Поиск по сайту:

ВНЕШНИЙ МИР / ЗОВНIШНIЙ СВIТ

ОДКБ: в чем может быть интерес Украины?

Марк СТАРОЛИСОВ 21.08.2010 01:01

Вопрос о вступлении Украины в НАТО отпал, по крайней мере, на многие годы. Остается лишь сотрудничество с блоком в разных сферах. Можно дискутировать по поводу целесообразности этой самой кооперации, но отрицать факт того, что страна живет в окружении других государств и имеет свои интересы в сфере безопасности, совпадающие и несовпадающие с соседскими, смешно.

Однако в мире на одном лишь НАТО свет клином не сошелся. Есть и другие системы коллективной безопасности, к которым Украине стоило бы присмотреться и сформировать свое мнение (найти выгоды сотрудничества). Среди них — Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). «Если Украина в течение 17 лет является особым партнером НАТО, то почему она не может подписать подобную хартию и с ОДКБ?» — сказал экс-министр обороны Украины, глава подкомитета по вопросам военной безопасности и обороны (фракция Партии регионов), советник президента Александр Кузьмук в ходе конференции «ОДКБ: новый формат коллективной безопасности для Украины» 14 июля в Киеве. По его словам, Украина могла бы участвовать в хартии или в другом формате сотрудничества в рамках ОДКБ. Кроме того, по мнению экс-министра обороны, страна может войти в единую систему противовоздушной обороны ОДКБ.

А. Кузьмук выразил убеждение, что Украина может присоединиться к такому формату сотрудничества, учитывая, что на двухстороннем уровне она работает в этом вопросе с Россией и Белоруссией. «Абсолютно мы имеем такую возможность, и это не нарушает и не посягает на нашу внеблоковость», — подчеркнул А. Кузьмук.

«Все государства ОДКБ — птенцы одного гнезда», — заявил он и высказал мысль, что Украина могла бы также сотрудничать с другими странами в рамках ОДКБ и в вопросах военного образования, и подготовки кадров. Так, Киев мог бы принимать участие в создании совместных научных центров, вузов, которые покрывали бы дефицит военных специальностей в странах ОДКБ, а также серьезно подойти к вопросу борьбы с нелегальной миграцией и борьбой с наркотрафиком.

Однако вскоре пришло разъяснение пресс-секретаря МИД Украины Александра Дикусарова: «Для президента и для правительства Украины вопрос вступления в ОДКБ не стоит». Чиновник пояснил, что законодательство страны об основах внешней политики говорит о том, что Украинское государство внеблоковое и, таким образом, не может участвовать в каких-либо военных организациях, а высказывания отдельных политиков следует воспринимать как их личную позицию, а не позицию государства.

Ни слова Кузьмука, ни окрик из МИД не объясняют того, что такое ОДКБ и какие выгоды участие в нем может принести Украине. Договор о коллективной безопасности в рамках СНГ был подписан в Ташкенте 15 мая 1992 года и ратифицирован 20 апреля 1994 года. На московской сессии 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности. 7 октября того же 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года. В настоящее время в организацию входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Азербайджан и Грузия вышли из этой структуры, а Узбекистан на несколько лет прерывал участие в ней.

Украина с самого начала в этой структуре участия не принимает — сначала и нынче под предлогом заявленной внеблоковости, а при Ющенко — из-за желания вступить в НАТО. Однако есть ли смысл ставить вопрос об ОДКБ вообще?

Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран-участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба. 4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран ОДКБ одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования, которые «будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». 

Безусловно, все это в той или иной степени может быть интересно Украине. Но внешний агрессор действует не напрямую, а через сеть агентов влияния, терроризм, к счастью, в наших краях не актуален, а вот кооперация в борьбе с катастрофами очень была бы полезной, как и совместный заслон ОПГ и наркотрафику.

«Главная особенность ОДКБ, — считает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин, — состоит в том, что это военно-оборонительный блок. Он принципиально не ставит перед собой задач экспансии. И поэтому на фоне НАТО, которое занимается явным экспансионизмом, он выглядит как бы недоделанным. Но на самом деле в рамках этого блока делается достаточно много. Например, ОДКБ — очень неплохое подспорье для стран, входящих в него. Они получают российское вооружение по внутрироссийским ценам и имеют возможность на льготных условиях обучать свои офицерские кадры в российских военно-учебных заведениях — одних из лучших в мире, если судить по фактам побед российской армии».

Указанный аспект сотрудничества важен, но для Украины более актуальна иная постановка вопроса. Ведь Украине в наследство от СССР и так достались и сеть военно-учебных заведений, и оборонная промышленность. Проблема украинского ВПК и, как следствие, высокотехнологичных секторов экономики в целом — в том, что все это наследство на ладан дышит после всевозможных «конверсий» и переноса учебной базы с юго-востока на запад. Поэтому Украине необходима кооперация и подключение нашей системы к интересам ОДКБ. 

Этим сотрудничество Украины с ОДКБ отличается от натовского «приобщения к стандартам», сводящегося к уничтожению собственного потенциала в угоду импортеру. Напомню, что аргументом против «евроатлантизма» была не только русофобская направленность НАТО, но и отказ ряда членов блока под давлением из Вашингтона покупать украинскую военную технику.

Другой проблемой является непонимание целей организации. Со времен античности все военные союзы образовывались для защиты от общего, вполне реального врага. Афиняне кооперировались с окрестными городами под угрозой из Спарты. Русские цари на севере видели естественных союзников в Дании и Бранденбурге-Пруссии из-за агрессивности Швеции и непредсказуемости Речи Посполитой, а на юге против Османской империи естественно им было общаться с Австрией, Венецией и Ираном. 

А что же ОДКБ? Главные проблемы у его участников лежат не вне организации, а внутри самих стран, а кроме того — во взаимоотношениях между собой и с ближайшими соседями. Их нерешенность отпугивает потенциальных участников. «Внятного голоса ОДКБ не было слышно по ряду конфликтов, например военного конфликта в Грузии, а также ситуации со сменой власти в Киргизии», — подчеркивал тот же А. Кузьмук. 

Александр Лукашенко назвал бесперспективной дальнейшую деятельность ОДКБ, так как организация не реагирует на «государственный переворот в одной из стран-членов». В. Жарихин рисует ситуацию так: «Несмотря на то, что никаких совместных акций за пределами своих границ страны ОДКБ не производят, это не говорит о том, что военный блок «не работает». Другое дело — да, есть определённые проблемы, связанные с выходом на этап формирования совместных сил быстрого реагирования, и возможно, что эта работа ведётся недостаточно интенсивно».

Сформировать привлекательную повестку дня для потенциальных участников могут только сами члены ОДКБ. Украина же может находить направления кооперации с каждым из них по взаимно интересующим вопросам и присутствовать в работе организации в качестве наблюдателя. Хотелось бы, чтобы выгода от сотрудничества была вполне вещественной.

Оставить комментарий Комментариев: 2
Сибиряк | 30.08.2010

Ну и чему вы удивляетесь?Может,в НАТО ситуация чем-либо отличается - всем заправляют янки,остальные просто обслуга Вашингтона?

Историк | 26.08.2010

ОДКБ - только ширма для сохранения военно-политического влияния России над странами-членами. Все об этом знают, и поэтому для решения вопросов нужно обращаться не в ОДКБ, а напрямую к тому, кто дергает за веревочки - к России.

Другие статьи раздела: