Поиск по сайту:

МОСТ ИЗ ПРОШЛОГО / МIСТ З МИНУЛОГО

Харьковское шествие в честь Георгиевских кавалеров

Петр МАСЛЮЖЕНКО 25.12.2011 01:05

Современный житель Украины, озабоченный повседневностью, находящийся под постоянным прессом многолетней националистической пропаганды, с удивлением поглядывает на военных, идущих под флагом, на котором золотистыми буквами написано: «Верное казачество», а следом идут еще какие-то казаки, а за ними молодежь в голубых десантных беретах. «Кто такие?» И молодые люди отвечают: «Маргеловцы».  

- «По какому случаю шествие?»
 
- «В честь дня Георгиевских кавалеров».
 
Люди удивляются. Оказывается, и в Харькове, и в Киеве еще помнят о многовековой преемственности, справедливо считая, что патриотическим организациям необходимо консолидироваться на основе общих страниц трудового и боевого подвига единого народа. Оказывается, и на Слобожанщине, и на всей Украине есть немало людей, которым небезразлична общая историческая память большого единого Отечества, одной Родины, которая всегда начинается с личной памяти.
 
Нет, не все забыто, прошло и быльем поросло. Яркое тому подтверждение -  недавно прошедшие в Харькове памятные мероприятия, посвященные Дню Георгиевских кавалеров. Началась акция с марша казаков от памятника Святому благоверному князю Александру Невскому до памятника гетману Богдану Хмельницкому, который, как мы помним, добился вхождения Малороссии в Российское государство, затем в Доме ученых состоялась историческая конференция.
 
Мероприятие было проведено под эгидой и при активном участии общественной организации «Русь Триединая». Активное участие в нем приняли казачьи организации «Верное Казачество», «Слобожанское казачье войско», Харьковский Слобожанский казачий полк имени Ивана Сирка, являющийся формированием Всевеликого Войска Донского, и другие общественные организации, проявляющие реальную заботу о пробуждении Русского духа на Харьковщине. Их в этот день собралось немало. Это «Русское Вече» и «Великая Русь», «Память Державы» и харьковское отделение недавно образованного общественно-дискуссионного клуба «Альтернатива», десантно-спортивный клуб «Маргеловец» и движение «Юных миротворцев», представители харьковского губернского дворянского собрания. 
 
 
Торжества у памятника князю Александру Невскому. Харьков. 10 декабря 2011 года
 
По словам устроителей, место и дата шествия были выбраны с целью напомнить, что Святой Великомученик Георгий Победоносец считается покровителем русского воинства. Ведь еще в 1036 году Великий князь Ярослав Мудрый, победив печенегов, основал в Киеве церковь Святого Георгия, при освящении которой завещал «творити праздник св. Георгию месяца ноября в 26-й день» (9 декабря по новому стилю).
 
Руководитель организации «Русь Триединая» главный редактор одноименной газеты Сергей Моисеев в своей статье «Подвиги предков ожили в памяти» напомнил о знаменательных исторических событиях, рассказав, что военный орден 4-х степеней «Святого великомученика и Победоносца Георгия» учредила императрица Екатерина II в 1769 году.
 
В Российской империи существовал «Кавалерский праздник», во время которого чествовали Георгиевских кавалеров. Отмечался он и как общевоинское торжество Русской Императорской Армии, поскольку в этот день, а именно 9 декабря по новому стилю, чествовали всех кавалеров Георгиевских отличий — как высоких военачальников, Суворова, Потемкина, Кутузова, так и простых солдат, матросов и казаков. 
 
 
Слово на Кавалерский Праздник Ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, сочиненное Синодальным Членом, Преосвященным Феофилактом Архиепископом Рязанским и Зарайским
 
 
Уместно вспомнить некоторых полных кавалеров знака отличия военного ордена Святого Георгия для нижних чинов среди уроженцев Украины. Это участники Первой мировой войны Георгий Михайлович Лавричиненко, уроженец села Юрковка Звенигородского уезда Киевской губернии, Афанасий Николаевич Вышкварко из села Кирповщины Полонской волости Новоградволынского уезда Волынской губернии, Федор Антонович Ганькевич, уроженец села Тростянец Ямпольского уезда Каменец-Подольской губернии, Павел Дмитриевич Ермак из села Ивановка Мелитопольского уезда Таврической губернии, Семен Васильевич Красий из города Белополье Сумского уезда Харьковской губернии, Григорий Захарович Шведкой из села Березотичи Волочковской волости Лубенского уезда Полтавской губернии.
 
После 1917 года орден новой властью был упразднен, но выражение «георгиевский кавалер» из народной памяти не ушло. Более того, в тяжелые годы Великой Отечественной войны Георгиевские кресты вновь появились на груди защитников Родины рядом с советскими наградами. Слава богу, в 2007 году этот праздник снова вошел в календарь российских знаменательных дат.
 
  
Полный Георгиевский кавалер, Герой Советского Союза гвардии капитан Константин Иосифович Недорубов (21 мая 1889 — 13 декабря 1978)
 
 
На Харьковщине праздник был возрожден русскими патриотами современной Украины, города Чугуева, славного давними военно-историческими традициями. До октября 1917 года чугуевцами этот день отмечался особенно, будучи не только кавалерским праздником ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия, но также праздником Елисаветградского, Чугуевского и Иркутского военных училищ.
 
 
 
* * *
 
В этом году Георгиевские торжества начались у памятника Святому Благоверному князю Александру Невскому общим построением, чтением молитвы «Отче наш» и возложением цветов, а продолжились маршем и выступлениями у памятника Богдану Хмельницкому. 
 
 
 Представители участников Георгиевского марша у памятника Б. Хмельницкому. Харьков. 10 декабря 2011 года
 
В большом зале Харьковского Дома ученых на состоявшейся после марша исторической Георгиевской конференции с приветственным словом к собравшимся обратился представитель Генконсульства РФ в Харькове В. Соломатин, отметивший, что этот праздник является неотъемлемой частью общей истории России и Украины.

На конференции выступил атаман Верного Казачества А. Селиванов, призвал казаков и всех «людей воинского чина» объединяться вокруг общего дела – патриотического воспитания молодежи.
 
Предводитель Харьковского Губернского Дворянского собрания В. Чернай особо отметил в своем выступлении присутствие в зале молодых людей, пришедших на торжества по зову сердца. Молодые люди — это как раз представители организации имени генерала Маргелова, а также общества «Юный миротворец».
 
Представленные на конференции доклады были посвящены ратным традициям наших предков — от Александра Невского до генерала Маргелова.
 
Председатель фонда имени генерала Кутепова Н. Ганжа свой доклад посвятил вехам Чугуевского казачьего, а потом и уланского полка, которому выпала яркая и героическая судьба. В частности, он рассказал, что на протяжении 300 лет (!) полку сопутствовало военное счастье, позволявшее вносить решающий вклад в исход многих сражений, и, между прочим, конвойная команда императрицы Екатерины II и графа Потемкина была набрана из Чугуевских казаков. Выступающий напомнил и тот факт, что в 1709 году чугуевцы одержали полную победу над запорожцами-мазепинцами. По одной из версий, именно от чугуевских казаков шведский король Карл XII перед началом Полтавской битвы получил ранение в ногу. В марте 1814 году чугуевские уланы первыми с боем вошли в Париж. Считалось, что из Чугуевского пехотного юнкерского училища выходило больше кавалеров Ордена Святого Георгия Победоносца, чем из любого другого юнкерского училища.
 
С сообщением о воссоединении земель «единокровных и единоверных» под руководством гетмана Хмельницкого выступил на конференции глава харьковской организации «Русское Вече» Г. Макаров, напомнивший, что в 1649 году в Киеве общественность и православное духовенство назвали Богдана-Зиновия Хмельницкого «русским Моисеем, который освободил свой народ от польского рабства».
 
Напомнил Макаров и о факте, когда запорожские казаки, отказавшись штурмовать город, оборонявшийся русскими стрельцами, подняли восстание против поляков под предводительством Якова Остряницы и по разрешению царя Михаила Федоровича в 1638 году основали первый город «Московской украины» — Чугуев.
 
О малоизвестных подробностях основания Харькова рассказал старший научный сотрудник Харьковского исторического музея Д. Бадаев, предположивший, что Харьковское городище возникло еще при Иване Грозном, когда «на Московской украине» устанавливалась система станичной и сторожевой службы.
 
Не забудем еще один слобожанский штрих из истории Георгиевских кавалеров: в годы Первой мировой войны было немало Георгиевских кавалеров родом из Харькова. У харьковского храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, где нынче Молодежный парк, некогда было кладбище героев всех войн, была и аллея Георгиевских кавалеров. 
 
Представитель харьковского отделения «Верного Казачества» Я. Ефименко в своем докладе вспомнил, что орден Славы, учрежденный в годы Великой Отечественной войны, стал преемником Георгиевского креста, переняв как эстафету ратных подвигов георгиевскую ленту для орденской планки. Важной представляется также мысль докладчика и поддержавших его комментаторов о том, что, по сути, солдаты и офицеры Красной армии в те годы борьбы с нацизмом стали фактически Святым воинством, защитившим Русскую землю.
 
Нельзя не согласиться с главой харьковской организации «Русское Вече» Г. Макаровым, подчеркнувшим, что герои — это не только примеры для подражания, но и знак подтверждения значимости народа на мировой арене. Выбор героев — это, по сути, выбор традиций, сохранению которых государство должно уделять первостепенное внимание. Весь вопрос в том, какие это традиции, чему учат они сегодняшнюю молодежь. «Если Восток Украины хочет инициировать процесс постановки новой повестки дня будущего, — сказал руководитель “Русского вече”, — то он должен не только сохранить свою идентичность и особенность в структуре страны, но и показать свою пассионарность, основанную на своих традициях, на своих героях. То же самое следует предпринять и государству, если оно действительно озабоченно проблемой гражданского и культурного единства страны, иначе процесс распада страны неизбежен».
 
Руководитель Десантно-спортивного клуба Д. Гурин рассказал о легендарном основателе ВДВ генерале В.Ф. Маргелове, мужественном человеке, продолжателе лучших воинских традиций нашего триединого русского народа.
 
Председатель организации «Юных миротворцев» С. Самойлов в своем выступлении отметил, что миротворчество — высокая миссия и наша история знает немало примеров истинного миротворчества, в том числе и в советский период. В этой связи очень важно прививать молодому поколению систему ценностей, основанную не на эгоизме, алчности, а на жертвенном служении Отечеству по примеру отцов и дедов. Ведь сейчас, чтобы завоевать государство, нет необходимости физически захватывать территории, достаточно всего лишь переформатировать сознание молодого поколения.
 
Прозвучали на конференции и казачьи песни  в исполнении руководителя театра «Амадей» О. Калинина. Мероприятие завершилось приготовлением традиционного напитка Русской Императорской Армии — глинтвейна. Говорилось, что это и есть «жженка», которую по гусарской традиции варили к прибытию нового офицерского пополнения и в случаях массового награждения личного состава. 
 
 
История и современность в одном строю
 
Харьковское движение по празднованию Дня Георгиевских кавалеров, проводящееся с целью духовно-патриотического воспитания молодежи, подачи правдивой информации о нашей военной истории, привлечения внимания молодежи к славному ратному прошлому родного края, воспитания уважения к защитникам Отечества, исследования и осмысления героического наследия предков, приобщения молодежи к научно-исследовательской работе набирает обороты, множит свои ряды, уверено смотрит в будущее.

Оставить комментарий Комментариев: 3
Скиф | 25.12.2011

Спасибо автору за хорошую статью!
Невольно вспомнилось лермонтовское: «Да, были люди…Не то что нынешнее племя…!»
Константин Иосифович Недорубов – впечатляет казачина! Полный Георгиевский кавалер и Герой Советского Союза! Всем Героям Герой, верой и правдой служивший Отечеству.

Еженко | 25.12.2011

Не то слово - молодцы, они - настоящие люди. Прочие - манкурты, сотворённые из янычаров, предавших Русь и веру православную

Игнат | 25.12.2011

Молодцы - все, кто помнит и чтит славные исторические традиции нашего большого русского народа.

Другие статьи раздела: