Поиск по сайту:

ДЕЛОВАЯ СРЕДА / ДIЛОВЕ СЕРЕДОВИЩЕ

LNG-мании быть?

Николай БИРЖЕВОЙ 19.01.2012 01:42

Зимой традиционно главной экономической темой в Украине остается газ. С 1 января 2012 года Украина совершает отбор российского газа из расчета 27 млрд. кубометров в год. Об этом журналистам перед заседанием правительства заявил министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко. Также министр заявил, что Украина намерена в 2012 году снизить потребление газа до 44-46 млрд. кубометров с 54 млрд. в 2011 году. Наряду с планами украинских властей по радикальному уменьшению закупок природного газа за счет перехода экономики на уголь правительство продолжает делать ставку на сжиженный природный газ.

Постройка терминала по приемке сжиженного газа в одном из украинских портов широко анонсировалась еще полтора года назад. Для воплощения мечты в реальность 17 декабря 2010 года было создано государственное предприятие «Национальный проект LNG-терминал», в функции которого входит координация работы по сооружению терминала по приему сжиженного природного газа на Черноморском побережье Украины до 2014 года. Ориентировочная стоимость строительства LNG-терминала с инфраструктурой составляет около 1,5 млрд. долл. «С 1 января 2012 года будет объявлен конкурс на это строительство ... В настоящий момент завершен отбор компаний, которые будут проводить техническое обоснование проекта. Думаю, за полтора года мы его построим», - уверял Бойко. Проектная мощность терминала составит  10 млрд. кубометров газа в год.

На практике работа государственного предприятия «Национальный проект LNG-терминал» заключается в привлечении к проекту инвесторов, а проще говоря, в походе по западным компаниям с протянутой рукой. Однако обосновывают потенциальным западным партнерам целесообразность вложений люди с довольно неоднозначной политической ориентацией: Владислав Каськив и Виталий Демьянюк.

Примечательной особенностью проекта по постройке терминала по приемке сжиженного газа является его «заразность». О планах постройки терминала в полный голос заговорили Польша и Латвия, Литва и Эстония, практически все «морские» страны восточной Европы. Более того, к LNG-мании подключились даже страны, не имеющие выхода к морю, такие как Беларусь и Молдова. Правда, Беларусь уже публично признала авантюрность такой идеи. Главное в этих проектах не экономический смысл, а желание ЕС и «молодых демократий» создать Прибалтийский и Причерноморский газовый рынок, вычеркнув из него Россию.

Итак, вернемся к украинскому терминалу и возможности его постройки в будущем. Процесс идет, в сентябре прошлого года победителем тендера на разработку технико-экономического обоснования национального проекта по строительству терминала по приемке сжиженного природного газа объявили компанию Socoin (Испания). За разработку ТЭО Владислав Каськив обещал выделить компании из государственного кармана запрашиваемую ею сумму в 285 тыс. евро. А Socoin, в свою очередь, обязалась выполнить работы в рекордные сроки – всего за 112 дней!

«Это было для нас абсолютной неожиданностью и с точки зрения сроков, и с точки зрения стоимости. Потому что мы ориентировались, когда начинали эту работу… на срок минимум 6 месяцев и стоимость 1,5 млн. долл.», - признался глава Государственного агентства по инвестициям и управлению нацпроектами В. Каськив.

На самом деле «скорость и дешевизна» обоснования проекта говорят либо о низком качестве работ, либо о полной дезориентации руководства государственного предприятия «Национальный проект «LNG-терминал» в рыночных реалиях сферы, которую им доверили курировать.

Сначала рассматривались пять площадок для строительства терминала. А именно, наземные: площадка возле Одесского припортового завода, площадка возле нефтяного терминала ОАО «Укртранснафта» (обе площадки находятся в районе порта «Южный»), в районе Очакова (Николаевская обл.), в береговой зоне Березанского лимана (Николаевская обл.), а также офшорный СПГ-терминал в районе Одессы. Идею использования офшорного терминала отбросим сразу, стоимость его аренды достигает 60 млн. долл. в год.

На данный момент круг рассматриваемых вариантов сузился до двух площадок — в порту «Южный» и около Очакова. Результаты разработки ТЭО планируют опубликовать в ближайшее время. Но проблемы с использованием терминала могут быть очевидны уже сегодня.

Не смотря на то, что в прессе появилось сообщение о том, что в ходе Экономического форума в Давосе 25-26 января Украина и Азербайджан подпишут соглашение о создании совместного предприятия для поставок сжиженного газа на будущий украинский LNG-терминал, вопрос об источниках сжиженного газа остается открытым. Последнее время руководство Азербайджана в нефтегазовой сфере похоже на кокетливую барышню. Раздавая направо и налево авансы и уверяя, что газа на всех хватит, азербайджанские чиновники не утруждают себя нудными подсчетами. А зря!

Элементарная арифметика показывает, что даже самые оптимистические планы руководства бывшей советской республики к 2025 году экспортировать 35 млрд. кубометров газа не вяжутся с раздаваемыми обещаниями. Восточная хитрость поддается рациональному объяснению: пусть другие тратят деньги по постройке инфраструктуры газовых поставок, ради этого стоит обещать. А уже после постройки Азербайджан сможет извлекать всю выгоду от своего положения поставщика энергоносителей в Европу. Торговаться, шантажировать…

По итогам 2011 года из Азербайджана экспортировано ни много ни мало  7,092 млрд. кубометров природного газа. В настоящее время Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) осуществляет поставки газа в Россию, Грузию и Иран для нужд Нахчыванской Автономной Республики, а также в Турцию по Южно-Кавказскому трубопроводу консорциумом «Шах-Дениз». Кроме того, активно прорабатывается проект газопровода NABUCCO мощностью 32 млрд. кубометров в год, который будет наполняться азербайджанским газом. Независимый наблюдатель может задать вопрос: подождите, а разве у Азербайджана есть выход к Черному морю, и терминал по сжижению природного газа на его берегу? Ответ: нет.

Компания SC AGRI LNG Project Company SRL (AGRI) занимается продвижением проекта поставки сжиженного газа из Азербайджана через Грузию и Черное море в Европу, то есть имеем практически клон украинского государственного предприятия «Национальный проект LNG-терминал» - одно предприятие занимается гипотетическим проектом поставки газа, а второе – его приемки. Украинские коллеги в отличие от кавказских газовиков уже успели заплатить из государственного кармана за разработку ТЭО, но у азербайджанцев другое преимущество: у проекта есть реальные инвесторы из Венгрии и Румынии, которые рассчитывают на азербайджанский газ.

Но и это еще не все, мощность проекта AGRI рассматривается в трех вариантах – 2 млрд. кубометров газа в год, 5 млрд. кубометров и 8 млрд. кубометров. Даже при самом удачном стечении обстоятельств покрыть потребности украинского терминала в 10 млрд. кубометров не получится. А с учетом аппетитов венгерских и румынских инвесторов перспективы выглядят совсем туманно, значительную часть газа для терминала нужно будет брать из неизвестного источника. Это чревато еще одной серьезной проблемой – проходом танкера через Босфор и Дарданеллы.

Будет ли это катарский газ, либо чей-то еще, вопрос доставки остается актуальным. Кто наблюдал когда-либо за Босфором, знает, как через этот узкий пролив проходят суда, соблюдая строгую очередность, график расписан по минутам. Танкеры с СПГ для Украины — небезопасный груз, и как вписать их в график пересечения турецких проливов, вот вопросы, которые на практике придется решать лоббистам постройки терминала.

Следующий комплекс проблем – инфраструктура. В случае выбора Очаковской площадки придется, по сути, создавать новый порт с нуля. Кроме того, нужно построить новый участок газотранспортной системы, и «врезаться» в уже существующую трубу. Последствия таких экспериментов с обветшавшей украинской газотранспортной системой никто не просчитывал. Необходимость проведения дноуглубительных работ также важный элемент в постройке терминала. «Инвестору очень сложно объяснить, почему он должен тратить деньги в углубление дна», — признался председатель координационного совета государственного предприятия «Национальный проект LNG-терминал» В. Демьянюк. Можно, конечно, обойтись и существующей глубиной, как это сделали с нефтепроводом Одесса-Броды. Но придется выкручиваться с перегрузкой СПГ прямо в море и доставкой до терминала маленькими партиями. Практика вышеупомянутого нефтепровода Одесса-Броды показала, что это делает товар еще дороже.

Следующей проблемой, с которой столкнется украинская сторона, это наличие танкерного флота. У Украины его нет, нужно арендовать. Аренда – это удорожание стоимости газа, и к тому же в ближайшие годы при росте рынка сжиженного газа очень возможен дефицит танкерного флота и в соответствии с законами рынка еще большее удорожание его услуг.

Ну и, наконец, проблемы экологии. Постройка терминала по регазификации явно не улучшит экологический фон черноморского побережья. Желание потратить деньги с целью шантажировать Россию ставит на кон благополучие курортного туристического бизнеса в регионе, жизни и здоровью людей, между прочим украинских граждан.

Подведем итоги. Проект постройки терминала по приемке СПГ остается одним из рычагов давления на Россию в переговорах. Сама идея и ее реализация напоминает проект по постройке нефтепровода Одесса-Броды. Широкая реклама, умопомрачительные перспективы, межправительственные договоры, а в результате гора родила мышь. Поляки своих обещаний по достройке трубы от Брод не выполнили, азербайджанцы трубу своей нефтью так и не заполнили, и если бы не российская нефть и реверсный режим, то дела были бы совсем плохи.

Реализация национального проекта «LNG-терминал» планируется за счет частных инвесторов (70-75% частных инвестиций). При этом главная из задекларированных целей – диверсификация, даже не предполагает просчета экономической эффективности проекта. К тому же представители многих западных компаний недоумевают, почему Украине понадобилось строить терминал по регазификации, имея под боком крупнейшего экспортера природного газа – Россию. Хроническое неумение украинских властей договариваться в газовом вопросе уже порядком набило оскомину. Сказка о злом Газпроме и несчастной Украине всем уже порядком наскучила. Поэтому украинской стороне очень сложно сегодня объяснять иностранным бизнесменам, что они должны расставаться с деньгами всего лишь ради туманных перспектив и умных слов «диверсификация» и «украинская энергонезависимость».

Оставить комментарий Комментариев: 13
оукраинец-сиб. | 21.01.2012

Историк | 20.01.2012

И еще о том же:
"... «У нас есть возможность частично заменить газ на уголь, что мы и будем сейчас делать. Будем использовать новейшие технологии, которые уже опробованы и в Европе, и в Китае. Мы провели предварительное исследование, переговоры и будем использовать так называемую водно-угольную технологию, которая позволяет не иметь выбросов в атмосферу и обеспечить соответствующие экологические нормативы», – сказал Бойко.
http://www.segodnya.ua/news/14330214.html

=====================================

Да кто ж вам мешает? Внедряйте, дело хорошее. Пригодится будущей воссоединённой России-Руси.

Историк | 20.01.2012

И еще о том же:
"Внедрение водно-угольной технологии при переходе украинских теплоэнергоцентралей с дорогого российского газа на отечественный уголь позволит уменьшить вредные выбросы в атмосферу и обеспечить необходимые экологические нормативы. Об этом министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко во время Международной конференции, сообщает пресс-служба Минэнергетики.

«У нас есть возможность частично заменить газ на уголь, что мы и будем сейчас делать. Будем использовать новейшие технологии, которые уже опробованы и в Европе, и в Китае. Мы провели предварительное исследование, переговоры и будем использовать так называемую водно-угольную технологию, которая позволяет не иметь выбросов в атмосферу и обеспечить соответствующие экологические нормативы», – сказал Бойко.
http://www.segodnya.ua/news/14330214.html

Историк | 20.01.2012

Лента новостей тоже не забывает о диверсификации:

"Совет национальной безопасности и обороны принял решение отработать дополнительные меры, которые бы позволили лучше обеспечить энергетическую безопасность Украины. Прежде всего, речь идет о диверсификации источников поставок природного газа", - сказала она журналистам по окончании заседания СНБО в пятницу в Киеве.

"В данной сфере наше государство сосредоточит свое внимание на развитии практического взаимодействия с ведущими странами-поставщиками газа. Не менее важным направлением станут переговоры об участии Украины в реализации проекта диверсификации источников и маршрутов поставок природного газа в страны Европейского Союза", - подчеркнула Р.Богатырева."
http://www.interfax.com.ua/rus/eco/92217/

Николай | 20.01.2012

Историк | 20.01.2012
-------------------

Практика покажет.

Историк | 20.01.2012

Николаю
1. Спасибо за ссылку. Как видите, на свои цитаты я их всегда даю - чтобы ни у кого не было сомнений.

2. Пока одни недоумевают, остальные работают. В бизнесе нет абсолютных авторитетов - иначе остались бы одни монстры-ТНК. Если Шеврону что-то непонятно, он может подождать - его место очень быстро займут другие.

3. А среди других есть такие:

"«Мы стали свидетелями очень амбициозных национальных проектов в Украине. Прекрасным примером являются планы Украины по строительству большого терминала для транспортировки сжиженного газа. Без сомнения, это очень важный проект», - заявил Ян Фишер. Он сообщил, что в настоящее время ЕБРР рассматривает возможность участия в этом проекте."
http://donbass.ua/news/economy/2011/02/25/ebrr-zainteresovalsja-planami-ukrainy-po-stroitelstvu-terminala-dlja-transportirovki-szhizhennogo-gaza.html

"Посол Азербайджана Эйнулла Мадатли вчера заявил, что его страна заинтересована в участии в проекте строительствa LNG-терминала, в частности, завода по регазификации сжиженного природного газа в Украине."
http://news.zn.ua/ECONOMICS/ukraina_privetstvuet_zhelanie_azerbaydzhana_uchastvovat_v_stroitelstve_lng-terminala-90268.html

"Украина начала консультации с подразделением компании «Газ де Франс» — компанией «Эленджи» — по вопросу сотрудничества при строительстве терминала сжиженного природного газа (СПГ) на черноморском побережье Украины.
Переговоры прошли в рамках визита председателя Государственного агентства по инвестициям и национальным проектам Владислава Каськива во Францию, сообщает пресс-служба ведомства."
http://news.zn.ua/ECONOMICS/ukraina_nachala_konsultatsii_s_gaz_de_france_po_voprosam_postavok_szhizhennogo_gaza-87316.html

"Молдова заинтересована в сотрудничестве с Украиной по проекту терминала по приемке сжиженного природного газа. Об этом в интервью заявил премьер-министр Молдавии Владимир Филат.
«Нам нужно начать переговоры в отношении терминала сжиженного газа… Мы можем быть и партнером, возможны инвестиции в совместный проект. А можно подписать договор о покупке газа. Есть много возможностей. Важно, чтобы мы договорились, что этот проект жизнеспособен, и нужно начинать работу»,- сказал он в интервью «КоммерсантЪ-Украина».
http://news.zn.ua/ECONOMICS/moldova_uzhe_hochet_pokupat_gaz_s_esche_ne_postroennogo_ukrainoy_lng-terminala-88289.html

"При моем участии 4 ноября состоялось роуд-шоу в Мадриде. Сегодня в Киеве уже находятся испанские инвесторы - это компания ENI Gas, которая имеет семь своих LNG-терминалов на испанском побережье и сейчас строит еще один LNG-терминал. Эта структура даже в самый плохой год имеет более двух миллиардов евро прибыли. Им наши государственные гарантии не нужны: по предварительным переговорам, они хотят работать в Украине с нами", - сказал представитель Госинвестпроекта...

В беседе с корреспондентом агентства делегация местного бизнеса выразила заинтересованность рядом предложений, представленных в рамках презентации. В частности, интерес эмиратских бизнесменов вызвали темы, касающиеся LNG-терминала и энергетики, здравоохранения, переработки мусора. "ОАЭ заинтересованы в развитии двусторонних отношений с Украиной. Однако эти отношения, в том числе и в инвестиционной сфере, будут успешно расширяться лишь при условии двустороннего и взаимовыгодного сотрудничества. Это не должна быть игра в одни ворота", - сказал член правления Торговой палаты Абу-Даби Абубакр Сидик Аль Хури. "
http://www.ukrinform.ua/rus/order/?id=1107924

4. Некоторые ответы на некоторые поставленные вами вопросы:

" В.Демьянюк также рассказал, что поскольку это объект инфраструктуры, до 25% в строительстве терминала, подготовительных работах строительства газопроводов и дноуглубительных работах должно было бы на себя брать государство.

«Механизм привлечения инвестиций — путем создания корпораций, где частичное участие государства, а частичное — консорциума инвесторов. Я считаю, что мы за счет первых 30% сможем сделать всю ту часть, которая обеспечивает работу офшорного терминала, сможем построить трубу к врезке в ГТС, углубить каналы для подхода судов, построить площадку для регазификационной установки. И тогда мы уже можем иметь на своей территории альтернативный газ. Это проект, который уже можно нести в банк и привлекать еще 70% кредитных средств, чтобы построить танки (емкости для хранения газа). В этих проектах 70% составляет именно стоимость таких «хранилищ» для хранения сжиженного газа», — объяснил В.Демьянюк.

Что касается перспектив транспортировки сжиженного газа через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы, то, по словам В.Демьянюка, во время диалога с турецкими коллегами выяснилось, что «они понимают необходимость прохождения танкеров со сжиженным газом в Украину и осознают это не только в силу конвенции, но и в силу добрососедских отношений. У турецкой стороны могут быть определенные предостережения, поскольку LNG-танкеры имеют приоритет во всех портах. Сейчас мы планируем с турецкой стороной согласовать на высшем уровне детали прохождения таких судов по проливам. Для того, чтобы поставлять 5 млрд кубометров газа на терминал, нам нужно 40-50 проходов в год через проливы. Если 5 млрд кубометров перевезти в сжиженном состоянии, то это 4 млн тонн».

В настоящее время через турецкие проливы транспортируется ежегодно 95 млн тонн нефти и газа и осуществляется около 10 тыс. проходов танкеров. В частности, через проливы осуществляется около 729 проходов танкеров с пропан-бутаном, который является более опасным, чем LNG. Но все эти вопросы можно решить, если иметь политическую волю и по-настоящему делать это дело, добавил В.Демьянюк."
http://news.zn.ua/ECONOMICS/dlya_zapuska_ofshornogo_lng-terminala_hvatit_i_byudzhetnyh_sredstv-93769.html

Николай | 19.01.2012

Историк | 19.01.2012

1. Летом строительством терминала в Украине интересовались 34 компании.
http://rss.novostimira.com/n_1087113.html
--------------------------------------
Уважаемый, Историк, полная цитата звучит так:

"В середине следующей недели мы начинаем практический этап реализации ключевого национального проекта - это строительство терминала по сжиженному газу на Черноморском побережье. Мы оглашаем тендер. На сегодняшний момент мы получили уже декларацию от 34 ведущих мировых компаний, заинтересованных принять участие в этом тендере", - сообщил Каськив.

Речь идет не о тендере на постройку, а о тендере на разработку ТЭО не постройку терминала. В разработке ТЭО нет никаих рисков, и никаких инвестиций, получил деньги и пиши. Он уже проведен и оперделен победитель, ему заплатили деньги из нашего бюджета, о этом в статье написано.

Николай | 19.01.2012

>> Неплохо было бы еще узнать, какие такие "многие западные компании" недоумевают.

Из моих цитат вытекает, что многие западные компании наоборот - готовы включиться в газовый рынок Украины.


Был лично на одной из таких встречь, когда западных инвесторов заманивали влождить деньги, но чтоб мне на слово не верить, приведу ссылку.

"Мы провели встречи с Chevron, Exxon/Mobil, Total и другими компаниями, которым предложили участвовать в проекте",— заявил он, признав, впрочем, что пока ни от одной компании не получено согласие на участие в проекте. "Когда мы обращались к потенциальным инвесторам с предложением участвовать в проекте, у них вызывало удивление то, что Украина строит терминал, имея под боком источник газа — Россию",— говорит он.

Он - это Демьянюк.

http://www.kommersant.ua/doc/1834158

Историк | 19.01.2012

1. Летом строительством терминала в Украине интересовались 34 компании.
http://rss.novostimira.com/n_1087113.html

Так что не все недоумевают :(

2. Терминал хочет строить Латвия
http://oilgasfield.ru/news/13879.html

Литва
http://oilgasfield.ru/news/27636.html

и Эстония
http://oilgasfield.ru/news/33399.html

Об этих терминалах, как и о польском, тоже нужно кому-то недоумевать?

Историк | 19.01.2012

Панасу
Неплохо было бы еще узнать, какие такие "многие западные компании" недоумевают.

Из моих цитат вытекает, что многие западные компании наоборот - готовы включиться в газовый рынок Украины.

Так что жду с нетерпением списочек недоумевающих компаний - от вас или от автора.

Панас | 19.01.2012

Историк, вот и хорошо! И не надо кричать о зависимости от России. И не надо выпрашивать снижения цен на газ у России. И будем покупать катарский газ. И будем вместе с Shell газифицировать уголь. Вот только ошибочка у вас в комментарии. Это не автор выдвигает аргумент, а западные коллеги вопрошают, цитирую автора:"К тому же представители многих западных компаний недоумевают, почему Украине понадобилось строить терминал по регазификации, имея под боком крупнейшего экспортера природного газа – Россию". Думаю, что с вашей помощью им, тупоголовым все разъяснят как надо. Так что, как говорится, нашему теляти...

Историк | 19.01.2012

И еще один источник газа:
"Один из крупнейших нефтегазовых холдингов Shell в ходе переговоров с Министерством энергетики и угольной промышленности подтвердил свои планы по строительству в Украине заводов по газификации угля. Об этом Українським Новинам сообщил источник, знакомый с ходом переговоров. "Переговоры прошли успешно, и в дальнейшем стороны будут обсуждать коммерческие вопросы", - сказал он. Другие подробности являются коммерческой тайной и не разглашаются. Напомним, министр энергетики и угольной промышленности Юрий Бойко заявил, что Shell участвует в проекте по строительству в Украине трех заводов по газификации угля."
http://economics.lb.ua/state/2012/01/19/132630_shell_gotov_pomoch_ukraine_snizit.html

Историк | 19.01.2012

1. Катарский газ стоит 180 долл.
http://izvestia.com.ua/ru/article/22069

И пускай кто-либо докажет, что в Украине он будет стоить дороже газпромовского! Хотел бы я посмотреть на эти аргументы.

2. Еще один аргумент на переговорах:
"Украина ведет переговоры о поставках газа из Турции и Румынии, и если они увенчаются успехом, страна получит возможность уже до конца этого года импортировать газ без участия российского "Газпрома". Об этом пишет "Коммерсант-Украина". "Сейчас цена топлива в этих странах на $100-120 за тысячу кубометров дешевле, чем у нас. И главное - есть техническая возможность его поставок по существующей системе трубопроводов", - сказал изданию источник в Министерстве энергетики и угольной промышленности. "Впрочем, эти объемы вряд ли позволят добиться существенного экономического эффекта, поскольку речь может идти о закупке максимум 2-3 млрд кубометров, но это будет очень важный аргумент в переговорах с "Газпромом", - добавил в свою очередь член комитета Верховной Рады по ТЭК Александр Гудыма. По мнению экспертов, стоимость транзита газа из этих стран составит $40-80 за тысячу кубометров. "Исходя из действующих ставок на прокачку газа, цена транзита должна составлять около $40-50 за тысячу кубометров при поставке из Румынии и $70-80 за тысячу кубометров при поставке из Турции. Это делает импорт выгодным, но какой тариф на самом деле поставят эти страны, в конечном счете неясно", - считает главный инвестстратег финансовой группы БКС Максим Шеин. Румыния импортирует газ из России и добывает собственное топливо, а Турция покупает газ и в России, и на Ближнем Востоке."
http://economics.lb.ua/state/2012/01/19/132602_ukraina_mozhet_nachat_eksport_gaza_v.html

3. Польша идет тем же путем:

"Через два года Польша сможет получать сжиженный газ из Катара. Об этом министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский сказал на совместной пресс-конференции в Москве с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым. «Мы газ импортируем из России, строим терминал сжиженного газа, где через два года уже будут первые поставки из Катара», - сказал Радослав Сикорский...
Радослав Сикорский сообщил, что сланцевый газ может стать очень важным источником энергии, и он уже влияет на цену газа, даже несмотря на то, что в Европе его еще не добывают. Он отметил, что в США 20% спроса удовлетворяется за счет сланцевого газа, и это значит, что его будут экспортировать и это повлияет на глобальные цены. «Независимо от того, будет ли добывать Польша сланцевый газ или нет, на рынках газа мы начинаем иметь дело с новой ситуацией…Интересно, насколько можно сохранить эти очень высокие цены газа в той ситуации, когда его становится все больше», - сказал он. Радослав Сикорский отметил, что Польша хотела бы покупать газ у разных поставщиков.
http://economics.lb.ua/state/2011/12/16/128299_polsha_planiruet_importirovat_gaz.html

Историк | 19.01.2012

Аргумент у автора железный - "Почему Украине понадобилось строить терминал по регазификации, имея под боком крупнейшего экспортера природного газа – Россию".

Он из той же оперы, что и вопрос "Почему Украине понадобилось строить свое государство, имея под боком крупнейшее государство мира – Россию".

Если для автора ответ не очевиден, то могу привести то, что ясно всем и без глубокого анализа - цена за покупаемый товар напрямую зависит от количества продавцов.
Какой бы сложной ни была транспортировка газа через Босфор, если появится еще один независимый источник газа, цена на него уменьшится настолько, что перекроет все возможные издержки.

Пример Европы и особенно США очень показателен - в Европе "Газпром" намного быстрее и охотнее идет на снижение цен (да еще при этом и сам строит альтернативные трубопроводы), а в США предложение газа настолько велико, что цена упала уже ниже 100 долл. Причина всюду одна - конкуренция продавцов. И это при том, что рынок этих стран намного более платежеспособный, чем украинский, и по логике чем богаче покупатель, тем дороже должна быть цена. Но конкуренция имеет свою логику: чем больше товара - тем меньше цена.

Так что чем больше продавцов будет в Украине - тем дешевле будет газ. И не только через терминал (и не один), а и от собственной добычи - и традиционного газа, и попутного, и сланцевого, и угольного. Все способы хороши, чтобы умерить аппетиты продавцов :(

Другие статьи раздела: