Поиск по сайту:

ЖЕМЧУЖИНЫ УКРАИНЫ / ПЕРЛИНИ УКРАЇНИ

«Пророк Илья на киевском Подоле…»

Матвей СЛАВКО 02.08.2011 01:01

Это место свято: предание гласит, что именно здесь, в Киеве, где река Почайна впадала в Днепр, в 988 году Русь и приняла новую веру. Об этом мало кто помнит, но еще меньше знают, что именно на этом месте, в деревянной Ильинской церкви, в 945 году, то есть почти за полвека до Крещения Руси (!), было проведено торжественное богослужение по случаю приведения к присяге той части княжеской рати Игоря Рюриковича, которая уже тогда исповедовала христианскую веру.

Предание гласит, что построена киевская церковь Святого Ильи киевскими князьями Аскольдом и Диром, язычниками, предпринявшими поход на Константинополь. Защищаясь от врагов, горожане во главе с императором и патриархом обратились с молитвой и опустили в море ризу Божией Матери, и внезапная буря потопила русские корабли. Вразумленные чудом, Аскольд и Дир приняли крещение, а по возвращении в Киев построили церковь Святого Ильи.
 
В 944 году между Киевом и Константинополем был заключен мирный договор, в принятии которого участвовал князь Игорь, а также многие знатные люди и богатые торговцы.
 
Киевляне, прибывшие в Константинополь, представляли собой две равноправные общины — языческую и христианскую. Язычники тогда подтвердили свои мирные намерения, поклявшись на оружии именем Перуна, а христиане в верности своему слову поклялись церковью святого Ильи в Киеве. Потому некоторые исследователи и считают на Руси храм Святаго Ильи первым христианским, поскольку «се бо бе соборная церков, мнози бо беша Варязи хрестияны». 
 
 
Киев. Ильинский храм
 
 
Однако не все исследователи Древнего Киева считают, что современная Ильинская церковь стоит на том же месте, что и летописная деревянная святыня (в 2005 году исполнилось 1060 лет со дня упоминания о ней преподобным Нестором Летописцем в «Повести временных лет»). В «Повести» имеется еще одно упоминание о ней, вносящее путаницу в вопрос о местонахождении храма. Говорится, что церковь святого Ильи «…яже есть над Ручаем конец Пасынъче беседы и Козаре…», то есть храм стоял над Ручьем в некой местности, носившей название «конец Пасыче Беседы и Козаре». Исследователи предлагают несколько версий, так как на Подоле тогда была не одна речка — Почайна, Глыбочица, и не один ручей — Борисоглебский, Кудрявский.
 
Есть суждения, что в церкви святого Ильи в свое время молилась и княгиня Ольга. 
 
* * *
  
Пророк Илья, день которого празднуется 2 августа по новому стилю, всегда почитался в русском народе особо. Слово Илии «горело, как светильник», «за великую ревность по законе был он «восхищен» Богом на небо. Преподобный старец XIX века Амвросий Оптинский, любивший рифмованные присказки, говаривал: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я».Нам всем в назидание — слова всенародно почитаемого старца, десятилетиями тяжко хворавшего, не встававшего с одра, однако продолжавшего духовно окормлять десятки тысяч притекавших верующих со всего Отечества.
 
Пророки Моисей и Елисей в амвросиевой присказке появляются неслучайно: во время Преображения Иисуса Христа на горе Фавор Илия являлся вместе с Моисеем, и они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти» предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».
 
Апокрифическая Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова, описывает восхождение Илии на Небо так: «Илия сокрыт был вихрем, — и Елисей исполнился духом его» (Сирах.48:12). А Илия оставил пророку Елисею свою верхнюю одежду («милоть»), сбросив ее уже с огненной колесницы.
 
Считается, что пророк был взят живым на небо: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на Небо». 
 
 
Огненное восхождение Ильи-пророка на Небеса. Икона
 
Но нам не следует забывать, что Илия также низводит огонь с Небес как для наказания грешников, так и для Знамения Истинности Богопочитания. По учению церкви Илия должен также явиться пред вторым пришествием Христа на землю (Откр.11:3-12). 
 
* * *
 
Каменная церковь в честь пророка Илии была построена в Киеве в 1692 году на средства киевского мещанина Петра Гудимы на месте церкви деревянной, на пересечении улиц Почайнинской и Ильинской. В течение нескольких поколений старостами храма были представители семьи Гудимы (портрет одного из них сегодня экспонируется в Музее украинского изобразительного искусства). На средства этой семьи, которая из поколения в поколение жертвовала храму значительные суммы, ликвидировались последствия пожара 1718 года. Были сделаны обширные пристройки, возведен иконостас, построена каменная колокольня, к которой примыкает дом для причта, церковь была украшена росписью. Фрагменты живописи XVIII века были обнаружены под позднейшими записями в 1957 года. 
 
 
Колокольня Ильинской церкви
 
В первой половине ХVIII столетия была построена двухъярусная колокольня и установлены церковные врата в стиле южнорусского барокко, изготовленные выдающимся украинским зодчим И. Г. Григоровичем-Барским.
 
Полковой есаул Павел Иванович Гудима в 1755 году провел реконструкцию храма, в процессе которой был достроен Иоанно-Предтеченский придел. А его брат Федор принял священный сан и совершал служение в Ильинском храме в 1740-х годах.
 
Храм был восстановлен и после страшного пожара 1811 года, уничтожившего чуть ли не все строения на киевском Подоле. Документы сохранили и имя церковного старосты Лазаря Черноярова, который в 1887 году провел за свой счет в храм отопление и заменил чугунный пол на деревянный.
 
В ХІХ столетии положение храма было неутешительным. В ведении Ильинской церкви к тому времени состояли лишь 16 дворов. О пастве заботился священник, закончивший богословский курс Киевской духовной академии, Петр Маташевский. Количество прихожан в тот период составляло 130—140 человек.  
 
 
Вход в Ильинскую церковь
  
* * *
 
 
Найти Ильинскую церковь просто — нужно от площади Контрактовой идти в сторону набережной до тех пор, пока не станут видны позолоченные купола святыни… Но нужно не перепутать Ильинскую церковь с соседкой — Набережно-Никольской церковью, находящейся менее чем в сотне метров. 
 
 
В кадре слева, на берегу — Набережно-Никольская церковь, справа — Ильинская церковь
 
В 1904 году был капитально отремонтирован храмовый комплекс Ильинской церкви и написаны новые иконы.
 
Архитекторы и искусствоведы сообщают такие сведения о храме: «Храму присущи лаконичность и четкость форм, подчеркнутых сдержанным внешним декором. В нижнем ярусе храм оформлен утонченными полуколоннами, на которые опираются легкие треугольные фронтоны. Увенчивает здание карниз, на фризе которого размещены лепные розетки. Такой же карниз украшает барабан купола. Увенчивает купол небольшой декоративный фонарь с иконами, среди которых образы Спасителя, Божьей Матери, Иоанна Предтечи, пророка Илии и других святых».
 
Обращает внимание всех, входящих в храм, резной трехъярусный иконостас, визуальное решение которого, как полагают, перекликается с оформлением иконостаса Владимирского собора.  
 
 
Иконостас Ильинского храма
 
Ансамбль Ильинской церкви является одним из архитектурных акцентов в застройке набережной Днепра и формирует первый план силуэта застройки Подола. Строения вокруг Ильинской церкви — колокольня, бурса, ворота и ограда — составляют единый архитектурный ансамбль. 
 
 
Храмовый комплекс Свято-Ильинской церкви в Киеве
 
 
Церковь выполнена из кирпича, является трехчастной и однокупольной. Судя по формам декора, могла быть построена московским мастером.
 
В 1909 году Ильинский храм обновлялся в последний раз перед октябрьским переворотом 1917 года. С соблюдением канонов академической школы были обновлены настенная живопись (43 образа, в тематике которых доминирует жизнеописание пророка Илии), написан образ Покрова Пресвятой Богородицы под хорами над центральным входом в храм (сохранился доныне). В росписи алтаря центральной темой является Евхаристия. Главный образ — Христос, написанный в известном каноне «Великий Архиерей».
 
В 1930-е годы Ильинский храм был закрыт и передан киевскому элеватору для хранения зерна.
 
Но по окончании Великой Отечественной войны богослужения в храме возобновились.
 
 
После назначения в 1991 году настоятелем храма протоиерея Виталия Косовского жизнь Свято-Ильинской церкви получила новое развитие. Разительно изменились интерьер и оформление церкви.
 
Этот канонический православный храм, по счастью, не попал в руки раскольников, уводящих паству в геенну огненную. При храме сегодня ведется катехизаторская деятельность: занятия воскресной школы для взрослых и детей проходят не только по воскресеньям, но и в будни, и по вечерам. Для тех, кто приступает к таинствам Крещения и Венчания, организованы подготовительные курсы. Богослужения проходят в сопровождении двух певческих коллективов: хора студентов Киевской духовной академии и молодежного хора храма. В храме имеется купель, в которой крестят по древней православной традиции — через полное погружение крещаемого в воду.
 
 
Крещенские купели храма
  
* * *
 
 Ильинский храм находится под омофором канонической УПЦ, но чтобы понять, в какой атмосфере живет сегодняшний Киев, приведем такой факт: в ночь с 15 на 16 мая сего года неизвестными вандалами был разбит памятник, находящийся в Подольском районе Киева возле улицы Ильинской, 9, прямо напротив Ильинской церкви. Это — памятник воинам, которые когда-то проживали в Подольском районе столицы и погибли в Афганистане или умерли уже здесь, на родине, от полученных ран.  
 
 
 Памятник советским воинам-афганцам напротив Ильинской церкви в Киеве
 
Гранитная стела весом 500 кг и высотой 1,5 м, которая была закреплена на постаменте с помощью арматуры и цемента, была сброшена с постамента и разбилась на куски. По мнению Н. Гончаренко, председателя правления Киевского городского союза ветеранов Афганистана, чтобы раскачать и свергнуть стелу понадобились усилия 4-5 человек.
 
Было возбуждено уголовное дело. Памятник, по словам Гончаренко, установлен по инициативе союза за средства, собранные Подольским союзом ветеранов Афганистана с разрешения Подольского районного совета в 2008 году. Памятник представлял собой гранитную плиту, на которой изображена панорама афганской дороги и едущих по ней грузовиков. Ниже был приведен список погибших. На обратной стороне памятника — стихи, начинающиеся фразой: «Остановись, прохожий, помолчи...»
 
Будем надеяться, что стела будет восстановлена. А вандалы понесут заслуженную кару и на земле, и на небесах.
 
Нам же по сердцу вот такой вид, на Пасху в храме Пророка Илии: 
 
 
 На Пасху в Свято-Ильинской церкви

Оставить комментарий Комментариев: 7
оукраинец-сиб. | 04.08.2011

АУ | 02.08.2011

Ау, а Вы первое попавшееся сочетание знаков не забивайте в окошко, а кликнитие "Сменить картинку" раза 3 и набирайте обновлённые знаки.

Вера С. | 02.08.2011

А я когда-то в Ильинском храме была, лет 20 назад. Подруга. проживающая на Подоле, повела меня. "Подольцы" с огромным пиететом отнсятся к этому храму!

АУ | 02.08.2011

Модераторы, делайте что-то с "неверным защитным кодом". Он уже забодал в корень. Он просто отвращает от того, чтобы ставить комментарии на сайте. По три-четыре раза вставляешь эти комментарии, блин! Поправьте движок!
С Ильиным днем вас!

Кротов | 02.08.2011

А другие некоторые говорят, что там строго блюдется обряд крещения: только полным погружением, а не абы как :))
А масоны гнездились везде: у Павла I, у Пушкина, у Моцарта. Что делать будем?

Данила-Солдат | 02.08.2011

Некоторые говорят - гнездятся там масоны, были скандалы, казакам как и всем православным это не нравится

Хведир | 02.08.2011

А что будем делать с этими уродцами, что рушат наши памятники?

Игнат | 02.08.2011

Десятки раз бывал в Киеве, посетил столько святынь, многажды Лавру, был дважды и у Никольской часовни, что на набережной. и НИКОГДА - в Ильинском храме! Не знал, что с него всё началось. Почайна , Крещение...
Спасибо за иллюстрированный рассказ. Очень познавательно.