Поиск по сайту:

ДЕЛОВАЯ СРЕДА / ДIЛОВЕ СЕРЕДОВИЩЕ

«Нефтегаз»: состояние перманентного дефолта

Виктор КОСТЕНКО 27.10.2009 01:54

Похоже, что, несмотря на постоянные уверения должностных лиц Украины (в частности Ю.Тимошенко), январь вновь может стать «горячим» месяцем в трехсторонних отношениях Украина-Россия-ЕС по газовому вопросу. Монополист украинского энергетического рынка «Нефтегаз» находится в состоянии постоянной дестабилизации и уже сейчас полностью зависим от западных кредиторов. Более того, и с украинской стороны он практически потерял должный уровень легитимности и самостоятельности, когда начал для расчетов напрямую использовать бюджетные средства (1).

 
Проблему усугубляет то, что «Нефтегаз», по сути, находится в состоянии перманентного дефолта, поскольку уже сейчас не в состоянии оплачивать взятые раньше кредиты – реальный дефолт мог произойти уже в октябре, поскольку до 7 октября еще было неизвестно, согласятся ли владельцы еврооблигаций «Нефтегаза» на реструктуризацию долгов по этим облигациям (500 млн. долл.). К счастью для «Нефтегаза» решение было позитивным, и собственники еврооблигаций согласились обменять свои бумаги на новые с государственной гарантией и погашением в 2014 году (2) (при этом ставка была повышена с 8% до 9,5%).
 
Однако с октября «Нефтегаз» должен думать и о том, как начать погашать кредиты на $1,1 млрд., взятые в трех иностранных банках - Deutsche Bank (220 млн. долл.), Credit Suisse (550 млн. долл.) и Depha Bank (395 млн. долл.). Несмотря на заверения представителей «Нефтегаза», что и эти долги удастся реструктуризировать на тех же условиях, такой уверенности ни у кого нет. Если же банки потребуют вернуть деньги, то дефолт «Нефтегаза» неизбежен (либо дефолт не всей компании, а по конкретным обязательствам). В случае же дефолта отвечать по долговым обязательствам «Нефтегаза» будет правительство и бюджет Украины, и к этому, похоже, уже нужно готовиться, поскольку дефицит бюджета самого «Нефтегаза» составляет 33 млрд.грн. (3) Бюджет Украины в 2010 году, по самым скромным подсчетам, будет иметь «дыру» в 30 млрд. грн. (4), а суммарный внешний долг Украины уже превысил цифру в 35 млрд. долл. При этом  внешние заимствования будут продолжаться.
 
На эти же проблемы накладывается и вопрос украино-российских газовых отношений. Российское руководство уже сделало беспрецедентный «жест доброй воли», когда позволило Украине не оплачивать существующую пеню за значительный недобор газа. Чтобы полнее понять, насколько подобные «жесты» не соответствуют интересам российской государственной компании (а попросту говоря убыточны для нее) и насколько это осложнило ее позиции на переговорах с европейскими партнерами, достаточно обозначить ситуацию, сложившуюся на европейском рынке потребителей российского газа.
 
Германия, Италия, Турция и Франция в первом полугодии 2009 года не выкупали минимальный оговоренный в контрактах с Газпромом объем газа (Германия снизила закупки на 44%, Италия – на 34%, Турция – на 25% и Франция – на 21%) (5) и суммарная пеня за это уже приблизилась к отметке в 3 млрд. долл. Однако эти страны закономерно поднимают вопрос о том, почему это Украина может не оплачивать пеню за недобор газа, а они должны это делать?
 
Однако даже те платежи за российский газ, которые осуществляет Украина, делаются на пределе (видимом?) возможностей. Последняя октябрьская проплата вообще может описываться в терминах героического эпоса, поскольку осуществлялась в последние часы предельно допустимого срока. Судя по данным экономического обозревателя А.Дубинского, с целью осуществления этого платежа была значительно продлена работа (до 23:00 вместо 17:00) системы электронных платежей Нацбанка, по которой теплоэнергетики пересылают деньги на счет «Нефтегаза», а сами деньги собирались, по словам одного из сотрудников Нацбанка, «по всем нычкам» (6).
 
Судя по тому, что сумма собиралась в последний момент, никаких реальных финансовых резервов у Кабмина нет и в обозримой перспективе не предвидится.
 
Хотя можно не сомневаться, что до президентских выборов (первого и второго туров) Ю.Тимошенко будет делать все возможное, чтобы оплачивать газ вовремя несмотря ни на что, поскольку, во-первых, это будет демонстрировать России и Западу ее надежность относительно соблюдения достигнутых договоренностей, т.е. человека «слова и дела»; во-вторых, обеспечит беспроигрышный имидж человека, «давшего тепло» украинцам, и в-третьих, частично выбьет пропагандистскую почву у Партии Регионов и В.Януковича, которые любят говорить о непоследовательности политики, проводимой Ю.Тимошенко и неспособности премьер-министра выполнять достигнутые договоренности.
 
Однако, на наш взгляд, куда интереснее знать, что же будет после выборов. И тут сложно не согласиться с мнением заместителя директора Института стран СНГ В.Жарихина, который считает, что если до президентских выборов платежи будут продолжаться, то уже сразу после выборов новый президент (а есть высокая вероятность того, что новым президентом будет именно Ю.Тимошенко) «может выразить недовольство прежними договоренностями и начать свою политику» или, иначе говоря, взять на вооружение идею В.Ющенко о несправедливости заключенных контрактов и необходимости их пересмотра (7). Тем более что Ю.Тимошенко уже сейчас начинает закладывать основу для подобного противостояния.
 
Несмотря на более чем однозначную позицию председателя правления ОАО "Газпром" А.Миллера относительного того, что в 2010 году Украина должна будет выполнять свои обязательства по договору (8), Ю.Тимошенко постоянно говорит о значительном (значительно больше оговоренных 20% колебаний заложенных в контракт) сокращении закупок российского газа. Во время рабочей поездки в Черновицкую область Ю.Тимошенко вновь подтвердила эту идею, заявив: «Согласно газовым контрактам с Российской Федерацией, Украина может брать тот объем газа, который ей необходим. И это будет (в 2010 году – Авт.) значительно меньше, чем в предыдущие годы, так как мы сокращаем потребление природного газа» (9). То есть уже сейчас декларируется не столько приверженность букве и духу договора, а некой «целесообразности» и «потребностям». При этом уступка со стороны России (о которой говорилось выше и которая обходится весьма дорого «Газпрому») воспринимается не как «помощь», а как «слабость». Именно так Ю.Тимошенко всегда и везде воспринимала любые уступки в свой адрес.
 
Пересмотр газовых договоров будет обусловлен и иным обстоятельством. Терять новому президенту будет особенно нечего: огромные долги государства, отсутствие четкой стратегии восстановления экономики и продолжающиеся заимствования на Западе – все это не способствует спокойной, планомерной и продуктивной работе. Кроме того, новые кредиты, выдаваемые Украине, совершенно не имеют экономической целесообразности, зато могут быть политически мотивированны. Тем более что выделяемые деньги идут на некие абстрактные «оптимизации», «улучшения», «реформы» и т.д., но ни в коем случае не на оплату российского газа (что действительно было бы нужно Украине, по крайней мере, сейчас).
 
Более того, вопрос бесконечного внешнего кредитования Украины (при том, что эти деньги растворяются здесь, как в большой «финансовой черной дыре») ставят под сомнение даже публично декларированное желание Запада вытянуть Украину из состояния перманентного кризиса.
 
Скорее всего, речь идет, с одной стороны, о вынужденном недопущении государственного распада Украины. Ибо такой распад будет представлять серьезную угрозу для Запада в целом. Понимая это, нынешнее руководство Украины вполне успешно шантажирует Запад собственной нестабильностью. Так, В.Ющенко 20 октября в интервью бельгийской газете La Libre Belgique упрекнул страны Западной Европы в том, что они уделяют недостаточно внимания вопросам безопасности, наблюдая, «как европейская страна (Украина – Авт.) попадает в зону нестабильности».
 
А за собственную безопасность и спокойствие европейцам, по мнению В.Ющенко и Ю.Тимошенко, необходимо платить. И не кому-нибудь, а «нестабильной» Украине.
 
С другой стороны – возможно, преследуется цель перевести Украину (путем прямых финансовых вливаний основным политическим игрокам и связанным с ними бизнес-группам) в состояние полураспада, дестабилизируя, таким образом, западную границу России, что в целом вписывается в концепцию возрожденной Большой игры.
___________________________
(1) http://rynok.biz/a/2009/10/08/Naftogazu_rasschitivats
(2) http://www.pravda.com.ua/news/2009/10/8/103024.htm
(3) http://jerelo.com.ua/ru/business/111906
(4) http://www.domik.net/mod/main/news/cat12167/id191999933/
(5) http://rynok.biz/rss/a/2009/09/28/Gazprom_grozit_Evrope_shtr2
(6) http://blogs.pravda.com.ua/authors/dubynsky/4acba73413371/
(7) http://eizvestia.com/state/full/4183126
(8) http://odnarodyna.ru/news.php?n_id=2681
(9) http://odnarodyna.ru/news.php?n_id=2685

Оставить комментарий Комментариев: 2
Миф | 28.10.2009

На тему Большой игры есть неплохая книга М.Леонтьева с одноименным названием. Там весьма неплохо раскрываются основные ее особенности и этапы.

123 | 27.10.2009

Статья показывает реальное положение дел в Нафтогазе в общем геополитическом контексте, чего ещё никто не делал. Спасибо автору. Хотелось бы только узнать детальнее о Большой игре. Что имелось в виду?

Другие статьи раздела: