Поиск по сайту:

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ / ГОЛОВНI ТЕМИ

Эксперимент над школой не удался

Степан РОМАНЮК 11.07.2010 15:11

С 1 сентября в украинских школах устанавливается  11-летний срок обучения, к нему добавляется  год обязательного дошкольного воспитания. Такой Закон Верховная Рада приняла 6 июля, поставив точку в многолетнем споре о переходе на «европейское» 12-летнее образование. Реформа, затеянная 11 лет назад, провалилась...  

Реформа ради реформы

Автором идеи был тогдашний министр образования и науки Василий Кремень. По предложенной им концепции обучение детей в школе должно начинаться с 6-ти лет, а  со второго класса дети приступают к изучению  иностранных языков, которые им выберут родители.

Василий Григорьевич, возглавляя ныне Национальную академию педагогических наук,  и сегодня убежден, что среднее образование в Украине должно быть не менее 12 лет. По его замыслу, заканчивая 9-й класс, дети должны продолжать обучение в профильных учебных заведениях, после окончания которых могли бы либо продолжать получать образование в вузах, либо работать по полученной специальности.

Задуманная реформа требовала огромных усилий.  По мнению еще одного экс-министра образования и науки Станислава Николаенко,  замыслив реформу, в стране ничего не было сделано для ее осуществления: «Этим вопросом никто не занимался, особенно последние два года. Были свернуты все государственные программы, не работали, как нужно, творческие коллективы, унижен учитель».  Ничего не было сделано для профилирования школ, улучшения материально-технической базы, создания условий для обучения учащихся различным специальностям. Если специализация, к примеру, – легкая промышленность, то в школе должна быть как минимум швейная мастерская, а не просто лекционный теоретический курс, не подкрепленный реальной производственной практикой.

К  «чрезмерно быстрому» взрослению учащихся общеобразовательных школ оказалось не готовым и  большинство школьных учителей. Многие  восемнадцатилетние девушки уже заводят семьи. «В этом возрасте они стесняются ходить с ранцем в школу и сидеть за партой. И их можно понять», - говорит председатель парламентского Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Анатолий Гриценко и приводит примеры, когда  к школьному выпускному вечеру некоторые выпускницы успевают обзавестись вторым ребенком.

По сути, предложенная схема образовательных реформ не являлась  концептуально целостной,  она не учитывала весь комплекс проблем, вдруг возникших перед средней школой, а главное – никто эти проблемы решать и не собирался.

Год без выпускников

Время шло. 2012 год, который, должен стать оселком проводимой реформы, показать ее преимущества или несостоятельность, приближается неумолимо. Школьники, пришедшие в первый класс до  2002 года, обучались 10 лет и уже в следующем году должны получить аттестаты зрелости. Правда, формально они считались выпускниками  11 класса, поскольку в школах отсутствовал 4-й класс. Дети, которые родились на год позже, должны были осваивать школьную программу на 2 года дольше. И тут оказалось, что в 2012 году… школьного выпуска вообще не будет. Забили тревогу вузы, военкоматы, родители. Выяснилось,  что если  в 2011 году будет 235 тысяч выпускников,  в 2013 году - 427 тысяч, то в 2012 году – ни одного! Отцы образовательной реформы такую «мелочь» просто не учли.

Опрошенные социологами  руководители вузов не смогли пояснить, что станут делать их учебные заведения в таких условиях. Одни ректоры надеялись  на отмену двенадцатилетнего образования, другие – полагались  на помощь министерства. Многие всерьез готовились к сокращению количества высших учебных заведений.

В сентябре прошлого года под председательством вице-спикера парламента бютовца Николая Томенко в Верховной Раде прошел круглый стол на тему «Проблема выпуска 2012-го года в контексте реализации Концепции 12-летнего общего среднего образования в Украине». Тогда Николай Владмирович предложил 3 варианта решения проблемы:

-  обсудить преимущества и недостатки 12-летней системы школьного образования и подумать о возможности возвращения к школе-десятилетке;

- отсрочить введение 12-летней системы и остановиться на 11-летней, а между тем подготовиться к этому переходу, в частности с точки зрения содержания учебников, программ и прочих необходимых мероприятий;

-  найти варианты, возможно, путем внедрения экстерната, для того чтобы обеспечить определенное количество выпускников в 2012 году.
В заседании круглого стола приняли участие представители Министерства образования и науки, Академии педагогических наук Украины, ведущих высших и общеобразовательных учебных заведений.

Но тогда начиналась президентская предвыборная кампания, и решение проблемы было отложено до «лучших дней».

После выборов – хоть потоп  

Зато в предвыборных обещаниях эту тему не обошел ни одни кандидат. Тем не менее большинство из них предпочло о деталях не распространяться. Юлия Тимошенко, например, довольствовалась дежурной формулировкой: «Каждый ребенок получит свободный доступ к высококачественному образованию, пользованию компьютером и Интернетом независимо от уровня состояния его семьи». Владимир Литвин ограничился обещанием «реализации всех гарантий, установленных ст.57 Закона Украины «Об образовании»,  Арсений Яценюк пообещал «бюджетное образование спроектировать заново». С конкретным предложением выступил Виктор Янукович: «Мы в обязательном порядке пересмотрим сроки получения среднего образования, мы вернемся к 10-летнему среднему образованию».

Выборы закончились, и наступило время реализовывать на практике предвыборные программы. Новый министр образования и науки Дмитрий Табачник  взялся за дело, не откладывая школьный вопрос в «долгий ящик». 9 июня в Верховной Раде состоялись парламентские слушания «Введение 12-летнего общего среднего образования в Украине – проблемы и пути их преодоления». Первым выступил министр образования и науки Дмитрий Табачник. Он заявил, что действующая 12-летняя система обучения в средних школах себя не оправдывает, в то время как 11-летняя система «не уступает системе обязательного образования большинства европейских стран».

По мнению министра, обучение школьников по 12-летней системе уже в будущем году повлечет большие расходы. «Чтобы обеспечить учеников 11 и 12 классов учебниками, потребуется 360 миллионов, затраты на питание и медицинское обслуживание учеников составят более 120 миллионов,  на компьютеризацию школ понадобится более 1 миллиарда гривен».  Но дело не только в финансовых затратах, но и в целесообразности «лишнего года за партой». Министр выразил уверенность, что   переход на 11-летнюю систему обучения можно осуществить уже в 2010/11 учебном году.

В слушаниях принимали участие известные специалисты, абсолютное большинство из них согласились с подходом министерства и лично его главы Дмитрия Табачника к предложенной системе обучения. Таким образом,  был найден компромисс.  Президент Виктор Янукович согласился, что на данном этапе переход на 11-летнее образование – наиболее приемлемый выход из создавшейся патовой ситуации. А уже через месяц вопрос был решен на законодательном уровне.

О Болонском процессе и «руке Москвы»

Но оппозиция не была бы украинской, если бы не выступила против принятых решений.  Главным парламентским идеологом двенадцатилетки стал бютовец Владимир Полохало. По его мнению, переход на 11-летку в школьной системе образования «приведет к тому, что наше образование не будет признаваться за рубежом, а Украина нарушит обязательства, взятые по Болонскому процессу!».
Категорически против отмены 12-летнего общего среднего образования выступил лидер проющенковской группы в парламенте Вячеслав Кириленко, напрочь забыв о том, что одним из пунктов предвыборной программы его патрона Виктора Ющенко еще в 2004-м году был возврат к десятилетке! Коллега Кириленко по оранжевой фракции НУНС Олесь Доний вообще увязал этот вопрос с  копированием  системы образования России. Точно такого же мнения придерживается и еще один оппозиционер Арсений Яценюк. По мнению функционеров «Фронта перемен», речь идет о возвращении «в российские рамки нашей системы образования». По логике этих «фронтовиков» отмена двенадцатилетки задумана с единственной целью: воспрепятствовать вхождению Украины в европейское образовательное сообщество.

А между тем эксперты все больше сходятся на том, что в создавшейся ситуации компромиссный закон об отмене 12-летнего обучения был едва ли не единственным способом хоть как-то изменить к лучшему ситуацию, сложившуюся в образовательной сфере. В момент принятия решения о школьной реформе правительство возглавлял Виктор Ющенко, а вице-премьером при нем была Юлия Тимошенко. Потом за истекшее десятилетие они еще дважды в паре управляли страной – В.Ющенко в качестве президента, а Ю.Тимошенко в должности главы Кабинета министров. Тем не менее довести до конца начатую реформу так и не смогли. Да, видимо, и не смогли бы даже при горячем личном желании ее осуществить. Причина провала реформы 12-летнего образования кроется, прежде всего, в ее слабой проработанности, декларативности, в большей степени дани «европейскому образовательному сообществу», отсутствии глубокого осмысления необходимых организационных мероприятий.

По большому счету виновата не избранная форма среднего образования и даже не временной фактор. Дискуссии о 12-летке ведутся и в России, определенные решения уже приняты в Казахстане, даже в Таджикистане уже приняты соответствующие документы. Возможно, через какое-то время именно двенадцатилетнее обучение окажется наиболее приемлемым для наших детей и внуков. Но любая реформа требует серьезной подготовительной работы, тем более если речь идет о будущем страны.

На Украине оппозиционные политики без зазрения совести включились в очередную антиправительственную кампанию по компрометации гуманитарной политики новой власти, усмотрев в отмене неудачной реформы «руку Москвы».

Ей-богу, внушать маленьким гражданам с букваря, что «лишь то хорошо, что не так, как в России» - неблагодарное дело!



Оставить комментарий Комментариев: 0