Поиск по сайту:

ДЕЛОВАЯ СРЕДА / ДIЛОВЕ СЕРЕДОВИЩЕ

Кому выгодна Аграрная биржа?

Николай БИРЖЕВОЙ 26.12.2010 01:59

Монопольные потуги

Аграрный рынок в уходящем году стал одной из самых «горячих» тем в Украине. Наложение первоначально неофициальных, а затем и официальных ограничений на экспорт зерновых стало самым обсуждаемым вопросом. Государственное регулирование рынка вызвало бурную реакцию зернотрейдеров, фермеров и международных организаций.

Также мало замеченным, но довольно регулярным было желание монополизировать биржевой рынок аграрной продукции путем утверждения нормативных актов, обязывающих регистрировать внешнеэкономические контракты на Аграрной бирже. С июня на сайте Министерства аграрной политики с завидным постоянством появляются два нормативных акта. Первый – проект постановления Кабинета министров «О предоставлении товарным биржам заключения о соответствии требованиям относительно предоставления услуг по заключению и регистрации договоров (контрактов)» и второй – проект закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины “О государственной поддержке сельского хозяйства Украины”». Цель этих актов – сосредоточить экспорт всех объектов ценового регулирования (пшеница, рожь, ячмень, мука, сахар-песок, кукуруза, молоко сухое, молоко сливочное, гречиха) на Аграрной бирже.

Конечно, такой опрометчивый шаг противоречит целому блоку антимонопольного законодательства, а также некоторым другим законам. Невооруженным глазом видно, что биржевая комиссия вырастет, а качество предоставляемых услуг снизится. Это нормальная ситуация при предоставлении исключительных прав одному юридическому лицу перед другими. Последствия монополизации известны даже школьникам, изучающим экономику. То, что ни в одной стране мира, кроме Беларуси, не существует практики законодательного определения единственной биржи тоже известно всем. Вред, который причинит рынку монополизация его одним государственным предприятием, описан в некоторых статьях и обращениях общественных организаций как биржевиков, так и зернотрейдеров. В принципе, по этим причинам проекты так и не стали полноценными нормативными актами. Существует целый ряд официальных писем-ответов участникам рынка на их запросы, где Антимонопольный комитет, Министерство экономики, Министерство юстиции, а также Госкомпредпринимательство с указанием конкретных причин, а также противоречий в законодательстве Украины отказываются согласовывать «монополизирующие» нормативные акты и указывают на недочеты.

Но, как говорится, «хочется» – хуже, чем «болит». Давайте посмотрим на этот вопрос под другим углом. «Ищи, кому выгодно», - говорили древние, и мы попытаемся найти, тем более что в этом нет ничего сложного.

Нефтяной пример

Для понимания того, что может быть с аграрным рынком, нужно всего лишь взглянуть на сегодняшний рынок нефтепродуктов. Торговля нефтепродуктами была законодательно монополизирована на нескольких биржах знаменитым постановлением Кабинета министров №599. Ключевой здесь является фигура малоизвестного широкой публике советника бывшего премьера Ю. Тимошенко. Господин Гинзбург, собственник УМВБ, в свое время приложил много усилий для принятия знаменитого постановления Кабинета министров №599 от 4 апреля 2000 г., которое обязывает государственные предприятия реализовывать энергоресурсы на аукционах. Само по себе это было бы неплохо, только вот право на проведение этих аукционов имеют не все биржи, а три избранные. Имея налаженный контакт с менеджментом таких крупных государственных предприятий, как «Укрнафта» совсем не сложно хорошо заработать на продаже государственной нефти. В мае 2000 года УМВБ и Минэкономики на неопределенный срок заключили соглашение об организационном обеспечении проведения энергоаукционов. В бытность премьером Ю. Тимошенко 6 ноября прошлого года в договор были внесены изменения, согласно которым министерство согласилось проводить энергоаукционы в течение не менее пяти лет на УМВБ. А уже 10 декабря 2010 г. Киевский апелляционный хозяйственный суд подтвердил законность обязательства Министерства экономики проводить аукционы по продаже энергоресурсов до ноября 2014 года исключительно на площадке Украинской межбанковской валютной биржи. Согласно исследованиям экспертов рынка, недополученная прибыль «Укрнафты» от продажи нефти на аукционах в 2009 году составила 730 млн. долл. За девять месяцев 2010 года ситуация немного выправилась: украинская нефть продается с 20%-ной «скидкой» и сумма недополученной прибыли «Укрнафты» составила около 275 млн. долл., что почти равняется ее доходам за аналогичный период (около 312,5 млн. долл.).

Аппетит приходит во время еды

Все это, как оказалось, только разминка. Аппетит приходит во время еды, и теперь на очереди один из самых лакомых кусочков экономики Украины – рынок зерна. В случае с энергоресурсами была прописана сложная процедура отбора, который осуществлялся Министерством экономики и включал ряд требований к биржам-претендентам на монополию. В этот же раз решили обойтись без лишних формальностей и реверансов в сторону общественности. Решили прямо в проекте постановления написать: «Регистрировать все экспортные контракты только на Аграрной бирже». Имеется достоверная информация о том, что выше обозначенный проект постановления Кабинета министров «О предоставлении товарным биржам заключения о соответствии требованиям относительно предоставления услуг по заключению и регистрации договоров (контрактов)» активно проталкивается Министерством аграрной политики совместно с Аграрным фондом. Проталкивается он с завидным упорством и без положенной публикации, путем неофициального нажима на государственные органы, которые должны по юридической процедуре данный нормативный акт согласовывать. Параллельно на сайте Минагрополитики опубликован проект закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины "О государственной поддержке сельского хозяйства Украины"». Там обозначен более завуалированный вариант, но суть та же. По «мягкому» варианту разыгрывается следующая схема. Все биржи делятся на две части: Аграрная биржа и все остальные. Аграрная биржа предоставляет услуги по регистрации внешнеэкономических контрактов согласно данному Закону, все же остальные должны будут получать разрешение (вывод о соответствии) на работу у Минагрополитики. Профильное министерство при этом имеет полную свободу действий: может сослаться на отсутствие постановления Кабинета министров, регулирующего выдачу «Выводов о соответствии», может установить требования, по которым не пройдет ни одна биржа, может выдать, а затем отобрать данный «Вывод о соответствии». Словом, можно делать все, чтобы регистрация внешнеэкономических контрактов проводилась только на одной бирже, которой вообще никаких «Выводов о соответствии» не требуется согласно проекту закона. Схема занятная, а главное, «на манеже все те же».

Проторенной дорожкой господин Гинзбург двигается к своей цели, а цель его ясна. За сосредоточением на Аграрной бирже регистрации всего экспорта зерновых последует, как под копирку с нефтяного рынка, продвижение своих программных продуктов «FTN-Monitor» и «FTN-Trade», под внедрение которых на государственном предприятии, естественно, будут выделены немалые бюджетные средства. Причем оплата может быть смешанной, за их установление с государства потребуют кругленькую сумму сразу, а остальное доберут процентом от монопольных доходов Аграрной биржи. Дальше с многострадального бюджета будут выделяться средства на разработку стратегии внедрения срочного биржевого рынка на Украине, разработку спецификаций, правил обращения деривативов и прочее, прочее, прочее. Под все эти программы «развития» будут искаться «свои люди» и выделяться немалые деньги. И все это якобы  на развитие рынка, на благо отрасли!

Связь между Аграрной биржей и УМВБ абсолютно не скрыта от посторонних глаз. Согласно постановлению КМУ «Некоторые вопросы Аграрной биржи» от 24 февраля 2010 г., председатель правления УМВБ Петр Переверзев введен в наблюдательный совет Аграрной биржи. Этим же постановлением Георгий Берадзе, бывший первый заместитель министра при правительстве Тимошенко, а также по странному стечению обстоятельств близкий друг Гинзбурга, утвержден на должности главы наблюдательного совета Аграрной биржи. Дружественные отношения Гинзбурга и нынешнего Министра аграрной политики Николая Присяжнюка также не являются секретом. Остается лишь догадываться, какие именно вопросы вышеназванные господа обсуждают между собой за чашкой чая.

Георгий Берадзе и Юлия Тимошенко

А в это время…

Для специалистов рынка не секрет, что последний год Украинским биржевым рынком интересуются такие мировые гиганты, как NYSE Euronext и CME Group. Ассоциация «Союз бирж Украины», объединяющая ведущие товарные биржи страны, подписала с одной из них Меморандум о сотрудничестве, формируются рабочие группы. Обозначены конкретные шаги по внедрению современной биржевой электронной платформы, а также клиринга и всех сопутствующих шагов по организации в Украине развитого рынка деривативов, который даст возможность товаропроизводителям страховать (хеджировать) риски не в Чикаго, а здесь, в Украине. Иностранцев можно понять: Черноморский регион занимает ведущее место в мире по экспортному потенциалу зерна, они заинтересованы в украинском продовольствии. За это они готовы дать Украине наиболее современные технологии, специалистов, обучающие программы и проделать работу по внедрению зарубежного опыта на украинский рынок и интегрировать его в мировой. Проект постановления КМУ «О предоставлении товарным биржам заключения о соответствии требованиям относительно предоставления услуг по заключению и регистрации договоров (контрактов)» рубит эти планы на корню! Практически весь рынок зерна в Украине – экспортный рынок, и обязательное регистрирование внешнеэкономических контрактов на государственной бирже ставит жирный крест на прогрессе и развитии аграрной отрасли. В случае принятия «монопольного» постановления КМУ именно оно, а не конкурентные условия будут защищать Аграрную биржу от банкротства. И попробуйте потом переубедить чиновника, который посажен в кресло директора Аграрной биржи, что рынку нужны реальные реформы, а не их имитация. В лучшем случае он сделает вид, что согласился, а в худшем - рассмеется вам в лицо!

Заметим, что под уже проделанную и запланированную на будущее работу ни иностранцы, ни украинские товарные биржи не просят ни копейки. Они хотят, чтоб им просто не мешали введением разного рода ограничений и запретов или не вводили искусственную монополию. Но такая простота по определению не может нравиться коррумпированным чиновникам. Где же тогда их выгода? Уверен, что ни у одного специалиста не вызовет сомнений утверждение, что «FTN-Monitor» и «FTN-Trade», с которыми столько лет носится господин Гинзбург, не представляют ни малейшей конкуренции таким мировым платформам, как Globex (CME Group) и Universal Trading Platform (NYSE Euronext). Но кому в данной ситуации это интересно?

Разве в «условных единицах» можно измерить выведение аграрного рынка Украины на новый технологический уровень, прозрачные рыночные механизмы формирования ценообразования и регулирования рынка, интеграцию Украины в развитый мировой рынок сельхозпродукции и, как следствие, наращивание иностранных инвестиций в отрасль, развитие инфраструктуры?

Неутешительные итоги

Если у кого-то есть мыли о том, что выиграет «отечественное», то не обольщайтесь. Государственные монополии на Украине известны только одним – громадными долгами. На том же аграрном рынке есть хороший пример – ГАК «Хлеб Украины», таких баснословных убытков от стопроцентно прибыльного бизнеса даже самый пессимистичный аналитик представить не мог. Аграрная биржа тоже «грешит» убытками, пока не такими как ГАК, но, как говорится, есть куда расти. Бывший директор Аграрной биржи за «плодотворную деятельность на благо государства» находится в бегах, и нет гарантий, что данная история не повторится в будущем.

Самое печальное в этой ситуации то, что, как обычно, пострадают интересы простого сельскохозяйственного производителя и государственного бюджета. Транснациональные корпорации без биржи в Украине обойтись в состоянии, они уже активно привлекают крупных участников рынка к торговле в Чикаго, Лондоне, Париже. В свою очередь украинские зернотрейдеры активно работают с данными биржами с целью хеджирования рисков. Конечно, намного проще и выгоднее поддерживать свой бизнес постановлениями Кабинета министров Украины, а не рыночными методами. А фермер и колхозник в очередной раз утрутся, засучив рукава и подтянув ремень, вновь примутся за работу и… все стерпят.

И, наконец, последнее. В свете недавней информации о «преследованиях кристально чистой оппозиционерки Тимошенко» в копилку общих фактов неплохо бы добавить «разбор полетов» в ситуации с нефтяным рынком, а также недопущение осколков властной империи бывшего премьера к бюджетным средствам.

Оставить комментарий Комментариев: 0

Другие статьи раздела: