Поиск по сайту:

МОСТ ИЗ ПРОШЛОГО / МIСТ З МИНУЛОГО

Жива Святая Русь! Записки литератора

Олег СЛЕПЫНИН 12.11.2010 01:32

Не умея чувствовать под ногами Святую Русь в дне летящем, кого-то раздражает и само словосочетание – «Святая Русь». Мол, какая ещё «святая»?! Понятней, когда б «кабацкая», «воровская», «ушедшая». А «Святая» – что-то из области про богатырей – архаика, фигура речи, красочный завиток в воздушном пространстве... В Малороссии, на Украине, под долгим давлением латинского пресса теперь и само слово «Русь» – как искра для пороховой бочки. «Яка Русь? Ми ж українці», - научили «свидомые», не пропал даром их труд... Но всё-таки нет-нет да проступает Святая Русь в дне сегодняшнем, как будто морок болотный вдруг ветром сносит, как занавес распадается, а там – светятся глаза молитвенников, разливается благодать Божия, чудотворят иконы...

Вот село Байбузы Черкасской области. Это центральное Приднепровье. Воскресный день 7 ноября… У церкви оживление: от ворот до крыльца выстлан из осенних цветов ковёр, вокруг люди теснятся, девушки в национальных костюмах; ждут кого-то… На этот день назначено освящение церкви. Построен храм давно, уж лет десять литургии совершаются, но большой чин освящения – только теперь. Так бывает… Вот все владыку и ждут.
 
 
 
 Байбузы. Храм Успения Божией Матери 2010 год
 
 
Байбузы известны православному миру тем, что в этом селе была явлена чудотворная икона. О Байбузской иконе Божией Матери есть сведения в «Сказаниях о чудотворных иконах Богоматери» Евгения Поселянина, в некоторых других книгах, в том числе и в современной Православной энциклопедии. При этом наиболее полным письменным источником о Байбузской иконе остаются «Сказания о населенных местностях Киевской губернии» (1864) Л. Похилевича. 
 
 
Байбузская икона Божией Матери
 
 
Лаврентий Иванович Похилевич (1816-1893), служивший в Киевской духовной консистории, в середине XIX века исходил и объездил всю Киевскую губернию – село за селом, хутор за хутором, местечко за местечком (это территория нескольких нынешних областей), записывая «сказания жителей и их предания касательно собственных их селений». Он создал чудную книгу, за которую в 1865 году получил Уваровскую премию, а позже чин надворного советника и, соответственно, дворянство. Он совершил подвиг.
 
В предисловии к «Сказаниям» Л.И. Похилевич пояснил свой интерес к избранной теме: «В этих преданиях нередко сообщается позднейшему потомству то, что не сохранилось от давно прошедшего другим путём». Он справедливо полагал, что «важность исторических преданий несравненно превышает пользу собрания пословиц и песен уже потому, что последние всегда останутся присущи живому народу; тогда как предания, легко изглаживаясь из памяти, могут навсегда пропасть для потомства…». И далее о своём труде: «Я старался записать всё, что узнавал из рассказов простых поселян о прежней судьбе их всей вокруг седого Киева – матери городов русских, и присовокупил к ним то, о чём удалось мне доведаться собственными разысканиями».
 
Надо сказать, что и сам пейзаж за минувшие годы изменился. При Похилевиче (1850-ые – начало 1860-х) вид с того места, где нынче храм, таков. «От церкви виден, как на ладони, строящийся близ Мошен на горе, среди леса великолепный дворец князей Воронцовых… в трёх верстах от Байбуз тянется лесистый хребет гор, на окончании которого, за Мошнами, построена Святославова башня…» Надо сказать, что башня Святослава, стоявшая на крайнем кряже Мошенских гор, была высотой в современный 20-этажный дом, с её верхней площадки в ясные дни виднелись кресты Киево-Печерской лавры. Дворец светлейшего князя М.С.Воронцова, в котором располагалась огромная коллекция картин народной живописи и великолепная библиотека, состоял из 80 комнат… В Байбузской церкви в ту пору имелись «серебряные сосуды, пожертвованные владельцем имения, покойным князем Михаилом Воронцовым и серебряные оклады на наместных образах». Дворец погиб в 1919 году. Башню немцы взорвали в 1943-м как наблюдательный пункт партизан.
 
О Байбузской церкви Л.И. Похилевич сообщает: «Церковь деревянная, во имя Успения Божией Матери, с колокольней, построенная в 1796 году». Он доносит и такую подробность (которая перекликается уже и с XXI веком), что возведена церковь «усердием байбузского жителя Фёдора Ладона и содействием прочих жителей». А вот и об иконе: «Достопримечательность церкви составляет образ Божия Матери прославленный чудотворениями». Происхождение её таково: «Куплены иконы из упразднённой млиевской Успенской церкви (соседнее село Млиев – в недавнем прошлом столица украинского садоводства – автор), в том числе и сказанный образ». От иконы были явлены благодатные действия. «Первое – исцелением страдавшей 10-летним недугом – отнятием ног, женщины, по сновидению к сему образу притекшей для исцеления, и видимо пред всеми получившей врачевание по молитве». Второе: «В 1830 и 1831 годах, во время свирепствования в окрестностях холеры» село «было покровительствуемо небесным заступлением, когда оно одно не подверглось губительной заразе, хотя болота ещё не были осушены». О дальнейшей судьбе иконы: «Так как всё это было дознано официальным путём, то митрополит Евгений (Болховитинов, 1767-1837; митрополит Киевский и Галицкий с 1822, церковный историк, академик, почётный член многих научных сообществ – автор) в этих явлениях признал, как и все окрестные жители, стекавшиеся в бесчисленном множестве для поклонения образу, чудодейственную силу, и затем, в изданном им вскорости Киевском месяцеслове, постановил праздновать в честь чудотворной Байбузской иконы в 26-й день декабря месяца. В 1832 году по распоряжению духовного начальства, образ перенесли в Киево-Печерскую лавру». В Байбузскую же церковь, по ходатайству церковного старосты Федота Максимовича, имевшего родственные связи с киевской знатью, икона была возвращена через некоторое время (по другой версии была возвращена ее точная копия – автор).
 
В современной Православной энциклопедии «Древо» рассказ об иконе завершается так: «Известий о дальнейшей судьбе Байбузской иконы не имеется. Приводимые в источниках 1830-50-х годов сведения о местопребывании её в Успенской церкви Киево-Печерской Лавры и особо установленном ей праздновании не находят подтверждения в позднейших путеводителях и описаниях Лавры, не упоминающих об иконе с таким наименованием».
 
Однако от присланного из Лавры списка иконы (если это был не сам первообраз) жители Байбуз продолжали ощущать небесное покровительство и в ХХ веке, и уже в нынешнем, ХХI-м.
 
Церковь, описанная Похилевичем, простояла свыше 100 лет и в 1909 году была заменена новой деревянной на средства наследницы Воронцовых – графини Екатерины Балашовой «и содействием прочих жителей» (3 тыс. рублей от прихожан, 7 тысяч от церкви, 26 тысяч от Е.А. Балашовой).  
 
 
Успенский храм, освящённый в 1909 году
 
В 1916 году священником церкви был о. Александр Ромаданов. По некоторым сведениям, в 1936-1939 годах эту церковь разобрали и построили из её деталей и на её фундаменте школу (сгорела в войну). Иконы были осквернены, чудотворный список расколот: Богомладенец отсоединён от Богородицы. Уцелевшие иконы хранил в своём доме сын священника – Николай.
 
Однажды во время войны люди и хозяева дома услышали непонятный деревянный хруст, треск, исходящий оттуда, где хранились иконы. Вошли и увидели свершившееся чудо: Байбузская икона срослась.
 
Другое чудо, которое жители воспринимают как покровительство Божией Матери, это то, что село не пострадало от фашистов так, как пострадали окрестные сёла, несмотря на близость партизанских Мошенских гор. Это событие подобно тому, как в 1830-1831 годы село миновала эпидемия холеры.
 
Умирая, Николай оставил наставление передать иконы в церковь, которая рано или поздно вновь появится в селе. Последние тридцать лет икона хранилась у благочестивой жительницы села Байбузы Софии Ефимовны Настенко. Именно из ее дома образ Божией Матери был перенесен в новый храм.
 
И здесь святыня снова проявила свою чудодейственную силу. Услышав о благодатной иконе, в Байбузы на молитву в храм стала приезжать с родителями из Черкасс девочка, болевшая раком щитовидной железы. Семья слезно молила Божью Матерь об исцелении ребенка и Пресвятая Владычица Богородица прекратила страдания ребенка – свершилось новое чудо, ребенок исцелился.
 
7 ноября сего года на освещении храма присутствовала женщина, о которой говорят, что она, приехав в село, не могла ходить. Теперь она шла (на неё показали: вон, в красном шарфе) крестным ходом, получив исцеление по молитве. В благодарность она пожертвовала личные средства для приобретения колоколов. Священнику о. Георгию Робак известны и другие случаи исцелений. Чин освящения храма совершил митрополит Черкасский и Каневский Софроний.
  
 
Байбузы встречают владыку Софрония
 
 
Чудесным образом перекликается с Байбузами ХVIII века, когда в селе был построен первый храм, и то, что нынешний каменный храм строился при огромном старании директора местного ООО «Искра» Николая Павловича Небылицы «и содействием прочих жителей». Про Николая Небылицу рассказывают, что он чуть ли ни единственный в округе хозяйственник, который в самые грабительские годы независимости не позволил разворовать и разрушить колхоз…
 
Село Байбузы так архитектурно организовано – улицы его, как бутон цветка, с каждой храм виден. Храм всегда светом крестов своих застаёт человека внезапно, выхватывает из суеты, напоминая об Истине, пальцы сами собой складываются в троеперстие и совершается крестное знамение.
 
Знакомая, улыбается, рассказывая: «Чтобы помолиться, выхожу на край огорода и там молюсь, глядя на храм…»
 
Нет, не истаяла, не ушла от нас, жива Святая Русь!

Оставить комментарий Комментариев: 5
Эдвин | 21.11.2010

Световит, ярко неадекватен. Это для сайтами минус, не отфильтровывают свидомитский бред

Световит | 21.11.2010

Правильно, одна Родина. Вы заблуждаетесь лишь в том, что равнение в этой Родине должно проходить не на Россиянию с ее олигархами, пестрым населением и голодранцами, а на на историческую Русь в лице Беларуси и Украины. И с чего вы взяли, что язык Россиянии с ее преимущественно неславянским населением, среди которого славяне составляют личь жалких 4-5% - это Русский язык, а язык настоящих Русов - украинский и белорусский - это так себе. Мусор. Именно язык Русов, тысячелетиями проживающих в Украине и Беларуси и есть Русский Язык. Именно язык Русов надо беречь, как зеницу ока, а не церковное эсперанто россиян, внедренное романовцами среди преимущественно фино-угорского населения Московии около 3-х веков назад. Желать уничтожения Языка Русов, т. е., настоящего Русского Языка, может только заклятый враг славян. Спасибо за внимание.

http://aryana.co.cc/svarga.html

Марина Т. | 20.11.2010

Вот так вот на сайте и прочтёшь о своём, местном, и удивишься: а почему тут, на малой, т-скть, родине ничего не известно сегодня об этой иконе? Дивны длела Твои, Господи!

поліщук | 14.11.2010

Святая Русь — это идеал, жизненная установка, критерий в нелегком выборе между добром и злом, между царством земным и Царствием Небесным. Это Небесное Отечество, в которое войти можно только следуя путем, указанным святыми гражданами его, т. е. путем подвига любви, самоотвержения.
К сожалению, сегодня политическое православие опускает это святое понятие до уровня географии.

Игнат | 12.11.2010

Когда читатешь такую статью или идешь с крестным ходом, то именно так и чувсьвуется: жива Святая русь!
Но как только выйдешь на базар, включишь телевизор, да и просто поглядишь на прохожих на улице, сразу понимаешь, что Святая Русь находится лишь внутри немногих. Много званых, да мало избранных.

Другие статьи раздела: