Поиск по сайту:

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ / ГОЛОВНI ТЕМИ

О ситуации вокруг «Фаины»

Виктор КОСТЕНКО 20.01.2009 18:22

В пылу газового спора между Украиной и Россией практически ушла из поля зрения проблема освобождения судна «Фаина», захваченного 25 сентября 2008 года сомалийскими пиратами. На борту судна находятся 22 члена экипажа, которые уже 4 месяца ожидают своего освобождения. И это притом, что из опыта известно: в среднем переговоры с пиратами о сумме выкупа и доставка его занимает около 45 дней. Однако, случай с «Фаиной» нельзя назвать рядовым – начинённый оружием корабль, следующий без должного военного прикрытия по изначально опасному району, рождает слишком много вопросов.

Не меньше вопросов вызывает затянутость процесса выплаты выкупа, учитывая, что этот механизм вполне отработан. При правильно выстроенных условиях с морским страховщиком и обдуманно заключённoм контракте на морскую перевозку самый безболезненный для судовладельца способ освобождения судна и экипажа из пиратского плена - заплатить выкуп и компенсировать его через страховые механизмы. Договорённости с пиратами о сумме выкупа и фактическая передача требуемых сумм происходит в основном через частные охранные компании Европы, США или местных посредников.
 
Даже если учесть задержку, возникшую в связи с путаными поначалу требованиями пиратов (то 8 млн., то 30 млн., то 3 млн. долл. выкупа), времени на осуществление выкупа было предостаточно. Однако судовладелец «Фаины» уже не раз подчёркивал, что стоит его переговорам с пиратами войти в нормальное русло, как кто-то обязательно вмешается - то ли от нетерпения или излишнего усердия, то ли злонамеренно. Даже когда украинские политики перестали делать громкие заявления в прессе, процесс не сдвинулся с мертвой точки. Вот и 15 января 2009 года появилась информация о том, что теперь на пути освобождения заложников и судна стали недобросовестные посредники, которые-де хотели украсть часть выкупа (1). И снова, несмотря вроде бы на отказ от посредников в переговорном процессе, дело не продвигается. На случайные совпадения это не спишешь. И, безусловно, ключевой проблемой является не цена за жизнь экипажа, а само судно, его груз и пункт его назначения.
 
Предположение о том, что "Фаина" была элементом в системе незаконной торговли оружием под «крышей» властной украинской элиты, высказывалось не раз и не только в украинских и российских СМИ, но и во вполне респектабельных западных (например, Би-Би-Си). До сих пор однозначных подтверждений этого нет, но ситуация с затягиванием освобождения судна и нежелание украинского руководства способствовать этому освобождению косвенно свидетельствуют в пользу подобного предположения. Возможно, переговоры потому и затягиваются, что предметом переговоров является не только освобождение команды (в этом случае вопрос бы решился значительно быстрее), но и самого судна. Похоже, слишком многие и в Украине и, как это не удивительно, на Западе совершенно не заинтересованы в том, чтобы этот корабль покинул берега Сомали.
 
1. Украинский политический контекст. Освобождение корабля и его возвращение в Украину снова активизировало бы тему преступных действий украинской власти в сфере торговли оружием (как в ситуации с поставками оружия в Грузию). Поскольку ответственным за торговлю оружием является В.Ющенко, это будет в предвыборный год совсем некстати. Хотя с учетом его рейтингов вопрос нужно ставить несколько иначе – допустит ли он возвращения в Украину еще одной потенциальной криминальной статьи против себя? В условиях набирающей в рядах ПР и БЮТ идеи не просто отстранить Ющенко от власти, но и образцово-показательно наказать его с помощью суда с возможной дальнейшей, хотя бы символической, отсидкой возвращение «Фаины» становится буквально опасным для здоровья. Пусть этот вариант (судебного преследования) вряд ли будет реализован на практике (Янукович и Тимошенко побоятся создать прецедент в отношении самих себя), в той или иной форме эти обвинения могут преследовать Ющенко и после его отстранения от власти, продолжая дискредитировать его в глазах Запада, к чему он всегда относится крайне трепетно и чувствительно.
 
Впрочем, даже если пограничное сознание Виктора Андреевича и допускает его собственную «божественную неуязвимость», то подобных иллюзий лишены те, кто реально организовывал подобные преступные схемы. В случае резкой (в ситуации досрочных выборов, импичмента и т.д.) смены правящей политической группы именно эти люди могут пострадать больше других, поскольку новой власти придётся искать ответственных за те преступления, в которых они обвиняли Ющенко. Если же последнему будут даны некие гарантии личной неприкосновенности, то как раз непосредственные организаторы схем и окажутся под ударом. Поэтому для них самым лучшим выходом из ситуации с «Фаиной» было бы как можно дольше удерживать её в водах Сомали, а при случае, в буквальном смысле слова «спрятать концы в воду» - под любым благовидным предлогом затопить.
 
2. Глобальный контекст. Вынесенным за рамки обсуждения остаётся вопрос о том, как случай с «Фаиной» повлиял на глобальные процессы. Мягко и незаметно тема борьбы с «мировым терроризмом» уходит в небытие вместе с Дж.Бушем-младшим. Появляется открытая ниша нового «глобального врага человечества»: Западу, особенно в условиях экономического кризиса, необходимо переключить внимание граждан на новую угрозу. И весьма экзотичная по своей сути проблема сомалийского пиратства – очень неплохой вариант, учитывая, что в отличие от абстрактного понятия «мировой терроризм», термин «пират» наполнен ощутимой конкретикой. Кроме того, выдвижение пиратства как ключевой проблемы современности позволяет НАТО, показавшей свою вполне прогнозируемую несостоятельность в борьбе с терроризмом, получить врага, который, с одной стороны, вполне материален (обладает техникой, которую можно уничтожить), а с другой – позволяет в который раз расширить зону ответственности НАТО.
 
Верно писал в ноябре 2008 года обозреватель TimesOnline Роб Крили: «Сомалийские пираты совершили большую ошибку, напав на «Фаину». Именно захват украинского корабля стал той причиной, по которой пиратами активно заинтересовались и ЕС и НАТО». Даже СБ ООН отреагировал на редкость оперативно. 7 октября была принята Резолюция Совета Безопасности ООН №1838, которая обращается к нациям с просьбой применять военную силу против пиратов в сомалийской области и рекомендует государствам применить ВМС и ВВС для борьбы с преступностью и терроризмом на море. Уже 2 декабря Совет Безопасности ООН принимает Резолюцию №1846, которая позволяет государствам и организациям, в кооперации с Переходным Правительством Сомали, входить во внутренние воды Сомали и использовать "все необходимые средства" в противостоянии пиратству в водах Сомали. А в середине декабря Совет Безопасности ООН даёт добро на преследование пиратов на берегу Сомали с разрешения Переходного Правительства Сомали.
 
Такой интерес к проблеме сомалийского пиратства происходит скорее из интереса к другому государству – Судану и его мятежной провинции Дарфур, богатой нефтью. В этом регионе сосредоточены интересы слишком многих держав, чтобы позволить ему оставаться в состоянии тотального беззакония. Близость Дарфура, за который негласно давно уже сражаются Китай и США, обусловливает необходимость сохранения военного контроля над сопредельными территориями. В этих условиях «Фаина» стала удобным предлогом подтянуть военно-морские контингенты в непосредственную близость к Судану. Кроме того, США действительно опасаются того, что оружие с украинского корабля может попасть в Дарфур. В такой ситуации и для Вашингтона вариант затопления «Фаины» был бы не самым плохим.
 
Вероятность того, что «Фаина» не вернётся в Украину никогда, остаётся достаточно высокой. Следует ожидать, что корабль будет затоплен одной из сторон, причастных к этой тёмной истории. Если подобная инициатива будет исходить от желающих избежать ответственности украинских чиновников высшего ранга, между ними и пиратами может быть достигнуто соглашение об освобождении экипажа (путем выплаты тайного выкупа) и затоплении судна. Например, официально пираты заявят об отказе украинской стороны выплачивать выкуп и за это они топят судно, но, проявляя гуманность, отпускают экипаж.
 
К затоплению судна готовы и американцы. В своем брифинге (2) вице-адмирал Гортней на вопрос о судьбе «Фаины» заявил: «Мы отслеживаем ситуацию. Мы вели переговоры с пиратами, мы говорили им, что они могли пополнить запасы «Фаины», но при этом запрещаем им сгружать что-либо с судна. Если же они попробуют, то мы затопим судно».
 
И тем не менее, хочется надеяться, что моряки с «Фаины», перестав быть заложниками украинских политических игрищ, благополучно вернутся домой к своим семьям.
 
_______________________
(1) http://www.obozrevatel.com/news/2009/1/15/279793.htm
(2) http://www.navy.mil/search/display.asp?story_id=41892

Оставить комментарий Комментариев: 0