Поиск по сайту:

КУЛЬТУРНАЯ НИВА / НИВА КУЛЬТУРИ

Украина на конкурсе Чайковского: сегодня и вчера

Михаил ХУСТОЧКА 24.07.2011 01:19

На XIV Международном конкурсе им П. И. Чайковского, завершившемся 30 июня в Москве, украинский пианист Александр Романовский получил IV премию. Также ему была вручена почетная награда — специальный приз памяти В. Крайнева (1944—2011) за исполнение Третьего концерта С. Рахманинова. На наш взгляд, справедливо и правильно, что именно уроженец Харькова стал обладателем этого приза — таким образом обнаруживается преемственность между двумя пианистами-харьковчанами: великим музыкантом, внесшим неоценимый вклад в историю исполнительства, и одаренным молодым пианистом. На церемонии награждения А. Романовский, получив приз из рук вдовы В. Крайнева Татьяны Тарасовой, произнес прочувствованные слова: «Для меня — высочайшая честь получить эту премию. Безмерно жаль, что Владимира Всеволодовича нет с нами. Мне посчастливилось познакомиться с этим человеком, когда я был еще ребенком: я выступал на конкурсе, который Владимир Всеволодович сделал для молодых музыкантов в нашем родном городе Харькове. И я никогда не забуду, какой доброты, какой бесконечной искренности был этот человек перед жизнью, перед своей работой, перед своими учениками. Для меня он всегда будет оставаться высочайшим примером того, как нужно жить». 

 
А. Романовский получает специальную премию памяти В. Крайнева. На втором плане — председатель жюри конкурса Чайковского В. Гергиев и Т. Тарасова (вдова В. Крайнева). Москва, Большой зал Консерватории, 30 июня 2011 года 
 
Александр Романовский стал единственным представителем Украины - лауреатом прошедшего конкурса Чайковского. Его первые музыкальные успехи состоялись в Харькове: в 9 лет впервые сыграл с оркестром, а в 12 дал первый сольный концерт в Харьковской филармонии. В 1996 году Саша стал обладателем Гран-при Международного конкурса юных пианистов В. Крайнева в Харькове. После этого молодой музыкант уехал с семьей в Италию, где стал студентом пианистической Академии в Имоле в классе Л. Маргариуса, тоже харьковчанина, ученика Регины Горовиц, сестры выдающегося пианиста В. Горовица. Победа на престижном Международном конкурсе имени Бузони в Больцано в 2001 году открыла для А. Романовского двери лучших концертных залов и многочисленных фестивалей Европы. Последние несколько лет пианист учился в Лондоне, в Королевской академии музыки.
 
На этом конкурсе Чайковского вместе с А. Романовским Украину представляли вокалисты Вероника Коваль, Андрей Гонюков, Вадим Черниговский, Виктор Коротич и скрипач Алексей Семененко, однако никто из них не дошел до финала. 
 
* * *
 
Если обратиться к истории конкурса Чайковского, то мы увидим, что украинским музыкантам есть что вспомнить и чем гордиться.
 
В 1970 году на IV конкурсе лауреатами стали двое харьковчан — Владимир Крайнев одержал триумфальную победу среди пианистов, а скрипачка Татьяна Гринденко получила IV премию (конкуренция была очень высокой: победу тогда праздновал Гидон Кремер, а Владимир Спиваков стал вторым). В. Крайнев и Т. Гринденко — безусловно, гордость музыкальной Украины, несмотря на то что оба сформировались как зрелые музыканты уже в Москве.
 
Детство Владимира Крайнева прошло в Харькове, его семья жила на одной из центральных улиц — Сумской. Когда Владимиру было пять лет, мать привела его в среднюю специализированную музыкальную школу. В девять лет юный пианист выступил на большой сцене, исполнив Концерт Гайдна и Первый концерт Бетховена с оркестром. После восьмого класса Крайнев поступил в Центральную музыкальную школу (Москва) и продолжил обучение в Московской консерватории у выдающегося педагога профессора Г. Г. Нейгауза. Мировое признание пришло к Владимиру Крайневу в начале 1960-х годов, когда он стал обладателем главных премий на крупных международных конкурсах в Лидсе (Великобритания, 1963 год, II премия) и Лиссабоне (Португалия, 1964 год, I премия). Блистательная победа на IV Международном конкурсе им. П. И. Чайковского упрочила его известность. Выступления с прославленными оркестрами и дирижерами, а также яркие сольные концерты снискали Владимиру Крайневу славу одного из выдающихся пианистов ХХ века.
 
 
В. Крайнев играет на конкурсе Чайковского в 1970 году
 
Уже будучи широко известным и востребованным музыкантом, Владимир Всеволодович учредил в родном Харькове в 1992 году Международный конкурс юных пианистов (проводящийся раз в два года), который сразу же завоевал репутацию одного из престижнейших конкурсов юных пианистов в возрасте до 18 лет. Для Харькова это стало неоценимым подарком — «первая столица Украины» преображалась, когда на конкурс приезжали талантливейшие юные пианисты со всего мира. А многие ученики харьковской музыкальной десятилетки благодаря успешным выступлениям здесь получили путевки на большую сцену. Лауреаты конкурса Крайнева разных лет сейчас широко известны, они ярко заявляют о себе на международных конкурсах, украшают лучшие сцены мира. Среди них — Игорь Четуев, Илья Рашковский, Дмитрий Онищенко (львовянин, лауреат V премии XII конкурса Чайковского в 2002 году), Елена Колесниченко, Алексей Колтаков, Мария Ким, Вадим Холоденко, Александр Романовский, Татьяна Колесова, Динара Наджафова (Клинтон) и другие. Динара — участница двух последних конкурсов Чайковского, причем на XIII-м была самой юной, 16-летней. Немаловажно, что многие лауреаты конкурса Крайнева впоследствии становились учениками самого Владимира Всеволодовича в Ганноверской высшей школе музыки и театра. Вместе с учениками В. Крайнев не раз выходил на одну сцену в рамках фестиваля «Владимир Крайнев приглашает» в Украине, Казахстане, Киргизии.
 
Также в 1994 году Владимир Всеволодович создал Международный благотворительный фонд помощи юным пианистам, который оказывает всяческую поддержку молодым музыкантам, организует их гастроли и концерты в России и за рубежом, поддерживает образовательные учреждения культуры и искусства. Фонд также частично оплачивает страховку, квартиру, питание студентов-лауреатов конкурса юных пианистов В. Крайнева. Не оставляем надежду, что и конкурс, и фонд будут жить и продолжать поддерживать молодых талантливых музыкантов после безвременного ухода маэстро 29 апреля с.г. 
 
 
* * *
 
Татьяна Гринденко — удивительно самобытная фигура в мире академической музыки. Круг ее интересов необычайно широк — от аутентичного исполнения старинной музыки до автоспорта. Татьяна начала играть на скрипке в 6 лет в Харькове, где в 8 лет впервые сыграла на большой сцене концерт И. С. Баха с симфоническим оркестром. Затем юная скрипачка училась в Санкт-Петербурге, а после — в ЦМШ и Московской консерватории им. П. И. Чайковского. 
 
Т. Гринденко весьма успешно выступала на конкурсах: побеждала на Всемирном Конкурсе молодых исполнителей в Софии ( 1968 год) и Международном Конкурсе им. Г. Венявского в Польше (1972 год).
 
Интересный штрих биографии Т. Гринденко придает факт ее участия в 1970-х гг. в рок-группах «Бумеранг» (созданной на базе Экспериментальной студии электронной музыки) и «Форпост». Активное участие в авангардных акциях и фестивалях не могло быть не замеченным советской властью. Подобная деятельность не одобрялась, поэтому с 1978 года до самой «перестройки» Татьяне Гринденко были запрещены гастрольные поездки, записи на радио и пластинки.  
 
 
Играет Татьяна Гринденко
 
Но талантливая скрипачка не упала духом и создала в 1982 году «Академию старинной музыки», первый в России ансамбль, использующий аутентичную манеру исполнения старинной музыки на оригинальных инструментах. «Академия» очень быстро стала известной в СССР. С 1989 года, когда Татьяна снова смогла выезжать из страны, началась активная гастрольная жизнь ансамбля. По сей день «Академия» — постоянный участник международных фестивалей старинной музыки в Бостоне, Глазго, Потсдаме, Стокгольме, Утрехте, Бремене, Нойшвайштайне, Вене и других.
 
В 1999 году Татьяна Гринденко основала еще один ансамбль — «OPUS-POSTH.» — с совершенно другой, можно сказать, противоположной творческой направленностью: он исполняет «ультрасовременную» музыку серьезных композиторов, ныне здравствующих (в репертуаре произведения В. Мартынова, А. Пярта, Ф. Гласса, Я. Ксенакиса, А. Кнайфеля, Г. Канчели других современных авторов). Этот ансамбль изначально был создан для осуществления проекта «Новое сакральное пространство», в основу которого положена концепция композитора Владимира Мартынова о необратимости процесса крушения фундаментальных принципов, служащих базисом композиторской музыки, и рождение нового пространства музицирования. Совместно с художниками видео-арта и поэтами ансамблем осуществлены мультимедийные проекты «Бах-2000», «Времена года», «Русско-немецкий Реквием», «Песнь песней» и др.
 
Для завершения портрета заслуженной артистки РСФСР (1991), народной артистки Российской Федерации (2002) Т. Гринденко следует обязательно вспомнить и о ее младшем брате, Анатолии Гринденко, известном православном музыканте, руководителе синодального хора Свято-Данилова монастыря в Москве.  
 
* * *
 
Среди украинских скрипачей на конкурсе Чайковского также стоит упомянуть Олега Крысу, уроженца Волынской области. Он стал лауреатом III премии в 1966 году.
 
О. Крыса начал занятия музыкой во Львове, где и закончил школу, а продолжил обучение, как и большинство героев нашей статьи, в Московской консерватории, в классе Д. Ойстраха. В наши дни артист постоянно участвует в музыкальных фестивалях, выступает по всему миру с ведущими оркестрами и дирижерами, записывает диски. Сейчас музыкант живет в США, но нередко гастролирует в России и Украине.
 
Если вспоминать об успехах представителей Украины в номинации «виолончель», нельзя не упомянуть замечательного музыканта, харьковчанина Валентина Фейгина, лауреата II премии на II конкурсе Чайковского в 1962 году. На этом же конкурсе обладателем III премии стал земляк и коллега В. Фейгина, виолончелист Михаил Хомицер.  
 
 
Виолончелист Валентин Фейгин
 
Елена Щелкановцева, профессор Харьковской консерватории, писала о своем выдающемся земляке: «Фейгин был исполнителем романтического толка. Тонкий лирик, мастер звукописи, непревзойдённый виртуоз, он объединил в своём творчестве все лучшее, что было свойственно русской и советской виолончельным школам. Родившись 3 июля 1934 г. в Харькове в семье музыкантов (родители были пианистами), он с детских лет был “обречен” на музыкальную профессию. В пятилетнем возрасте Валентин впервые услышал звук виолончели и заявил родителям, что будет играть только на этом инструменте. Блестяще окончив школу, Фейгин поступил в Московскую консерваторию в класс проф. С. М. Козолупова. Редкостное дарование, суровая самодисциплина, высочайшая требовательность к себе во всём, что касается профессии, вели его от победы к победе. Виртуозно отточенное, “выверенное” в мельчайших деталях мастерство, тончайшее чувство стиля, безукоризненная ансамблевая культура, благородство эмоций, максимально правдивое воплощение авторского замысла, редкий по красоте звук, строгая академическая уравновешенность и в то же время экспрессивная наполненность, романтическая увлечённость и детская непосредственность - вот те качества, которые отличали этого музыканта. Его искусство было добрым, радостным и щедрым». Жизнь заслуженного артиста РСФСР (1983), народного артиста России (1994) В. Фейгина оборвалась внезапно. Он умер, прожив 60 лет, в 1995 г., гастролируя с трио по Испании. Незадолго до кончины музыкант сказал: «Зачем жить, если не играть на виолончели?» 
 
* * *
 
Но наибольшие, можно сказать, феноменальные успехи на конкурсе Чайковского демонстрировали всякий раз украинские вокалисты. Не зря Украина считается «поющим краем». Стоит вспомнить хотя бы, как Глинка набирал певцов для придворной капеллы на Черниговщине и в Киеве…
 
V конкурс 1974 года можно назвать триумфальным для украинских вокалистов. Лучшей певицей была признана Людмила Сергиенко, солистка Харьковского оперного театра (она получила II премию, разделив ее со Стефкой Евстафьевой из Болгарии, а первая не была присуждена никому). Примечательно, что среди лауреатов в номинации «мужской вокал» оказались однофамильцы: одессит Иван Пономаренко стал победителем, а Анатолий Пономаренко, выпускник Киевской консерватории, получил III премию. Анатолий Кочерга, бас из Киева, стал обладателем V премии (пополам с чехом Петером Дворски).
 
Через четыре года, в 1978 году на VI конкурсе вновь торжествовала украинская вокальная школа — выпускник Киевской консерватории, солист Украинского театра оперы и балета, бас Валентин Пивоваров получил II премию (первая не была присуждена) среди мужчин-вокалистов, а у женщин обладательницей I премии стала Людмила Шемчук, выпускница Одесской консерватории. После этой победы певица ярко проявила себя в концертной деятельности, гастролируя в крупнейших городах СССР, а также в Югославии, Польше, ГДР, на Кубе. С 1989 года Л. Шемчук стала солисткой знаменитейшего театра Ла Скала. Также она пела на сценах Метрополитен-опера, Венской оперы, опер Берлина, Мюнхена, Парижа, Мадрида, Рима, Барселоны, Цюриха и др. Ее партнерами были всемирно известные Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Луис Лима, Николай Гяуров...
 
Л. Шемчук никогда не порывала связи с Украиной и своей малой родиной. Она регулярно посещает родное село Стыла, интересуется общественной жизнью, дает концерты для земляков. Певица внесла весомый вклад в строительство в Стыле новой церкви. С 2003 года певица работает в Донецком академическом государственном театре оперы и балета им. А. Соловьяненко, где исполняет весь ведущий меццо-сопрановый репертуар театра. При этом она продолжает активную гастрольную деятельность и подписывает контракты с ведущими театрами мира на несколько лет вперед. В 2005 году за выдающиеся заслуги в сфере оперного искусства в последнем десятилетии ХХ столетия Людмила Степановна получила Золотую медаль Фонда Ирины Архиповой и стала Лауреатом премии этого Фонда.
 
В 1982 году на VII конкурсе Чайковского — снова «украинское» золото у вокалисток. На сей раз победительницей стала уроженка Кировоградской области выпускница Киевской консерватории Лидия Забиляста, ныне лауреат Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко, солистка Национальной оперы, народная артистка Украины, кавалер ордена Княгини Ольги.
 
В 90-е годы достижения украинских вокалистов стали не столь значительны, однако отметим II премию Татьяны Захарчук на Х конкурсе в 1994 году и V премию Анжелины Швачки на ХI конкурсе в 1998 году.
 
Ярко проявил себя и харьковский тенор Максим Пастер, который стал обладателем специального приза (за лучшее исполнение народной песни) на ХII конкурсе, а в 2007 году на следующем, ХIII конкурсе, стал лауреатом III премии. Сейчас М. Пастер — солист Большого театра. 
 
 
Поет Максим Пастер
 
 
Последнюю яркую победу украинская вокальная школа праздновала на прошлом конкурсе в 2007 году. На сей раз в 2011 году и в мужском, и в женском вокале победителями были признаны корейские вокалисты.
 
Нельзя не отметить еще одного представителя одесской вокальной школы. Это заслуженный артист Украины бас Александр Цымбалюк - солист Гамбургского оперного театра, победитель XІІІ Международного конкурса имени П.И.Чайковского в сольном пении. В одном из послеконкурсных интервью певец заметил: «Традиции одесской вокальной школы общеизвестны. Может, они и претерпевают незначительные изменения, но есть база. Есть настрой. А это достаточно веско и ценно, чтобы школу сохранять. Есть в одесской вокальной школе и особая техника, и умение создавать энергетические посылы».
 
 
Заслуженный артист Украины бас Александр Цымбалюк
 
Очень хотелось бы, чтобы славные традиции на Украине действительно сохранялись, а не подвергались разрушению и деградации, чтобы новые поколения музыкантов помнили о достижениях своих предшественников и не снижали творческую «планку». Ибо в противном случае полностью исчезнет та среда, в которой могут развиваться новые таланты и украинское музыкальное пространство станет «безвоздушным».

Оставить комментарий Комментариев: 2
Osya | 24.07.2011

Надо же, среди вокалистов практически одни украинцы побеждали! А помнят-то всё равно русских - Образцову, Синявскую, Атлантова.....

Хведир | 24.07.2011

Да, Украина жжот! Правда, самые мощные достижения у инструменталистов были во времена СССР. А певцы-малороссы - во все века хороши.

Другие статьи раздела: