Поиск по сайту:

ДЕЛОВАЯ СРЕДА / ДIЛОВЕ СЕРЕДОВИЩЕ

За фасадом украинского оружейного бизнеса

Дмитрий ТЫМЧУК 29.01.2012 01:55

Сегодня Украине приходится прикладывать немалые усилия, чтобы «удержаться на плаву» на международном рынке вооружений. Она уже не входит в первую десятку стран - ведущих экспортеров ВВТ (вооружений и военной техники), а довольствуется «несчастливым» 13-м местом.

Основными экспортерами ВВТ по итогам 2011 года стали США, Россия и Франция. В список крупнейших мировых экспортеров оружия за истекший год также попали Германия, Великобритания, Италия, Израиль, Испания, Швеция и Китай.
 
Вместе с тем прошедший год для Киева в этой сфере все же был удачным: общая выручка от товарно-посреднической деятельности самого крупного украинского экспортера оружия ГК «Укрспецэкспорт» (аналог российского «Рособоронэкспорта») и ее дочерних компаний за 2011 год впервые превысила 1 млрд. долларов. Об этом заявил по итогам года генеральный директор ГК «Укроборонпром» Дмитрий Саламатин.
 
Собственно, показатели продаж ГК «Укрспецэкспорт» как самого крупного украинского экспортера оружия и определяют объемы проданных Украиной за рубеж вооружений и военной техники. В 90-е годы эта компания вообще была монополистом, единственной в Украине имеющей право заключать контракты на продажу оружия иностранным потребителям. Затем это право получили и иные компании, в основном – «дочки» ГК «Укрспецэкспорт». На сегодншний день - это компании «Прогресс», «Укринмаш», «Укроборонсервис», «Спецтехноэкспорт», «Промоборонэкспорт». Однако все равно именно через ГК «Укрспецэкспорт» шло обслуживание основных контрактов. Тем более возросла ее роль после создания в прошлом году единого концерна «Укроборонпром», объединившего всю украинскую «оборонку», включая производителей и торгующие компании.
 
Что касается итогов 2011 года, то, по словам Д. Саламатина, подобные успешные финансово-экономические показатели стали возможными в результате реформы национального оборонно-промышленного комплекса, начатой еще в 2010 году. «Создание ГК "Укроборонпром", а также заключение крупных контрактов позволило в разы загрузить мощности стратегических предприятий отрасли... На заводе им. Малышева мы пообещали людям полностью погасить задолженность по зарплате за период 2010-2011 гг. На погашение зарплаты, а также платежи в бюджет и социальные фонды за последние три месяца перечислено 96,1 млн. гривен. Люди полностью получили заработанные деньги», - заявил Д. Саламатин. По его словам, ГК «Укроборонпром» в несколько раз увеличил финансирование завода в рамках выполнения международных контрактов. Такой подход, по мнению главы концерна, позволяет предприятию стабильно работать и регулярно выплачивать как зарплату, так и необходимые бюджетные отчисления.
 
Пока неизвестны итоговые показатели продаж украинских вооружений в прошлом году, но известно, что за 9 месяцев 2011 года чистая прибыль «Укрспецэкспорта» выросла на 69,9% - до 9 млн. 436 тыс. гривен против 5 млн. 551 тыс. гривен за 9 месяцев 2010 года.
 
Доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за отчетный период вырос на 39,3% - до 1 млрд. 827 млн. 707 тыс. гривен против 1 млрд. 310 млн. 910 тыс. гривен за 9 мес. 2010 года.
 
Это дало повод руководству не столь давно созданного «Укроборонпрома» говорить о высокой эффективности этой компании. Спорить с очевидными достижениями Украины на рынке вооружений в 2011 году не имеет особого смысла, как, в принципе, и о целесообразности создания самого «Укроборонпрома».
 
О структуре, которая бы объединила украинских производителей и экспортеров вооружений в рамках единого государственного концерна, в отечественном оборонно-промышленном комплексе говорили, как известно, давно. Ведь тот «разнобой» при отсутствии единого координационного центра, который существовал в украинской оборонке раньше, резко снижал эффективность продвижения украинского оружия на внешних рынках. Напомним: по данным Центра военной политики и политики безопасности, на прошлый год в состав оборонно-промышленного комплекса было включено 161 предприятие (плюс выпускающие продукцию двойного назначения, но в данном случае речь о тех, которые выпускают конкретно оружие и военную технику). Из них в составе Министерства промышленной политики - 76 предприятий, Министерства обороны – 44 предприятия, Фонда государственного имущества – 14, Национального космического агентства – 13, в составе Государственной компании «Укрспецэкспорт» - 6, Государственной службы специальной связи и защиты информации – 4, СБУ – 3 и МВД – 1. При этом сложилась парадоксальная ситуация, когда долгое время одновременно с еще советской системой государственного управления предприятиями существовала рыночная внешнеэкономическая схема реализации продукции. Создание «Укроборонпрома» решило эту проблему, дав украинским оружейным предприятиям спокойно заниматься выпуском продукции, тогда как о ее реализации думают иные структуры.
 
Конечно же, предприятия ВПК не могут быть брошенными на произвол судьбы, ибо в таких условиях они резко теряют потенциал, растрачивают бесценные кадры, начинают прозябать без заказов. Факт остается фактом: многие предприятия ВПК остались «бесхозными» из-за того, что «Укроборонпром» счел их балластом. В крайне тяжелом положении оказалась космическая отрасль - важный сегмент военно-промышленного комплекса. Отсутствует программа развития космических технологий. А самое главное – системные проблемы ВПК привели к массовому уходу квалифицированных специалистов из оборонной отрасли. Но в Украине, осознавая эту проблему, государство слишком долго не предпринимало никаких усилий для исправления ситуации.
 
А страна остро нуждалась в стратегическом планировании развития отрасли. Значительная часть промышленных мощностей ОПК до сих пор используется как ремонтная инфраструктура для техники, выпущенной еще в советский период. К тому же именно советские образцы техники украинского производства пользуются спросом у экспортеров из стран Африки и Латинской Америки.
 
Но, даже создав «Укроборонпром», сегодня преждевременно говорить о том, что Украина вмиг решила все свои оружейные проблемы. А они в последние годы становились все более очевидными. Стоит лишь вспомнить, какой резонанс в Украине получила весной 2011 года публикация Стокгольмским международным институтом исследования проблем мира (SIPRI) отчета стран экспортеров вооружения за 2010 год. Согласно этому отчету, Украина по сравнению с 2009 годом выбыла из ТОП-10 экспортеров оружия в мире и заняла 13-е место в рейтинге с объемом экспорта в 201 млн. долларов.
 
Правда, такая оценка существенно расходилась с официальными данными Киева, согласно которым на протяжении 2010 года «Укрспецэкспорт» в качестве посредника экспортировал вооружений на сумму 956,7 млн. долларов. В Киеве объясняли, что в SIPRI «неправильно считают», используя так называемые «тренд-индикаторы», которые не учитывают средства, полученные за модернизацию ранее поставленных вооружений. Тогда как Украина в основном зарабатывает именно на этом. В самом SIPRI утверждали, что при подсчете исходили из известных договоров, используя открытый алгоритм расчетов, тогда как Украина дает лишь конечную «голую» цифру, не объясняя, из каких именно контрактов она ее получила.
 
В то же время российские аналитики тоже дали не самые оптимистичные отчеты по украинскому экспорту оружия. Согласно опубликованному в прошлом году отчету российского Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), в сводном рейтинге стран-экспортеров по пакету заказов в 2003-2010 годах Украина занимает 12 место с суммой заказов 3,958 млрд. долларов.
 
Правда, ЦАМТО включил Украину в группу стран-экспортеров с наиболее динамично растущим портфелем заказов вместе с Испанией, Италией и Францией. У Испании соотношение объема заключенных контрактов к фактическому объему экспорта продукции военного назначения (ПВН) по периоду 2003-2010 годов самое высокое и составляет 2,1, у Италии - 1,677, у Украины - 1,473, у Франции - 1,462.
 
Как бы там ни было, сейчас, если верить информации руководства «Укроборонпрома», проблема решена. Несмотря на ставший уже перманентным мировой кризис, страны в отдельных регионах мира усиленно вооружаются, и Украина на этом неплохо зарабатывает. В то же время стоит более внимательно присмотреться к контрактам, на которых в 2011 году Киев заработал основные средства, чтобы понять перспективы украинских продаж оружия в обозримом будущем.
 
Итак, в сентябре 2011 года Киев подписал контракт с Таиландом о поставке очередной партии бронетехники, согласно которому украинская сторона изготовит и поставит в эту страну 49 единиц основного боевого танка «Оплот». Стоимость контракта - более 200 млн. долларов. Ранее, в мае 2011 года, был подписан контракт на дополнительную поставку в Таиланд 121 бронетранспортера БТР 3-Е1 и машин поддержки на этой базе стоимостью более 140 млн. долларов.
 
Еще один из крупнейших по значению контрактов – с Ираком, который продолжал выполняться в прошлом году. Речь идет о договоренностях, заключенных между Украиной и Ираком при участии США, которые выделили Багдаду деньги для закупки украинской техники и вооружений. Сделка предусматривает поставку в Ирак в течение трех лет около 400 единиц бронетанковой техники, в том числе и БТР-4, до 10 самолетов Ан-32, а также предоставление услуг по ремонту и модернизации авиационной техники. В 2011 году реализовывался контракт на поставку товаров военного назначения и предоставление услуг в сфере военно-технического сотрудничества на сумму свыше 550 млн. долларов. А всего США выделили на программу перевооружения иракской армии 3 млрд. долларов, из них в рамках этого и последующих контрактов 2,48 млрд. долларов достанется Украине.
 
И все же приписывать все успехи на рынке оружия себе любимому руководству «Укроборонпрома» не следовало бы. До настоящего времени оружейный бизнес Украины осуществлялся по контрактам, заключенным еще в 2009 году. А новые соглашения являются лишь продолжением предыдущих контрактов. Особенно если учесть историю возникновения таиландских и иракских заказов.
 
Что касается Таиланда, то к началу военно-технического сотрудничества Украины с этой страной «Укроборонпром», увы, имеет весьма спорное отношение хотя бы потому, что таковое началось за три года до возникновения украинского концерна. Еще в 2007 году Таиланд приобрел у Украины 96 бронетранспортеров БТР-3Е1 на четыре миллиарда бат (порядка 130 млн. долларов). Правда, тогда с получением заказанных машин возникли проблемы. В частности, по сведениям Министерства обороны Украины, задержка поставки БТР была связана с тем, что Германия отказалась поставлять в Украину комплектующие. Министерство обороны Таиланда заявило тогда о сохраняющейся заинтересованности в украинских бронетранспортерах, учитывая их дешевизну, несмотря на имеющиеся проблемы с выполнением контракта. И в сентябре 2010 года Таиланд наконец-то получил первую партию украинских бронетранспортеров БТР-3Е1. Тогда же было заявлено, что помимо самих бронетранспортеров Таиланд будет получать запчасти, дополнительное оборудование и гарантийное обслуживание техники на протяжении трех лет.
 
Кстати, контракт 2010 года начал реализовываться также не без проблем. В частности, поставка украинских бронетранспортеров в Таиланд имела негативный международный резонанс. Критика украинских оружейников была вызвана тем обстоятельством, что в том же сентябре 2010 года партию из ста украинских танков и бронетранспортеров получила Камбоджа, у которой непростые отношения с Таиландом. В настоящее время Камбоджа реализует программу модернизации вооружений, наращивая военный потенциал. По мнению международных аналитиков, это связано с возобновлением конфликта с Таиландом из-за спорного участка территории, прилегающего к индуистскому храму Преа Вихеа. Обе стороны разместили на границе свои армейские подразделения, между которыми периодически происходят вооруженные столкновения.
 
Относительно контракта с Ираком – та же картина. Известие о подписании украинскими оружейниками «иракского контракта» появилось на страницах украинских средств массовой информации еще в конце 2009 года, когда «Укроборонпрома» еще и в помине не было. К тому же сам контракт с Ираком начал реализовываться в 2010 году не без серьезных проблем.
 
Во многом они были связаны со сменой команды специалистов по подготовке и заключению соглашений. Участники переговоров – представители украинской стороны не учли политическую, экономическую и социальную ситуацию в Ираке, не были знакомы с конъюнктурой рынка, не имели опыта работы с посредниками.
 
Из-за ведомственной неразберихи в структурах украинского оборонно-экспортного комплекса произошел срыв подписания контрактов на поставку украинских танков Бразилии. Представитель «Укрспецэкспорта» после подписания соглашения о сотрудничестве с Министерством промышленной политики потребовал от бразильской стороны начать переговоры заново, что привело к аннулированию всех договоренностей по поставке техники и послужило одним из поводов для отставки министра обороны Бразилии.
 
Не удалось украинским оружейникам заключить сделку с Индией на поставку авиационного вооружения, хотя индийцы, имея острую необходимость в данном виде техники, согласились с повышенной ценой на оборудование. Причина в том, что ГАХТ «Артем», производящий ракеты, не смог отработать схему поставок.
 
Вместе с тем надо отдать должное «Укроборонпрому». При всех начальных неурядицах в итоге проблемы все же были решены, и контракты стали выполняться на должном уровне, плюс появились новые, пусть и существенно меньшие по объемам. Например, в июне 2011 года стало известно, что «Укрспецэкспорт» подписал с Министерством обороны Эфиопии контракт стоимостью свыше 100 млн. долларов о поставке в страну более 200 танков.
 
Сегодня вместе с выполнением старых контрактов для «Укроборонпрома» открывается серьезная возможность продемонстрировать свою реальную эффективность уже в ближайшем будущем. Речь идет о весьма перспективных клиентах в лице, в первую очередь, Китая. Как известно, еще в августе 2010 года Киев и Пекин подписали протокол о сотрудничестве в военно-технической сфере. Его перспективы украинская сторона оценивает достаточно высоко и рассчитывает уже к 2013 году достичь объема товарооборота между двумя странами по экспорту продукции военного назначения в 1,2 млрд. долларов, тогда как, по данным Министерства промышленной политики, за 8 последних лет эта сумма составила 1,5 млрд. долларов.
 
Таким образом, Китай может стать партнером номер один для Украины в сфере военно-технического сотрудничества уже в ближайшей перспективе. Хотя на сегодня, как известно, украинским ВПК выполняются еще старые контракты на не столь уж большие суммы – в частности, в сфере судостроения и авиапрома. И те не без больших проблем – например, украинскими поставщиками не выдерживались графики выполнения обязательств по модернизации самолетов Ан-32, а выполнение украинскими судостроителями заказа для КНР по постройке малых десантных кораблей на воздушной подушке «Зубр» вызвало негативную реакцию с российской стороны, которая указала Украине на нарушение авторских прав.
 
К тому же успехам «Укроборонпрома» на рынке оружия может помешать отсутствие новых разработок в области высоких технологий при производстве продукции военного назначения, появление новых экспортеров и вытеснение ими Украины с традиционного для нее рынка стран Африки.
 
Уже с начала 2012 года «Укроборонпром» на «китайском плацдарме» сможет показать, насколько готов он продвигать интересы украинской «оборонки» на внешнем рынке. Но сможет ли он эффективно работать при отсутствии развития военно-промышленного и научного комплекса – это вопрос. К тому же, если Украина не приступит к реализации инвестиционных проектов в области разработки новых образцов оружия, она окончательно утратит статус страны - экспортера вооружений.
 

Безусловно, это надо учесть руководству «Укроборонпрома», чтобы в дальнейшем с полным правом говорить о своей деятельности, как важном факторе украинской национальной политики.

Оставить комментарий Комментариев: 0

Другие статьи раздела: