Поиск по сайту:

КУЛЬТУРНАЯ НИВА / НИВА КУЛЬТУРИ

Харьковские музыкальные вечера

Михаил ХУСТОЧКА 27.09.2011 01:03

Уже во второй раз в сентябрьском Харькове состоялся Международный фестиваль камерной музыки «Харьковские музыкальные вечера». Это, пожалуй, теперь главный фестиваль классической музыки в Харькове — первый в городе фестиваль камерной музыки европейского уровня. С 8 по 15 сентября 2011 года в помещениях Концертного и Органного залов Харьковской филармонии звучала камерная музыка трех эпох (от Баха до Бартока) в исполнении известных музыкантов. Все они — с мировым именем, состоявшейся сольной карьерой, а также постоянные гости лучших музыкальных фестивалей.

Что вообще представляет собой камерная музыка? Это общение, беседа нескольких музыкантов, интровертивная и самоуглубленная. Немецкий музыковед Т. Адорно отмечает: «…в ней все качественное многообразие мира обращено вовнутрь… Если камерная музыка внешне меньше стремится к интеграции, именно к иллюзорной интеграции слушателей, чем симфония, внутренне она более целостна и последовательна благодаря плотной, густой и тонкой сети тематических связей, и менее авторитарна, менее насильственна, благодаря далеко заходящей индивидуализации. Она утрачивает видимость всеобщности, отступая в сферу частного и личного, но она выигрывает благодаря своей строго закономерной замкнутости — как бы пространство без окон».

Если же говорить о харьковском фестивале камерной музыки — то он как раз стал для Харькова «окном» и «интеграцией» в музыкальный мир. География участников самая широкая: здесь играли как представители европейских государств — Германии, Великобритании, Франции, так и музыканты из Аргентины и США. 

 Афиша Международного фестиваля камерной музыки «Харьковские музыкальные вечера», 2011 год
 
 
Хочется сказать несколько слов об организаторе и художественном руководителе фестиваля. Это молодой, 25-летний скрипач Валерий Соколов, уроженец Харькова. На сегодняшний день он является одним из самых успешных украинских скрипачей. До 14-ти лет Валерий учился в харьковской музыкальной спецшколе, а затем, благодаря удачному выступлению на юношеском международном конкурсе скрипачей имени Сарасате в Памплоне, получил грант Фонда Владимира Спивакова на продолжение обучения в лондонской Школе скрипачей Иегуди Менухина, куда и поступил в класс Натальи Боярской. По окончании школы был принят в лондонский Королевский колледж музыки к Феликсу Андриевскому. Участвовал также в работе мастер-классов Захара Брона, Игора Озима, Руджеро Риччи, Цви Цейтлина, Доры Шварцберг. В 2005 году получил первую премию Международного конкурса имени Энеску в Бухаресте. С 19 лет Валерий Соколов выступает как солист по всему миру, а также является частым гостем многих музыкальных фестивалей.
 
 
Нередко музыкантов, которые покидают родные края и уезжают учиться, а потом и работать за границу, упрекают в отсутствии патриотизма. Однако — не это ли настоящий патриотизм — добиться успеха во всем мире и теперь, благодаря своей известности и открывшимся возможностям, собрать в родном городе исполнителей экстра-класса.
 
В. Соколов говорит: «Харьков — мой родной город, хоть я и уехал из него в двенадцать лет. Тут живут моя семья, друзья, учителя, наконец, просто жители, которые меня поддерживали, «болели» за меня. Я бываю здесь часто, пять-шесть раз в году, и вот теперь, получив некоторую известность, смог что-то сделать в ответ. Я не гонюсь ни за звездами, ни за внешним блеском. Моя цель — продвигать в моем родном городе чистое исполнительское искусство. В Харькове еще есть интеллигенция, которая с огромным удовольствием ходит на концерты, но не может позволить себе съездить, скажем, в Вербье. Конечно, я очень надеюсь, что Фестиваль утвердится. Но для этого необходима поддержка таких людей, чьи взгляды и положение не зависят от смены власти и конъюнктуры».  
 
 
Валерий Соколов на фестивальной пресс-конференции в Харькове
 
В рамках фестиваля работала так называемая «Академия» — ряд мастер-классов от выдающихся педагогов. Ее руководителем стала скрипачка Наталья Боярская, педагог В. Соколова, которая в данный момент преподает в Школе Иегуди Менухина и Королевском Колледже Музыки в Великобритании, дает мастер-классы в Англии, Франции, Японии, Испании, Италии, Хорватии, ее также часто приглашают в жюри международных конкурсов скрипачей. Валерий Соколов уверяет: «Это огромная удача для Харькова. Когда-то я был просто счастлив получить такую возможность. Но мне в свое время пришлось ехать в Лондон, чтобы брать у Натальи Боярской уроки. Ее ученики выигрывали премии на национальных и международных конкурсах, многие стали известными солистами, искусными камерными музыкантами, а также получили возможность играть в престижных оркестрах по всему миру. Лично Иегуди Менухин ее пригласил в Лондон 25 лет назад для постоянной работы там, он просто забрал ее из Советского Союза. И сейчас, я так понимаю, что она в первый раз вообще приехала обратно, хоть и не в Москву. Это огромная удача, что в харьковской музыкальной спецшколе дети могут с ней позаниматься».
 
По сравнению с прошлогодним, первым, фестивалем почти вдвое выросло количество участников: на харьковских сценах играло 23 исполнителя, не считая музыкантов камерного оркестра «Киевские солисты» под управлением Владимира Сиренко. Появление «Киевских солистов» на фестивале Соколов прокомментировал так: «Этот коллектив — лучший камерный оркестр в Украине. Поскольку я фанат всего самого лучшего, я решил сопоставить наше лучшее с тем лучшим, что, я считаю, есть в камерной музыке на Западе, так как я там музыкально обитаю».
 
Своеобразной данью учителям стал концерт 12 сентября, который был посвящен памяти великого харьковчанина, почетного гражданина Харькова народного артиста СССР, России и Украины, выдающегося пианиста и педагога Владимира Крайнева, ушедшего из жизни в апреле этого года. Хочется отметить, что и Владимир Всеволодович сделал Харькову неоценимый музыкальный подарок, учредив здесь свой конкурс юных пианистов, участвуя в котором выросло целое поколение музыкальной молодежи. В концерте принял участие один из лучших учеников В. Крайнева — Игорь Четуев, победитель «крайневского» конкурса 1996 года. В последние годы музыкант был ассистентом маэстро Крайнева в Ганноверской Высшей школе музыки и театра. 
 
 
 Владимир Крайнев
 
Впервые в Харькове в рамках фестиваля выступили прекрасные виолончелисты Гэри Хоффман (первый американец, получивший Гран-при на конкурсе имени Мстислава Ростроповича в 1986 году) и Марк Коппэ, профессор парижской консерватории, участник известного квартета «Изаи», а также кларнетист Рома Гийо — профессор женевской консерватории, первый кларнет Камерного оркестра Европы, являющегося одним из самых престижных камерных оркестров в мире. 
 
 
Играет Г. Хоффман
 
В Харьков на фестиваль приехал выдающийся режиссер Бруно Монсенжон. Был он и на первом фестивале «Харьковские музыкальные вечера». Его музыкальные фильмы о легендарных исполнителях — Иегуди Менухине, Гленне Гульде, Святославе Рихтере, Давиде Ойстрахе, Дитрихе Фишере-Дискау — получили всемирное признание. 10 сентября состоялась ретроспектива фильмов Бруно Монсенжона, где сам режиссер рассказывал о том, как снимались его фильмы.
 
Интересна история знакомства руководителя харьковского фестиваля В. Соколова с Б. Монсенжоном. Известный режиссер был приглашен в качестве гостя в лондонскую школу И. Менухина, где в то время учился В. Соколов. С первой же встречи молодой скрипач произвел на Монсенжона яркое впечатление незаурядными профессиональными качествами: исполнительским мастерством, пониманием музыки и нетривиальным живым мышлением. В результате тесного общения с Валерием у режиссера появилась идея снять о нем фильм, который по замыслу автора явился бы своеобразным авансом молодому музыканту, фиксацией начала его творческого пути, обращенного в будущее. Так в 2004 году появился фильм «Скрипка в душе. Валерий Соколов» (английская версия названия — «Прирожденный скрипач»). Фактически фильм представляет собой запись продолжительного камерного концерта Валерия Соколова, записанного в прекрасном концертном зале Тулузы.
 
Как и год назад, гостями Харькова стали музыканты квартета имени Шимановского, виолончелист Леонид Горохов, контрабасистка Александра Скотт, пианист Нельсон Гернер и другие.
 
 
На фестивальном концерте
 
Для жителей Харькова Второй Международный фестиваль камерной музыки «Харьковские музыкальные вечера» — это редкая возможность за короткое время познакомиться с музыкантами, которые выступают на ведущих концертных площадках мира. Отдельное удовольствие — совместное творчество этих исполнителей. На сцене фестиваля солисты становятся равноправными партнерами, и единение талантов, гармония, которая рождается на концерте, надолго запомнится ценителям камерной музыки.
 
«Идея фестиваля в том, чтобы заложить в культурной жизни Харькова и всей страны фундамент, который потом превратится в строение», — подвел итог творческой работы в рамках фестиваля В.Соколов. И дай Бог, чтобы «Харьковские музыкальные вечера» стали традиционными в нашем городе.

Оставить комментарий Комментариев: 3
Голос из зала | 27.09.2011

Такой молодой организатор - это здорово. Но неужели молодёжь совсем не интересуется современной отчественной музыкой? Позже Бартока - никого? А ведь столько есть талантливых композиторов и на Украине, и в России! Может ли исполнитель интересно и современно играть классику, если он не знаком с современной музыкой? Интересно, что Соколов думает об этом.

Дарт Вейдер | 26.09.2011

А пусть бы заложили фундамент и в других городах Украины? А то нас над этим трудятся (безуспешно) только выставки кошек и концертирующие фабриканты:(

Милий Б. | 26.09.2011

Это в самом деле в последнее время самое культурное музыкальное событие. Потому что Харьковские ассамблеи Веркиной превратились в провинциальный междусобойчик.
Соколову - благодарность за то, что стягивает в Харьков хороших музыкантов европейского уровня.
Еше остались в резерве Рахманиновский фест, на который иногда приезжают приличные музыканты, а также молодчина-энтузиаст Валентин Урюпин, дирижер, проводящий Слобожанские музыкальные вечера.
Интересная тенденция: талантливая молодежь, уехав, старается привезти на родину хорошую музыку. А местные, сидящие в окопах филармоний и коснерваторий, словно в амбразуру глядят, ничего не делая. Может, пора их всех сменить на молодых? Оживить жизнь? А то с классикой нынче туговато на подмостках.

Другие статьи раздела: