Поиск по сайту:

КУЛЬТУРНАЯ НИВА / НИВА КУЛЬТУРИ

Художник-передвижник Николай Ярошенко

Михаил ХУСТОЧКА 13.12.2011 01:40

«В пестрой сутолоке жизни судьба редко сталкивает нас с такими цельными, законченными и в то же время многогранными натурами, какою был Ярошенко. Едва ли найдется сколько-нибудь значительная область жизни или мысли, которою он не интересовался в большей или меньшей степени», — писал публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский в статье, посвященной памяти этого выдающегося русского художника. 

 
Николай Александрович Ярошенко. Автопортрет
 
Николай Александрович Ярошенко был не просто одним из «передвижников» — собратья по творческому объединению называли его «стражем лучших традиций Товарищества, как бы совестью его». И когда смотришь на его картины, легко верится, что это был человек высоких нравственных идеалов. Не единожды художник удивлял коллег, критиков и публику человечностью, глубоким состраданием, наполнявшим его картины. Публика не раз задавалась вопросом, откуда у блестящего военного столько сострадания к горю людей, казалось бы, из другой жизни. «Знаете, за одного только "Заключенного в камере" я уже готов обнять и расцеловать его, за его доброе, чуткое, внимательное сердце, за душу его и за талант вызывать в нас доброту и сочувствие к ближнему...» — признавался критик Н. Евтихеев.  
 
 
Н. Ярошенко. Заключенный. 1878 год
 
Николай Ярошенко родился в Малороссии, в Полтаве 1 (13) декабря 1846 года в семье генерал-майора. В девять лет будущего художника отдали в Полтавский кадетский корпус.
 
В 1863 году юноша переехал в Петербург и поступил в Павловское военное училище, а затем — в Михайловскую артиллерийскую академию, которую закончил в 1870 году. Параллельно Ярошенко занимался живописью, в качестве вольнослушателя посещал Академию Художеств, учился у Ивана Крамского. Известно, что именно Крамской дальновидно и мудро посоветовал Ярошенко не оставлять военной службы, поскольку, оставив ее, он вынужден был бы писать на заказ, чтобы прокормиться: «Лучше будет, если ты продолжишь военное дело, а картины будешь писать для души. Совмещать это по времени, конечно, будет непросто. Но ты-то как раз сможешь». Ярошенко последовал совету старшего товарища. До самой отставки в чине генерал-майора он трудился на оружейном заводе и на заказ не написал ни одной картины.
 
Значительное место в творчестве Ярошенко занимают портреты; он написал их около ста. Жена художника говорила: «Он не мог писать лиц, которые никакого духовного интереса не представляли». Его моделями всегда становились люди, внутренне ему близкие — художники И. Н. Крамской, В. М. Максимов, И. К. Зайцев, Н. Н. Ге, писатели Г. И. Успенский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Плещеев, В. Г. Короленко и другие.  
 
 
Н. Ярошенко. Портрет художника Н. Н. Ге. 1890 год
 
Одной из самых ярких работ Ярошенко в портретном жанре является «Портрет актрисы П. А. Стрепетовой» (1884 год): 
 
 
Н. Ярошенко. Портрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой 1884 год
 
Ярошенко женился в 1874 году, и в тот же год они с женой впер­вые поехали в Кисловодск. Супруги были настолько очарованы Кавказом, что впоследствии, в 1885 году, приобрели там дачу. Каждый год семья Ярошенко проводила в Кисловодске четыре месяца — отпуск Николая Александровича. Когда же художник вышел в отставку в 1892 году, чета Ярошенко переехала туда насовсем. Их дача, которая стала именоваться «Белой виллой», собирала огромное количество гостей. 
 
 
«Белая вилла» Н. Ярошенко в Кисловодске
 
Они приезжали и уезжали, именитые и неизвестные, и в доме все­гда было людно и весело. Говорят, что супруга Ярошенко, добрая и домовитая хозяйка, при­нимала в доме до пятидесяти гостей, среди которых были художники Репин, Нестеров, Куинджи, Васнецов, оперный певец Шаляпин, композитор Рахманинов. К слову, есть версия, что именно Мария Павловна Ярошенко изображена на знаменитейшей картине Крамского «Портрет неизвестной».
 
Знаменитым Ярошенко сделала картина «Кочегар», написанная им в 1878 году. Ярошенко изображает не столько представителя рабочего класса, новую социальную силу и т.д., сколько живого человека.  
 
 
Н. Ярошенко. Кочегар. 1878 год
 
В жизни Николая Александровича к этому времени произошли заметные перемены. Во-первых, он большую часть времени проводит в Кисловодске, пытаясь излечить прогрессирующий туберкулез. В апреле 1887 года умер его учитель и старший товарищ Иван Николаевич Крамской, идейный руководитель Товарищества передвижных выставок, и руководить товариществом стал Ярошенко.
 
Ярошенко с семьей снимал в Петербурге небольшую квартиру на Сергиевской улице, на пятом этаже дома, внизу которого помещалось китайское посольство. Эта квартирка и стала временным «штабом» передвижных выставок. Михаил Нестеров, хорошо знавший семью художника, вспоминал, что не только в Кисловодске, но и в Петербурге у Ярошенко часто бывало огромное количество гостей, некоторые из которых оставались надолго, и тогда в квартире воцарялся сумбур, работать при котором не было никакой возможности. Характерен уже сам круг людей, с которыми был близок, дружен или знаком Ярошенко. К ним относятся наряду с художниками-передвижниками, соратниками Николая Александровича, писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Н. С. Лесков, поэт А. Н. Плещеев, издатель В. Г. Чертков, историк К. Д. Кавелин, философ В. С. Соловьев, композитор С. И. Танеев, ученый-медик Н. П. Симановский, физиолог И. П. Павлов и др.
 
«Кого-кого тут нет! — писал М. В. Нестеров об атмосфере, царящей в квартире Ярошенко, — весь культурный Петербург здесь. Тут и Менделеев, и Петрушевский, и еще несколько выдающихся профессоров либерального лагеря. Часов около 12 приглашают к ужину. Как в этой маленькой столовой уместится такая масса гостей — это знают только наши гостеприимные милые хозяева — Николай Александрович и Мария Павловна. Тесно, но как-то усаживаются. На ужинах у Ярошенко вкусно ели, а пили мало. Говорили же горячо, интересно. На этих собраниях не знали, что такое скука, винт, выпивка — Николай Александрович, то серьезный, то остроумный был душой общества. Помню, бывали великие споры, иногда они затягивались далеко за полночь, и мы расходились обыкновенно поздно, гурьбой, довольные проведенным временем».
 
Известно, что знаменитый ученый Д. И. Менделеев после кончины художника восклицал: «Год жизни дал бы, чтобы сейчас сидел тут Ярошенко, и поговорить с ним!»
 
Интересна история работы «Курсистка (1883 год). Девушку, послужившую моделью для картины, звали Анна Константиновна Дитерихс (в замужестве — Черткова). Со своим мужем Владимиром Чертковым, издателем и редактором произведений Л. Толстого, она часто гостила у Ярошенко в Кисловодске. Как и художник, Анна страдала туберкулезом.
 
 
Н. Ярошенко. Курсистка.1883 год
 
Есть и более поздний ее портрет кисти Ярошенко — «В теплых краях», работа была написана в 1890 году в Кисловодске, сейчас она хранится в Санкт-Петербурге, в Русском музее. 
 
 
Н. Ярошенко. В теплых краях. 1890 год
 
Еще большую известность принесла художнику картина «Всюду жизнь». Мало кто знает, что первоначально Ярошенко дал этой работе название «Где любовь, там и Бог». Так называется рассказ Льва Толстого, который, очевидно, стал для художника источником вдохновения. Сюжет толстовского рассказа заключается в том, что сапожник Семен, не ведая того, приютил ангела и понял вместе с ним, что это «кажется только людям, что они заботой о себе живы, а живы-то они одною любовью. Кто в любви, тот в Боге и Бог в нем, потому что Бог есть любовь. И радостно стало на душе Авдеича, перекрестился он, надел очки и стал читать Евангелие, там, где открылось. И наверху страницы он прочел: И взалкал Я, и вы дали Мне есть, жаждал, и вы напоили меня, был странником, и вы приняли меня... И внизу страницы прочел еще: Так как вы сделали это одному из сих братии Моих, меньших, то сделали Мне. И понял Авдеич, что не обманул его сон, что, точно, приходил к нему в этот день Спаситель его и что, точно, он принял Его».
 
На картине изображен арестантский вагон, в окошко которого выглядывают узники удивительно кроткого вида. Ребенок кормит голубей крошками хлеба. «За решеткой в окне вы увидите Мадонну, худую и бледную, держащую на коленях младенца Спасителя с простертой для благословения ручкой и возвышающуюся позади фигуру Иосифа. Но как же это святое семейство за решетку попало?» — писал критик-рецензент П. Ковалевский. А сам Лев Толстой сделал в дневнике запись: «Пошел к Третьякову. Хорошая картина Ярошенко “Голуби". Видели вы, как арестанты смотрят из-за решетки тюремного вагона на голубей? Какая это чудная вещь! И как она говорит вашему сердцу! По моему мнению, все же лучшей картиной, которую я знаю, остается картина художника Ярошенко “Всюду жизнь”». Сегодня полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.
 
 
Н. Ярошенко. Всюду жизнь. 1888 год
 
 
«Его высокое благородство, его прямодушие и необычайная стойкость и вера в то дело, которому он служит, были, думаю, не для одного меня „примером“, и сознание, что такой правильный человек есть среди нас, ободряло на правое дело. Будучи сам безупречным, он делал, настаивал, горячился, требовал, чтобы те люди, которые служат одному с ним делу, были на той же нравственной высоте, столь же неуклонными своему долгу, каким был он сам», — вспоминал М. В. Нестеров.
 
В 1892 году, уйдя в отставку, дослужившись, как и его отец, до чина генерал-майора, Николай Александрович стал дольше бывать в Кисловодске. Здесь он принял самое деятельное участие в строительстве храма во имя Святителя Николая. Художник не только лично расписывал храм, но и привлек к этому знаменитых братьев Виктора и Аполлинария Васнецовых, Нестерова и других известных российских художников.  
 
 
Свято-Никольский храм в Кисловодске
 
В последние годы жизни, несмотря на тяжелую болезнь, Ярошенко много путешествовал по России и за границей: был на Волге, ездил в Италию, Сирию, Палестину, Египет. Николай Александрович побывал и на Святой Земле, о чем писал: «Здесь все так легко, помимо вашей воли, переносит в глубь времен. Вы наткнетесь неожиданно на живого Авраама или Моисея, то перенесетесь к временам Христа».
 
25 июня (7 июля) 1898 года, на­ходясь перед холстом за работой, художник умер от остановки сердца. Ярошенко был похоронен близ «Белой Виллы», недалеко от Собора Николая Чудотворца. В 1938 году, спустя сорок лет, новые власти города решили взорвать храм Николая Чудотворца. Динамит разрушил не только стены, но и уничтожил кладбище. Уцелела только одна могила — художника Ярошенко. 
 
 
Могила Н. Ярошенко в Кисловодске
 
В декабре 1918 года в Кисловодске, где Ярошенко жил и работал последние десять лет своей жизни, был основан музей его имени. Имя Ярошенко получила и улица, прилегающая к усадьбе, называвшаяся до этого Дондуковской. Сохранился текст афиши, расклеенной в те дни в Кисловодске: «В воскресенье, 8 декабря с. г., отдел народного просвещения … устраивает народный праздник — чествование памяти знаменитого гражданина Кисловодска Николая Александровича Ярошенко и основание музея его имени в доме, где он жил и скончался». 
 
 
Н. Ярошенко. Полевые цветы. 1889 год
 
Помнят и на малой родине, в Полтаве, о своем знаменитом земляке. Художественный музей в городе носит имя замечательного художника. 
 
 
Полтава. Художественный музей имени Николая Ярошенко

Оставить комментарий Комментариев: 9
оукраинец-сиб. | 16.12.2011

Lola | 14.12.2011

А какие глаза у всех на картинах! Вот это глаза.
Реализм, передвижничество, народничество тут ни при чём.
Это просто любовь к человеку.

============================

Реализм сам по себе - хорошая, сильная штука.
Плохо, когда его используют для разжигания революции.

оукраинец-сиб. | 16.12.2011

Игнат | 14.12.2011

... ВСЕ ВИНОВНЫ в 17-м годе ВСЕ.

============================

Ага, валите всех в кучу, и кто готовил бойню революции, и кто ей противостоял, и кто убивал, и кого убивали.

Алина | 15.12.2011

Букет - какая прекрасная картина...

Игнат | 14.12.2011

Вроде бы и согласишься с такими комментариями, как у оукраинца и реалиста. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, дух дышит идеже восхощет", также и у передвижников, - быть может, помимо их воли.
Вопрос: а что, такой правды разве не было? Не надо ля-ля, то ест бросаться из одной крайности в другую. ВСЕ ВИНОВНЫ в 17-м годе ВСЕ.

оукраинец-сиб. | 14.12.2011

Реалист | 13.12.2011

Да, не знали иные передвижники-народники, чем их мечта о социализме завершится - полной ликвидацией крестьянства как класа. Когда вышвыривали в
Сибьрь средь зимы "кулаков" семьями - с беременными бабами и детьми, когда голоду обрекали, людоедству... "Пресвещение" и "реаизм" передвижников прискорбны. Света Истины не зрели, Храма не знали, работали против, чисто зомби...

===================================

Точно.
Создавали образ "народа-страдальца", который жаждет "освобождения" от "оков царизма". Большевики "освободили". А заодно достойно отблагодарили либерально-революционную интиллигенцию - вытерли об неё ж..у и выкинули. И были по-своему правы. Достойная оценка безмозглым образованцам-атеистам, приведшим к власти ленинскую орду.

Lola | 14.12.2011

А какие глаза у всех на картинах! Вот это глаза.
Реализм, передвижничество, народничество тут ни при чём.
Это просто любовь к человеку.

Реалист | 13.12.2011

Да, не знали иные передвижники-народники, чем их мечта о социализме завершится - полной ликвидацией крестьянства как класа. Когда вышвыривали в
Сибьрь средь зимы "кулаков" семьями - с беременными бабами и детьми, когда голоду обрекали, людоедству... "Пресвещение" и "реаизм" передвижников прискорбны. Света Истины не зрели, Храма не знали, работали против, чисто зомби...
По поводу лживости картины "Всюду жизнь" говорить нужды нет, лишь замечу, что здесь это лишь её центральный фрагмент. По замыслу народолюбца Ярошенко картина вставлена в особую раму - в виде рамы вагонного окна, даже с ручкой для открывания. Вид на несчастных (хлеба им девать некуда) и голубей как бы из соседнего поезда...

Игнат | 13.12.2011

А мне довелось побывать в Кисловодске дважды, по целому месяцу, в 1984 г., когда Министерство общего машиностроения строило там санаторий "Крепость" . И работать там пришлось подсобником у каменщиков-плиточников. А буквально бок о бок со стройкой стояла "белая вилла" (кажется, тогда не белая), но я в ней несколько раз бывал, смотрел экспозицию.

Marina | 13.12.2011

Люблю передвижников.Совмещая симпатии к абстракционистам.Какие красивые цветы.Какие светлые грустные темы.Хочу посетить "Белую виллу".Думала только у Чехова "Белая дача"

Другие статьи раздела: