Поиск по сайту:

ВНЕШНИЙ МИР / ЗОВНIШНIЙ СВIТ

ЧФ как средство геополитического влияния России в Черноморском регионе

Виктор АФАНАСЬЕВ 20.11.2011 02:02

Прежде чем говорить о перспективах геополитического влияния России в Черноморском регионе, следует сказать о достигнутых российско-украинских договоренностях в этой области. Обратимся к одному из главных геополитических событий 2010 года - подписанию Харьковского соглашения о продлении сроков базирования Черноморского флота в Крыму до 2042 года. Договоренность помогла разрешить неопределенность, связанную с фактором 2017 года и ответить на вопрос, что будет после этой даты. Однако ввиду того, что Черноморский регион очень сложен, здесь присутствуют интересы и внутрирегиональных держав, и внерегиональных.

Возможные геополитические риски в период 2017-2050 годов будут связаны как с вероятным поведением первых и вторых, так и с непредсказуемыми моментами в их черноморской политике. Например, заинтересованным внерегиональным игроком Черноморья являются США.
 
Условия Харьковских соглашений, по всей видимости, стали для американцев неожиданностью. Как отмечает эксперт «Центра за американский прогресс» Самуэль Чарап, «мы в Вашингтоне к этому готовились. Понятное дело, что такие переговоры шли бы либо при Януковиче, либо при Тимошенко. Были такие признаки, что будут вестись переговоры о пролонгации Черноморского флота РФ в Украине. В этом мало кто сомневался у нас. Но нас поражает срок пролонгации базирования ЧФ РФ. И в этом плане некоторые будут просто в шоке от длительности срока нового соглашения» (1).
 
Главную причину продления базирования флота в Севастополе со стороны России американский эксперт видит в желании препятствовать вступлению Украины в НАТО. И хотя вопрос принятия новых членов в ряды Североатлантического альянса во многом является результатом политической воли стран-членов объединения, остается серьезное препятствие в виде присутствия на территории страны-кандидата на вступление в НАТО военно-морской базы страны, не состоящей в альянсе.
 
В этой связи фактическое «замораживание» движения к реальному членству Украины в НАТО в условиях «натовского» окружения в лице соседей по Черноморскому региону – Турции, Болгарии, Румынии, вызовет к жизни риск «торпедирования» Харьковских соглашений. По заверениям упомянутого выше Самуэля Чарапа, «это свободный выбор суверенной страны, и Вашингтон здесь официально ни при чем».
 
Наиболее уязвимым звеном соглашений после их ратификации парламентом Украины является закрепление юридического механизма, препятствующего конъюнктурному пересмотру параметров соглашения, либо его отмены после прихода к власти на Украине другого президента.
 
Примером тому служит ярко выраженное желание БЮТ подвергнуть ревизии и даже отмене заключенные Харьковские соглашения. Чего стоит одно лишь заявление Тимошенко: «Эти соглашения (Харьковские – автор), будут денонсированы, если украинцы вернутся к власти» (2). В этой связи, учитывая логику действий американцев, нетрудно предугадать их обращение к инструментам «мягкой силы» (всевозможные фонды, гранты и т. п.) для «неофициальной», но довольно мощной поддержки таких действий оппозиционеров.
 
Достаточно серьёзным риском для самого Черноморского флота России остается вопрос его модернизации и обновления. Если взглянуть на практику соседей по региону, то Болгария и, в особенности, Румыния пока не располагают новыми и эффективными в боевом применении единицами в составе своих ВМС, но возлагают серьёзные надежды на свое членство в НАТО и участие в американской программе мобильного морского базирования элементов ПРО. Их официально заявленное стратегическое предназначение – мониторинг территории Ирана и сдерживание угрозы ракетного нападения. В то же время появление дополнительных элементов вооружения в Черноморском регионе несет в себе угрозу нарушения сложившего баланса сил.
 
В отличие от Болгарии и Румынии, Турция использует собственные подходы по вопросу модернизации флота. В частности, применяется формула «1 на 1», которая означает, что устаревший корабль не просто списывается, но обязательно заменяется новым. «Турция постепенно уходит от зависимости от США, Германии, Франции, хотя и сохраняет военно-техническое сотрудничество с ними» (3).
 
Этот пример показывает, насколько важным для Черноморского флота России является вопрос модернизации. Успешная модернизация позволит снять серьёзный риск устаревания и опровергнуть тезис Самуэля Чарапа о том, что «если смотреть на состояние Черноморского флота, то за это время (25 лет – автор) он перестанет существовать как боеспособное подразделение Военно-морских сил РФ».
 
Ведь даже Збигнев Бжезинский ошибся в своих прогнозах и оценке возможностей России к самовосстановлению после развала и упадка начала 90-х, высказанных в знаменитой работе «Великая шахматная доска». «Авторитет России на международной арене в значительной степени подорван; прежде одна из двух ведущих мировых сверхдержав в настоящее время в политических кругах многими оценивается просто как региональная держава "третьего мира"» (4), писал он в 1997 году.
 
А в интервью BBC, сделанном в 2011 году Бжезинский дает уже иную оценку России: «Я считаю, что Россия - это сильная держава, держава мирового уровня… Эра абсолютного господства США - закончилась. Особенно сильный урон статусу Америки в мире нанес второй срок президента [Джорджа] Буша» (5).
 
Предпосылки для опровержения сценария Чарапа есть. В настоящее время между Россией и Украиной активно ведутся переговоры по поводу продолжения использования Черноморским флотом маяков и гидрографических объектов в Крыму. По словам посла России на Украине Михаила Зурабова, «по ряду направлений мы можем выйти на договоренности, в том числе по модернизации корабельного состава Черноморского флота» (6). В случае заключения соответствующих соглашений Россия сохранит и укрепит свое влияние в геополитически непростом Черноморском регионе. Итоги неофициального визита министра обороны РФ Анатолия Сердюкова и его результативные переговоры с украинскими коллегами показывают, что дипломатические контакты на деле оказываются гораздо более эффективными, чем шумные провокации вокруг маяков, организуемые, например, «Студенческим братством».
 
Задержка в оформлении договоренностей вовсе не выглядит, как провал, а свидетельствует лишь о желании сторон выработать более совершенный механизм взаимодействия. Главной причиной, по которой министр обороны России не подписал в Киеве соглашение о замене кораблей Черноморского флота на новые, стала несогласованность по доступу украинской стороны к информации о вооружении новых кораблей. По данным средств массовой информации, Украина хочет, чтобы Россия предоставляла полный перечень вооружения новых кораблей, заключала контракты на их обслуживание с украинскими судоремонтными предприятиями. То же касается и береговой инфраструктуры Черноморского флота России: наземной техники, береговых систем, авиации. Россия же, в свою очередь, хочет оставить флот более независимым от решений украинских партнеров (7).
 
Соглашения о пребывании Черноморского флота России в Севастополе и Крыму дают России возможность договариваться с украинской стороной об обновлении корабельного состава флота. Модернизация кораблей флота является серьезным доказательством того, что Россия намерена сохранить Севастопольскую базу ЧФ в качестве основной. Для эффективного использования серьезного геополитического рычага влияния в Черноморье в виде базы ЧФ России крайне необходимо применять как минимум формулу модернизации кораблей, похожую на современную турецкую - «1 на 1».
 
__________________________________
1.        Самуэль Чарап: США поражает срок пролонгации базирования ЧФ РФ // День. – № 72. – 23 апреля 2010.
2.        Тимошенко: я отменю соглашение о Черноморском флоте // Аргументы и факты – Украина. - Режим доступа: http://www.aif.ua/politic/news/32593. – 2.11.2011.
3.        В зоне внимания - Черное море // Военное обозрение. - Режим доступа: http://topwar.ru/3044-v-zone-vnimaniya-chernoe-more.html 2.11.2011.
4.        Збигнев Бжезинский. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы) Перевод О. Ю. Уральской. – М.: Междунар. отношения, 1998. - сс. 110-111.
5.        Збигнев Бжезинский: Россия зигзагами движется к Европе ("BBCRussian.com", Великобритания) . - Режим доступа: http://www.inosmi.ru/politic/20110909/174446532.html?id=174466743. – 2.11.2011.
6.        http://novoross.info/general/9980-ukraina-i-rossiya-dogovorilis-po-mayakam-chernomorskogo-flota.html
 
7.        http://mysouth.su/2011/10/kornilov-svedeniya-o-vooruzhenii-chf-ne-tayna-dlya-nato/  
 
Афанасьев Виктор - кандидат политических наук. 

Оставить комментарий Комментариев: 14
Историк | 23.11.2011

Сегодня снова при голосовании по Сирии Россия с Китаем воздержались, за проголосовали 122 стран, 13 против.

Недавно российские военные корабли вошли в сирийский порт. Эрдоган сегодня предрек Асаду судьбу Гитлера и Каддафи.

Вопрос - какой "авторитет" заработает Россия на международной арене поддержкой Асада? Ведь завтра же в Дамаске начнут жечь российские флаги :(

Историк | 22.11.2011

Оукраинцу
Народ заслуживает своих правителей.
Вы же знаете, что любой противный народу правитель будет рано или поздно вздернут на рее.
Так зачем дразнить зверя? Нравится ему тандем - ОК. Не нравится - он сам его "сольет" без внешней помощи, и никакая ядреная бомба не поможет (примеры тому разворачиваются на наших изумленных глазах по всему миру).
То же касается и нашего прости Господи президента.

Так что расслабьтесь и получайте максимум удовольствия от процесса.
От результата удовольствий не обещаю :(

оукраинец-сиб. | 22.11.2011

Историк | 21.11.2011

.... А пример Сирии показывает, как Россия приобретает международный "авторитет" - в этом вопросе ее поддерживают разве что Китай, Иран, Венесуэла, Никарагуа, КНДР и кажется Науру (есть такое государство, периодически продающее свой голос в ООН :(

Стоит ли таких усилий авторитет среди перечисленных мною стран?

=============================

ВВП Китая по фактическому производству продукции уже выше США-нского, чей авторитет всё больше заслуживает быть упомянутым в кавычках.

По сравнению с США, которые на глазах всего мира недавно оккупировали Афганистан, нефтеносные Ирак и Ливию, все вышеназванные Вами страны - образчик миролюбия и добропорядочности. Не говоря уже про всемирную мошенническую кидалову американско-еврейской ФРС, накачавшую дутыми долларовыми бумажками весь мир.

оукраинец-сиб. | 22.11.2011

Панас | 22.11.2011

На наших глазах, такие как Вы, историк, бесконечными словами о незалежности, помаранчевости, европейскости уже разодрали страну на части. Да, это ваша работа и после вас и таких как вы остаются вражда, ненависть, управляемый хаос в стране. Но вы боитесь того, что вас и таких как вы сметет народ Украины, а это обязательно произойдет и уже на наших глазах, а не через столетия.

====================================

Зная наш дехристианизированный, некогда русский, народец Малой и Великороссии, могу утверждать, что когда разразится по полной мировой кризис, то в Киеве этот неумный народец своими бунтами приведёт к власти чуму, в сравнении с которой Ющик покажется ангелом.
Тоже и в Эрефии - после слива Тандема "на волне народного гнева" в кремле такая нациковская чума засядет - мама не горюй.

Это будет очередным уроком и освобождением от иллюзий оглупевших мало- и великороссиянцев. И только после этого, когда страна будет висеть на краю гибели, надеюсь, что всё-таки наступит прозрение и восстановится Русское христианское государство. Или гибель, что менее приятно.

Историк | 22.11.2011

По-моему, вы живете в виртуальном мире, не представляя себе, кого на самом деле сметет народ.

С утра слушал радио Эра, шла передача о дне свободы. Позвонила женщина из Донецка и рассказала, как негативно относились на Донбассе к т.н. помаранчевой революции и к сегодняшнему дню еще недавно, и как сейчас наконец думающие люди поняли, что значит свобода для них и что они потеряли, выбрав Януковича. Она даже пожалела, что у нее рука не отсохла при голосовании, и просила оппозиционеров бороться до конца.
При этом присутствующий на передаче Киселев от ПР блеял что-то невнятное.

Так что ждем-с, кого выберет народ для роли козлов отпущения :(

Панас | 22.11.2011

На наших глазах, такие как Вы, историк, бесконечными словами о незалежности, помаранчевости, европейскости уже разодрали страну на части. Да, это ваша работа и после вас и таких как вы остаются вражда, ненависть, управляемый хаос в стране. Но вы боитесь того, что вас и таких как вы сметет народ Украины, а это обязательно произойдет и уже на наших глазах, а не через столетия.

Историк | 22.11.2011

Боитесь слов? И не зря.

А документы тут не нужны - все происходит на наших глазах, а не в 10 столетии до н.э.

Одессит | 21.11.2011

Историк, слова, слова, а где таки документы, или вы уже не историк?

Историк | 21.11.2011

Да, последнее заявление Медведева о том, что война с Грузией была очень важной для России для того, чтобы поставить НАТО на место - хороший аргумент для подтверждения дружбы России с НАТО, а особенно с дружественной по черноморскому бассейну страной - Грузией :(

А пример Сирии показывает, как Россия приобретает международный "авторитет" - в этом вопросе ее поддерживают разве что Китай, Иран, Венесуэла, Никарагуа, КНДР и кажется Науру (есть такое государство, периодически продающее свой голос в ООН :(

Стоит ли таких усилий авторитет среди перечисленных мною стран? Учтите, что при этом другие страны мира (а их 99%) просто отворачиваются от России :(

Панас | 21.11.2011

Да, историк, упер Вас прохожий. С аргумнтами у Вас слабовато, с Сирией лыко не в строку (ну не тот регион), так любимых Вами и цитируемых документов, а не слов, (Вы упрекаете за ссылки на слова своих оппонентов) о всех странах - врагах России в Черноморском регионе в Вашем распоряжении тоже нет. так, что все Ваши рассуждения в даном конкретном случае - пшик! Вы оказались неубедительны, более того получили обратный эффект восприятия Ваших комментариев. Продолжайте в том же духе.

Историк | 21.11.2011

Еще одно лыко в строку:
""Если бы в 2008 году мы дрогнули, была бы уже другая геополитическая раскладка, и целый ряд стран, которые пытались искусственно затащить в Североатлантический альянс, скорее всего, были бы там", - сказал Медведев на встрече с офицерами Южного военного округа."
http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2011/11/111121_rn_medvedev_nato.shtml

Такие высказывания в адрес НАТО или Грузии можно назвать дружественными?

Историк | 21.11.2011

1. Голосование по Сирии - пример "авторитета" России: кроме нее еще Китай имеет ту же точку зрения. Даже арабские страны осудили Асада. Так у кого Россия подняла авторитет своим голосованием? Кроме Ирана и КНДР может еще у Чавеса :(

2. Практически все страны бассейна Черного моря - члены НАТО.
Автор пишет: "В этой связи фактическое «замораживание» движения к реальному членству Украины в НАТО в условиях «натовского» окружения в лице соседей по Черноморскому региону – Турции, Болгарии, Румынии, вызовет к жизни риск «торпедирования» Харьковских соглашений"

Если Россия выступает против присоединения Украины к НАТО, что из этого вытекает? По-моему только одно - Россия считает НАТО (и всех его членов) своими противниками (против друзей же не выступают).

Отсюда вывод - авторитет Россия ищет явно не среди стран черноморского бассейна :(

Прохожий | 21.11.2011

Историк можно, конечно, быть проплаченым антироссийским агитатором и втирать очки свидомым галчанам, но чтобы здесь так упрощенно и нагло пудрить мозги, это уж слишком. При чем тут Сирия? Или она государство Черноморского региона? Приведите примеры того, что Россия считает своими противниками Болгарию, или Румынию, ну Турцию или Грузию, наконец? Только без свойственных вам вихляний панельной шлюхи и оговорок. Где и в каких документах эти страны назывались противниками России? Промывайте мозги галичанам, да и то они вас уже и знать не хотят, ничего от ваших слов не меняется в нашем благословенном государстве, одни беды!

Историк | 21.11.2011

Авторитет России можно оценить напр. по голосованию о ситуации в Сирии - Россия наложила вето, а после этого даже Лига арабских стран приостановила членство Сирии за убийства протестантов.

Чей же авторитет завоевала Россия, проголосовав в ООН против? Ирана и КНДР? А как же остальной мир? И какой авторитет у России может быть в черноморском бассейне, если она считает все его страны своими противниками?

Другие статьи раздела: