Поиск по сайту:

КУЛЬТУРНАЯ НИВА / НИВА КУЛЬТУРИ

Воспитание новых янычар, или «Украиноведение»

Виктор КОСТЕНКО 18.09.2008 01:18

15 сентября на сайте Президента Украины появилось мало примечательное сообщение о встрече В.Ющенко с министром образования и науки И.Вакарчуком, на которой было принято предварительное решение ввести в качестве обязательного школьного предмета некое «Украиноведение». Помимо И.Вакарчука на встрече присутствовал еще ряд лиц и, в частности, - директор научно-исследовательского Института украиноведения Министерства образования и науки Петр Кононенко. Именно этот Институт и будет отвечать за разработку всего комплекса документов и материалов (включая учебные планы и учебники) для преподавания указанного предмета.

Данный Институт давно известен как один из основных центров идеологического обоснования национализма в Украине. Его директор является постоянным участником всех мероприятий, которые так или иначе нацелены на выталкивание русской культуры из украинского информационного поля. Сама идея внедрения в школьные программы предмета «украиноведения» была его «идеей фикс». Пока еще неизвестно, чем конкретно будет наполнен это предмет в школе и в каких классах он будет преподаваться. Однако по детально разработанным программам и учебникам, которые выставлены на официальном сайте Института украиноведения, некоторое представление о том, что готовится для украинских детей, можно получить уже сейчас.
 
Представленная на сайте программа разработана для 8-11 классов, однако, скорее всего после внедрения она станет сквозной для 5-12 годов обучения. Кроме того, по этому предмету может быть введен экзамен (возможно, обязательный). Это отличная возможность установить, наконец-то, критерий отделения «настоящих украинцев» от «пришлых» (ведь обзавестись линейкой для измерения окружности черепа не получится). Даже после беглого просмотра содержания предмета возникают не просто вопросы - рвется крик души.
 
Первое, что бросается в глаза - вообще отсутствуют какие-либо упоминания о России и украино-российских отношениях. Все выглядит так, словно перед учителем ставится задача убедить учеников в том, что на востоке Украина граничит с океаном, а не с государством, с которым у украинцев всегда имелись теснейшие культурные и родственные связи и которое фактически было общим и для них, и для собственно русских. Игнорирование новыми «украиноведами» России и русских в некоторых случаях доходит до абсурда. При перечислении приоритетных (и просто важных) для Украины направлений международных отношений упоминаются: «придание украино-польским отношениям характера стратегического партнерства; ратификация украино-молдавского договора в 1996 году; подписание в 1997 году договоров с Белоруссией и Румынией». Большой договор с Россией не упоминается вообще (!), как будто его и нет. Скорее всего, авторы программы считают, что к тому моменту, когда она дойдет непосредственно до школ, этот Договор уже будет расторгнут и вычеркнут из всех учебников истории.
 
В уроках, связанных с национальной одеждой, типами построек и т.д., ученикам навязывается мысль, что все украинское либо сугубо оригинально, либо связано с европейскими тенденциями и влиянием европейской культуры. Тихим безумием выглядят предложения по преподаванию темы казачества. Каким-то образом с казачеством увязываются Владимир Мономах и военная подготовка рыцарей в Западной Европе. Однако верхом полета творческой мысли авторов программы является пассаж о наличии в казацких рядах неких «казаков-характеринков», которые, по искреннему убеждению авторов программы, умели превращаться в волков (!) и были неуязвимы для холодного оружия. Эта живописная выдумка подается не как элемент фольклора, а как реальность, она даже включена в список для тематического оценивания: за умение рассказать о «казаках-характеринках» выставляется оценка, - как и за знание того, кто и когда создал в Украине первый "улик" (видимо, здесь дань личного уважения первому пасечнику страны В. Ющенко).
 
Объяснения детям существовавших особенностей общения между людьми в селах выглядят уже не просто идеализацией архаики, а хуторянством и местечковостью, полностью оторванными от реальности сегодняшней жизни.
 
Программа старательно ретранслирует традиционные мифологемы по поводу украинцев: украинцы искренние и откровенные, но немногословные; украинцам присуще предвидение тех или иных ситуаций (именно поэтому большинство полководцев времен Великой Отечественной войны были украинцами); украинцы всегда выделялись способностью к хозяйствованию и т.д. При этом ученикам должны быть предложены карточки для сравнения информации о самосознании народов Европы, Америки и Азии. Нетрудно догадаться, что в предложенных образцах русские полностью отсутствуют и вообще не упоминаются.
 
Однако верхом своеобразного отношения составителей программы «Украиноведения» к России является тематический урок «понятия духовности и духовной культуры украинцев». Говоря об украинской культуре, ее развитии, контактах с другими культурами, авторы ни разу (!) не упоминают более чем 300-летнее сосуществование Украины и России в едином государстве. Даже в повествовании о ХІV – ХVІІ столетиях факт существования Российской империи игнорируется: «В этот период духовная культура развивалась … в условиях давления на украинцев со стороны поляков, литовцев, венгров, турок и других завоевателей». Конечно, приятно, что авторы программы вдруг пошли наперекор мнению В.Ющенко, который считает этот период началом рабства украинского народа под имперским гнетом. Однако, скорее всего, это лишь та же тенденция «аннигиляции» России, полного выведения из историко-символического поля образа России и самого слова «Россия».
 
Большой экзотикой является идея существования «протоукраинцев». Это, оказывается, даже не трипольцы, а… индусы и почему-то грузины. В методических материалах к курсу «Украиноведения» предлагается дать ученикам в качестве аксиомы триаду «украинцы – индусы - грузины». Как сюда грузины попали, не понятно, но, видимо, из-за кумовства В.Ющенко и М.Саакашвили. Особенно «сильно» с научных позиций объяснено родство украинцев и древних индусов: оказывается, есть в хинди буквосочетание «шандр», которое очень распространено в украинских словах, – вот и все объяснение. И эти бедовые «изыскания» подаются как единственно научные. Вообще, тенденция возводить свою родословную к древним индийцам что-то напоминает. В частности, нацистскую Германию с ее официальным безумием о чистоте арийской крови.
 
В духе В.Ющенко освещается и «национальная идея». Авторы предлагают учить детей тому, что «только в селе сохранились обычаи, стабильная национальная традиция, а для города характерна национальная эклектика». Вот и В.Ющенко постоянно повторяет, что только село может поднять Украину и дать ей настоящую национальную идею. И даже название этого села известно – Хоружевка. Для правильного усвоения «национальной идеи» ученики обязаны работать только с книгами П.Кононенко «Украиноведение», «Национальная идея, нация, национализм» и «Свою Украину любите», - а то вдруг учителя что-то не так расскажут.
 
Авторами программы постоянно подчеркивается важность понятий «земля» и «кровь». Ученикам предлагается отрывок из книги того же П.Кононенко, в которой эти два понятия связываются в неразрывное целое - примерно так же, как видел мир один из основных проповедников доктрины «земли и крови» в ХХ веке, гитлеровский приспешник Гиммлер.
 
В возвышенных тонах преподносится история с Конституцией П.Орлика. Особенно подчеркивается, что она была принята на 100 лет раньше американской, а значит «конституционный процесс в Украине начался уже тогда» (по опыту последних четырех лет хочется добавить - «и не закончился по сей день»).
 
Вообще трактовки истории в этой программе выглядят просто феноменально. Оказалось, это именно украинцы приглашали (сами) в ХI веке половцев на территорию Киевской Руси. Видимо, в благодарность за это те в 1068 году разграбили южнорусские (украинские) земли. Период правления Золотой Орды так же предлагается рассматривать как чуть ли не «золотой век» украинской государственности. А среди известных исторических персонажей И.Мазепа появляется с комментарием «широко известный в Швеции, Польше и Румынии».
 
Каких же детей хотят воспитать те, кто олицетворяют нынче украинское государство, на подобных школьных программах? Судя по всему, - «истинных арийцев», пропитанных мистическими представлениями о «земле и крови» (от которых до нацизма - рукой подать), знать не знающих о существовании России и огромного русско-украинского культурного мира.
 
Процесс воспитания новых янычар, не знающих своего прошлого и своего родства, идет полным ходом…

Оставить комментарий Комментариев: 12
Анна | 25.03.2009

Идеология, конечно, в любой стране нужна, но когда вся иделогия нацелена на борьбу с каким-то внешним врагом, это грустно. Нет, чтобы гордиться своими достяжениями, так нет "наезды" на другую страну полным ходом...

потомок ариев | 15.03.2009

Короче, бросай, пан Ющенко, ерундой заниматься: экономикой, кризисом и прочей лабудой. Садись и пиши Рухнаму украиньску. Пора на века уже работать, новое поколение создавать!
Вот тут uiop правильно написал про информационное поле. Именно информационное, а не культурное и историческое. Ибо речь идет о пропаганде по гебельсовскому варианту и ни о чем больше. А вообще поражает то, что ничего нового и оригинального вообще не придумали. Передрали из доктрины германского нацизма все: начиная от происхождения от ариев и кончая понятиями земли и крови.
Есть сильное подозрение насчет прошлого самого П.Кононенко. Кем он был при Советской власти! Случайно не зав.кафедрой научного коммунизма где-нибудь на Львовщине? Судя по умению заниматься мифотворчеством, так оно и было...

Alexander Odessa | 14.12.2008

Противно жить и своих детей в школу отправлять в стране, где такой подход к образованию.Если Российские пушки таки начнуть палить по "древней Укрии" я с удовольствием и забесплатно буду подносить к ним снаряды...Такое государство мне нафик не нужно и оно должно быть разрушено!

харьков | 22.09.2008

НАША СТРАНА ЧТО ХОТИМ ТОГО И ПИШЕМ

Vostok | 19.09.2008

Все это древние технологии управления странами и народами, и те, кто это делает, совсем не дураки и козлы... Все проблемы потом с этим будут у наших детей с нами... Отнеситесь к этим "сумасшедшим" действиям серьезно...
Кстати, обо всем этом подробно написано на dotu.ru, vodaspb.ru

Миф | 18.09.2008

Ну почему же сразу "мифический": ) Вот ссылка - http://www.rius.kiev.ua/
А вот и программа о которой пишет автор - http://www.rius.kiev.ua/Ukrainoznavstvo/Programa/1
Только сайт на украинском...

опа | 18.09.2008

А в книжке не указано чьим газом живут хозлы и кто помрет от обморожения если *цензура* повернет краник?

Евгений | 18.09.2008

Статья высосана из пальца. Очень показательно, что какой-то мифический сайт с программой многократно упоминается, но ссылку на него вставить не смогли.

ЗЫ. Интересно, мой комментарий останется или сотрут?

Никитос | 18.09.2008

Чувашию то чего приписал, дурак? Она часть России, если чо. Но ничо, главное попиздеть, о чем- неважно. Кто таких дебилов рожает... ума не приложу.

cdd | 18.09.2008

На Украине правительство занимается какой-то ерундой (больные) .Оно незнает как еще напакастить своему народу да еще России

uiop | 18.09.2008

"директор является постоянным участником всех мероприятий, которые так или иначе нацелены на выталкивание русской культуры из украинского информационного поля"
А нечего русской культуре делать в украинском информационном поле!!!
Что-то не заметно украинской, башкирской, чувашской, беларуской культуры в российском информационном поле.
Где они? Где БЫЛА ЛИНИЯ РАЗРЫВА!!!!!!!!!!!

Виктор | 18.09.2008

Ну и что? На Беларуси уже давно луковедение есть. "Основы белорусской идеологии" называется. И тишина. Никто не кричит об этом.

Другие статьи раздела: