Поиск по сайту:

ДЕЛОВАЯ СРЕДА / ДIЛОВЕ СЕРЕДОВИЩЕ

Украинская экономика: наблюдения и открытия (часть I)

Олег ДМИТРЕНКО 23.12.2010 02:17

«Большое видится на расстояньи»... В отношении экономики эти известные есенинские строки можно было бы перефразировать так: последствия принимаемых решений становятся заметны только со временем. С поразительным упорством отечественные средства массовой информации транслируют только последние новости и никак не обобщают то, что происходило за определенный период. В результате возникает удивительный и закономерный феномен, при котором череда событий никак не складывается в целостную картину, а остается лишь жалким фрагментом весьма интересного полотна. Рассмотрим некоторые аспекты экономики Украины за последние два месяца перед новым 2011 годом. Отдельные результаты заставляют серьезно задуматься о векторе, по которому будет развиваться Украина в ближайшее время.  

Макроэкономические показатели и бюджет
 
11 ноября сего года исполнительный директор Национального банка Украины (далее – НБУ) по экономическим вопросам Игорь Шумило представил результаты аналитического прогнозирования, которые показывают: дефицит госбюджета в 2010 году составит около 107 миллиардов гривен ($13,38 млрд).
 
 14 ноября премьер-министр Николай Азаров встретился с представителями миссии Европейского департамента МВФ. В ходе переговоров Украина - МВФ были принципиально согласованы компромиссные подходы по всем пунктам меморандума.
 
3 декабря премьер-министр Николай Азаров заявил, что Кабинет министров в ближайшее время начнет планировать бюджетный процесс на 3 года вперед.
 
14 декабря Верховная Рада Украины принимает проект Бюджета - 2011 в первом чтении и вносит в повестку дня сессии вопрос о рассмотрении Бюджета - 2011 во втором чтении на 23 декабря. Размер доходной части бюджета – 281 млрд грн, дефицит бюджета – 38 млрд грн, увеличение объема государственного долга – 91,5 млрд грн, рост ВВП – 4,5%, инфляция – 8,9%.
 
О чем свидетельствуют эти цифры, даты и события? Рост дефицита госбюджета 2010 года на уровне в 2 раза большем, чем предусмотрено законом, прогнозировался в начале года всеми ведущими экономистами страны. Выводы сильнейшего аналитика НБУ лишь подтверждают нереалистичность заложенных в государственном бюджете на текущий год макроэкономических показателей. НБУ включается в прогнозирование в публичном пространстве в основном с политическими целями, при этом  прогнозы аналитиков НБУ зачастую точнее, чем у Кабинета министров. Озвученные цифры свидетельствуют о продолжающейся крайне негативной экономической ситуации в Украине.
 
Рост ВВП на 4,5% не требует никаких усилий со стороны правительства, а является естественным для нерегулируемой экономики. При инфляции в 8,9% такой показатель роста ВВП будет чисто ценовым.
 
Следовательно, экономические итоги 2011 года в реальности будут худшими, чем итоги 2010 года, а макропоказатели проекта Бюджета – неисполнимы в принципе и направлены только лишь на удовлетворение требований МВФ для получения очередного транша кредита. Правительство Н. Азарова полностью повторяет путь отношений с МВФ, пройденный предыдущим правительством Ю. Тимошенко. Никаких иных действий по использованию средств МВФ, кроме как для покрытия дефицита госбюджета и перевода корпоративных долгов в государственный долг, у нынешнего правительства нет. Сотрудничество с МВФ приведет к единственному результату – росту государственного долга Украины при одновременном снижении социальных стандартов и усилении экономического кризиса, вызванного максимально нерациональным использованием полученных средств.
 
Трехлетний бюджетный процесс скопирован с российской модели. При этом у Украины нет ни малейших оснований для введения подобной инновации. В отличие от России, у Украины нет постоянного донора бюджета в виде аналога «Газпрома», а размер золотовалютных запасов позволяет лишь удерживать курс национальной валюты при текущем уровне уплаты процентов по госдолгу. Объем золотовалютных резервов явно недостаточен, чтобы одновременно служить и стабилизирующим фактором, и страховкой на случай невозможности погашения долгов за счет текущих поступлений в бюджет.
 
Изменение фискального законодательства
 
18 ноября Верховная Рада Украины приняла новый Налоговый кодекс. 19 ноября в принятый документ были внесены первые несколько десятков поправок. Несколько недель по всей Украине проходили массовые акции гражданского неповиновения против принятого Налогового кодекса. В результате он был возвращен в парламент с поправками президента на повторное голосование. Налоговый кодекс вступает в силу с 1 января 2011 года в нарушение действующего на данный момент законодательства, в частности Бюджетного кодекса.
 
Чем чревато такое принятие главного фискального документа страны? Несмотря на то, что Налоговый кодекс стал первым фискальным кодексом в независимой Украине, он тем не менее не имеет ни малейшего отношения к кодифицированному законодательству. Практически все его нормы и положения требуют или разъяснения фискальных органов, или будут уточняться в иных законах, либо же дополняться нормативно-правовыми актами Кабинета министров. Кодекс носит откровенно лоббисткий характер, создавая преференции крупному бизнесу (причем в основном тем отраслям, основными игроками в которых являются представители правящей партии). Фискальная нагрузка на малый и средний бизнес серьезно усилена. Она возросла дифференцированно от 40% до 300%.    Фискальные органы получили права и функции прокуратуры, судов и арбитража при полном отсутствии персональной ответственности за коррупционные действия в фискальной сфере. Принятие новой редакции Налогового кодекса в очередной раз стало политическим, а не экономическим событием. Президент упрочил свои позиции, сыграв роль «доброго царя» и получив формальный повод начать перестановки в Кабинете министров.
 
Сделав невозможным отнесение купленных у малого бизнеса товаров и услуг на валовые расходы предприятия, Налоговый кодекс создал институционные возможности для ускорения процесса самоорганизации малого бизнеса и зацикливания многих бизнес-процессов исключительно в среде плательщиков единого налога. В итоге через некоторое время власть рискует получить более организованные протесты уже с политическими требованиями. А пока сложность ведения бизнеса в стране существенно возрастет, Украина опустится со 181 на последнее – 183 место в рейтинге простоты уплаты налогов. Безработица вырастет как минимум в 2 раза.
 
Энергетическая сфера
 
12 ноября глава НАК «Нафтогаз Украины» Евгений Бакулин в ходе селекторного совещания в Кабинете министров заявил, что, начиная с четвертого квартала, Украине придется ежемесячно выплачивать за российский газ 1 миллиард долларов. То есть с рынка придется собирать дополнительно 8 млрд гривен. В этот же день первый вице-премьер-министр Украины Андрей Клюев раскритиковал руководство НАК «Нафтогаз Украины» за недостаточную работу по ликвидации задолженности за газ. Ранее Андрей Клюев также заявил, что общая задолженность за газ, поставленный потребителям компанией НАК «Нафтогаз Украины», на 1 ноября 2010 года составляет 14 млрд грн, из них 6,5 млрд грн – долг текущего года.
 
Заявление Андрея Клюева об общей задолженности за газ было сделано на фоне проваленных переговоров с Россией, касавшихся вопросов четкого соблюдения условий газового договора в части определения формульной цены на газ в зависимости от цены на нефть. Очевидно, что уже в ближайшее время украинских потребителей, в первую очередь частных, ждет очередное повышение цены на газ. Население будет продолжать дотировать промышленность.
 
19 ноября Виктор Вексельберг заявил, что намерен добывать в Украине сланцевый газ. В данный момент российский бизнесмен курирует проект «ТНК-ВР» по добыче некондиционного газа. Напомним, что в октябре 2010 года британская компания «ТНК-BP» подписала с НАК «Нафтогаз Украины» соглашение о разведке и добыче газа из плотных слоев песчаников в Донецкой области. В геологоразведку сланцевого газа в Донецкой области планируется инвестировать до 50 млн долларов.
 
24 ноября стало известно, что украинское правительство урегулировало таможенное оформление хранящегося в подземных хранилищах газа в пользу компании «РосУкрЭнерго».
 
26 ноября президент Украины В. Янукович на открытии четвертого заседания украинско-российской межгосударственной комиссии заявил, что Украина будет надежным партнером России в обеспечении транспортировки газа.
 
1 декабря министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко и председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер договорились о создании двух совместных предприятий. Одно СП — по добыче газа из угольных пластов на территории Украины, другое — по разработке структуры Паласа на шельфе Черного моря. «Нафтогаз» имеет 30-летнюю лицензию на разработку площади Паласа. Прогнозные ресурсы площади составляют 157 млрдкуб. м газа, извлекаемые – 75 млрд куб. м.
 
3 декабря НАК «Нафтогаз Украины» получила частичные гарантии от ОАО «Газпром» по транзиту природного газа по территории Украины в объеме не менее 112 миллиардов кубометров газа в год в течение 5 лет и 1,5 миллиарда долларов в качестве авансового платежа за транзит. На следующий день, 4 декабря, в эфире «Интера» премьер-министр Украины Николай Азаров фактически дезавуировал информацию о подписании соглашений по созданию совместных предприятий с Россией, заявив, что совместные предприятия НАК «Нафтогаз Украины» и ОАО «Газпром» еще не созданы, а только прорабытываются условия их создания.
 
7 декабря, выступая на лондонской конференции, посвященной Украине и организованной The Economist в партнерстве с Фондом «Эффективное управление», первый заместитель главы Администрации Президента Ирина Акимова заявила, что реструктуризация Национальной акционерной компании «Нафтогаз Украины» с разделением производства, распределения и передачи должна произойти в 2011 году. «Реструктуризация “Нафтогаза”, которая разделяет различные виды деятельности – производство, распределение и передачу, то, о чем говорилось много месяцев, если не лет, как раз должна состояться в 2011 году», – сказала она. При этом И.Акимова уточнила, что сейчас этот вопрос прорабатывается в Министерстве топлива и энергетики, поскольку он подробно обсуждался с представителями Международного валютного фонда (МВФ).
 
На фоне массы заявлений политиков и чиновников о негативном влиянии на экономику Украины роста цен на энергоносители энергогенерирующие компании и электростанции НАК «Энергетическая компания Украины» (включая энергогенерирующие источники, которые находятся в хозяйственном ведении энергопоставляющих компаний) за январь - ноябрь 2010 года увеличили в сравнении с соответствующим периодом 2009 года производство электроэнергии на 8,4% - до 60,6 млрд кВт.ч.
 
Одновременно с этим, на фоне постоянно меняющейся позиции Украины относительно дальнейшего вектора развития газовой сферы и полной неспособности достичь четких взаимовыгодных договоренностей ни с Россией, ни с ЕС, экзотические проекты по поиску альтернативных путей обеспечения Украины газом на данный момент являются более PR-проектами, чем частью энергетической политики. Анонсированные проекты по добыче сланцевого газа в Украине будут использоваться при переговорах с Россией о цене на газ, получаемый от «Газпрома», в качестве аргумента, который должен мотивировать Россию снизить цену на газ в обмен на отказ от реализации этих проектов со стороны Украины. Вряд ли такая политика будет эффективной. Также вполне возможно использование таких проектов для процесса перераспределения бюджетных денег Украины в пользу определенных олигархических групп. Ожидать добычи и использования сланцевого газа в Украине в ближайшие два года не стоит.
 
Решение по «РосУкрЭнерго» показывает, что президент В.Янукович активно ищет противовес Р. Ахметову и старым спонсорам Партии регионов. Д. Фирташ – подходит на эту роль. Поскольку ни на сайте Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма (Швеция), ни в средствах массовой информации Швеции и Украины нет ни текста арбитражного решения, ни иного подтверждения того, что оно вообще когда-либо было принято, то растаможивание газа «РосУкрЭнерго» вполне может быть экономической аферой, направленной на удовлетворение частных бизнес-интересов в ущерб Украине. К этой афере обязательно вернется либо следующее украинское правительство, либо уже следующий президент.
 
Ожидать существенных изменений газовой политики Украины – не стоит. Ни совместного предприятия «Нафтогаза» с «Газпром», ни вхождения Украины в «Южный поток» как минимум до конца первого квартала 2011 года не будет.
 
Поскольку в Украине стабильный профицит производства электроэнергии, то увеличение ее производства обусловлено исключительно желанием заработать на экспорте.
 

Принимая во внимание готовящееся Кабинетом министров Украины повышение цен на электроэнергию для населения более чем в 2,5 раза при снижении себестоимости ее производства, можно вполне обоснованно говорить о желании украинских финансово-промышленных групп увеличить свою прибыль за счет населения. Полученная дополнительная прибыль от роста цен может быть использована для скрытой поддержки экспортных отраслей металлургической и химической промышленности на фоне будущего роста цен на российский газ для Украины.

Оставить комментарий Комментариев: 0

Другие статьи раздела: