Поиск по сайту:

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВЫЗОВОВ / ПОДОЛАННЯ ВИКЛИКIВ

Черноморский флот РФ в Крыму: операция «выдавливание»

Юрий ГАВРИЛЕЧКО 25.02.2010 01:03

«Межпрезидентский» период в Украине проходит весьма бурно и своеобразно. Складывается впечатление, что пока еще действующий президент Виктор Ющенко пытается выполнить как можно больше своих предвыборных обещаний, данных еще в 2004 году, чтобы максимально усложнить жизнь следующему президенту Украины – Виктору Януковичу. Особое место в этом ряду занимают два события: присвоение проводнику ОУН Степану Бандере звания «Герой Украины» и представление в Конституционный Суд иска о соответствии Конституции нахождения в Крыму базы Черноморского Флота Российской Федерации. И если в случае с награждением С.Бандеры события развивались стремительно и даже, можно сказать, неожиданно для всех (пять лет разговоров и в последние недели президентства – присвоение звания), то эпопея с Черноморским Флотом развивается давно и, скорее, похожа на плохой детектив.

Финансовый кризис внес свою лепту в историю с попытками заставить Черноморский Флот уйти из Крыма до 2017 года. Дефицит государственного бюджета Украины заставляет Правительство искать деньги, где только можно. И существенным подспорьем в таком процессе может стать желание иностранных инвесторов купить «что-то ненужное» в Украине для собственных нужд. Как ни странно, но в этом Кабинету министров Ю.Тимошенко может помочь «старый партнер» - индийский мультимиллиардер Лакшми Миттал, который уже имеет опыт покупки в Украине приватизированных и возвращенных в государственную собственность объектов. Продажа «Криворожстали» в свое время помогла Ю.Тимошенко обеспечить выполнение социальных обязательств руководимого ею Правительства. Теперь же на очереди – продажа Севастопольского порта.
 
Об интересе Л.Миталла, владельца ОАО “Mittal Steel Кривой Рог”, к покупке порта рассказал член правления и глава администрации по кадрам и связям с общественностью «Mittal Steel Кривой Рог» Франк Паннир. Он заявил, что транснациональный концерн купит за четыре миллиарда долларов один из крымских морских портов – разумеется, «при соответствующем разрешении правительства». По мнению наблюдателей, сейчас Лакшми Миталла интересуют Керченский, Ялтинский и особенно Феодосийский и Севастопольский морские порты (1). О вынашиваемых планах организации транзита российских и казахских грузов (металл в первую очередь) через крымские порты говорит и Ласло Сабов — директор компании Black Sea Shipping Service Ltd.
 
Почему же интерес к покупке Севастопольского порта возник именно сейчас? Объяснений может быть несколько. И лишь некоторые из них «лежат на поверхности». Часть причин непосредственно связана с бизнесом, а часть наверняка лежит в области политики. Ведь не следует забывать о том, что любая транснациональная корпорация так или иначе имеет определенные политические интересы и связана с одним из полюсов мировой политики.
 
С приходом нового Президента и Правительства большинство экспертов связывают существенное изменение внешнеполитического курса Украины, что может стать препятствием на пути экономических интересов Л.Миттала. С этой точки зрения оперативная покупка столь нужной коммерческой недвижимости как торговый порт, пока Кабинет министров возглавляет политическая сила, с которой Л.Миттала связывают деловые отношения, весьма логична.
 
Со стороны Кабинета министров Ю.Тимошенко такая сделка тоже была бы абсолютно оправданной, исходя из сиюминутных политических и экономических интересов. Четыре миллиарда долларов, полученные в результате продажи Севастопольского торгового порта покроют текущий дефицит государственного бюджета и позволят заявить об отсутствии всяческих экономических проблем с выплатами пенсий, зарплат и пособий. Таким образом, будущему Кабинету министров достается в наследство проблема стоимостью в несколько миллиардов долларов. Ведь даже при желании признать сделку недействительной придется возвратить покупателю как минимум его четыре миллиарда «зеленых» (не считая судебных издержек).
 
Также не следует забывать о том, что экономическая база политической силы, поддерживающей новоизбранного президента, – это металлургическая, угледобывающая и химическая промышленность. Передав же в собственность индийскому бизнесмену Севастопольский торговый порт, Кабинет министров Украины предоставляет ему нешуточное конкурентное преимущество перед украинскими производителями и экспортерами. Можно, конечно, рассуждать о том, что «деньги не пахнут», но экономическая безопасность страны не должна оставаться пустым звуком для Правительства.
 
Ведь получив в собственность один из торговых портов, Л.Миттал получит возможность влиять на стоимость портовых работ не только в собственном порту, ни и других торговых портах. В итоге транспортные расходы украинских экспортеров могут возрасти, а, следовательно, конкурентоспособность их продукции на мировом рынке – снизится. Значит – уменьшатся продажи, а вслед за этим упадут объемы платежей в государственный бюджет и возрастет безработица из-за возможного закрытия части предприятий или перевода их на режим работы неполного рабочего дня или неполной недели.
 
Если же отмежеваться от чисто экономической проблематики, то можно вспомнить о том, что недавно румынский Парламент дал согласие на размещение на своей территории элементов новой американской системы противоракетной обороны. В свою очередь, помощник госсекретаря США Филипп Кроули заявил, что до 2015 года американцы разместят объекты противоракетной обороны на территории Румынии и в Черном море. Единственной же реальной контрсилой на Черном море, способной противодействовать этому процессу, остается Черноморский Флот РФ.
 
В этом случае попытка «надавить» на Украину с помощью непрямых финансовых рычагов с целью ускорения процесса вывода Черноморского Флота РФ из Крыма приобретает совершенно новый смысл. Сложно представить, еще труднее поверить в то, что индийский бизнесмен не знает о том, что использование Керченского торгового порта с точки зрения логистики транспортировки металла из Казахстана и России - более удобен, чем Севастопольский порт. Особенно если учесть, что в ближайшем будущем планируется завершить строительство моста через керченский пролив. С этой точки зрения попытка как можно скорее купить именно Севастопольский порт представляется несколько в новом свете.
 
Также не следует забывать о том, что чистая прибыль крупнейшего в мире сталелитейного концерна ArcelorMittal SA за 2009 г. снизилась почти в 80 раз - до 118 миллионов долларов по сравнению с 9,4 миллиарда долларов, полученными годом ранее (2).
 
Сложно представить, что сейчас, когда нет никакой гарантии роста мировой экономики в ближайшие несколько лет, на покупку Севастопольского порта исключительно из экономических соображений будет потрачена весьма значительная сумма в 4 миллиарда долларов.
 
Возможно, у Л.Миттала есть (или, по крайней мере, при желании найдутся) экономические основания для такой траты, однако полностью исключать политическую составляющую этой операции будет ошибкой.
 
____________________________
 
 
(1) http://vlasti.net/news/78930
(2)http://prezident.com.ua/news/economy/87ee137658-chistaya_pribyl_ArcelorMittal_za_2009_g__snizilas_pochti_v_80_.html
 

Оставить комментарий Комментариев: 4
Сибиряк | 07.03.2010

Георгий | 04.03.2010

В свете еще большей,чем в России,деградации украинских ВС,а также несомненных желаний руководства Румынии вернуть под свой контроль Сев.Буковину и Бессарабию,что полностью поддерживается румынской же общественностью,благодушное отношение украинских властей к медленному умиранию ЧФ РФ в Севастополе,а также постоянный прессинг моряков и членов их семей выглядит более чем странным.

Георгий-автору | 04.03.2010

Кто планирует завершить строительство моста через Керченский пролив в ближайшем будущем? Глянул в Googl ни малейших признаков строительства, неговоря уже о его завершении. Уважаемый Юрий либо вы не компетентны в этом вопросе, либо обманываете доверчивого читателя?!

Георгий | 04.03.2010

Юрий неверное непонимает, что Черноморский флот никак неможет противодействовать процесу размещения противоракетной системы США на територии суверенного государства Румыния, народ которого через своих парламентариев изъявил такое желание. Разве что принять участие в захвате и окупации этой страны с целью недопущения размещения там этих систем, что в нынешней военнополитической обстановке невыполнимо. Вопрос в другом - способен ли флот в случае необходимости блокировать или уничтожить элементы этой системы для осуществления удара "возмездия", это если они начнут первыми. Ответ - нет. Сейчас Черноморский флот это уже в лучшем случае тактическая еденица, какбы там не харахорились адмиралы. Да и флот уже не тот. Боеспособность старых кораблей держится исключительно на добросовестности офицерского и мичманско корпуса который подвергается тотальному сокращению. Для эфективного противодействия элементам американской системы ПРО на этом направлении флоту необходимы новые корабли и вооружения. Согласно ныне существующим украино-росийским соглашениям росийская сторона не может обновлять боевой потенциал флота на територии Украины, что уже привело к практически полному старению флота. Думаю при Януковиче кардинальных изменений в этом вопросе небудет. Для пополнения флота новыми еденицами на територии РФ, руководство России ничего не делает. Посему росийскому руководству уже вчера надобыло подумать о Черноморском флоте и его боеспособности.

Юрий | 25.02.2010

Кабмин Тимошенко был отправлен в отставку 8 сентября 2005 г., а конкурс по продаже «Криворожстали» состоялся 24 октября, так что продажа «Криворожстали» в свое время помогла выполнить «социальные обязательства» Правительства, руководимого Ю.И.Ехануровым, а Тимошенко только подготовила эту продажу. Накосячил с датами немного :(

Другие статьи раздела: