Поиск по сайту:

ДЕЛОВАЯ СРЕДА / ДIЛОВЕ СЕРЕДОВИЩЕ

Результат местных выборов определят экономические реформы?!

Юрий ГАВРИЛЕЧКО 22.06.2010 01:06

100 дней президентства Виктора Януковича ознаменовались публикацией на его сайте знакового программного документа – Программы реформ на 2010-2014 годы.

Это первый в истории современной Украины прецедент, когда за столь короткий срок действующий глава государства представляет свое видение развития страны не как послание к Парламенту, а как систему политических и экономических преобразований в обществе.
 
Реформаторский порыв – это, безусловно, хорошо. Но без всесторонней оценки возможных рисков проведение реформ может привести абсолютно не к тем результатам, на которые рассчитывают их авторы, и вызвать серьезные проблемы в, казалось бы, не связанных напрямую с самими реформами сферах.
 
Бюджетный и Налоговый кодексы, проекты которых рассматривались на заседании украинского Парламента 17 июня и были приняты в первом чтении, – уже вызвали массу нареканий как со стороны оппозиции, так и со стороны бизнеса. Отмечу, что свое негативное мнение относительно Налогового кодекса высказали представители всех крупнейших организаций работодателей в Украине.
 
Несмотря на распространенное в средствах массовой информации мнение многих оппозиционеров, что предлагаемые изменения будут выгодны крупному бизнесу, в реальности – крупный бизнес также пострадает. И именно поэтому будет вынужден ради защиты своих интересов еще сильнее втягиваться в политический процесс.
 
После заявления (1) Виктора Януковича о том, что он поддерживает идею проведения выборов в местные советы осенью этого года, и 31 октября 2010 года выборы депутатов в местные органы власти должны состояться по смешанной системе – 50% - по спискам партий, 50% - по мажоритарной системе, а также оценивая те новации, которые заложены в подготовленных Кабмином Налоговом и Бюджетном кодексах, можно однозначно утверждать – существенную конкуренцию представителям крупных политических партий могут составить местные предприниматели. Даже в том случае, если организации работодателей не станут полностью самостоятельными политическими игроками, то они однозначно дистанцируются от нынешней власти и попробуют сыграть «свою игру».
 
Налоговый ад
 
Что же может стать причиной таких радикальных изменений в поведении предпринимателей? В первую очередь, новшества, заложенные в проекты Налогового и Бюджетного кодексов.
 
Принятый проект Налогового кодекса нарушает как Конституцию Украины, вводя нормы презумпции виновности относительно налогоплательщиков, так и существенно ухудшает существующую ситуацию с административной нагрузкой в фискальной сфере. Введением фактически односторонней ответственности (в 70 пунктах 22 статей проекта) плательщиков налога перед государством (против 1 статьи в их пользу) и предоставлением права налоговым инспекторам «на глазок» (поскольку порядка оценки нет еще) определять доходы физических и юридических лиц и требовать уплаты налогов, основываясь на размере своих фантазий, – Кабмин создает прецедент формирования коррупционной внесудебной модели работы фискальных органов. Это чревато серьезным ростом социальной напряженности. Невозможность отнести на валовые расходы предприятия средства, потраченные на покупку товаров и услуг у частных предпринимателей, – резко повысит себестоимость продукции украинских предприятий и приведет к потере ими конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
 
Введение сложной системы штрафов за нарушение налогового законодательства, когда за одно и то же нарушение возможно будет взимать несколько различных видов штрафов одновременно, – сделает невыгодным открытие новых предприятий и работы многих уже существующих. Расширение полномочий налоговых органов и увеличение сроков и числа различных проверок, а также внесудебная практика изъятия бухгалтерских документов – способны парализовать работу любого предприятия. Резкое уменьшение видов деятельности, при котором возможен выбор упрощенной системы налогообложения в виде фиксированного налога и резкое увеличение суммарной нагрузки на «единоналожников», – поставит значительную часть бизнеса на грань разорения (уход «в тень» может спасти разве что часть мелкого бизнеса и не более). В итоге перед бизнесом встанет вопрос: что с этим всем делать? И ответ на него может дать… усиление политической активности и использование возможностей депутатов местных советов!
 
По сути, депутатство становится своеобразной «страховкой» для бизнеса. И если раньше «общественная нагрузка» в виде депутатского кресла была нужна не всем, то теперь  за обладание заветным мандатом будут сражаться многие предприниматели.
 
Бюджетный «золотой дождь»
 
9 июня Правительство внесло в Парламент новую редакцию Бюджетного кодекса. «Местные бюджеты получат уже в следующем году дополнительный ресурс около 12 млрд. гривен», – сказал премьер-министр Украины Н.Азаров. По его словам, правительственный проект предполагает передать в местные бюджеты 8 общегосударственных налогов и сборов, а также пятую часть налога на прибыль. С одной стороны – вроде все выглядит прекрасно, с другой – нет ни малейших расчетов, насколько более сложной будет система администрирования в новой схеме. Напомню, что уменьшение общего числа налогов, задекларированное в проекте Налогового кодекса, осуществлено как раз в значительной мере за счет тех из них, которые обходились казне в бо´льшую сумму денег в плане содержания чиновников, чем были получаемые поступления.
 
Но вернемся к вопросу о деньгах. 12 млрд. гривен – много это или мало и что можно решить с помощью этих денег? Если выделить эти деньги кому-то персонально, то – много. Однако если поделить всю сумму на число субъектов административно-территориального деления Украины, то на каждый придется  всего по 1 млн. гривен в год. Этой суммы явно недостаточно, чтобы решить какую-то сложную инфраструктурную проблему. Например, за эти деньги нельзя ни школы построить, ни больницы, ни дороги новые – разве что починить что-то. В принципе, все было бы возможно, предполагай Бюджетный кодекс аккумулирование средств на счету местных органов власти, выделяемых в разные годы. Но… этого нет. А без такой нормы невозможно четко планировать расходы будущих периодов. Рассчитывать же на своевременное поступление денег в следующем году – сложно. Никто не сможет гарантировать, что деньги попадут в местный бюджет в точно определенный срок. В результате  нельзя надеяться на вовремя, качественно и в полном объёме выполненные работы.
 
Что же можно быстро сделать, используя вожделенный миллион? Можно поднять зарплаты местным чиновниками и дать некоторые бонусы бюджетникам. Но не более. Да и при этом зарплаты и бонусы будут в различных регионах разными, ведь распределение денег идет по числу субъектов административно-территориального деления, а число жителей в них сильно разнится
 
При этом в государственном бюджете образуется дополнительная дыра, которую еще надо будет из каких-то средств закрыть. Но сейчас несколько о другом. 1 млн. гривен – достойный приз в дополнение к депутатскому мандату, чтобы за него побороться. Особенно – в дотационных регионах, а таких в Украине большинство.
 
Соответственно, для получения страховки в виде депутатства и доступа к местному бюджету предприниматели вынуждены будут начать предвыборную гонку. Альтернативы нет. Если, конечно, не считать таковой сворачивание и закрытие бизнеса или разорение предприятия. Только на госзакупках, существенно увеличенных после получения областными, городскими, районными и т.д. бюджетами дополнительного источника доходов, – бизнес может исправить свое финансовое положение. А обладая депутатской неприкосновенностью – «иметь в виду» желание налоговых инспекторов дополнительно обложить их бизнес какими-то налогами. Бороться предпринимателям придется как с местными чиновниками, так и с «партийными бонзами» на местах. Проще всего это сделать – самим вступив в какую-то партию. Причем желательно – небольшую, но проходную. Так как и у регионалов, и у БЮТ с НУНС места в списке для новичков может и не оказаться – конкуренция высокая.
 
В такой ситуации шанс побороться за местную власть получает множество менее крупных всеукраинских партий. В первую очередь здесь можно выделить «Сильную Украину» С.Тигипко, который назначен в качестве одного из главных ответственных лиц за разработку проекта Налогового кодекса. Он хорошо осведомлен о его «подводных камнях» и может это знание донести до своих партийных структур. «Фронт перемен» А. Яценюка тоже имеет шансы полноценно реализоваться как значимая региональная партия. Если раньше местные бизнесмены не видели особой надобности в том, чтобы его поддерживать, – теперь же это может стать для них вопросом первостепенной важности. Они имеют возможность не только «оттянуть» голоса у «Партии регионов», БЮТ и НУНС – но и сформировать достаточно представительные фракции в местных советах. Шансов же у КПУ пройти в местные советы в этой ситуации практически не остается.
 
Куда направлен вектор реформ?
 
Сложно понять логику «реформаторов», которые подкладывают такие «мины» под фундамент возводимого ими здания. В принципе, тактические ходы, направленные на ликвидацию малого и среднего бизнеса для перераспределения ресурсов в пользу нескольких крупных корпораций были бы оправданы в случае принятия стратегического сценария развития экономики по Южно-Корейской модели, которая была результативной несколько десятилетий тому назад. Именно в Южной Корее был продемонстрирован предельно прагматичный подход к использованию внешних и внутренних ресурсов, когда за счет изменений в фискальной политике и привлечения средств МВФ была проведена модернизация нескольких корпораций, которые и стали творцами «экономического чуда» в этой стране. Но тут на помощь корейцам пришла неплохая конъюнктура на мировом рынке полупроводниковых материалов и мощный рост потребления бытовой техники в странах Европы.
 
Сейчас же  мир находится в стадии начала второй волны экономического кризиса. У Украины нет никаких возможностей оперативно перестроить свою экономику на производство высокотехнологичных товаров. Консолидация усилий в укрупнении сырьевых экспортных отраслей может дать лишь краткосрочный позитивный эффект. Украинская металлургия и химическая промышленность (основные экспортные отрасли) не смогут кормить всю страну.
 
Да и постоянная зависимость уровня жизни в стране от колебаний цен на сталь и удобрения – бесперспективный путь, так как в возможностях быстрой модернизации своих производств и снижения себестоимости готовой продукции Украина проигрывает всем конкурентам – Китаю, России, Турции…
 
Если же предположить, что реформы в первую очередь направлены на то, чтобы обеспечить представителей правящей Коалиции ресурсами для победы на выборах в Парламент в 2012 году и одновременно лишить таковых своих возможных конкурентов… то следует помнить о том, что не все измеряется деньгами и денег-то может и не хватить. В первую очередь не хватит для решения социальных вопросов и проблем с умирающей еще советской инженерной инфраструктурой. Приход же в политику значительного количества бизнесменов, еще большего, чем сейчас,  может окончательно подорвать доверие граждан Украины к демократическим институтам власти, способствовать дальнейшему ухудшению социально-политической ситуации в государстве. 
 
Усиление противостояния между «центром» и регионами в условиях уменьшающегося ресурсного обеспечения в период кризиса  станет дополнительным фактором для дестабилизационных процессов, ведущих к усилению местного изоляционизма. Уже сейчас слышны весьма неоднозначные заявления местных политиков относительно шагов по усилению экономической независимости регионов. Например, недавно спикер Крымского Парламента В.Константинов недвусмысленно высказался о том, что бесплатными крымские пляжи должны быть только для жителей Крыма. «Пляжи подготовлены, есть элементарный сервис. Есть пляжи с очень хорошим сервисом. При этом, если ты местный житель, покажи паспорт, иди, так сказать, купайся. Если вход на пляж пять гривен, и пляж находится в отличном состоянии, имеются и туалет, и душевые... Ну как, это бесплатно должно с неба это  все   свалиться? Это невозможно, нигде этого нет... Все бесплатное закончится хаосом, грязью», – отметил Константинов. К чему такая практика, будь она введена, может привести – страшно даже прогнозировать.
 
В такой ситуации остается только пожелать «отцам реформ» тщательнее просчитывать риски от предлагаемых изменений и помнить о том, что на очередных выборах – жизнь не заканчивается.
__________________________________________
(1) http://unian.net/rus/news/news-382278.html

Оставить комментарий Комментариев: 0

Другие статьи раздела: