​Что такое финансовая модель?

Октябрь 13, 2019

Мы уже немного писали о составляющих финансовой модели ранее и обещали подробнее рассказать о том, как ее построить.

Фактически, финансовая модель бизнеса – это описание вашей компании и ее развития в денежном выражении. При этом модель отражает взаимосвязи, которые присутствуют как в финансовых потоках вообще, так и в процессах, характерных для вашей компании в частности.

Именно поэтому работающую финансовую модель невозможно построить, не имея хорошего понимания самого бизнеса. А это – та часть, за которую отвечает сам предприниматель. Научиться же переносить бизнес-процессы в формат финансовой модели может любой человек – для начала достаточно базовых знаний математики и Excel.

Традиционно, в крупных компаниях в финансовую модель включают ряд блоков: плановый отчёт о движении денежных средств, где отражены операционные, инвестиционные и финансовые денежные потоки, отчёт о прибылях и убытках, бухгалтерский баланс.

Так может выглядеть пример готового отчета движения денежный средств:

На старте необходимо начать с прикидки операционной части, в которой будут учтены ваши доходы и переменные и постоянные расходы. В этой статье затронем только эту часть модели.

Начните с планирования доходов

Финансовую модель на старте лучше всего делать в Excel и планировать по месяцам.

В первую очередь, составьте список всех источников выручки и последовательно, по каждому из них внесите в таблицу план продаж по месяцам.

Для более реалистичного прогноза продаж начните с оценки рынка и построении воронки продаж. Для этого отталкивайтесь от конверсии тех инструментов, которые вы планируете использовать. Это могут быть мероприятия, звонки для офлайн каналов, и контекст, SMM, контент в сети – для офлайн. Далее ориентируйтесь на возможную конверсию вашего отдела продаж или конверсию вашего сайта в заказы/регистрации и далее на конверсию в оплаты.

Таким образом, рассчитав количество покупателей в месяц по каждому из направлений или позиций, умножив на цену и на частоту покупок в этот период, и после сложив результаты, вы получите итоговый входящий денежный поток.

Спрогнозировав продажи по всем вашим направлениям или позициям, оцените себестоимость продаж. В бухгалтерской отчетности под этим понимают все расходы, связанные с реализацией продукции, и сюда попадают в том числе расходы на производство, транспортировку. В нашем случае, речь идет только о тех расходах, которые связаны с продажей единицы продукции: контекстная реклама, премия менеджеру, агентская комиссия и т.п. Фактически, эта часть модели уже связана с переменными затратами, но удобно на этом шаге сделать ее просчет, чтобы понимать, какие ресурсы необходимы для того, что генерировать заданный входящий поток денежных средств.

У вас в итоге должна получиться табличка с данными по продажам и их себестоимости.

Вот так может выглядеть упрощенная таблица для компании, которая занимается веб-проектами:

b_580f308683c09.jpg

По мере работы вы сможете корректировать, углублять свою модель, лучше понимая длительность сделки, задержки в оплате и т.д.

В части финансовой модели, которая связанна с продажами и маркетингом, есть множество обзорных материалов, в том числе на Спарке.

Спланируйте ваши расходы

На следующем шаге разделите ваши расходы на переменные, то есть те, которые зависят от объема выручки, и постоянные, которые от объема выручки напрямую не зависят.

В переменные войдут все расходы, которые зависят от продажи единицы продукции или от оказания услуги: это закупки, оплата производственного персонала, включая налоги на эти зарплаты, работы субподрядчиков, транспортные расходы и т.п.

Сложив все переменные расходы, включая расходы на продажи (ранее посчитанную нами себестоимость продаж) и вычтя эту сумму из доходов, мы получим валовую прибыль. Важно выделить этот показатель в финансовой модели. Он является хорошим индикатором, который показывает эффективность операционной модели.

Далее подсчитываем постоянные расходы. Это различные административные и хозяйственные расходы, такие как аренда, оплата непроизводственного персонала, содержание оборудования, маркетинговые затраты, которые напрямую не могут быть отнесены в продаже единицы продукции и т.д.

Планирование расходов не менее ответственная часть работы. Здесь главное – детализация и реалистичность ваших прогнозов. Постарайтесь учесть все статьи расходов. Возможно, это не удастся сделать с первого раза и потребуется несколько попыток. Здесь вам также поможет исследование рынка и конкурентов, общение с более опытными предпринимателями.

Рассказать о статье