Поиск по сайту:

ДЕЛОВАЯ СРЕДА / ДIЛОВЕ СЕРЕДОВИЩЕ

Десять негритят украинской нефтепереработки

Николай БИРЖЕВОЙ 07.03.2012 01:09

О проблемах на украинском рынке нефтепродуктов говорят давно и громко. Реалии таковы, что нефтепереработка в Украине с каждым годом становится все убыточнее. Бизнес альтруизмом заниматься не привык, и вот, свершилось: с первого марта самый молодой и технически оснащенный в Украине Лисичанский НПЗ остановился «на текущий ремонт».

Ситуация с украинской нефтепереработкой напоминает известный стишок про десять негритят. Правда, на заре независимости полноценно работающих нефтеперерабатывающих заводов в Украине было не десять, а шесть, но сути дела это не меняет. Как и в случае с негритятами, НПЗ последовательно прекращают свою жизнедеятельность. В 2005 году на реконструкцию остановился Херсонский НПЗ. Купив нефтеперерабатывающий актив на юге Украины, один из самых крупных западно-украинских бизнесменов господин И. Еремеев предпочитает ввозить в родное отечество бензин из-за границы. В октябре 2010 года «на профилактический ремонт» остановлен Одесский НПЗ, которым владеет «ЛУКОЙЛ». Хотя ранее ремонт был запланирован на I квартал 2011 года. В погоне за аверсным использованием нефтепровода «Одесса-Броды» предприятие было отрезано от дешевой трубопроводной российской нефти. Очередная «перемога» украинских властей над собственной нефтепереработкой не заставила себя долго ждать, с начала текущего года остановлены Дрогобычский и Надвирнянский НПЗ, принадлежащие «Привату». Старожилы украинской нефтепереработки с технологиями рубежа XIX - XX веков, к счастью, не имели серьезного влияния на рынок. Отряд не заметил потери бойца. И вот теперь Лисичанск.

Начиная с конца 2010 года, Лисичанский НПЗ, принадлежащий ТНК-ВР Коммерс, пытался выжить с помощью толлинга - переработки иностранного сырья с последующим вывозом готовой продукции. Получая нефть из России, завод перерабатывал ее, а бензин отправлял обратно в Россию владельцу нефти, зарабатывая фиксированную ставку на тонне. Схема прожила не долго, в связи с замораживанием розничных цен на бензин в РФ, работать на давальческой нефти стало так же невыгодно, как и на собственной. Проработав январь в длинный «минус» собственники спешно перенесли ремонт, запланированный ранее на осень 2012 года. Сегодня остался один работающий завод, Кременчугский, который за последний год заметно снизил загрузку своих мощностей. Предпосылок для перелома ситуации пока не предвидится. Особняком стоит государственный Шебелинский ГПЗ, который работает на смеси газового конденсата и нефти.

Причина остановки всех вышеназванных предприятий одна: в нынешних экономических условиях Украины нефтеперерабатывающим заводам выгоднее стоять, чем работать.

Украинская власть может издавать методички с названием «Как быстро и надежно уничтожить нефтеперерабатывающую отрасль в стране». Действительно, за четыре года из страны экспортера нефтепродуктов превратиться в страну, где каждый второй литр бензина – иностранного производства, такое «достижение» не всем государствам под силу. И нельзя сказать, что государство не ведало что творит. Только за прошедший год был подписан очередной меморандум с производителями, но правительство не выполнило взятых на себя обязательств: пошлины на импорт не введены, условий для развития нет. После того как Межведомственная комиссия по международной торговле (МКМТ) прекратила специальное расследование в отношении импорта в страну отдельных видов нефтепродуктов вне зависимости от страны происхождения, и установила что угрожающие последствия растущего на протяжении 2007-2010 годов импорта нефтепродуктов для национального товаропроизводителя отсутствуют, у переработчиков окончательно опустились руки.

Благодаря недальновидной экономической политике, Украина остается очень привлекательным рынком для иностранных производителей моторного топлива. За последние годы возникли целые бизнес-империи, строящиеся на банальном ввозе бензинов и дизельного топлива из-за границы и продажи его на Украине в розницу. Авангард таких компаний составляют «Континиум» и «Галнефтегаз», более известные под брендами «WOG» и «OKKO». Поток дешевого импортного топлива растет из года в год, например, за 2011 год мы ввезли топлива на $5,8 млрд., что на $2,3 млрд. больше, чем в 2010 году. Кроме создания рабочих мест за рубежом, и увеличения иностранных налоговых поступлений, мы подтачиваем, таким образом, торговый баланс страны.

Сегодня выгоднее ввозить из-за рубежа более качественное топливо, чем покупать продукцию собственных заводов. Причин такого положения дел несколько. Не имея своей нефти, украинские НПЗ вынуждены покупать ее за границей, в основном у России, меньше у Азербайджана и совсем немного из Казахстана. Высокие российские пошлины и дорогая логистика ставят украинскую нефтепереработку в неравное положение с нефтяными странами. Но это не единственная причина патовой ситуации.

Как вы думаете, откуда в Украину приходит топливо? Из Беларуси, Литвы и Венгрии. Как видите, основные страны-производители качественного и недорогого для Украины топлива также не отличаются развитой нефтедобычей. Секрет этих стран в политике государства, направленной на модернизацию нефтепереработки с помощью различных стимулов.

Возвращаясь к делам украинским, попробуем приподнять завесу и заглянуть в ближайшее будущее. Полное отсутствие нефтепереработки в Украине – реальная перспектива ближайшего года. Обещания вот-вот запустить Херсонский и Одесский НПЗ приходят в СМИ с завидной регулярностью с момента их остановки. Проводятся красочные презентации радужной перспективы Херсонского НПЗ, президент Украины даже хотел съездить посмотреть на реликт отечественной нефтепереработки, но его вовремя отговорили. Остановить завод можно, а вот запустить заново – не так просто.

Весна для аграриев восточных областей Украины будет жаркой. Посевная требует дизельного топлива, которое взять неоткуда. Российских поставок не предвидится, более того, остановка Лисичанского НПЗ больно ударит и по Южному Федеральному Округу РФ, толлинга ведь тоже больше не будет. Заправляться импортным дизельным топливом накладно, оптимистам следует посчитать логистику от Мозыря, Петромидии, либо от литовского Мажейкяя и учесть фактор дефицита.

Ситуацию все еще можно исправить, но для этого придется идти на радикальные меры. В ход должны пойти пошлины и квотирование импорта, отмена НДС для НПЗ по всей цепочке. Нужно, наконец, перестать продлять старые стандарты на нефтепродукты. Параллельно необходимо ужесточить контроль на заправках за качеством реализуемого топлива. Такие меры способны привести в чувства отечественную нефтепереработку. Но при этом для конечных потребителей цена взлетит до невиданных высот.

Есть, конечно, более простой и менее болезненный путь. Вступление Украины в Таможенный союз поставит украинских переработчиков в равные условия с главными конкурентами – белорусами. В нормальных рыночных условиях собственники НПЗ смогут реально модернизировать предприятия и увеличить загрузку. Все понимают, что беспошлинный доступ к российской нефти в рамках ТС это ключ к спасению нефтеперерабатывающей отрасли Украины. Все, особенно собственники нефтеперерабатывающих активов, понимают это, но ничего не предпринимают.

Скорее всего, украинские власти будут последовательны в своем уничтожении отрасли. Для России и Беларуси ситуация в Украине предоставляет дополнительные возможности, а для Украины отсутствие отечественной нефтепереработки имеет далеко идущие последствия. Для государства – это полная зависимость страны от импортных поставок, уменьшение налоговых поступлений в бюджет, рост безработицы и дополнительное давление на гривну. Для потребителя – это бензин по 12-13 гривен за литр уже в ближайшие месяцы и огромный риск, что за твои же деньги тебе в бак зальют «бодягу», которую намешали местные кулибины прямо на заправках.

Оставить комментарий Комментариев: 0

Другие статьи раздела: