Поиск по сайту:

ЖЕМЧУЖИНЫ УКРАИНЫ / ПЕРЛИНИ УКРАЇНИ

Харьковский храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи

Петр МАСЛЮЖЕНКО 11.09.2011 12:39

11 сентября по новому стилю православные отмечают день Усекновения честной главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В честь Великого праздника в Харькове был в свое время возведен храм. У храмов, как и у людей, бывают разные судьбы. Нельзя сказать, что в нашей стране какой-то храм прожил легкую жизнь. То же — и харьковский Усекновенский.

Однако ему удалось выстоять даже не только в годы всеобщего сноса церковных строений — сначала в сталинские, а потом и в хрущевские, и в более поздние времена, когда в 1978 году на территории, примыкающей к храму, вместо кладбища городское партийное руководство приняло решение соорудить «молодежный парк» с баром, спортивной и детской площадками, летним кинотеатром. Закатали в асфальт почти все могилы, как это заведено бывало в советские беспамятные времена. Остались лишь надгробия академика живописи С. Васильковского, ректора университета П. Гулака-Артемовского, режиссера М. Кропивницкого. Надпись на надгробной плите писателя П. Гулака-Артемовского почти не читается.

Во времена независимости Украины были восстановлены символические могилы (настоящие утрачены) литераторов В. Эллан-Блакитного и М. Хвылевого (Николая Фитилёва).

Могила академика живописи С. Васильковского

Кладбище это хранило останки героев разных войн Империи, начиная с Крымской кампании 1853-1856 годов. Отец моей бабки Анны — Кузьма Петрович Маслюженко, каменщик, воевавший за великую Россию в Первой мировой войне, побывавший и австрийском плену, а умерший в Харькове в 1944 году фактически от голодного истощения, был похоронен на этом кладбище. Всякий раз, приходя сюда, испытываю особый трепет и молюсь о упокоении душ — и моего прадеда, и «всех зде лежащих».

Харьков всегда был городом студенческим. Кварталы, примыкающие к улице Пушкинской и Усекновенскому храму, без преувеличения можно назвать молодежными. Здесь находятся и некоторые вузы, и их клубы. Вот и Молодежный парк был обустроен на месте снесенного 1-го городского (до революции Иоанновского) кладбища, где были похоронены лучшие люди города: Д. Багалей, А. Потебня, Х. Алчевская, И. Слатин, Н. Сумцов и многие другие (их могилы перенесены на 13-е кладбище).

Сегодня по праху предков прогуливаются молодые парочки, мамы с колясками, студенты, пенсионеры...

В новейшие времена тут был установлен голодоморный крест, а поводом для некоторых ристалищ стал факт несанкционированной установки памятного камня «воякам УПА». Зачем в Харькове понадобилось увековечивать память Украинской повстанческой армии, понять решительно невозможно. А потому один молодой харьковчанин этот камень удалил. Как выяснилось, просто выкопал рядом яму и столкнул камень туда. Парня до сих пор таскают по судам и с оранжевых времен грозят тюремным сроком. Дело следовало бы давно закрыть, тем более что горсовет изначально признал установление камня УПА несанкционированным, то есть незаконным.

Но вернемся к храму. Сам храм в православной среде слывет особо благодатным, намоленным. На протяжении многих десятилетий храм был бело-кирпично-темно-красным. Однако в 2008 году — перекрашен в бело-небесно-голубой цвет.

Усекновенский храм Харькова. Фото 29 октября 2005 года

* * *

Архитектором храма, возведенного в русско-византийском стиле в 1845 году, был Андрей Андреевич Тон, известный в Харькове зодчий, выпускник Санкт-Петербургской академии, впоследствии сам академик, подаривший городу несколько церквей. Он родной брат К. А. Тона, того самого, что возводил в Москве изначальный Храм Христа Спасителя. Андрей Тон с 1837 по 1845 годы был первым харьковским городским архитектором, затем членом Городской строительной комиссии. Также в постройке храма участвовал архитектор О. Поляков.

В 1853 году достраиваемый купол Усекновенского храма обвалился и под ним едва не были погребены выходившие из церкви прихожане.

Восстановление храма закончилось к 1857 году, и он был освящен Иннокентием (Борисовым), тогда архиепископом Харьковским и Ахтырским. В Святой нашей Церкви святитель Иннокентий Херсонский, как мы помним, сыграл немалую роль в окормлении южных регионов России, он известен немалым духовным участием в Крымской войне 1853—1856 годов.

Первым настоятелем Свято-Иоанно-Усекновенского храма стал священник Иоанн Чудновский (скончался 18 февраля 1859 года, был погребен у северной стены храма).

С 1882 по 1884 годы в храме служил выдающийся харьковский богослов, писатель, историк, участник право-монархического движения, член Харьковской городской думы, член Государственного совета Тимофей Иванович Буткевич, очень много сделавший для развития духовной жизни в Харькове. Это был выдающийся человек своего времени, его труды бесценны, пользуются большой популярностью и в наше время. Он был избран одним из шести почетных членов Харьковского отдела Союза русского народа. С 1906 года — член Святейшего Синода. На каком бы месте ни служил отец Тимофей, всегда родной для него и членов его семьи оставалась Свято-Иоанно-Усекновенская церковь, в ограде которой он и нашел свой последний приют, рядом со своей матерью и дочерью (захоронение было уничтожено, сохранилась лишь часть гранитного памятника матери священника).

Тимофей Иванович Буткевич. 1915 год

В 1920-е годы храм был захвачен обновленцами, а потом закрыт. Разрушен он не был, однако богоборцы полностью уничтожили внутреннее убранство, разорив дорогую церковную утварь, бесценные иконы и устроив склад боеприпасов.

Осенью 1941 года, когда немецкие войска вошли в Харьков со стороны Холодной горы, они, осведомленные о боевом складе, подвергли храм обстрелу, но только один снаряд попал в северо-восточный угол храма, причинив ему незначительные повреждения. В архивах Германии сохранились уникальные авиафотографии. Свято-Иоанно-Усекновенский храм одиноко стоит в зарослях кладбищенских деревьев, без крестов, но дышит величием и красотой.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи на ул. Епархиальной (ранее Кладбищенской, Старокладбищенской, совр. Артёма). Харьков. 1943 год

На этом снимке мы видим слева в нижнем углу — церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, справа — студенческий городок «Гигант», в состав которого входили перестроенные корпуса Епархиального женского училища (в частности, Дворец студентов ХПИ – это бывший актовый зал и трапезная училища), на заднем плане видна улица Пушкинская; перпендикулярно ей, слева направо, улицы Толкачёвская или Толкачёвка (в 1930-е годы носившая название Красного Студенчества, современная Студенческая) и Лермонтовская.

А в 1943 году, когда город был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, в Свято-Иоанно-Усекновенском храме богослужения возобновились. На купола храма были поставлены деревянные кресты, а из досок и фанеры были собраны иконостасы.

В июле 1970 года по распоряжению Высокопреосвященного владыки Никодима вторым священником Свято-Иоанно-Усекновенского храма был назначен о. Ярослав (Бовтюк), через полтора года ставший его настоятелем.

Крыша тогда была дырявой, купола протекали, штукатурка и альфрейная побелка осыпались, стены остались без росписи. Потребовалось немало усилий, чтобы проводить восстановление храма в условиях развитого социализма. Снос городского кладбища тоже принес трудности. Но, как верно высказываются сегодня прихожане, «засыпая плитами, мусором и человеческими костями дорогу к храму, богоборцы не учли одного: тропинку к Богу нельзя засыпать ничем, потому что в сердцах истинно православных людей горит вечный огонь любви к Своему Творцу и погасить его никто не сможет». Художники расписывали стены храма ночью, втайне от властей и сторонних глаз.

Праздник Пасхи в воскресной школе Свято-Усекновенского храма. Отец Виктор Гузенко вручает подарки детям. 2011 год

В 1987 году на подворье Свято-Иоанно-Усекновенского храма был построен и освящен по благословению Владыки Никодима новый храм в честь преподобного Иова Почаевского (в те годы в Харьковской Епархии не было построено ни одного храма, и этот был первым). На территории храма располагается также крест-памятник в честь 1000-летия Крещения Киевской Руси.

Крест-памятник в честь 1000-летия Крещения Киевской Руси

Отец Ярослав из полувека пастырского служения 40 лет отдал Свято-Иоанно-Усекновенскому храму. Уже более 20 лет он является духовником Харьковской епархии, а в 2005—2006 годах был духовником Свято-Борисо-Глебской женской обители в селе Водяном. Той самой, где находится одна из Слобожанских святынь, икона Спаса Нерукотворенного, так называемого «Харьковского Спаса» (чудесное обновление иконы произошло 20 июля 1997 года во время совершения воскресной Литургии).

Харьковский Спас. Чудотворная икона

Сегодня с настоятелем о. Ярославом в Усекновенском храме служат также протоиерей Виктор Гузенко, много времени отдающий наставничеству и просвещению — детской воскресной школе, паломничеству, выступлениям в средствах массовой информации. Окормляет протоиерей Виктор и библиотеку при святом храме, где сегодня уже записано около тысячи читателей. Батюшки храма не единожды удостаивались высоких наград Церкви.

Прихожане Свято-Усекновенского храма Харькова в паломнической поездке в Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь

* * *

В сентябре 2007 года торжественно отмечалось в престольный праздник - 150-летие Свято-Иоанно-Усекновенского храма Харькова. На архиерейское богослужение собралось большое количество православных харьковчан. Божественную Литургию возглавил владыка Никодим, Митрополит Харьковский и Богодуховский, произнесший затем архипастырское слово, в котором призвал обратить внимание на высокий подвиг святого Пророка и Крестителя Господня Иоанна, подобным которому стали многие наши современники-новомученики.

Вот так Харьковский храм Усекновения честной главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в Харькове выглядит сегодня

Оставить комментарий Комментариев: 5
оукраинец-сиб. | 18.09.2011

Хведир | 15.09.2011

Одни фамилии русские у таких и остались. Нехристи, какие они русские?!

Хведир | 15.09.2011

Сложно всё. Вроде, и сильны традиции наследия великих православных деятелей, которые жили, творили, молились в Харькове. С другой стороны, идет ползучий сдвиг в самостийную сторону. Кто удержит русских православных от сдвига вслед за пастырями, которые частично уже подались в "тему" автокефализации или как угодно ее назови. Тот же процесс, те же тенденции в Церкви, что и в государстве, в котором местные князьки весьма рады, что нет прямой зависимости от Москвы.
Если говорить с православными в храме или на Крестном ходе, то это сплошь люди единоверия, дети большой Церкви. Но они в социальном плане не сильны, не занимают никаких постов. Это простые люди. Если отойти чуть в сторону от храма и начать беседовать со светскими людьми, носящими русские фамилии, то порой ужаснешься, насколько они внутренне отпали от единства Русского мира.

Суворов | 13.09.2011

Давай, держись, православный Харьков! Не предай Святую Русь!

Доминико | 11.09.2011

Украина Харьковом спасается. И Харьковом тоже. В огромной мере.

Игнат | 11.09.2011

Крестителю Иоанне, моли Бога о нас!

"Харьковский Спас" - удивительно красивая икона.