Поиск по сайту:

КУЛЬТУРНАЯ НИВА / НИВА КУЛЬТУРИ

Вячеслав Бойков. Реквием

Людмила ГОРДЕЕВА 28.02.2012 01:03

В один из последних дней декабря 2011 года в Концертном зале Донецкой областной филармонии имени Сергея Прокофьева прошел традиционный концерт «Звучит великая русская музыка», подготовленный активистом Русской общины Украины кавалером российского Ордена Дружбы заслуженным деятелем культуры Украины заведующим кафедрой профессором Донецкой музыкальной академии Вячеславом Бойковым. Собирая на одной сцене мэтров и талантливую молодежь, эти традиционные концерты как бы подводили итог ушедшего музыкального года. Последний концерт был примечателен еще и тем, что он завершил не просто уходящий год, а Год Прокофьева, который был объявлен в Донбассе в связи со 120-й годовщиной со дня рождения великого земляка, музыканта и композитора.

Наверное, это не случайно, поскольку в течение последних двух десятилетий в череде событий музыкальной жизни Украины рядом с именем великого Прокофьева часто стояло имя музыканта, педагога и подвижника русской музыки Вячеслава Бойкова.
 
По трагическому совпадению декабрьский концерт стал последним для Вячеслава Бойкова, фактически подведя итог всей его деятельности. Через месяц с небольшим маэстро ушел из жизни.  
 
 
Вячеслав Григорьевич Бойков
 
 
…1991 год ЮНЕСКО объявил Годом Прокофьева. Тогда-то и родился Первый Всеукраинский конкурс молодых пианистов «На родине Сергея Прокофьева». Это была идея Вячеслава Бойкова, который не просто воплотил ее в жизнь, но и стал «пламенным мотором» конкурса на долгие годы, вплоть до своей смерти. Раньше молодые пианисты мерялись силами на заурядных смотрах-конкурсах, проходивших в разных городах. Но подобного, носящего имя великого земляка - с буклетами, плакатами, авторитетнейшим жюри - Украина не знала. Жюри возглавил выдающийся пианист народный артист СССР заведующий кафедрой Московской консерватории Евгений Малинин.
 
Уровень проведения конкурса, его масштабы, то, что он проходил в зале филармонии, и то, что он сопровождался замечательным концертом маэстро Малинина, для всех музыкантов Украины (а пианисты составляют значительную часть этого отряда) прозвучало громоподобно. Конкурс удался, и профессор Малинин горячо поддержал идею сделать этот конкурс международным. Но в жизнь она воплотилась значительно позже. Как всегда, не нашли денег.
 
Поначалу сил организаторов хватало только на всеукраинский статус. А с 1999 года конкурс проводится уже как международный. Почетным президентом конкурса стал народный артист Советского Союза выдающийся пианист Николай Петров. Профессиональный уровень конкурса был настолько высок, что его лауреаты впоследствии гарантированно получали награды международных конкурсов.
 
В отличие от других конкурсов, у прокофьевского конкурса нет ни баллов в оценке исполнителей, ни тайного голосования. Уважаемые и уважающие себя и других коллеги оценивают участников открыто, глядя друг другу в глаза. И зал встречает результат гулом одобрения, потому что он ему понятен и предсказуем.
 
Кому-то может показаться странным, но хозяева конкурса впервые поднялись на пьедестал почета лишь через 10 лет состязаний на родине Сергея Прокофьева. Это были маленькая Настя Осояну, юная Лиана Паниева и Валерия Кучеренко. Свой высокий уровень они подтвердили и в дальнейшем, победив в других международных конкурсах. 
 
 
Победители Международного конкурса
 
С течением времени удача стала чаще улыбаться дончанам. В разное время первые премии завоевывали ученица Вячеслава Бойкова Дина Писаренко и, как шутливо говорил сам маэстро, его музыкальный внук (ученик его ученицы Альбины Орищук) Артем Ясинский. Эти дети неоднократно открывали и закрывали престижнейшие президентские концерты «Новые имена юных звезд Украины», они оба - обладатели различных наград международных конкурсов. А студентка Донецкой музыкальной академии имени Сергея Прокофьева (ДГМА) Лиана Паниева (класс профессора Бойкова) к многочисленным лауреатским званиям добавила и концертную деятельность в ряде стран Европы и Азии. 
 
 
Блестящий пианист, «музыкальный внук» маэстро Артем Ясинский
 
 
- Вы просто не представляете, какие у вас дети! – сказал, услышав игру юных виртуозов, член жюри заслуженный деятель культуры Польши директор Общества и конкурса имени Шопена в Москве Михаил Александров.
 
Коллеги по праву считают Бойкова «одним из ярчайших и одаренных пианистов, выпущенных Киевской консерваторией». Ученик известнейших украинских фортепианных педагогов, профессоров Топилина и Кравченко, он неоднократно побеждал во всеукраинских конкурсах. Сам Бойков работал в жюри 30 всеукраинских и международных конкурсов. Но не каждый одаренный музыкант может состояться как педагог. Бойков состоялся.
 
В отношении этого человека слово «Учитель» уместно писать с большой буквы. Более сотни выпускников его класса работают как на Украине, так и за рубежом. В их активе около 100 наград, завоеванных на конкурсах и фестивалях, по большей части - международных: в Бельгии, Беларуси, Германии, Греции, Ирландии, Италии, США, Украине и Франции.
 
«Достижения нашего коллеги в каждой из областей его профессиональной и творческой деятельности являются выдающимися, а их совокупность - воистину уникальное и мало с кем сравнимое достижение, которое заслуживает высших государственных отличий и наград», - написано в письме на имя президента Украины Леонида Кучмы, которое подписали 15 выдающихся деятелей музыкальной культуры Украины, народных артистов, лауреатов государственных премий.
 
Вячеслав Бойков был человеком неравнодушным и, наверное, поэтому неудобным для любого начальства. Его всерьез волновали проблемы качества музыкального образования. Он не только сокрушался по поводу того, что талантливая пианистка, пройдя на одном дыхании все туры престижного конкурса, «слетела» с 1-го на 3-е место только потому, что ни разу в жизни до конкурса ей не удалось сыграть с симфоническим оркестром. Он предлагал пути разрешения этих противоречий.
 
Его беспокоило то, что, невостребованные на родине одаренные музыканты вынуждены уезжать за границу. Беспокоили старые рояли, с «лысыми» молоточками, на которых приходится обучать студентов. Его просто «убивали» попытки власти закрыть действующую при консерватории специализированную музыкальную школу, ученики которой своей игрой иногда «затыкали за пояс» студентов консерватории.
 
Активная жизненная позиция привела Вячеслава Григорьевича в Русскую общину Украины. Это ему принадлежит им же реализованная идея в конце каждого года проводить концерты «Звучит великая русская музыка», которые собирали как талантливых исполнителей, так и многочисленных поклонников.
 
Русская община Украины, с которой долгие годы сотрудничал профессор Бойков, выдвинула его кандидатуру на награждение высокой государственной наградой Российской Федерации. В 2008 году президент России В. Путин подписал Указ о награждении В.Г. Бойкова Орденом Дружбы. 
 
 
Консул-советник Генконсульства РФ (Харьков) Игорь Строке вручает
профессору Вячеславу Бойкову Орден Дружбы
 
 
Украина, считал Бойков, должна быть благодарна судьбе за то, что она дала ей Прокофьева. Но долгие годы официальный Киев не хотел гордиться нашим замечательным земляком. Возможно, по той простой причине, что родился он не на Западной Украине, а в русскоговорящем Донбассе. Не хватает великому композитору «этнической чистоты».
 
Бойкову не раз приходилось отбиваться от национально озабоченных сограждан. Их немного в Донбассе, но они умудрились «добавить свою ложку дегтя» даже на пресс-конференции, которая была организована по поводу вручения музыканту российского Ордена Дружбы. Тогда Вячеслав Григорьевич им напомнил, что великий польский композитор Фредерик Шопен всю свою жизнь был гражданином России, жил в Париже, разговаривал и писал письма по-французски. А великий венгерский композитор Ференц Лист свое знаменитое высказывание «Я – венгр» написал по-немецки, потому как совершенно не знал венгерского языка. И венгры справедливо им гордятся. «Впрочем, - предположил тогда маэстро, - я думаю, что какие-то музыковеды обязательно найдут украинское влияние на творчество Прокофьева. Но уверяю вас  - это не самое важное. Важно, что он у нас родился, провел детство, написал массу той музыки, с которой поступил в Петербургскую консерваторию».
 
...В селе Красное стоит памятник Прокофьеву. В его создание Вячеслав Бойков вложил и свою лепту, перечислив около тысячи полновесных советских рублей, заработанных собственными концертами. Всю свою сознательную творческую жизнь профессор Бойков прямо и косвенно строил памятник Сергею Прокофьеву, вкладывая часть своей души в продолжателей этой традиции. Чтобы много лет спустя, даже исчерпав свои запасы угля, Донбасс оставался на карте мира хотя бы потому, что в селе Красное на излете XIX века родился великий композитор Сергей Прокофьев, который принес этому краю мировую славу.
 
Профессор Бойков не дожил до нынешней прокофьевской весны, которую в течение многих лет 5 марта (в день смерти Прокофьева) он со своими учениками открывал концертами памяти великого земляка. Но я уверена, незримо он будет присутствовать на них всегда, равно как и на конкурсах молодых пианистов «На родине Сергея Прокофьева». Ведь всю ту работу, которую вел в течение лучшей части своей жизни Бойков, уже подхватила его ученица и жена Альбина Орищук, а также другие его ученики и коллеги.
 
 
 
Продолжатель дела маэстро Альбина Орищук
 
И каждый год стройные аккорды «музыкальных детей» и «внуков» профессора Вячеслава Бойкова будут задавать тон сменяющей зиму прокофьевской весне. Вырываясь из концертных залов, они будут вливаться в мощный и прекрасный поток великой русской музыки. И где-то высоко-высоко в небе будут звучать они в честь светлой памяти замечательного музыканта и учителя Вячеслава Бойкова.

Оставить комментарий Комментариев: 1
Коннстантин Шуров | 01.03.2012

Тяжелая потеря для Русского Мира Украины. Такие люди наперечет.

Другие статьи раздела: