Поиск по сайту:

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВЫЗОВОВ / ПОДОЛАННЯ ВИКЛИКIВ

Молодежная среда Крыма: общественно-политический сегмент (часть II)

Кирилл ГУБА 28.10.2011 01:05


Часть I

В крымскотатарском этнополитическом секторе активность молодежи представлена довольно широко, однако здесь наблюдается серьезный раскол. За симпатию молодых крымских татар «схлестнулись» меджлис с его акцентом на светский крымскотатарский национализм и евроатлантический выбор и представители радикальных исламистских течений, призывающих к политическому объединению на религиозной основе против «неверных».

Бесспорным лидером в так называемом светском ответвлении является Крымскотатарский молодежный центр (КМЦ), образованный в 1995 году на I Курултае (съезде) крымскотатарской молодежи и занимающийся широким перечнем направлений деятельности. КМЦ помогал в благоустройстве мест компактного проживания крымских татар, создал проект «Школа молодого политика», учредил традицию ежегодного проведения 17-го мая в городах Крыма и Украины акции «Зажги огонек в своем сердце» в память о депортации крымских татар в 1944 году. Организация входит в Совет по молодежной политике при спикере Верховного Совета Крыма, донося тем самым свою позицию по важнейшим вопросам молодежной политики до крымского руководства.

 Пожалуй, на крымских просторах Крымскотатарский молодежный центр будет единственным серьезным конкурентом таким тяжеловесам в молодежной категории, как МОО «Молодые» и «Русский молодежный союз». К слову, основоположник КМЦ – вышеупомянутый Курултай крымскотатарской молодежи и по сей день эффективно функционирует в отличие от Молодежного парламента Крыма, который совершенно ничем не запомнился и оттого быстро сошел с молодежной общественно-политической арены полуострова.

Кроме КМЦ следует упомянуть молодежные крымскотатарские организации «Къардашлык», «Эмель», «Бизим Къырым» и «Яшлар шурасы». Отдельно останавливаться на них нет необходимости, поскольку они несопоставимы с КМЦ ни по объемам своей деятельности, ни по степени влияния на социально-политическую жизнь крымскотатарской молодежи. К тому же основные направления деятельности этих молодежных организаций весьма схожи с теми проектами, которые реализует КМЦ.

К исламистскому ответвлению относится не запрещенная на Украине партия «Хизб ут-Тахрир», основную массу приверженцев которой составляет крымскотатарская молодежь из сельских регионов и бедных семей. Данная сила быстро увеличивает число своих единомышленников в Крыму, чему в немалой степени способствует наличие у организации значительных финансовых ресурсов и разочарование части крымских татар в меджлисе из-за его тесного  сотрудничества с украинской властью. По данным средств массовой информации, на полуострове также действуют турецкая религиозная секта «Нурджулар» и исламистская организация «Ат-Такфир-валь-Хиджра» (1), целевой аудиторией которых также является крымскотатарская молодежь. Нельзя обойти стороной всеукраинскую ассоциацию общественных организаций «Альраид», де-факто служащую центром притяжения для исламистски настроенной молодежи и узловым пунктом, на который замыкается подавляющее большинство исламских организаций Крыма, в том числе «нетрадиционных» для этого региона.

Как уже отмечалось ранее, украинский (точнее, украинско-националистический) сектор в Крыму еще не сформировался. Отдельные попытки его создания ограничиваются неумелым манипулированием частью футбольных фанатов и утопичным «энтузиазмом» крайне малочисленных экзотических носителей идеологии украинского национализма. Заезжие гастролеры, такие как «Студенческое братство», не принимаются в расчет ввиду их некрымской локализации и эпизодического появления на полуострове.

Но крымская молодежная структура достаточно сложна и не все молодежные организации вписываются в рамки этнополитического деления. Ниже обозначен ряд тех из них, которые успели занять определенные ниши в крымской молодежной среде, но которые проблематично причислять к этнополитическим молодежным образованиям.

Прежде всего, отдельной строкой следует отметить организацию «Молодые Регионы» – молодежное звено Партии регионов, в руках которой находится вся полнота власти в стране. Уже один этот факт не позволяет обойти ее стороной.  Эта организация появилась на базе Союза молодежи регионов Украины по аналогии с тем, как организация «Молодые» возникла на фундаменте Русского молодежного центра Крыма. Но на этом сходство этих организаций и заканчивается. Несмотря на все видимые условия для активной работы, «Молодые Регионы» остаются статистом в общественно-политической жизни крымской молодежи.

С некоторых пор в Крыму стали появляться молодежные евроклубы, заметно активизировавшие свою деятельность в последние годы. На первый взгляд может показаться, что их интересы ограничиваются волонтерской деятельностью и полезным проведением досуга молодежью. Но если вникнуть глубже, то становится видно, что евроклубы затрагивают темы откровенно политического содержания, например европейского выбора Украины, принципа толерантности, соблюдения прав человека и нацменьшинств в Крыму. К примеру, молодежная общественная эколого-социальная организация «Свет», выступающая одним из соорганизаторов проведения евроклубов в Крыму, занимается не только защитой окружающей среды или проблемами наркозависимости молодежи, но и агитирует за вступление в Евросоюз и внедряет в сознание молодого населения Крыма принципы европейской идентичности (2). 

Особняком стоят молодежные инициативы экспертной направленности, ведущей среди которых является симферопольское отделение Союза молодых политологов Украины (СМПУ). Данная организация, позиционирующая себя как сообщество молодых экспертов в области политических вопросов, активно развивается в Крыму. Ею регулярно проводятся социологические опросы по актуальным общественно-политическим темам в жизни автономии, функционирует проект «Крымская политическая студия» в Симферополе и Саках, ведется экспертный онлайн-бюллетень, представители организации участвуют в политических ток-шоу на телевидении и в круглых столах.

Таким образом, можно констатировать, что крымская молодежная социально-политическая среда характеризуется все той же специфической крымской мозаичностью и атомизацией. Причем структурировать этот мозаичный конгломерат социальных субъектов можно только по этнополитическому параметру, характерному для Крыма в целом. Вместе с тем сложный состав общественно-политического сегмента крымского молодежного сообщества не сводится исключительно к ранжированию по этнополитическому критерию. Целый ряд крупных и влиятельных молодежных социальных субъектов, о которых еще будет возможность поговорить подробно, остались выведенными за пределы предложенной этнополитической структуры, что вместе с тем не служит основанием для отказа от нее.
______________________________________________________________
1. http://e-crimea.info/2009/07/26/25688/Novyie_techeniya_v_kryimskom_islame____tabligovtsyi___i___takfiryi__.shtml
2. http://www.svet.crimea.ua/?p=217
 
 

 

Оставить комментарий Комментариев: 0

Другие статьи раздела: