Поиск по сайту:

МОСТ ИЗ ПРОШЛОГО / МIСТ З МИНУЛОГО

8 марта вспомним о женщинах – защитницах Святой Руси

Ольга КРАВЕЦ 08.03.2012 02:18

Пробуждение новой жизни, преображение застывшей природы – эти качества так присущи женской природе. Конечно, 8 марта, это не православный праздник. К тому же он почти всегда приходится на Великий пост. Но в нынешнем, високосном, году он совпал с одним из праздников в честь пророка Иоанна Крестителя – Первое и второе обретение его главы. Память об этих событиях празднуется 8/24 марта.

И все же я решила 8 марта вспомнить о женщинах, но не наших современницах, а живших во времена Киевской Руси. Это – русские святые благоверные княгини. Их жизнь проходила в тяжких, трагических условиях войн и междоусобиц. Эти женщины являют нам, современным, пример особого подвига. Будучи, как теперь говорят, многодетными матерями, они были верными и добрыми советчицами своим мужьям, при этом не забывая о женском смиренномудрии.
 
Именно Русская Православная Церковь, как ни одна из Поместных Церквей, дает нам целый сонм святых благоверных князей и княгинь. Это - люди семейные, воины и труженики. На Руси существовал свой уклад жизни, особой ценностью которого было благочестие. Люди жили строго, ежедневно читали молитвенное правило, Евангелие, Псалтирь, жития святых, постоянно посещали храм Божий.
 
Семья как малый храм – это не просто красивые слова, это их образ жизни. Монашество было идеалом, к нему стремились, и многие принимали постриг на склоне жизни. Монашество  как венец жизни - так понимали наши предки. Благоверные княгини, овдовев, более не выходили замуж, хоть это и разрешено было Церковью. Они вверяли себя Небесному Жениху. Это был путь идеала жизни вдовы, ставший практически правилом. А зачинательницей, если можно так выразиться, этого благочестивого обычая стала преподобная Анна Новгородская, святая благоверная княгиня Ирина, урожденная Ингигерда, супруга Ярослава Мудрого.
 
В сонме русских княгинь ее имя особо созвучно со святой равноапостольной Ольгой. Они как бы утверждают духовную вертикаль Руси Киев – Новгород. Однако если святая великая княгиня Ольга несла свет Православия на Русь, то именно преподобная Ирина Новгородская объединила два пути: святых благоверных княгинь и преподобных подвижниц, деятельного служения миру и молитвенного созерцания, монашеского уединения.
 
Как и любой человек, святая благоверная княгиня Ирина – личность противоречивая, как и ко многим государственным деятелям отношение к ней неоднозначное. Что поделаешь, - таков масштаб ее личности.
 
 
 Святая благоверная княгиня (преподобная) Ирина Новгородская
 
Урожденная Ингигерда, дочь короля Швеции, получила блестящее для своего времени образование. Кроме того, она была воспитана как настоящий потомок викингов, была женщиной-воином, поэтому не просто, как говорят, хорошо сидела в седле, но и искусно владела мечом. При этом она была молода и красива. Замуж Ингигерда вышла за того, кто «достоин был дружбы ее отца». По преданию, великий князь киевский Ярослав Мудрый был старше ее и не отличался внешней привлекательностью. К тому же известно, что он был меньше ее ростом, хромал и потому практически не мог ездить верхом. Оставим на совести исторических сплетников взаимоотношения в этой семье. Отметим только, что в браке с Ярославом Мудрым у Ирины родилось десять детей: семь сыновей и три дочери, ставшие королевами: Анна – французской, Анастасия – венгерской, Елизавета - норвежской. Среди семи братьев особо отметим: святого благоверного князя Владимира Новгородского, великого князя Изяслава Киевского, Святослава Черниговского, Всеволода Переяславского – отца Владимира Мономаха. Все они получили, как тогда говорили, «книжное» образование.
  
 
Дочери Ярослава Мудрого. Фреска. Софийский собор в Киеве
 
 
Сегодня украинские историки и политики любят называть великого князя Ярослава Мудрого «отцом» украинской евроинтеграции. Однако, укрепляя и развивая отношения с европейскими соседями, он не забывал и о своих восточных, православных корнях.
 
Всплеск византийского влияния на церковную жизнь, «вхождение в Кирилло-Мефодиевское наследство», приобретение обширных библиотек, обязательное обучение грамоте духовенства. Всем достижениям эпохи Ярослава Мудрого можно посвятить не одну пространную статью. Отмечу лишь, что при княжении Ярослава и Ирины Киев был развиваем этими правителями как «град Божий» - земное отражение Небесного Иерусалима, о котором мы читаем в книге Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова (2,10). 
 
 
Книгописная мастерская при соборе святой Софии в Киеве во времена Ярослава Мудрого. Радзивиловская летопись (XV век)
 
 
Иностранные послы считали Киев времен правления великого князя Ярослава Мудрого и его супруги великой княгини Ирины самым прекрасным городом Европы.
 
Наверное, читатель уже проникся духом той эпохи. Ведь без этого повествование о благоверной княгине Ирине было бы не полным. Среди всего многообразия исторических легенд и преданий, окружающих ее, лично меня поразило одно.
 
У Ярослава Мудрого был давний конфликт, междоусобная война с родным братом Мстиславом Тмутараканским. Никак не могли поделить они предместья. И вот однажды Мстислав отправляет Ярославу послание: «Сколько мы еще будем проливать кровь наших верных людей? Давай, дорогой брат, решим наш спор поединком один на один, как принято в наших краях». При этом Мстислав «забыл», что брат хром, не может ездить верхом и практически не владеет оружием. Что было делать? Отказаться от поединка – значит признать поражение. На это, по всей видимости, и рассчитывал «братец». Великокняжеская чета принимает вызов на поединок. Только вместо князя на бой идет княгиня. Выше говорилось о том, что она была воспитана как женщина-воин и владела мечом не хуже опытного воина.
 
Можно только себе представить, как удивился Мстислав, увидев перед собой Ирину. «Или не известно тебе, что муж и жена - одна плоть суть, - сказала она, - моему супругу некогда по поединкам ходить, он государством правит. Так что если хочешь биться, - вот, я перед тобой, давай начнем». Мудрости такого ответа можно только поразиться. Вот в таком поведении благоверной княгини Ирины, на мой взгляд, и заключается олицетворение слов святого апостола Павла: «Друг друга тяготы носите, тако исполните закон Христов»(Гал. 6,2). Конечно, Мстислав Тмутараканский ответил, что он с женщинами не сражается и покинул поле боя. Междоусобица была прекращена.
  
 
Святая благоверная княгиня (преподобная) Ирина Новгородская
 
В этой истории меня, современную женщину, не мог не заинтересовать еще такой аспект. Ведь Ингигерду никто не спрашивал – хочет ли она замуж за великого киевского князя Ярослава или нет. Мало того, сохранились летописные свидетельства нелюбви великой княгини к своему супругу. Напомню еще раз и о физических недостатках Ярослава Мудрого. Но все это не стало помехой ни их супружескому союзу, ни совместному управлению государством – одним из самых прекрасных и процветающих в Европе. И венцом этой совместной жизни стало принятие овдовевшей великой княгиней Ириной монашеского пострига, а потом и схимы, к которым ее никто не понуждал. Наверное, такую жизнь можно все же назвать счастливой. Характерно, что день памяти преподобной Ирины Новгородской приходится на 23 февраля по новому стилю.
 
О жизни такой неоднозначной женщины, как королевна Ингигерда, в православном крещении – благоверная княгиня Ирина, в иночестве – преподобная Анна Новгородская, я не даром решилась вспомнить именно 8 марта.  

Мы, наследники Древней Руси, должны знать и почитать пращуров наших, учиться у них и настоящей женственности, и истинной мужественности, и умению строить крепкую семью, и мудрости в воспитании детей на примере этой супружеской великокняжеской четы - Ярослава и Ирины. Совет вам да любовь!

Оставить комментарий Комментариев: 1
оукраинец-сиб. | 08.03.2012

Итересный рассказ. Не знал, что на Руси была такая святая.
Только зачем память об этой достойнейшей женщине нужно было унижать привязкой к богоборческому "празднику" 8 марта? Разве св.Анна Новгородская могла быть последовательницей этого ежегодного большевистского возлияния, приходящегося на Пурим (день победы евреев над врагами) и установленного соплеменницами Троцкого и Ульянова-Бланка?

Другие статьи раздела: