Поиск по сайту:

МОСТ ИЗ ПРОШЛОГО / МIСТ З МИНУЛОГО

«Державная»

Олег СЛЕПЫНИН 15.03.2010 09:26

В русской истории 15 марта (2 марта по церковному календарю) особый день, исключительный. В этот день в 1917 году свершилось лермонтовское пророчество: «Настанет год..»… Мы с детства помним странные стихи: «Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт; забудет чернь к ним прежнюю любовь, и пища многих будет смерть и кровь…» Почему-то воспринималось – в общем контексте трактовок – как призыв автором желаемого. Совсем не сразу открылось: автор в ужасе от картины увиденного. Поражает, что шестнадцатилетний мальчик обрисовал (какими словами мог, такими и обрисовал) сцены русской катастрофы, которая случится через 87 лет – крушение человеческих и заповеданных законов, голод, и – что более всего поражает – очертание одежды, в коей «явится мощный человек», – плащ «с возвышенным челом». Так, собственно, выглядит башлык горца, который отчасти и прообраз будёновки.

И вот – свершилось.

«Кругом измена и трусость и обман!» – записал в дневник Государь Николай Александрович в четверг 2 марта 1917 года. В этот день, который принято считать последним днём русской монархии, в России был запущен механизм самоуничтожения народа и державы; со своих осей на огромных скоростях сорвались шестерни, винты, валы, гайки; они и доныне посвистывают, рикошетя, кроша и раскалывая – судьбы и территории. Историческая Россия, которую враги ненавидели, если взглянуть на суть, за народное христолюбие и за православное царство, устроенное для охранения этого святого чувства, - погибла. «Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Она подменена в несколько месяцев. От её умного, даровитого, гордого народа – осталось что-то фантастическое, варварское, грязное и низкое» - так описал катастрофу внимательный русский человек – художник Михаил Нестеров.

И пища многих стала – смерть и кровь.

В этот же день произошло удивительное событие, свершилось чудо.

В Донесении Священному Синоду об обретении иконы Божией Матери «Державная» митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин), позже патриарх Московский и всея России, сообщал: «…2-го Марта с.г. явилась к приходскому священнику крестьянка Бронницкого уезда, деревни Починок, Евдокия Андрианова, проживающая в Перерве, и сообщила о своих двух сонных видениях, бывших: одно – 13 Февраля, в чистый Понедельник, ей было сказано: «...есть в Коломенском большая черная икона, её нужно сделать красной и пусть молятся»…» Сюжет второго видения – 26 февраля – напрямую как бы не имел отношения к обретению «Державной», однако существенным в нём было: «белая церковь» и то, что торжественно восседавшая в этом храме Женщина, рядом с которой «по сторонам присутствовали два иеромонаха» величественно вышла из храма, причём «самый выход был как бы из подвала, а не из парадного хода храма». Далее владыка Тихон сообщает: «Выслушав заявление Андриановой, священник пригласил её в храм, где показаны были ей все иконы, находящиеся на своих местах в ризах; осмотрев их, Андрианова спросила, нет ли где ещё икон? На этот вопрос – священник приказал церковному сторожу и бывшему в храме прихожанину принести из подвала самую большую икону; когда её принесли, то на ней от осевшей пыли не было видно лика, тотчас же промыли икону, и на ней оказалось изображение: «Царицы Небесной, восседающей на Царском Троне, в руках имея скипетр и державу в красной мантии, на голове корона, на коленах Божией Матери - Благословляющий Спаситель». Андрианова, находя, что эта икона вполне соответствует её видениям, тотчас же попросила отслужить молебен, - и с этого времени стала разноситься слава об иконе среди всех окрестных жителей и весьма многие прибегают к помощи Царицы Небесной…»

Коломенское, Икона Божией Матери Державная

По дневнику Государя мы видим, что он был огорчён 13 февраля, в первый день Великого поста, не попав утром в церковь из-за дел, но был в церкви вечером. В последующие дни он бывает на службах почти ежедневно, иногда ездит к обеим службам. 25 февраля, в субботу (в Могилёве): «…в 2½ заехал в монастырь и приложился к иконе Божией матери. <…> В 6 ч. пошёл ко всенощной». На следующий день, в воскресенье, 26 февраля: «В 10 час. пошёл к обедне». Вечером Государь ездил в какую-то часовню, расположенную на Бобруйском шоссе. 27-го февраля: «В Петрограде начались беспорядки…»

Очевидно, тот факт, что раба Божия Евдокия спросила о других иконах, свидетельствует о том, что видение было столь ярким и сильным, что она нисколько и не сомневалась - икона находится именно в этой «белой церкви» (шатровый храм в Коломенском трудно спутать с другим). Об этом говорит и то, что она сразу же, лишь икона нашлась, попросила отслужить молебен.

Мы можем себе представить, как это было. Проживала Евдокия Андрианова в своём доме в слободе Перерва, вблизи железнодорожной станции и Николо-Перервинского монастыря. Расстояние между Перервой и Коломенским – не рукой махнуть, идти много километров – и через Москву-реку, по снегу и льду; (можно посмотреть по современной карте Москвы – расстояние примерно между станциями метро «Печатники» и «Коломенское») она шла в чужой приход. Если и знаком был священник, нужно было улучить момент, рассказать, объяснить так, чтобы прочувствовал и не отмахнулся. Исполнила.

Русский народ воспринял обретение «Державной» как милость и утешение, дарованные Царицей Небесной, принявшей на Себя символы царской власти – скипетр и державу, тем подарив надежду на Воскресение России. В Акафисте иконе Божией Матери «Державная» слышим: «В дни лютых скорбей и злых обстояний явила еси нам, Владычице… Под державным бо покровом Твоея благости Российская страна созидашеся, и врата адова не одолеша Православныя Церкве Христовы…»

Было собрано 1500 рублей, икону отреставрировали в иконописной мастерской Алексеевского девичьего монастыря и поместили в вызолоченный иконостас. Владыка Тихон сообщал: «Означенная икона Богоматери, по усердию богомольцев, ныне износится не только по окрестным селениям, но и по Московским женским монастырям и приходам для возношения молений пред Нею». При этом владыка констатировал: «О чудесах же от иконы не было заявлено». Народ шёл к иконе с покаянием, в котором лишь и может быть спасение Руси…

Когда идёт речь о судьбоносных днях, против воли обращаешь внимание и на такие мелочи (если это мелочи), как географические названия, на «говорящую» топонимику. Впрочем, иногда даже и «кричащую»: поезд Государя был заблокирован на станции «Дно». В картине того же дня видим: Евдокия Ивановна пришла в Коломенское из слободы Перерва. Перерва – железнодорожная станция, поблизости – старинный Николо-Перервинский монастырь, ныне Патриаршее подворье (резиденция патриарха с XVII века). В слове «перерва» нам слышится «разрыв», в малороссийском варианте – перерыв, перемена, вариант по Далю – прорыв старого русла (от этого и название слободы, расположенной близ старого русла Москвы-реки)…

Крестный ход Одесса-Москва с иконой ДЕРЖАВНАЯ

При прохождении  крестного хода с иконой ДЕРЖАВНАЯ украино-российской границы в 2008 году

Словно бы какой-то пророческий текст проступает к нам обрывками в названиях.

Село Коломенское – древняя вотчина, наследственное владение Московских великих князей, затем царей. По видению Евдокии Андриановой здесь в белой церкви «в стене образовалась брешь, куда пошла ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ», покидая храм. Кому интересно, сообщим, что икона в Коломенское попала (в неизвестное время и по неизвестной причине) из иконостаса одной из церквей Воскресенского монастыря Кремля (монастырь, усыпальница великих княгинь, пострадал во время боёв в 1917 году, взорван в 1929-м). Икона написана не позднее конца XVIII века. Сюжет «Державной» не похож ни на какие иные Богородичные иконы. Владыка Тихон отметил: «...икона имеет отчасти сходство с изображением иконы «Киево-Печерския Божия Матери». В Киев эта чудотворная икона была привезена из Константинополя строителями Успенской церкви в 1073 году. Она пропала после взрыва Великой церкви в 1941 году. При некотором сходстве на Цареградской иконе нет символов царской власти.

В марте 1917 многие рукоплескали «отречению царя». Но были ещё значительные силы, которые готовы были с оружием в руках умереть за Государя и историческую Россию.

Конечно, в те же дни и месяцы гибли и не изменившие присяге. Тысячи приняли мученический венец. Генерал граф Фёдор Артурович Келлер был убит петлюровцами в Киеве 8 декабря 1918 г.

Генерал граф Фёдор Артурович Келлер, чьё имя священно в патриотических кругах, в марте 1917 отбил в Ставку телеграмму, ставшую легендарной: «Третий конный корпус не верит, что Ты, Государь, добровольно отрёкся от престола. Прикажи, Царь, придём и защитим Тебя». Его подчинённые с ликованием одобрили зачитанный текст. «Ура, ура! — закричали драгуны, казаки, гусары. — Поддержим все, не дадим в обиду Императора!..» Начальник штаба Алексеев утаил послание. Генерал Келлер - один из совсем немногих генералов, которые отказались изменить царской присяге. Генерала Келлера и двух его адъютантов расстреляли в Киеве вблизи памятника Богдану Хмельницкому, у стен Святой Софии. Теперь, проходя под булавой Хмельницкого, мимо Софии (в которой пока и молиться-то нельзя), православные поминают раба Божия Феодора и его сподвижников…

К этой площади, к этому памятнику традиционно приходят крестные ходы, совершаемые в Киеве 15/2 марта.

Вероятно, не меньший подвиг, чем генерал Келлер, совершила на своём месте своею жизнью крестьянка Евдокия Ивановна Андрианова, о которой известно, что в 1937 году она служила уборщицей в церкви во имя Живоначальной Троицы в селе Карачарово (ключевые слова не «служила уборщицей», но «в церкви»).

В Акафисте иконе Божией Матери «Державная» звучит рефреном молитва, ею здесь и закончим: «Радуйся, Мати Божия Державная, Заступнице усердная рода христианскаго».

Оставить комментарий Комментариев: 10
Андрей | 16.03.2010

Сейчас мы вернулись к православию. Только после 1917 года это уже не Правая Вера, а измененная иудами и еретиками какая тот новая религия без христа (помазанника)земного,Царя -самодержавного,отца народа.Зато в этой новой религии появились "Великий Господин " с другими "великими господами-архиреями", а на святом дискосе не выкладывается частичка" за Царя -помазанника."Царя де нет" -разводят руками священники -кривоверы.Но ведь если его нет в голове, то нет его и в сердце.Значит Аарон возвысился над Моисеем (!!!?)Так и живем с "господами"- самозванцами,молимся за них*вот они то как раз очень даже неплохо живути прекрасно встроились ДЕМОНкратическую антихристианскую власть.Первые ее благословляют , вторые деньги за это подбрасывают из разворованного Отечества живущего без Отца .На наших глазах они ведут нас всех к Унии и к большой крови и горю в Доме Пресвятой Богородицы, к нашей духовной погибели , да и в остальной нашей повседневной мирской жизни мы медленно скатываемся в болото.Это они иуды в рясах разорвали хитон Христов наши , исправили и убрали имя Богпомазанника из молитв, акафистов ,тропарей. Державная икона Божиьей Матери,взявшая в свои руки Царские регалии -это укор нам всем за до сих пор продолжающуюся измену и кривоверие.

Сибиряк | 15.03.2010

Одессит | 15.03.2010
...Российская империя, будучи крепкой экономически и политически, пала из-за того, что православная вера в народе оскудела... Почему стал возможен развал СССР? Да по той же причине - из-за отсутствия веры. Это было мёртвое тело искуссвенно созданной государственности".


По этой логике Бандерленд тоже ждет скорый распад и гибель.Более неестественного гособразования трудно представить.

Одессит | 15.03.2010

О неукоренённости веры в нашем народе. Это едва ли не главный урок русской истории ХХ века. "Вера первична, - пишет Татьяна Васильевна Грачёва в книге "Святая Русь против Хазарии". - Её сила запускает политические и физические процессы объединения и созидания. Её слабость есть причина процессов разложения и распада. Российская империя, будучи крепкой экономически и политически, пала из-за того, что православная вера в народе оскудела... Почему стал возможен развал СССР? Да по той же причине - из-за отсутствия веры. Это было мёртвое тело искуссвенно созданной государственности".

оукраинец-сиб. | 15.03.2010

Вопрос | 15.03.2010

... христолюбивый народ вдруг начал крушить храмы, убивать священников, и пошел не за православными владыками, а миллионами устремился за явно бесноватыми вождями-богоборцами, лжецами - Лениным, Сталиным и проч. Значит не было православие укоренено в
народе?


Хороший вопрос. Одно есть маленькое оправдание народу - рыба с головы гнила. Православие к 1917 г. интеллигенцией само в себе точно было искоренено почти полностью. Масонское временное правительство и его ответвление - военная ложа, изолировавшая царя от войска и народа, - это всё-таки не простонародье.
Весной 1917 г. Временное правительство и Синод были завалены радостными архиерейскими и поповскими телеграммами с мест о начале "свободы" - это тоже факт.
Эти-то козлища и повели за собой НЕ ВЕСЬ РУССКИЙ НАРОД, но безголовую и безбожную большую часть народа - как оказалось, на всеобщую большевистскую бойню и служение красному идолу.

Ирина Ан. | 15.03.2010

Потрясающе! Не знала, что генерал Келлер был расстрелян перед Софией Киевской. Страшное какое место это (сегодня)...
Прекрасный материал.

Вопрос | 15.03.2010

«Историческая Россия, которую враги ненавидели, если взглянуть на суть, за народное христолюбие и за православное царство, устроенное для охранения этого святого чувства, - погибла. Не стало великой, дорогой нам, родной и понятной России. Она подменена в несколько месяцев. От её умного, даровитого, гордого народа – осталось что-то фантастическое, варварское, грязное и низкое», - так описал катастрофу внимательный русский человек – художник Михаил Нестеров. Как же могло такое случиться, что христолюбивый народ вдруг начал крушить храмы, убивать священников, и пошел не за православными владыками, а миллионами устремился за явно бесноватыми вождями-богоборцами, лжецами - Лениным, Сталиным и проч. Значит не было православие укоренено в народе?

оукраинец-сиб. | 15.03.2010

Автору - большое спасибо за это рассказ истории образа Божьей Матери Державной. Народу, чтоб не унывал, полезно знать, что судьбу России сама Богородица в руках держит. А значит, есть нам на Кого надеяться, как и на восстановление исторической России.

Суворов: всюду фронт! | 15.03.2010

В этот день вспомним и поэта Сергея Бпахтеева. У него есть и о "Державной", НО вспомним - это.

ЗА ЧТО
(Ответ недоумевающим)

«Грех, тяготеющий над нами — вот сокровенный корень нашей болезни,
вот источник наших бед и злоключений!..»
Слова послания Патриарха Тихона от 18 июня 1918 г.

Нам, русским, послан Крест тяжелый,
И мы должны его влачить,
За грех чудовищной крамолы,
За то, что не хотели чтить
В своей бессовестной гордыне,
Как непокорные сыны,
Нам Богом данные святыни
Благой и мудрой старины.
За то, что нехристям в угоду
Преступный замысел творя,
Себе мы прочили свободу
И свергли Ангела-Царя.
И тем, покрыв себя позором,
Дерзнули клятву осквернить,
За всех нас данную Собором,
Во век Романовым служить.\'
И вот за этот грех великий
Страдаем всюду мы теперь,
И Русью правит деспот дикий,
Бесчеловечный, лютый зверь.
И долго будем мы томиться
Под нам ниспосланным Крестом,
Пока в душе не совершится
У нас великий перелом,
Пока от зол мы не очнемся,
И, приведя наш бунт к концу,
К Царю мы, каясь, не вернемся,
Как дети блудные к Отцу.

г. Ницца,
20 октября 1942 г.

Великий Московский Церковно-Земский Собор 1613 года, избравший на царство Михаила Феодоровича Романова, одновременно поклялся за себя и за всех своих потомков служить Дому Романовых до Второго Пришествия. Это же торжественное обещание еще раз подтвердил в достопамятные дни празднования трехсотлетия царствования Дома Романовых и наш Синод в своей "Молитве Православной Церкви Российской" на 21 день февраля 1913 г. по определению № 999 - 1913 г.
Бехтеев

Коломенский cлобожанин | 15.03.2010

Церковь Вознесения Господня в Коломенском, под эгидой ЮНЕСКО:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Вознесения_(Коломенское)

Борис Чичиабин, Харьков:

Церковь в Коломенском
Всё, что мечтала услышать душа
в всплеске колодезном,
вылилось в возгласе: «Как хороша
церковь в Коломенском!»

Знаешь, любимая, мы - как волхвы:
в поздней обители -
где ещё, в самом охвостье Москвы, -
радость увидели.

Здравствуй, царевна средь русских церквей,
бронь от обидчиков!
Шумные лица бездушно мертвей
этих кирпичиков.

Сменой несметных ненастий и вёдр
дышат, как дерево.
Как же ты мог, возвеличенный Пётр,
съехать отселева?

Пей мою кровушку, пшикай в усы
зелием чёртовым.
То-то ты смладу от божьей красы
зенки отвёртывал.

Божья краса в суете не видна.
С гари да с ветра я
вижу: стоит над Россией одна
самая светлая.

Чашу страданий испивши до дна,
пальцем не двигая,
вижу: стоит над Россией одна
самая тихая.

Кто её строил? Пора далека,
слава растерзана...
Помнишь, любимая, лес да река -
вот она, здесь она.

В милой пустыне, вдали от людей
нет одиночества.
Светом сочится, зари золотей,
русское зодчество.

Гибли на плахе, катились на дно,
звали в тоске зарю,
но не умели служить заодно
Богу и Кесарю...

Стань над рекою, слова лепечи,
руки распахивай.
Сердцу чуть слышно журчат кирпичи
тихостью Баховой.

Это из злыдни, из смуты седой
прадеды вынесли
диво, созвучное Анне Святой
в любящем Вильнюсе.

Полные света, стройны и тихи,
чуда глашатаи, -
так вот должны воздвигаться стихи,
книги и статуи.

...Грустно, любимая. Скоро конец
мукам и поискам.
Примем с отрадою тихий венец -
церковь в Коломенском.

[1973]

Строгов | 15.03.2010

Любую "перерву" - преодолеем. Единое - не разъять. Даже если утсановить границы и каменный забор, Дух Святый - пройдет сквозь них.

Другие статьи раздела: