ст. на территории Москвы появились вятичи (сами являвшиеся антропологически финнами, хотя культурно и лингвистически уже ставшие славянами) и начали славянизировать местное финское население (говорившее еще по-фински).

2. В Сибири я не то что был, а прожил там несколько лет, так что знаю о ней не по наслышке. В т.ч. и о том, каков антропологический тип многих людей, называющих себя сейчас русскими. Достаточно одного взгляда, чтобы узнать в таком лице черты его матери - бурятки, якутки или алтайки.

оукраинец-сиб. | 14.11.2009

Историку

"Историк | 13.11.2009

А при чем летописи к истинности этнонима? ..."

При том, что во всех древнерусских летописях упоминается аутоэтноним "русский-русские" (в вариантах), которым называли себя жители коренных земель древней Руси - и юго-запада и северо-востока.

Если Вам летописи в данном вопросе не указ, то какое отношение Вы имеете к названию "Историк"? Или у Вас есть другие - и более ценные - письменные источники той, древнерусской, поры по данному вопросу (типа литовца Михалона Литвина 16 века)?

Вы так лихо пролетели над Москвой и веками:
"... И только 400 лет назад в Сибирь проникают славяне и начинают процесс метисации здешних племен и формирования современного "русского" населения, который на территории Москвы в то время уже почти закончился."
- что, будь я в истории и этнографии полный олух, я бы, возможно, и увлёкся Вашими полётами.

НО!
Приведу Вам антрополога Т.Алексееву, с которой Вы же меня и познакомили:
"... вятичи оставили после себя несколько тысяч курганных групп, и многие из них еще не исследованы. Если, конечно, ученых не опередят "черные археологи"..."
http://www.inauka.ru/discovery/article73047/print.html

Т.е., в ассимиляции финно-угров решающий вклад сделала не столь "любимый" Вами город Москва, а многочисленное племя вятичей.

Меря была ассимилирована ещё до времени основания Москвы. После упоминаний о ней в Повести временных лет последующих летописных упоминаний о ней нет.

Кривичи и новгородские словене, кстати, тоже постарались - Повесть временных лет фиксирует мерю в Ростове, весь - в Белоозере. После чего те в названных местах не упоминаются.

Далее.
Русское население в Сибири не "формировалось", а приехало будучи таковым, русским, из европейской части России, особенно в 19-20 веке, когда русское население за Уралом стало исчисляться десятками миллионов. Если Вы когда-либо бывали в городах Центра России и Сибири, то вряд ли заметили бы какие-то особые различия.

Вы, кстати, господин Историк, столь вольно рассуждающий о русских сибиряках, в Сибири хоть раз бывали?

А Ваше приписывание русских Сибири к исчисляющимся лишь десятками тысяч самоедам (ненцев-энцев-нганасан-селькупов) - очередной перл самостийной "этнографии".

Реверанс на эту же тему:
пришедшие в южнорусские степи из Азии тюркоязычные кочевники - печенеги, куявы, торки, берендеи, чёрные клобуки, татары и проч. - в течении многих веков усваивали славянский язык, не желая усваивать этноним "русьские" (русские), и только Великая Октябрьская социалистическая революция освободила от царского гнёта народные массы осевших на землях Южной Руси кочевников - так, начиная с 1917 года на свет массово появились украинцы.
Пойдёт?


Забавно наблюдать Ваше замечательное упорство в попытках доказать, что русские северо-востока Руси - не русские, а финно-угры, а "истинно"-русские-русины - лишь жители юго-запада Руси.
Но, что тоже примечательно, русские люди времён древней Руси так не считали. Чем от особого племени украинцев, которыми они никогда не были, и отличались.

Ваше бы упорство, господин Историк, да на хорошее дело...

Историк | 13.11.2009

А при чем летописи к истинности этнонима? Летописи фиксируют состояние на момент их написания. Больше ничего. Сейчас они - только источник для изучения истории. Но никак не инструмент изучения современной жизни, а тем более этнической ситуации, которая меняется на глазах.

Возьмем, например, жителей вашей малой родины - Сибири, и жителей территории, где сейчас ваша столица - Москва, и проследим этническую ситуацию на них.
1500 лет тому на территории Сибири жили народы алтайской, фино-угорской и палеоазиатской языковых семей, называвшие себя различными этнонимами (история многие из них не сохранила). На территории Москвы жили финно-угорские племена.
1000 лет назад ситуация практически не изменилась. Можно только уточнить, что жители территории Москвы называли себя меря.
800 лет назад в Сибири мало что изменилось, но на территории Москвы уже существует славянское поселение (как называли себя его жители и на каком языке говорили - до конца не установлено). Вокруг этого поселения жила все та же меря.
600 лет назад Сибирь оставалась там, где была, а вокруг Москвы меря постепенно славянизировалась.
И только 400 лет назад в Сибирь проникают славяне и начинают процесс метисации здешних племен и формирования современного "русского" населения, который на территории Москвы в то время уже почти закончился.

Если бы вы сейчас на основании источников 10 ст. заявили, что русские в Сибири носят неистинный этноним, потому что они 1000 лет тому были самоедами - это произвело бы сенсацию в научном мире :)

оукраинец-сиб. | 13.11.2009

Историку

В древнеРУССКИЕ летописи загляните, там русские часто фигурируют. Украинцев - тю-тю.
Хотя, я Вам уже приводил оттуда примеры. Вряд ли древнерусские летописи как источник для Вас авторитет - Вы же не просто историк, а самостийный.

Историк | 12.11.2009

А что свидетельствует об истинности этнонима "русский"?

оукраинец-сиб. | 12.11.2009

Историку

"Этноним" "украинцы" давно гуляет аж по миру, как и массово породивший его призрак коммунизма, но это не свидетельствует об истинности данного явления.

Свт.Василий Великий: "Большинство может меня запугать, но не убедить".

Истина определяется не количеством проголосовавших "за", а её подлинностью, соответствием реальности.

"Мой" Скрынников - крупнейший и авторитетнейший в мире историк-исследователь эпохи И.Грозного. Это просто факт.

Историк | 12.11.2009

Моими словами ответить вам не удасться - источники как раз на моей стороне, и даже с лихвой: цифра 60000 жертв давно гуляет по разным изданиям и по сети.
Так что усилия вашего Скрынникова не помогают обелить Грозного :(

оукраинец-сиб. | 11.11.2009

Историку

Википедия, уважаемая Вами:
"Руслан Григорьевич Скрынников ... — известный советский и российский историк, доктор исторических наук, профессор Ленинградского университета.
Автор ряда исследований по отечественной истории: «Начало опричнины» (Л.1966), «Опричный террор» (Л., 1969), «Великий государь Иоаннн Васильевич Грозный» и др. ...
...В 1973 г. профессор Р.Г. Скрынников был приглашен на исторический факультет Ленинградского государственного университета. В течение почти 20 лет Скрынников исследовал политику Ивана Грозного со всех сторон: внешняя и социальная политика, экономика, освоение Сибири. Изыскания ученого вылились в новую монографию — «Царство террора» (1992), а в течение 4 лет вышло 3 крупных монографии: «Трагедия Новгорода» (1994), «Крушение царства» (1995) и «Великий государь Иоанн Васильевич Грозный» (1997, в 2 томах), ставшая вершиной изысканий ученого. ..."

Т.е., Скрынников - автор, посвятивший свою жизнь как учёный исследованию эпохи И.Грозного. Он же - самый большой авторитет в научном мире по этой теме.

Скрынников проделал большую работу по изучению источников касательно террора И.Грозного и даже по реконструкции того же Синодика (текст Синодика - http://militera.lib.ru/bio/skrynnikov_rg/05.html). Т.е. его данные документально обоснованы первоисточниками - убитые даже перечислены поимённо.

А кто такой Кобрин и для кого он авторитет?

Ваши же цитаты Костомарова смахивают на поэтические тексты с характерными натяжками даже природных факторов - Волга 15 метров глубиной, Волхов не застывает с тех пор, как в нём были потоплены И.Грозным новгородцы, в общем - преданья старины глубокой.
Я тоже любил в детстве сказки.
Повторяю - в детстве.

Вы разницу между литературно-поэтическим текстом и научно-документально-историческим замечаете, как и то, каким путём их авторы приходят к выводам (сильно разнящимся)?

Поэтому верну Вам последнее предложение с небольшим изменением:
"Историк | 10.11.2009
... Вам хочется, чтобы было БОЛЬШЕ? Можете хотеть и дальше, но источники не подтверждают ваших надежд :("

Историк | 10.11.2009

Интересно, почему я должен доверять больше Скрынникову, чем Костомарову или Кобрину?

Все исследователи имеют дело с одними и теми же источниками. Все остальное - их личная интерпретация фактов, взятых из источников (из другого места взять их невозможно).

Так вот, если отбросить эти интерпретации, наиболее часто встречающаяся цифра в источниках - 15000 жертв московской расправы. Она и представляется наиболее обоснованной.

Вам хочется, чтобы было меньше? Можете хотеть и дальше, но источники не подтверждают ваших надежд :(

оукраинец-сиб. | 10.11.2009

Историку

"Историк | 09.11.2009

Костомаров Н.И. "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей":

"... Псковской летописец говорит, что Волхов был запружен телами. В народе до сих пор осталось предание, что Иван Грозный запрудил убитыми новгородцами Волхов и с тех пор, как бы в память этого события, от обилия пролитой тогда человеческой крови, река никогда не замерзает около моста, как бы ни были велики морозы. ...
... С Иванова посещения новгородский край упал, обезлюдел: недобитые им, ограбленные, новгородцы стали нищими и осуждены были плодить нищие поколения."



Опять Вас тянет на поэтическо-ранненаучную стадию исторической науки, когда историки смешивали предания с фактологией, а методология исторического исследования и источниковедение только зарождались.

Возвращаемся к Скрынникову:
"Свободно разъезжать в проруби на лодках было мудрено, это потребовало бы непомерного труда. Знакомство с водным режимом Волхова проясняет дело. Даже в суровые зимы под Волховским мостом, в истоках Волхова, сохранялись огромные полыньи. ...
... Псковский летописец не брался определять число погубленных псковичей, но горестно отметил, что царь приходил «со опалою опритчиною» на Новгород и «многия люди погубил различными смертьми и муками во Твери и Торжку и во Пскове». По исчислению Таубе и Крузе, в Твери было перебито 9000 человек, но втрое больше умерло от голода, терзавшего округу. По-видимому, ОНИ ПРЕУВЕЛИЧИВАЛИ (выделено - оукр.-сиб.) число жертв Малюты в десять раз. Власти выслали из Пскова и отчасти Новгорода до 2000 опальных псковичей и новгородцев. Опричное войско застигло переселенцев в пути и истребило, согласно отчету Скуратова, до 1000 человек, а вместе с полочанами — до 1500 людей. ...

... Кровавый путь опричной армии запечатлен в документальных записях Синодика: «На заказе от Москвы 6 человек. В Клине Иона каменщик. Пскович с женами и детми на Медне 190 человек. В Торжку сожжен серебреник... пскович з женами и з детми 30 человек. Бежецкия пятины...

По данным Шлихтинга, в Торжке и Твери опричники перебили 500 полочан, выселенных из Полоцка после завоевания города русскими. ..." и т.п.


"Историк | 09.11.2009
Примечания Костомарова о количестве жертв:

... " Таубе и Крузе назначают до 15000; Курбский говорит, будто бы он в один день умертвил 15000 чел.; у Гванини показано число 2770, кроме женщин и простого народа. В Псковском летописце число казненных увеличено до 60000;", а так же
"Цитата из "Послания Иоганна Таубе и Элерта Крузе":
"...Кроме того, они вешали женщин, мужчин и детей, сжигали их на огне, мучили клещами и иными способами, чтобы узнать, где были их деньги и добро. В общем, более 90.000 было задушено...".

Как это соотнести с "Псковский летописец не брался определять число погубленных псковичей" Скрынникова (выше)?

Разнобой цифр, приводимых Костомаровым, как и их "округлость", говорят о том, что его источники брали их "с потолка"; у Гванини же цифра ближе к документированным данным Синодика.

И почему-то в Ваше-костомаровских цитатах нет слов о двухлетнем неурожае как причине голода и массовой смерти в Новгородчине.
Это Вы так цитировали или Костомаров "забыл"?

оукраинец-сиб. | 10.11.2009

Историку

Ваши цитаты очень, мягко говоря, поэтичны.

Историк | 09.11.2009 №1:
"... Потом они захватили несколько тысяч пленников, связав мужчин и женщин вместе за руки и привязав детишек на грудь матерям, бросали их всех вместе ско­пом в огромную реку, под названием Волга, которая там имеет глубину 8 фаденов (около 14-16 м). Из-за этого река ото дна до верху была совсем заполнена, течение реки задер­жалось..."

Особенно интересно было узнать, что глубина Волги в районе Твери около 14-16 метров, когда она там метра 2-4, может 5.

В свете этого следующее уже не кажется удивительным:
"...Имеются также определенные и достоверные сведения, что он приказал убить 12.000 именитых людей, мужчин и храбрых женщин. Что касается до безвестных бедных ремесленников и простого народа, то было их больше 15.000. ...".

Эти "определённые и достоверные сведения" называются просто - байки иностранцев. И.Грозный губил людей, но в многократно меньшем количестве.

Возвращаемя к:

"оукраинец-сиб. | 06.11.2009

... Возвращаемся к авторскому тексту Р.Г.Скрынникова (Иван Грозный. http://militera.lib.ru/bio/skrynnikov_rg/03.html):

"История составления Синодика вкратце такова. Незадолго до смерти царь велел монахам молиться «во веки веков» ЗА ВСЕХ КАЗНЁННЫХ ИМ ЛЮДЕЙ (выделено оукр.-сиб.). ... По приказу Грозного был составлен подробный список «убиенных», копии которого были затем разосланы по всем монастырям. ...

... Реконструированный Синодик — своего рода конспект утраченного опричного архива. Деяния опричнины описаны в этой кровавой летописи бесстрастно и точно, день за днем, месяц за месяцем. ...".

Об убитых новгородцах (там же):

... Нет более надежного источника по истории террора, чем Синодик — конспект утраченного опричного архива. ...
... Самые точные данные о новгородском разгроме сообщает Синодик опальных. В документе значатся имена и прозвания нескольких сот убитых дворян и их домочадцев. Суммируя данные опричного архива, отразившиеся в Синодике, можно сделать вывод о том, что в Новгороде погибло от 2000 до 3000 человек. ..."."

А всего по итогам царского террора согласно Р.Скрынникову - 3-4 тысячи.

Историк | 09.11.2009

Костомаров Н.И. "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей":

"... Псковской летописец говорит, что Волхов был запружен телами. В народе до сих пор осталось предание, что Иван Грозный запрудил убитыми новгородцами Волхов и с тех пор, как бы в память этого события, от обилия пролитой тогда человеческой крови, река никогда не замерзает около моста, как бы ни были велики морозы. Последствия царского погрома еще долго отзывались в Новгороде. Истребление хлебных запасов и домашнего скота произвело страшный голод и болезни не только в городе, но в окрестностях его; доходило до того, что люди поедали друг друга и вырывали мертвых из могил. Все лето 1570 года свозили кучами умерших к церкви Рождества в Поле вместе с телами утопленных, выплывавших на поверхность воды, и нищий старец Иван Жегальцо погребал их.
До сих пор Новгород, оправившись после Ивана III, был сравнительно городом богатым; новый торговый путь чрез Белое море не убил его; англичане сами посещали его и имели в нем, как в Пскове, Ярославле, Казани и Вологде, свое подворье... С Иванова посещения новгородский край упал, обезлюдел: недобитые им, ограбленные, новгородцы стали нищими и осуждены были плодить нищие поколения."

Примечания Костомарова о количестве жертв:

" Таубе и Крузе назначают до 15000; Курбский говорит, будто бы он в один день умертвил 15000 чел.; у Гванини показано число 2770, кроме женщин и простого народа. В Псковском летописце число казненных увеличено до 60000; в Новгородской "повести" говорится, что царь топил в день по 1000 чел., и в редкий по 500. В помяннике глухо записано 1505 чел. новгородцев, но ничто не дает повода заключить, что это была полная сумма убитых."

Историк | 09.11.2009

Цитата из «Истинно правдивого описания»:
"Потом великий князь двинулся дальше к Новгороду (это большой торговый город) и ограбил все села и деревни и убил много людей. Затем за неделю до начала поста он внезапно напал на Новгород и учинил большую беду грабежом и убийствами. Не было ни одного дома, где бы они не переломали и не разбили ворота, двери и окна. Это были постыдные и жалкие деяния. Стрельцы принуждали к блуду благородных и честных женщин и девиц и насиловали их позорным образом. Потом они взяли примерно несколько сотен женщин и девиц, раздели их донага и привели их на приготовленное место, выстланное досками. И их ставили по пятьдесят человек на это место совсем обнаженными. И когда великий князь ходил туда, он их спрашивал, что они сделали. И так эта аудиенция продолжалась, пока они не замерзали. Потом тех людей для потехи и удовольствия бросали в воду, которая еще не совсем замерзла и топили их. Потом они захватили несколько тысяч пленников, связав мужчин и женщин вместе за руки и привязав детишек на грудь матерям, бросали их всех вместе ско­пом в огромную реку, под названием Волга, которая там имеет глубину 8 фаденов (около 14-16 м). Из-за этого река ото дна до верху была совсем заполнена, течение реки задер­жалось и пришлось заталкивать мертвые тела под лед, чтобы течение унесло их прочь. Потом они подвесили за руки несколько сотен благородных людей и начальников города и одежду на теле у них зажигали огнем, чтобы она жалким образом горела на них. К тому же крепко привязывали каждого из тех за локти или за бедра позади саней и быстро тащили по городу, и когда они сворачивали за угол, из-за того, что их тащили так быстро, у одного ломалось бедро, у другого рука. Все это они творили примерно полдня, после чего бросили их всех в воду и утопили. После того, как он ограбил весь город и самых благородных взял под стражу и убил, он таким же образом посетил и монастыри и полностью их ограбил. Также почти три сотни монахов привязали спиной к саням и гонялись с ними вокруг. Потом они оставили их лежать на всю длинную ночь в эту холодную зиму и с наступлением следующего утра оглушали дубинами по голове и бросали в воду."

Цитата из "Послания Иоганна Таубе и Элерта Крузе":
"...Кроме того, они вешали женщин, мужчин и детей, сжигали их на огне, мучили клещами и иными способами, чтобы узнать, где были их деньги и добро. В общем, более 90.000 было задушено и в три раза больше умерло затем с голоду. После этого приказал великий князь привести к воде, к Волге, вместе с пленными немцами пленных полочан, многие из которых жили в тюрьмах и более ста в домах; они были растерзаны в его присутствии и брошены под лед. После того, как он совершил эти кровавые дела в течение пяти дней, отправился он в местечко Медынь, где совершил не меньше. То же самое делал он в городе, называемом Торжком. В нем в одной тюрьме сидели немцы, в другой татары. Приказав убить немцев, которые не только сидели в тюрьме, но и были закованы в цепи, явился он со своими палачами в тюрьму к татарам, где сидели знатные мурзы и господа, и приказал Малюте и другим убить также и их. Когда они спокойно вошли во двор тюрьмы к татарам, то те, узнав, что они должны были все умереть, собрали все свое мужество, разгневались и внезапно напали на русских, ранили Малюту и убили одного или двух кравчих. Один из них особенно отличился и напал на великого князя, думая покончить с ним, но счастье было против них, и все они были задушены и убиты, и весь город с монастырем и церквями был опустошен. Потом он опять выступил в путь и направился в Выдропуск, довольно большое местечко, и действовал точно таким же образом. На следующий день прибыл он в Вышний Волочек, где, пробыв один день, убил множество богатых и знатных людей. На пространстве в сорок-пятьдесят верст посылал он несколько тысяч людей, приказывая казнить, грабить и душить во всех селах, городах и местечках. Когда он достиг известного города Новгорода, остановился он в четверти пути от него в монастыре, называемом Городище, и приказал обложить город и все улицы, а на следующий день поймать всех знатных новгородцев. Архиепископа посадил он на белую кобылу, дав ему в одну руку русские гусли, а в другую дурацкую палку, и приказал в таком виде привести его к себе. То же самое совершил он со многими тысячами священников, игуменов, купцов и ремесленников. Все состоятельные и известные люди были пойманы, дома их запечатаны, и в них были посажены пищальники. Он пытал и мучил их для того, чтобы они указали, где находятся их деньги и церковное добро, а затем он приказал принести все согласно их указанию. Церкви и монастыри были так ограблены, что не осталось ни одной иконы ценой в полгульдена, ни колоколов, ни церковной утвари. Сверх того, несмотря на то, что было найдено такое большое добро, били попов, игуменов и купцов по коленям, чтобы, они сказали, что они имеют. Грубые товары, как воск, лен, сало, меха и другие, велел он сжечь и бросить в воду. Шелк, бархат и другие товары были бесплатно розданы палачам. Имеются также определенные и достоверные сведения, что он приказал убить 12.000 именитых людей, мужчин и храбрых женщин. Что касается до безвестных бедных ремесленников и простого народа, то было их больше 15.000. Большая знаменитая река Волга, которая в два раза больше, чем Прегель под Кенигсбергом, была так наполнена мертвыми телами, что окрасилась в этом месте в цвет крови и должна была остановиться у мостов."

оукраинец-сиб. | 07.11.2009

Историку

"оукраинец-сиб. | 06.11.2009
3) ...Завтра же приведу данные из Скрынникова о естественных причинах голода вследствие череды неурожаев (сегодня сразу при чтении не скопировал).

До завтра, уважаемый господин Историк."

Возвращаемся к тому же Р.Г.Скрынникову о причинах голода и о том, что голод возник ДО новгородского погрома (там же - http://militera.lib.ru/bio/skrynnikov_rg/03.html):

"С началом Казанской и особенно Ливонской войны государство многократно повышало денежные поборы с крестьян. Усиление податного гнета и помещичьей эксплуатации ставило мелкое крестьянское производство в крайне неблагоприятные условия. Но не только поборы были причиной той разрухи, которая наступила в стране в 70-80-х годах XVI в. Катастрофа была вызвана грандиозными стихийными бедствиями, опустошавшими страну в течение трех лет подряд. Неблагоприятные погодные условия дважды, в 1568 и 1569 гг., губили урожай. В результате цены на хлеб повысились к началу 1570 г. в 5 — 10 раз. Голодная смерть косила население городов и деревень. В дни опричного погрома Новгорода голодающие горожане в глухие зимние ночи крали тела убитых людей и питались ими, иногда солили человеческое мясо в бочках. По словам очевидцев, в Твери от голода погибло втрое больше людей, чем от погрома. То же было и в Новгороде.

Вслед за голодом в стране началась чума, занесенная с Запада. К осени 1570 г. мор был отмечен в 28 городах. ...

... Опричный разгром не затронул толщи сельского населения Новгорода. Разорение новгородской деревни началось задолго до нашествия опричников. Погром усугубил бедствие, но сам по себе не мог быть причиной упадка Новгородской земли. ..."


Голод был, кто спорит? Но были и неурожаи, поэтому не надо всё валить на новгородский погром И.Грозного, который громил Новгород, повторяюсь (см. текст Скрынникова выше) ПОСЛЕ того, как голод начался, а не до того.


"оукраинец-сиб. | 06.11.2009
2) ... Завтра сверим данные о видах казней, учинённых И.Грозным в Новгороде."

Щас почитал. Скрынников приводит схожие данные о видах смертоубийства, учинённого И.Грозным в Новгороде, что и Ваш текст, господин Историк. Тут Вы правы.

Изуверство Грозного никто из вменяемых людей не оправдывает.
Но это не значит, что надо вслед за господами Кобриными многократно умножать количество реальных жертв царско-опричного террора.

оукраинец-сиб. | 06.11.2009

Историку

"Историк | 05.11.2009

Кобрин (и я вслед за ним) писал о жертвах т.н. "розыска о Новгородской измене" - казни новгородцев.
А ваша цитата из Скрынникова касается только опричного террора. Улавливаете разницу?...

....Точное число убитых в Новгородском погроме вызывает споры. Р. Г. Скрынников допустил общую цифру жертв в 4-5 тысяч. В. Б. Кобрин считает эти цифры сильно заниженными, подчеркивает, что отряд Малюты был лишь одним из многих отрядов, и оценивает число погибших в 10-15 тысяч, при общем населении Новгорода в 30 тысяч. Кроме того следует отметить, что результатом уничтожения опричниками съестных запасов был голод (упоминается людоедство), сопровождавшийся свирепствовавшей в то время эпидемией чумы. ..."


1) Я Вам дал ссылку на текст Скрынникова; там говорится, что Синодик составлялся по всем жертвам террора И.Грозного без разделения на "опричный террор" и "розыск о Новгородской измене".

Возвращаемся к авторскому тексту Р.Г.Скрынникова (Иван Грозный. http://militera.lib.ru/bio/skrynnikov_rg/03.html):

"История составления Синодика вкратце такова. Незадолго до смерти царь велел монахам молиться «во веки веков» ЗА ВСЕХ КАЗНЁННЫХ ИМ ЛЮДЕЙ (выделено оукр.-сиб.). ... По приказу Грозного был составлен подробный список «убиенных», копии которого были затем разосланы по всем монастырям. ...

... Реконструированный Синодик — своего рода конспект утраченного опричного архива. Деяния опричнины описаны в этой кровавой летописи бесстрастно и точно, день за днем, месяц за месяцем. ...".


Об убитых новгородцах (там же):

"... Составители Синодика включили в текст подлинный отчет, или «сказку», Малюты Скуратова, руководившего карательной экспедицией. Запись сохранила грубый жаргон опричнины: «По Малютине скаске в ноугороцкой посылке Малюта отделал 1490 человек (ручным усечением), и с пищали отделано 15 человек». ...

... Нет более надежного источника по истории террора, чем Синодик — конспект утраченного опричного архива. Синодик позволяет установить не только причины, но и многие обстоятельства гибели опальных. Следует подчеркнуть, что речь идет не о толках или рассказах с чужих слов, а о выписках из подлинных опричных судебных документов. ...

... Самые точные данные о новгородском разгроме сообщает Синодик опальных. В документе значатся имена и [269] прозвания нескольких сот убитых дворян и их домочадцев. Суммируя данные опричного архива, отразившиеся в Синодике, можно сделать вывод о том, что в Новгороде погибло от 2000 до 3000 человек. ...".


Для особо свидомых повторяю из Скрынникова последнее предложение заглавно:
"... В НОВГОРОДЕ ПОГИБЛО ОТ 2000 ДО 3000 ЧЕЛОВЕК ... ".

Скрынников подчёркивает, что Синодик - самый надёжный источник.


Утверждение милого Вам Кобрина о 10000-15000 новгородских жертв не имеет надёжной источниковой базы, т.е. необоснованно, как и его мнение, "что отряд Малюты был лишь одним из многих отрядов".

Весьма свидомо-характерно, что именно безосновательные выводы Кобрина Вы предпочитаете пускать в тираж.


2)" Историк | 05.11.2009

... В Новгороде было казнено с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей. По сообщению Повести о походе Ивана IV на Новгород, совпадающему с европейскими источниками ( http://midday.narod.ru/17.htm ), Грозный велел обливать новгородцев зажигательной смесью и ....."

Завтра сверим данные о видах казней, учинённых И.Грозным в Новгороде.

3) "Историк | 05.11.2009

... Кроме того следует отметить, что результатом уничтожения опричниками съестных запасов был голод (упоминается людоедство), сопровождавшийся свирепствовавшей в то время эпидемией чумы. ..."

Завтра же приведу данные из Скрынникова о естественных причинах голода вследствие череды неурожаев (сегодня сразу при чтении не скопировал).

До завтра, уважаемый господин Историк.

Прохожий | 05.11.2009

Конечно, историк ерунды нагородил.
А вот о Грозном правда интересно:
http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=185746

Историк | 05.11.2009

Кобрин (и я вслед за ним) писал о жертвах т.н. "розыска о Новгородской измене" - казни новгородцев.
А ваша цитата из Скрынникова касается только опричного террора. Улавливаете разницу?

В Новгороде было казнено с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей. По сообщению Повести о походе Ивана IV на Новгород, совпадающему с европейскими источниками ( http://midday.narod.ru/17.htm ), Грозный велел обливать новгородцев зажигательной смесью и затем, обгорелых и еще живых, сбрасывать в Волхов; иных перед утоплением волочили за санями; «а жен их, мужеск и женск пол младенцы» он повелел «взяху за руце и за нозе опако назад, младенцев к матерем своим и вязаху, и с великия высоты повеле государь метати их в воду». Священники и монахи после различных издевательств были забиты дубинами и сброшены туда же. Современники сообщают, что Волхов был запружен трупами, и предание об этом сохранялось еще в XIX веке (см. Костомарова http://www.magister.msk.ru/library/history/kostomar/kostom20.htm )
Частные дома и церкви были ограблены, имущество и продовольствие новгородцев уничтожено. Отряды опричников, разосланные на 200—300 км, творили грабежи и убийства по всей округе.
В Пскове царь собственноручно убил игумена Псково-Печерского монастыря Корнилия.
В Москве на Поганой луже состоялась массовая казнь: 184 человека были помилованы и отпущены на поруки, остальные казнены разными пытками: так, знаменитый дипломат печатник Висковатый, обвиненный в том, что поддерживал связи с польским королем, был заживо изрезан на мелкие кусочки, казначея Фуникова умертвили, попеременно обливая то кипятком, то холодной водой. Федора Басманова заставили собственноручно отрубить голову отцу.

Точное число убитых в Новгородском погроме вызывает споры. Р. Г. Скрынников допустил общую цифру жертв в 4-5 тысяч. В. Б. Кобрин считает эти цифры сильно заниженными, подчеркивает, что отряд Малюты был лишь одним из многих отрядов, и оценивает число погибших в 10-15 тысяч, при общем населении Новгорода в 30 тысяч. Кроме того следует отметить, что результатом уничтожения опричниками съестных запасов был голод (упоминается людоедство), сопровождавшийся свирепствовавшей в то время эпидемией чумы. В результате, по сообщениям летописи, во вскрытой в сентябре 1570 г. общей могиле, где погребали всплывших жертв Ивана Грозного, а также умерших от голода и болезней, насчитали 10 тысяч трупов. В. Б. Кобрин полагает, что эта могила не обязательно была единственным местом погребения погибших.

оукранец-сиб. | 05.11.2009

Историку

Господин Историк!
Пожалуйста, хотя бы ради соответствия взятой Вами "назве", обойдитесь денёк без тиражирования сомнительных данных про историю России (в данном случае, про И.Грозного):

"Историк | 05.11.2009

для Ну и!

Только в Новгороде Грозный казнил до 15 тыс. человек своих родных ПРАВОСЛАВНЫХ братьев (см. Кобрин В.Б. "Иван Грозный" http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/GROZNY/GROZNY_2.HTM#1 )..."


Известнейший отечественный исследователь правления И.Грозного Скрынников Р.Г. НА ОСНОВАНИИ ИСТОЧНИКОВ в книге «Иван Грозный» писал о числе жертв террора этого правителя:
"... Традиционные представления о масштабах опричного террора нуждаются в пересмотре. Данные о гибели многих десятков тысяч людей крайне преувеличены. По Синодику опальных, отразившему подлинные опричные документы, в годы массового террора было уничтожено около 3000-4000 человек. ..."
http://militera.lib.ru/bio/skrynnikov_rg/03.html

Скрынников открыто описал методику подсчёта жертв террора Ивана Грозного - на основании сопоставления сохранившихся экземпляров синодиков (с их перечислением в тексте), куда были занесены имена или количество безымяных жертв Грозного для церковного поминовения.

Приводимый же Вами Кобрин выводит свои цифры на основании предположений, не приводя даже название и происхождение источника (в тексте значится"в другой летописи", а в какой - ищи-свищи):

"В другой новгородской летописи есть сообщение, что через семь с небольшим месяцев после “государева погрома” в Новгороде состоялось торжественное отпевание жертв, похороненных в одной большой братской могиле (“скудельнице”); могилу вскрыли и посчитали тела; их оказалось 10 тысяч. Но единственное ли это место погребения погибших? Вероятно, все-таки цифра 10 - 15 тысяч человек будет близка к истине. ..."
http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/GROZNY/GROZNY_2.HTM#1

Господин Историк.
Вы с такой исторической дисциплиной как источниковедение, знакомы? А с анализом источников? А с правилами научного цитирования и публикации ссылок? По этим критериям кобринский перл не тянет на научно-исследовательский статус.

Но Вы предпочли признать за основу подсчёта именно Кобрина ровненько-красивую в 10000 цифру "другой ... летописи" с натягиванием на 15 тыс.

Ну да, для клюквы в самый раз...

Историк | 05.11.2009

для Ну и!

Только в Новгороде Грозный казнил до 15 тыс. человек своих родных ПРАВОСЛАВНЫХ братьев (см. Кобрин В.Б. "Иван Грозный" http://vivovoco.rsl.ru/VV/BOOKS/GROZNY/GROZNY_2.HTM#1 )
А сколько погибло христиан во время опричнины? А сколько - во время бесконечных воен: три Казанских похода, два Астраханских, около 8 кампаний против татар, трехлетняя война со Швецией, пятилетняя Ливонская.

Сюда же можно прибавить и убийство 4 его жен (из 8), и развратную жизнь с убийствами "плодов любви" (цитата из Джона Горсея, общавшегося с Грозным лично: «он сам хвастал тем, что растлил тысячу дев и тем, что тысячи его детей были лишены им жизни»).

Думаю, что моя цифра существенно преуменьшена :(

Олег Слепынин | 04.11.2009

Спаси Бог, всех откликнувшихся!
С праздником Казанской иконы Божией Матери!
Вечером 4 ноября я позвонил матушке Екатерине в монастырь, поздравил с праздником, сообщил о публикации.
Она спешила: в праздничный вечер прорвало систему отопления, "закипело".
Вновь непредвиденные расходы.
Хочу добавить для москвичей и тех, кто чаще бывает в Москве, чем в Чигирине. На ВДНХ в павильоне №№ 69-70 действует православная экспозиция, на которой есть святые иконы из Чигиринского монастыря. По молитвам к прп. Рафаиле (икона с частицей мощей) в Москве отмечены свидетельства исцелений от наркозависимости. По молитвам к святой люди получают работу, жильё, описаны исцеления от различных недугов. Монастырь очень нуждается в финансовой помощи. Монастырю можно оказать поддержку и в названных павильонах ВДНХ, там время от времени бывает послушница из Чигирина Марина.

Прихожанин | 04.11.2009

Низкий поклон Олегу Слепынину за его "Чигирин", укрепляющий в вере, поддерживающий надежду. Эти заметки - ещё одно свидетельство о том, что жива Святая Русь!

Ну и! | 04.11.2009

Ну и "истоик" тут у вас! Как ьы ещё к Иоанну Грозному прицепился? А тут - повод. "сотни тысяч" Эк голова у "историка" пустыми консервными банками набита! Цифра это мягкго говоря, но злонамеренно, преувеличена русофобами тысечекратно

Историк | 04.11.2009

Это не я называю горы "дикими", а Вики.
С геополитической точки зрения в 16 ст. Кавказ не считали важным никто - ни Москва, ни Турция, ни Литва, поскольку это был край "диких" (как указывает Вики) гор - т.е., говоря современным языком, заселенный народами, живущими на стадии разложения родового строя с нарождающейся племенной верхушкой, только берущей власть в свои руки и еще не способной создать устойчивую государственную власть. Такие территории интересуют другие государства только с точки зрения эксплуатации природных ресурсов - а в 16 ст. проблема нехватки этих ресурсов не стояла ни перед Москвой, ни перед Турцией, ни перед Литвой. Да и ресурсов на это у них не хватало, тем более что кавказцы запросто так бы не сдались (что и показала вся последующая история - России для завоевания Кавказа даже пришлось пройти на истребление-геноцид черкесов).

А люди гибнут на каждой войне - и никто с этим не считается (ни теперь, ни тем более тогда). Грозный в то время положил сотни тысяч жизней христиан - и православных, и католиков. Жертвы на Кавказе на этом фоне - просто капля в море.

Игнат | 04.11.2009

Историку:
Ну не надо ля-ля, про типичный второстепенный театр. Это неверно ни с геополитической точки зрения, ни с точки зрения народов, которых вы нахваете "дикими горцами", ни с личностной точки хрения. Там гибли христиане, правсолавные люди. Не на сцене, а в натуре. В том числе и дети.

Историк | 04.11.2009

Чигиринскому

Цитата из Вики:
"В 1558 году Вишневецкий участвовал в походе русского войска на Крымское ханство, а также выполнял другие поручения царя на Дону и на Северном Кавказе. С 5000 казаков Вишневецкий в союзе с Донскими казаками под начальством Донского атамана Михаила Черкашенина подступил к Азову. Погромив Азовцев и крымцев, Вишневецкий двинулся походом на Кубань, где в диких горах с помощью данного ему духовенства возобновил древнее христианство и поднял тем престиж Москвы."

Война в "диких горах" с "дикими горцами" - типичный второстепенный театр, который даже войной назвать сложно. Это скорее поход по тылам союзных татарам племен для "поднятия престижа Москвы" :(

Прохожий | 04.11.2009

"...история не раз подталкивала Русь к осуществлению этого проекта"
А ведь будет! По пророчеству вновь засияют кресты на храмах в Царьграде. Когда такое будет? Как повернётся русский человек к Богу и покается за то, что натворил

оукраинец-сиб. | 04.11.2009

Спасибо автору, что познакомил с историей древнего православного монастыря на казацкой земле.

Чигиринский | 03.11.2009

1."Историку". Если бы Вишневецкий не полез в молдавские разборки, то его бы и не выдали в Стамбул и на крюк не повесили. А Кавказ никогда не был второстепенным участком.
2. Автору.
Вы тонко заметили, что "В старину казаки предпочитали жить в землянках, пока не возведут церковь..."
С учётом того, что для себя Ющенко отгрохал в Чигирине "резиденцию Богдана", с виду совершенно безвкусную, где отмыты, как говорят, миллионы, - очень тонкое замечание. Уж не говоря о том, как живут нынешние "булавоносцы".

Игнат | 03.11.2009

Приятно, когда вот так написано - тепло и по-человечески. О родном, о нашем общем, являющемся и частным, для каждого из нас. И на матушку игуменью Екатерину за рулем трактора - посмотреть приятно. Хорошее славянское лицо, улыбка.
Читаешь, смотришь, и вроде меньше зла в жизни делается. И не вроде, а точно.

Историк | 03.11.2009

С Вишневецким не все так просто.
Он перешел в подданство к московскому царю, поскольку поссорился с Сигизмундом из-за своего желания воевать с татарами.
Закрепившись на Хортице, Вишневецкий снова принял подданство короля. Правда, начал его шантажировать переходом снова к царю в случае, если король не пришлет помощи. Тот не прислал, и Вишневецкий снова принял подданство царя для продолжения войны с татарами.
Царь принял план Вишневецкого, но в жизни все вышло как всегда - его в конце концов направили на второстепенные участки войны (на упомянутый автором Кавказ). Кроме того, независимость Вишневецкого уже не устраивала царя.
Обиженный Вишневецкий снова вернулся к королю Сигизмунду. На это Иван Грозный написал королю: “Пришёл, как собака, и ушёл, как собака".
В конце концов Вишневецкий попал в плен к туркам и был казнен (хотя еще в 1553 г. в Турции Вишневецкому султан предлагал стать его вассалом по примеру Молдавии).

Другие статьи раздела: