Поиск по сайту:

КУЛЬТУРНАЯ НИВА / НИВА КУЛЬТУРИ

Осень в Балаклаве (I)

Олег СЛЕПЫНИН 14.10.2009 08:30

В Крыму 9-11 октября прошла педагогическая научно-практическая конференция «Осень в Балаклаве», посвящённая литературному краеведению. Инициировал проведение конференции Александр Николаевич Кондряков, председатель Всеукраинской общественной организации «Русская школа». 

1. Директор школы в четвёртом поколении
 
В своих «Листригонах», сборнике очерков о Балаклаве, Александр Куприн поведал о предании, связанном с имением Государя Николая I. О том, «как на смотру, подъехав на белом коне к славному балаклавскому батальону, грозный Государь, поражённый воинственным видом, огненными глазами и чёрными усищами балаклавцев, воскликнул громовым и радостным голосом:
 
- Здорово, ребята!
 
Но батальон молчал…
 
Балаклавский начальник с неистребимым греческим акцентом кротко пояснил Государю: «Здесь нет ребяти, здесь се капитани».
 
Николай Павлович рассмеялся и воскликнул:
 
 - Здравствуйте, капитаны!»
 
И храбрые листригоны весело заорали в ответ:
 
- Кали мера (добрый день), ваше величество!»
 
Отчего-то именно этот пассаж из знаменитых «Листригонов» вспоминается в Балаклаве при знакомстве с Александром Николаевичем Кондряковым. В нём явно чувствуется нечто капитанское. Действительно, Александра Николаевича несложно представить хоть на капитанском мостике лайнера, хоть в министерском кресле… Но есть и более тонкая ассоциация: когда-то в Балаклаве, как мы заметили, неважно знали русский язык. Позже ситуация переменилась. И вот в наш век новые власти пытаются вернуть положение на уровень вековой давности, прикладывают чудовищные усилия для того, чтобы народ вновь перестал разбираться в тонкостях русского. Противостоят этому разные люди. Александр Кондряков - в их числе.
 
В Балаклаве вокруг него кипит жизнь; время от времени он вдруг исчезает, уносится на своей серой вёрткой машине – то кого-то встречать в Севастополь, то по месту, решать оргвопросы… Так сложилось, что поговорить нам удалось лишь на прогулочном теплоходике «Тамань». «Тамань» - имя литературное. За бортом – самое синее в мире; путь наш к мысу Айя, Святому мысу; с кормы кто-то кормит чаек, птицы летят низко, выхватывая куски хлеба, запинаясь перепонками в пузырящейся воде, траекториями полёта словно б выплетая над синью тонкую белую сеть, как рисуют мечту несбыточную.
 
 
2. «У нас всё получится»
 
Сразу же привлекает подробность биографии: в армии служил в спецназе, командир диверсионно-разведывательного взвода, обучен десантированию – с автомобиля, корабля, самолёта; специалист по подводному минированию…
 
Родился Александр Николаевич Кондряков в Поти в 1953 году. Отец – военный лётчик, мама – учитель, директор школы. Сам, как он о себе говорит, директор школы в четвёртом поколении. Окончил университет, географический факультет. В годы крушения Советского Союза из компартии не убегал, партбилет не жёг. Относит себя к той непаразитической группе коммунистов, которая трудилась для людей. Он и сейчас называет себя коммунистом, что любопытным образом сочетается с его верой в своё дело: «Я знаю, что у нас всё получится, потому что мы занимается святым делом».
 
В 1990-1994 годах был депутатом Верховной Рады Украины; за «суверенитет» не голосовал, понимая, что за лукавым иностранным словом стоит превращение отечества в руины. Вскоре после бесива оранжевого майдана, когда агрессивность властей по отношению к русскому языку стала методично возрастать, создал Всеукраинскую организацию «Русская школа». Зарегистрировать организацию в министерстве юстиции долго не удавалось, мешало слово «русская»: оранжевые власти боятся этого слова буквально по поговорке – как чёрт ладана. Но зарегистрировали. Кондряков умеет добиваться своего.
 
3. «Знаю!»
 
 
Александр Кондряков: - В 2004 году мы провели Всеукраинский учредительный съезд «Русской школы». Теперь в «Русскую школу» входят 18 отделений, в том числе два отделения – в Крыму. Железной программы действий не было. Начали с того, что решили пополнять книжные фонды школьных библиотек. Но школы отказывались их брать. Директора находили предлог, чтобы отказаться (а в глазах мы читали: «Знаем, чего приехали – москали!») В результате мы придумали игру «Знаю!». Ученик уже не в библиотеке ту же книгу получит, а выиграет. И есть надежда, что книгу, которая ему достанется как приз в результате соревнований, он прочтёт, чего не скажешь о книге, стоящей на библиотечной полке. Теперь, когда запущена игра «Знаю!», ситуация радикально изменилась. В школах нас ждут, при подведении итогов устраиваются школьные линейки, проводятся концерты…
 
 
- За «оранжевые» годы ухудшилось ли в школах положение с русским языком?
 
- Ухудшилось. Но угадайте, где на Украине знают русский теперь хуже всех?.. Не угадаете. В Крыму! Дело в том, что в сельских школах Крыма русский язык преподают в основном татары, выпускники Ташкентского университета. И это не случайно, это - стратегия. Я не буду ничего говорить об уровне выпускников Ташкентского университета, но факт есть факт – хуже всего на Украине русский язык знают школьники в Крыму, там, где язык преподают выпускники этого уважаемого иностранного вуза… Мало кто и здесь, и в Киеве знает об этом. В русском мире Украины никто не занимается аналитикой, мониторингом процессов, изучением причин тех или иных явлений. Конечно, проще провести митинг, например, против вступления Украины в НАТО. Его все увидят. Но нужно заниматься и незаметной на первый взгляд работой…
 
- Как часто проводятся такие «незаметные» конференции, подобные той, что вы созвали в Балаклаве?
 
- Часто. Примерно раз в месяц. В январе нас собирает чеховская Ялта, в марте – Гоголь, поздней весной – поэты Серебряного века. Согласитесь, одно дело читать стихи дома, другое – среди скал Карадага. Эмоциональное восприятие иное. Летом проводим конференцию – «Потомству – в пример», посвящённую Полтавской победе, с обязательным выездом в Полтаву, на место боя. Декабрь у нас – это Некрасов. Как известно, он родился в Немирове, теперь это Винницкая область. На конференции приглашаем до 40 человек, состав меняется. Но есть костяк – это 5-7 человек, которые бывают на всех наших мероприятиях. Это учителя, преподаватели вузов. Сейчас мы начинаем привлекать и студентов. Наша молодёжь – это брошенное поколение, ими никто не занимается…
 
- Думаете ли расширять деятельность «Русской школы»?
 
- Мы подошли к пределу своих возможностей. Выйти за границы деятельности 18-ти региональных организаций не можем, в том числе и по экономическим причинам. Наш ежегодный бюджет - 100 тысяч гривен (это не государственные, частные деньги). Разделив сумму на 12 месяцев, видим, что это не так и много.
 
- Как «устроена» интеллектуальная игра «Знаю!»? Расскажите, если можно, на примере недавней игры, посвящённой творчеству А.П.Чехова.
 
- Ко дню рождения Чехова, в конце января, на Южный берег Крыма мы пригласили преподавателей высшей и средней школы из большинства регионов Украины. На базе ялтинской гимназии имени А.П.Чехова был проведен методический семинар, посвящённый особенностям организации Игры в школах. С учителями провели три тура игры. Вопросы были, например, такие. «Чехов – это ... в прозе », - сказал Л.Толстой. С кем сравнивал Чехова Л.Толстой?» «О какой пьесе Чехов писал: «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс»? Или: «Сколько школ для крестьянских детей построил А.П.Чехов?» Или: «Посетив Вену, Чехов был восхищен этим городом: «…если бы вы знали, как хороша Вена! Много памятников. В каждом переулке непременно…» Что вызвало восторг писателя?» В школы вопросы поступят в конвертах. В условленное время конверты вскрывают. На выполнение задания отводится 30 минут. Через полчаса ответы запечатывают в конверт и отправляют в Оргкомитет. Программа Игры включает в себя шесть заочных и шесть очных туров. Принцип прост, при этом Игра активизирует учебно-воспитательный процесс. Заявки на участие в этом году были присланы из 491 школы. На старт в общей сложности вышло 10035 учащихся восьмых классов. Игроки в шести турах ответили в общей сложности на 1 262 410 вопросов… Итоги подводятся как в общем, так и в личном зачёте. По итогам общего зачёта определяются лучшие классы и школы. Личный зачёт выявляет лучшего ученика. Победителями и призёрами становятся классы, школы и ученики, прошедшие все туры и набравшие наибольшее количество баллов. Всё, как видите, просто. В номинациях «Лучшая школа» и «Лучший класс» суммируются среднеарифметические результаты… Мы стараемся как можно большее количество детей наградить. Для кого-то это будет единственная в жизни грамота, для кого-то первая.
 
Преподаватели, которые потом увезли в регионы конверты с вопросами, имели возможность вжиться в чеховскую географию Ялты. Вот «Дама с собачкой»: «Нашли извозчика и поехали в Ореанду… В Ореанде сидели на скамье, недалеко от церкви, смотрели вниз на море и молчали. Ялта была едва видна сквозь утренний туман…»
 
Мы тоже поехали в Ореанду. Сидели на скамье. Недалеко от церкви. Смотрели вниз на море. Читали вслух. «Даму с собачкой». И молчали. Ялта была едва видна…
 
Лев Толстой сказал: «Чехов – это Пушкин в прозе». Теперь и Толстой, и Чехов, и Пушкин в украинской школьной программе оказались в разделе «Зарубежная литература». Чиновники намерены лишить школьников возможности наслаждаться чтением классиков русской литературы в подлиннике. Смотреть на это безучастно – нельзя. Для этого и «Осень в Балаклаве» - конференция, проводить которую теперь мы будем ежегодно…
 
Фото Владимира Горбатюка.
 
 
(Окончание следует)

Оставить комментарий Комментариев: 1
оукраинец-сиб. | 14.10.2009

"- За «оранжевые» годы ухудшилось ли в школах положение с русским языком?

- Ухудшилось. Но угадайте, где на Украине знают русский теперь хуже всех?.. Не угадаете. В Крыму! Дело в том, что в сельских школах Крыма русский язык преподают в основном татары, выпускники Ташкентского университета. И это не случайно, это - стратегия. "

Примечательно.

Другие статьи раздела: