Поиск по сайту:

ПРЕОДОЛЕНИЕ ВЫЗОВОВ / ПОДОЛАННЯ ВИКЛИКIВ

«Россия: национальный вопрос». Взгляд из Украины

Александр КАРЕВИН 02.02.2012 01:40

Статья Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» вызвала вполне ожидаемый резонанс и внутри страны, и за ее пределами (особенно в ближнем зарубежье). Отклики появились самые разные: от наивно-восторженных до резко негативных, что, конечно же, тоже ожидаемо. Как по мне, спорить тут не о чем – в статье поднята важная тема, заслуживающая всяческого одобрения и поддержки. Одно из ключевых положений, имеющих значение для развития всего Русского мира, – это мысль о том, что стержнем, скрепляющей тканью этой уникальной цивилизации является  русский народ, русская культура. 

«Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство. Государство, в котором постоянно шел процесс взаимного привыкания, взаимного проникновения, смешивания народов на семейном, на дружеском, на служебном уровне. Сотен этносов, живущих на своей земле вместе и рядом с русскими. Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов. Достаточно сказать, что этнические украинцы живут на пространстве от Карпат до Камчатки. Как и этнические татары, евреи, белорусы…» Автор справедливо указывает на исторический факт, столь яростно либо замалчиваемый, либо оспариваемый украинскими национал-свидомыми, – малороссы-украинцы строили вместе с русскими (великороссами) свою общую Россию и расценивали её вместе с русскими как своё родное государство, в котором они были на первых ролях. 

 
Давайте вспомним, что еще сто лет назад, в начале ХХ века, великорусы, малорусы (украинцы) и белорусы считались (и являлись по сути) единой русской нацией. Данные науки четко указывали: между великорусами и малорусами (а тем более между ними и белорусами) гораздо меньше различий и сами различия гораздо менее существенны, чем, например, между немцами Верхней и Нижней Германии или итальянцами Северной и Южной Италии. Об этом писали отечественные и зарубежные историки, языковеды, этнографы, специалисты по этнической психологии... Факт общерусского (велико-, мало- и белорусского) национального единства признавался и властью, и обществом. «Великорус, малорус, белорус – это все одно», - констатировал упомянутый в статье Федор Достоевский. Так было.
 
«Цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Это тот культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И тем не менее он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь», - пишет В.В.Путин в статье, указывая на вызовы русскому народу. Его действительно надо беречь, потому что, к сожалению, но в отношении, по крайней мере, украинцев (малороссов) этот код частично взломан. И в этом угроза не только для них самих, но и для русских, всего Русского мира
 
После революции 1917 года название «русские» сохранили лишь за великорусами. Малорусов официально переименовали в украинцев. Их, как и белорусов, объявили самостоятельной национальностью, стали насаждать среди них «национальную сознательность» (т.е. уверенность в своей нерусскости, национальной отдельности от великорусов). Единую нацию старательно раскалывали на «три братских народа» (братских, но разных!). Творили это политики, которые, как справедливо отмечено в статье, «боролись за власть и геополитические дивиденды». Творили долго и настойчиво.
 
Их старания имели успех. Поколения, помнившие об общерусском национальном единстве, постепенно уходили в небытие. Новые поколения, появившиеся на свет после 1917 года, об этом единстве не то что не помнили, а даже не знали. О «трех братских народах» им рассказывали с детства. И сегодня русских (в смысле – великорусов), украинцев и белорусов большинство граждан наших стран относит к разным национальностям. Так, к сожалению, есть. Такова сегодняшняя реальность.
 
Но так ли должно быть? На мой взгляд, нет.  Как отмечается в статье, «великая миссия русских» - скреплять в единую цивилизацию «русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар...». И это, безусловно, верно.  При этом чрезвычайно важно, если, решая задачи интеграции на постсоветском пространстве, Россия будет обращать особо пристальное внимание, прежде всего, на скрепление русских русских (украинцев и белорусов в том числе).
 
«Наши национальные и миграционные проблемы напрямую связаны с разрушением СССР, а по сути, исторически – большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII веке», - сказано в статье. Наверное, и решать эти проблемы следует в увязке с восстановлением ну хотя бы единого культурного и экономического пространства, названного «большой Россией». В одночасье (в 1991 году) русское (общерусское) пространство было сужено. Его западную границу отбросили к рубежам даже не XVIII-го, нет, а начала ХVI века.
 
Историческая Русь («историческое государство») – это ведь не только Россия сегодняшняя. Это и Украина (Малороссия), и Белоруссия. Ныне историческая Русь расколота. Расколота не только политически. Ее раскалывали и продолжают раскалывать в языковом, культурном, цивилизационном отношениях (что особенно хорошо видно на примере Украины). Это ненормально. Этот раскол необходимо (именно: необходимо!) преодолевать!
 
Речь, разумеется, идет не о силовых методах. «Разруха в головах», - заметил когда-то булгаковский профессор Преображенский. Это нужно учитывать. Нужно помогать украинцам и белорусам вновь осознать себя русскими. Нужно помогать и великорусам сознавать украинцев и белорусов своими, русскими.
 
Как это сделать? Уж не помню, кто из выдающихся людей (кажется, Талейран) отметил, что существует оружие пострашнее лжи. Оружие это – истина. Следует только воспользоваться таким оружием. Оно есть в распоряжении России. Его не надо изобретать или выдумывать. Стоит обнародовать забытые или намеренно замалчиваемые исторические факты об общерусском единстве. Факты, опровергающие русофобские мифы, столь популярные и, увы, укоренившиеся благодаря государственной пропаганде в массовом сознании украинцев (от части - и белорусов) – о «России – тюрьме народов», «насильственной русификации», «голодоморе-геноциде», «батуринской резне» и т.п.
 
Не отмалчиваться, не пытаться договориться с продажными украинскими псевдоисториками (они все равно обманут) и уж тем более не пытаться перекупить их. А «бить» русофобских пропагандистов фактами. Правдиво рассказывать о нашей общей истории. Доносить информацию через средства массовой информации, через научную и научно-популярную литературу. Подключить кинематограф. Сколько фильмов снято в последнее время в России на историческую тему! Про 1612 год, про Александра Невского, про тайны дворцовых переворотов! А почему бы не снять блокбастеры на украинскую тему? О трагических страницах нашей общей истории (например, о Конотопской битве 1659 года) и о страницах триумфальных (например, о Полтавской битве 1709 года). К работе над такими фильмами можно было бы привлечь украинских актеров, а может быть, и сценаристов.
 
Фактически об этом и говорит В.В.Путин: «Соответствующие требования должна задавать и государственная политика в области культуры. Имеются в виду такие инструменты, как телевидение, кино, Интернет, массовая культура в целом, которые формируют общественное сознание, задают поведенческие образцы и нормы. Вспомним, как американцы с помощью Голливуда формировали сознание нескольких поколений. Причем внедряя не худшие – и с точки зрения национальных интересов, и с точки зрения общественной морали – ценности. Здесь есть чему поучиться». И снова верно.
 
Крайне желательным было бы также проведение широкой межгосударственной российско-украинской дискуссии (с использованием телемостов, полемики в средствах массовой информации и т.п.) об общерусской и «украинской национальной» идеях. Такая дискуссия для сторонников единства исторической Руси выигрышна изначально.
 
И пусть потом злобный учитель русофоб в украинской школе попробует вести свою пропаганду на уроке. Его ученики будут знать, что он лжет. Пусть потом то же самое попробует сделать русофобствующий преподаватель украинского вуза или выступающий в средствах массовой информации Украины псевдоисторик. Пусть потом разглагольствуют российские псевдоученые русофобы (имеются и такие). Их лживость, недобросовестность, некомпетентность будут видны всякому.
 

Русский раскол преодолеть можно и нужно. Надо только осознать необходимость этого.

Оставить комментарий Комментариев: 33
коренной киевлянин | 07.02.2012

мова часть-тавиостокского проекта........ну это уже вообще)))))...смех сквозь слезы..чем вам там в россии голову забили))

HEC | 07.02.2012

Историк | 06.02.2012


Волку
Да нет, я пишу прямо из Лэнгли :(

Вики:

ПОВТОРЯЮ.
ПТИЦУ ВИДНО ПО ПОЛЕТУ. ВИКИ-ПЕДА ПО ПОХОДКЕ.
ПОВТОРЯЮ.
ВИКИ-ПЕДИЯ - ТАВИСТОКСКИЙ ПРОЕКТ РАЗРУШЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. МОВА - ЧАСТЬ ТАВИСТОКСКОГО ПРОЕКТА.

Серый волк | 06.02.2012

Да, судя по направленности ваших комментариев, именно из того "учереждения", расположенного в упомянутом городе.

Историк | 06.02.2012

Волку
Да нет, я пишу прямо из Лэнгли :(

Вики:

"КЛО — украинская сеть АЗС — 50 заправочных комплексов в Киеве и Киевской области.
Реализация топлива осуществляется за наличный и безналичный расчет (смарт-карты, талоны). Общее число автозаправочных станций, обслуживающих талоны и смарт-карты КЛО, — более 1000.

Топливо, которое предлагается на АЗС КЛО, поставляется с заводов «Мажейкю нафта» (Литва) и Мозырьского НПЗ (Беларусь). Кроме того, продаётся импортируемый из Литвы бензин марки А-95 «Супер» и «Премиум» (Евро-4 и Евро-5 соответственно)."

Серый волк | 06.02.2012

"селедку ем норвежскую, бензин заливаю литовский", господин Историк, а ведь на Украине вы вряд ли заливаете литовский бензин. Впрочем я давно предполагал, что вы выполняете "свою работу" из Литвы или Польши и нет вам никакого дела до Украины.

Историк | 06.02.2012

Панасу
Украина и до инкорпорации, и после находилась и находится на том самом месте - оно в учебнике географии причислено к восточной Европе.

коренной киевлянин | 05.02.2012

ну этому в начальной школе учат-про границы европы.
но петр 1 видимо не в курсе был раз окна рубил))))

оукраинец-сиб. | 05.02.2012

коренной киевлянин | 03.02.2012

/..а до этого было обычное не чем не выделяющееся существование где то на севере европы и постоянная борьба со всеми соседями за существование ...вот и приходилось окна рубить..а у нас тут европа под боком..из садочка вышел и на те европа...не надо ничего рубить))

===========================

Европа "по боком" у всех, кто живёт от Бреста до Уральских гор, они в Европе и живут.

HEC | 05.02.2012

коренной киевлянин | 03.02.2012

НЕРАЗУМНЦЙ ХАЗАРИН ЕЩЕ И ТУПОВАТ:
ОТ МОСКВЫ ДО ГРАНИЦЫ С АЗИЕЙ В ДВА РАЗА ДАЛЬШЕ, ЧЕМ ОТ КИЕВА,
А ДО ЗАПАДНОЙ ГРАНИЦЫ - БЛИЖЕ, ЧЕМ ОТ КИЕВА,
ОТ ПЕТЕРБУРГА - ПЕШКОМ ДОЙТИ.

коренной киевлянин | 03.02.2012

панасу
..в старых учебниках истории все события до вхождения Украины в состав Московии рассматривают в таком ракурсе словно "ничего не было".....словно спячка была)))
все это тысячелетнее российское имперское царство от силы лет 250-300 насчитывает..а до этого было обычное не чем не выделяющееся существование где то на севере европы и постоянная борьба со всеми соседями за существование ...вот и приходилось окна рубить..а у нас тут европа под боком..из садочка вышел и на те европа...не надо ничего рубить))

Панас | 03.02.2012

Историк, не тратьте даром силы, в школьном убенике географии нет сведений об Украине "до инкорпорации в состав московии". Вы перепутали историю с географией. Непростительно для человека, считающего себя специалистом.

Панас | 03.02.2012

Молодец, киевлянин, правильно написал:"а на предмет окна в европу-в высшей степени не согласен, мы и так были в нее интегрированы...рядом находились...". И сейчас там..., рядом находимся, интегрируемся. Кстати, вижу это не из эрэфии, а из собственного окна, де садок вишневий коло хати...

коренной киевлянин | 03.02.2012

панасу
вы однозначно мухлюете.
У нас тут если когда то давно и щеголяли всякие азиаты,то сейчас живут в подавляющем большинстве живут люди по характеристикам напоминающих лиц славянской национальности....СРАЗУ ВИДНО ВЫ НЕ МЕСТНЫЙ....а россия как я упоминал скоро станет добычей русских чеченцев,тувинцев,монголо татар и прочих мусульман-азиатов...и путин ускоряет этот процесс всеми возможными методами...шо тут не ясно.
я не хочу что бы эти персонажи стали гражданами и моей родины-вот главная причина.

а на предмет окна в европу--в высшей степени не согласен, мы и так были в нее интегрированы...рядом находились...это вам там нужно было что то рубить...

Историк | 03.02.2012

Панасу
1. Вас киевлянин тоже не просил задавать ему вопрос. Или без письменного сертификата от нотариуса в том, что я не буду задавать неудобных вопросов, к вам подступаться нельзя?

2. Если вспомните школьный курс географии, то там Украина фигурирует как часть восточной Европы. Или у вас есть альтернативное мнение?

Панас | 03.02.2012

Историк, я обращался к киевлянину, а не к вам. Ваше мнение в данном случае меня мало интересует. Жора сказал кто вы и я с ним солидарен. Но если вы настаиваете, я хотел бы знать какой именно частью Европы "до инкорпораци" была Украина?

Историк | 03.02.2012

У путинистов (как и у их предшественников - ленинистов) один метод дискуссии - назвать оппонента агентом ЦРУ или Моссада, а дальше по накатанной - враг народа, поедатель младенцев и т.п.

umnik-историк | 03.02.2012

Историк, а не тот ли это Павел Шеремет,

гражданин Израиля,

который, работая на НТВ, служил лающей собачкой у господина Гусинского,

и который "прославился" тем в своё время,

что поливал грязью батьку Лукашенко?
---

Историк, Вы что же, уже с Голоса Америки перешли на Голос Израиля?

А как же ваша ненависть рафинированного галицького украинского нацука

и вашего обожаемого коричневого укрофюрера Тягнибока к жiдам?

Поступаетесь принципами, историк... :)

Ай я яй!

Историк, не боитесь, что соратники проклянут ..... :)

umnik-историк | 03.02.2012

Историк, а не те ли самые это ублюдки,

которые занимались украинизацией на Украине,

переделывая чекистским наганом руських Малой Руси в украинцев?

--
Например,
чекист Скрыпник,
чекист М. Хвылевой,
чекист А.А. Хвыля (Олинтер),

ленинская гвардия,
у которой руки по локоть в крови
ещё с гражданской войны,
ты самая,
которую вместе с другими украинизаторами
потом Сталин пустил под нож...
--
Ждём с нетерпением

ваших возмущений этими извергами чекистами

по-поводу насильственной украинизации....

А то, как чекисты украинизацию проводили,
так они для историка хорошие,
а когда тех же украинизаторов чекисты в лагеря отправили,
то сразу плохие...

Историк | 03.02.2012

Жоре
Спасибо за откровенность - теперь буду знать, что меня ждет в вашем "русском мире". Солнечная Колыма всегда наготове для славянских братьев :(

А что касается расстрелов в Бабьем Яру, то я с вами абсолютно солидарен.

А теперь ответьте, солидарны ли вы со мной, что то же самое касается и расстрелов в Быковне, Катыни, Соловках, Гулаге и тысячах городов СССР, где ублюдки из энкавэдэ расстреляли намного больше, чем нацисты? Будет интересно узнать ваше мнение.

Историк | 03.02.2012

Панасу
1. Окно Петр рубил себе - Украина до инкорпорации в состав Московии была частью Европы и не нуждалась в окнах. Более того - договор с Московией ограничивал контакты Украины с Европой.

2. Не знаю, различаете ли вы нефть и бензин, но между ними есть много отличий. Если их суммировать, то разница будет в том, что бензин заливают в баки, а нефть - нет.
А чтобы автомобиль хорошо ехал и долго служил, бензин должен быть качественным. Все, кому понятна такая логика, неизбежно приходят к покупке бензина, произведенного в ЕС (поскольку украинские и русские олигархи плевали на качество и на ЕС :(
Одним из выходов и является покупка литовского бензина.

И тут снова у нас разные вкусы - мне нравится бензин, произведенный в Европе, а вам - в Азии :(

Панас | 03.02.2012

Историк, а с каких пор у нас литовский бензин? Или Литва - это вторые эмираты и фонтаны зеленых там бьют из-под земли...

Панас | 03.02.2012

Киевлянин,а ты не азиат? На украйне и скифы, и сарматы, и хазары, и половцы с печенегами, и татары с монголами, и турки аж до 18 века генофонд "совершенствовали", пока "клятые москали" таким как ты окно в Европу не прорубили. Видно напрасно старались. Неблагодарные и беспамятные потомки оказались.

коренной киевлянин | 02.02.2012

панасу
ну вы погнали)))..у нас тут азиатов на данный момент немного)) слава Богу...
а на фоне россии так вообще нет)))
чушь несете..у нас тут свои преобладают

Панас | 02.02.2012

А в Украине одни свидомые живут? Вот вы, например, русскоязычный, а существуете в украинском компоте, не менее азиатском, чем русский. Думаю, оспаривать это не будете?

Жора | 02.02.2012

Историку: Нет, что вы! Я таки тоже не все украинское люблю. Просто ненавижу тех, кто в Бабьем яру убивал моих родственников и отправлял выживших в лагеря смерти на которых было написано "Каждому свое", ненавижу тех, кто сегодня повторяет этот страшный лозунг и цинично рассуждает о свободе выбора. Разве вы гражданин, историк, вы мразь человеческая. Таки сказал, что думал!

коренной киевлянин | 02.02.2012

забавная статья...
есть только один нюанс что в современной россии -русских скоро не останется....будут-русские армяне,русские тувинцы,русские-китайцы,русские -чеченцы,русские -татары))ну и так далее...путинская политика весьма способствует этому преобразованию.
лично мне не особо хочется в этом азиатском компоте- сосуществовать.

Историк | 02.02.2012

Интересное сравнение украинцев и русских сделал Шеремет:

"Безумная история разворачивается сейчас на Украине, но из-за президентской гонки никто до сих в России не обратил на это внимание. А история показательная. Это прекрасная иллюстрация к тезису о том, что Украина – не Россия, и восстановить империю в каком-либо внятном виде не удастся.

На Украине разворачивается хакерская революция. Вторые сутки в стране не работают вообще или работают с перебоями практически все правительственные сайта. В ночь со среды на четверг лег сайт Службы безопасности Украины.
С трудом открываются сайты Кабинета Министров и Верховной Рады. Не работает официальный сайт Партии регионов.
Периодически «падает» президента Украины. Если вы в данный момент – в четверг утром – попытаетесь на него зайти, то высока вероятность, что сайт опять «лежит»...

Но показатель сам факт общественного, самоорганизующегося протеста в Украине. Был оранжевый Майдан, потом - "налоговый", "афганцы" и чернобыльцы ломали забор вокруг парламента. Теперь - майдан в интернете.

Регулярно в Украине, с периодичностью раз в два месяца происходят массовые акции протеста. И этим Украина отличается от России.

Да, там нет нормального государства. В смысле, сильного и дееспособного. В Украине разные кланы, прорвавшись к власти, приспосабливают государственную машину под себя. Да, Украина беднее восточного соседа, потому что там не бьет из-под земли фонтан из зеленых купюр. Там нет среднего класса в том понимании, в котором мы обсуждаем этот феномен в России. Может быть президент Янукович проигрывает интеллектуально Путину или Медведеву.

Но главное отличие Украины от России состоит в том, что там значительная часть общества не хочет мириться и сдаваться тогда, когда чиновники пытаются все подмять под себя. И протестный электорат состоит из разных социальных слоев. Там протест не богатых, а все-таки - свободных людей. нынешняя элита в Украине намного слабее российской. Но люди, и это очевидно, в массе своей более свободные. И они легко со своими свобода расставаться не хотят. И чем дальше, тем очевиднее, что нам там со своим уставом скоро совсем делать будет нечего."
http://echo.msk.ru/blog/sheremet/854872-echo/

По-моему, тут им УЖЕ делать нечего :(

Историк | 02.02.2012

Жоре
Представляете, да, не патриот. Газ жгу российский, селедку ем норвежскую, бензин заливаю литовский. Даже телевизор смотрю японский, бананы ем эквадорские, а кофе пью бразильский.

Подозреваю, что вы больший патриот, чем я - у вас все это должно быть украинское.

Жора | 02.02.2012

Историк, как мне немножко кажется не патриот Украины, на "Таврии" не ездит, ему "Фольксваген" ближе. Ну, это таки наследственное, еще от Бандеры и Шухевича.

Историк | 02.02.2012

Вы прикрываетесь российскими ржавыми ракетами, я - европейскими.
Каждому свое - вы на Жигулях, я - на Фольксвагене. О вкусах не спорят :(

Серый волк | 02.02.2012

Господин Историк, понятно, что вам больше по душе натовские ракеты! Но зачем же тогда вы постоянно прикрываетесь ширмой под названием "европейская Украина"?
Ведь давно понятно, что это всего лишь мираж по множеству причин. И даже, если в это кто-то из мододого поколения верит, это всего лишь следствие целенаправленной пропаганды.
Для них карета все равно превратиться в тыкву.....

Когда мы едины мы непобедимы! | 02.02.2012

Все правильно! Дай Бог сил и здорвья В.В. Путину! Но и мы все не должны оставаться в стороне!

Историк | 02.02.2012

Автор нашел себе авторитет в лице Путина. Остается криво усмехнуться :(
Да даже в России Путин становится пугалом - почитайте ЖЖ. Что уж говорить об Украине - любая пропаганда со ссылкой на него обречена на поражение.

Автор нашел у Путина: «великая миссия русских» - скреплять в единую цивилизацию «русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар...».

А зачем это надо украинцам? С какой стати они должны думать о "скреплении" армян с азербайджанцами? И вообще - зачем скрепляться? Чтобы гордиться территориями "от Карпат до Камчатки"? По-моему, кроме бывших кэгэбистов типа Путина иному здравомыслящему человеку это уже не нужно. А тем более молодому поколению, давно живущему европейскими понятиями, в которые не вписывается претензии Москвы на границы "большой России, сложившейся в своей основе еще в XVIII веке". По-моему, ничего другого за этой демагогией и не стоит - только желание вернуть свои ракеты на Западный Буг и Дунай.

А тем более хорошо известно, что бывших кэгэбистов не бывает :(

Другие статьи раздела: