Поиск по сайту:

МОСТ ИЗ ПРОШЛОГО / МIСТ З МИНУЛОГО

«Вывел войско на половцев князь...»

Михаил ХУСТОЧКА 31.03.2011 01:59

 

Южный русский город со «сладким» названием Изюм знаменит многим: древним Изюмским шляхом, горой Кременец (самое высокое место Харьковской области, 218 м над уровнем моря и 160 м над Северским Донцом), соседством со Свято-Успенской Святогорской Лаврой, а также страшным Барвенковским котлом (Харьковское сражение 12—29 мая 1942 года).

Именно в Изюме, в районе города, именуемом Пески, в Вознесенской церкви обрел знаменитую Песчанскую Икону Богородицы святитель Иоасаф Белгородский. И мы помним, что икону эту православные почитают как защитительницу от иноземных нашествий. 
 
 
Вознесенский храм в Изюме, где хранится Песчансакая Икона Богородицы
 
Не забыто и одно давнее победное событие: 27 марта 1111 года объединенные силы семи русских князей под руководством Владимира Мономаха одержали решающую победу над половцами на реке Сальница близ Изюма. 
 
В течение всего последующего княжения Владимира Мономаха половцев на Руси уже больше не опасались…
 
В этой связи Харьковский фонд «Честь и Достоинство» при поддержке Изюмской районной государственной администрации, Изюмского городского совета и общественных организаций 26 марта провели в селе Каменка, что в двух километрах южнее Изюма, мероприятия, посвященные 900-летию победы войска Владимира Мономаха. Дело в том, что доброхоты, включая местных краеведов, а также профессора Харьковского национального универитета историка С. Куделко, под организационным руководством главы фонда «Честь и достоинство» И. Массалова провели изыскания и уточнили место битвы, придя к выводу, что поизошла она в районе нынешнего села Каменка.
 
Нельзя сказать, чтоб о памятном событии не было известно. На въезде в Изюмщину в советское время был установлен памятный гранитный знак, на котором написано: «В 1111 году в этом районе русские дружины во главе с Владимиром Мономахом разгромили половецкие орды.
 
А в 1185 году табором стояла дружина Игоря Новгород-Северского во время похода против половцев». 
 
 
Памятный знак на въезде в Изюмский район
  
Речь идет о том самом князе Игоре Святославиче, который затеял поход против кочевников, дабы стяжать славу, ну и корысти ради. Как мы знаем, его поход закончился трагически, о чем с выразительной эпической силой повествует известное «Слово о полку Игореве».
 
Совсем иной была результативность похода Владимира Мономаха, который с четырнадцати(!) лет сидел на Смоленском престоле (Великим Киевским князем стал в 1113 году).
 
* * *
 
Князь Владимир Всеволодович, получивший свое прозвище по женитьбе на дочери византийского императора Константина IX Мономаха, был не только выдающимся книжником, дипломатом, воином, собирателем земель Киевской Руси (инициатором объединительных Любечских съездов), но и писателем, пронизавшим своим словом уже почти тысячелетие. Он оставил яркие письменные сочинения. Княжение Владимира — это время усиления Руси и эпоха расцвета русской литературы.
 
 
Великий князь Владимир Всеволодович Мономах. Портрет из Царского титулярника. 1672 год
 
«А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших, — пишет князь Владимир в автобиографическом рассказе о «путях и ловах». — И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать...»
 
Из письма Владимира Мономаха Олегу Святославичу, двоюродному брату, союзнику половцев, убившему его сына (!): «Посмотри, брат, на отцов наших: что они скопили и на что им одежды? Только и есть у них, что сделали душе своей. С этими словами тебе первому, брат, надлежало послать ко мне и предупредить меня. Когда же убили дитя, мое и твое, перед тобою, следовало бы тебе, увидев кровь его и тело его, увянувшее подобно цветку, впервые распустившемуся, подобно агнцу заколотому, сказать, стоя над ним, вдумавшись в помыслы души своей: “Увы мне, что я сделал! И, воспользовавшись его неразумием, ради неправды света сего суетного нажил я грех себе, а отцу и матери его принес слезы!”»
 
Владимир Мономах велик и тем, что ставил русское единство и пресечение братних междоусобиц превыше личной власти. Он отказался от Киевского престола в пользу своего брата Святополка Изяславича, «ибо не хочу я зла, но добра хочу братии и Русской земле» («Поучение», вероятнее всего, написаное в 1117 году). 
 
И вот еще слова из знаменитого «Поучения» Мономаха, оставленного всем нам, но в первую очередь своим детям, коих было 8, и среди них основатель Москвы Юрий Долгорукий, чьи останки теперь покоятся в саркофаге киевского храма Спаса на Берестове, совсем рядом с Киево-Печерской лаврой. Слово «братья» в «Поучении» Мономаха синонимично понятию «князья»: «Что лучше и прекраснее, чем жить братьям вместе»;«ибо не хочу я зла, но добра хочу братьи и Русской земле».
 
Академик Дмитрий Лихачев во вступительной статье к сборнику петербургского поэта В. Сосноры «Всадники» (Ленинград, 1969 год) писал, что его стихотворения, посвященные Древней Руси, идут против наших привычных представлений и их нелегко признать читателю. «Поход Владимира Мономаха 1111 года выступил в этом стихотворении («1111-й год» — автор) не в своем парадном и официальном обличии, а как тяжкий труд, как борьба с природой и косностью тоскующих по своим женам и «халупам» бояр. Люди устали, люди измучены непосильным трудом, они хотят простых развлечений. До высокой поэзии они поднимаются и просто «продираются» через дебри тяжкого быта. Быт груб и требователен, но люди не «заедены бытом». Поэзия растет снизу, а не слетает к людям сверху. Она не украшение жизни, а ее преображение, идущее из самых ее грубых и плодородных недр. Над всем господствует поэзия».
 
 
Битва с половцами на реке Сальница. 27 марта 1111 года
 
Комментатор события, произошедшего в году от Рождества Христова с мистическим частоколом единиц, 1111-м, Я. Качур, вспомнивший цитату из Сосноры «Сани, сани, сани, сани, — неотступно наступают россияне», дает развернутый комментарий: «Пасха в том странном году была ранняя. Начало Страстной недели пришлось, по нашему счету, на конец марта. Был странный год. От Рождества Христова минуло одна тысяча, одна сотня, один десяток и ещё один год. Четыре единицы. Символ начала. Впрочем, наши предки не считали этот год странным, ибо хронологию вели не от Рождества Христова, а от сотворения мира. Но было, было что-то в том году, что надолго определило судьбу русских земель. В Страстной понедельник того многоначального года Великий князь киевский Владимир Мономах наголову разбил на реке Сальнице не в меру расшалившихся половцев... Буйные кочевники половцы, степные наездники, вообще-то, очень не любили воевать зимой: кони в снегу вязнут, корма не добыть, в шатрах холодно и сыро. А март в XII в. на Руси был сугубо зимним месяцем, — в Европе в разгаре был малый ледниковый период. Такие малые ледниковые периоды случаются примерно каждые семь столетий, сменяясь ощутимыми потеплениями. А когда родственнику византийских императоров Владимиру Мономаху надоели грабительские набеги соседей-половцев, он организовал поход с учетом климата и природы своей родины. Против вязнущей в мокром снегу степной конницы он выставил непоколебимую пешую дружину, которой даже не пришлось трудить ноги дальним походом: до места битвы русские доехали комфортно в санях-розвальнях. И прибыли на берега Сальницы свеженькие, готовые к бою и настроенные на победу. Победа далась легко: замученных и оголодавших половецких коней шатало ветром, и русской пехоте оставалось только подчистую вырубать не менее ослабевших всадников боевыми топорами и прямыми славянскими мечами».
 
Сказано лихо, однако, конечно же, все было страшней и трудней. В XII в. вообще жизнь была тяжела. И, безусловно, следует подчеркнуть, что Владимир Мономах воевал все-таки не на своей территории, а на чужой. И в этом проявилось его полководческое искусство: он уговорил собратьев-князьев впервые выдвинуться из своих пределов дабы разгромить половцев на контролируемых ими землях, чего они не ожидали. Именно Владимир Мономах реализовал тезис о войне «на чужой территории, малой кровью». Терпеть набеги половцев-разорителей, терзавших Русь полтора столетия, уже не было никаких сил.
 
«Князь Владимир вернулся в Киев триумфатором... — пишет Я. Качур. — А после двух княжений умных политиков — Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, на Руси впервые за долгое время воцарилось относительное благополучие. Страна, прочно усвоившая христианские традиции, расширялась и крепла, заводя и умножая политические и семейные связи с государствами тогдашней Европы. ... Русь тогда была вполне Европой, дочь Ярослава Мудрого, Анна, стала королевой Франции, женами Владимира Мономаха были последовательно дочь английского и шведского королей...»
 
Успех Владимира Мономаха развил князь Мстислав Великий, и набеги кочевников прекратились на два десятилетия.
 
* * *
 
Итак, открытие и освящение памятного знака в честь победы Владимира Мономаха 27 марта 1111 года состоялось на склоне холма у села Каменка, неподалеку от скромного бетонного обелиска памяти воинов, павших в Великой Отечественной войне (большой памятник с мемориалом установлен неподалеку, на горе Кременец). 
 
 
На освящении памятного знака
 
Пока что памятный знак - это кусок природного камня с прикрепленной доской, на которой выгравировано: «Обелиск установлен в честь 900-летия победы Владимира Мономаха над половцами 27. 03.1111 г. Установлен 26. 03. 2011 г.». Однако предполагается провести конкурс на памятник-мемориал; идеологу и организатору проекта И. Массалову здесь видится в том числе мемориальный сад или парк. Будет также объявлен конкурс сочинений среди школьников, посвященной древнерусскому периоду, а также проведена историческая викторина.
 
 
 
Памятный знак в честь победы Владимира Мономаха 27 марта 1111 года. Село Каменка, Изюмского района Харьковской области
 
О планах было рассказано на научно-практической конференции «Владимир Мономах — защитник внешних границ и единства Руси», прошедшей после открытия памятного знака в большом зале Изюмской райгосадминистрации. Дело вроде бы могло оказаться заорганизованным, однако общение слушателей, сидящих в переполненном зале, с выступавшими докладчиками, оказалось на удивление живым и интересным. Кроме вышеупомнятутых И. Массалова и С. Куделко выступили консул Генерального консульства Российской Федерации в Харькове В. Богданов, глава Изюмской районной государственной администарции М. Зубко, московский историк, политолог К. Фролов, руководитель Харьковской общественной организации «Русь триединая» С. Моисеев, а также молодые исследователи — учащийся гимназии искусств Харьковского горсовета М. Леонов (педагог А. Фомин) и изюмский школьник К. Лагоша.
 
В завершение конференции под музыку М. Глинки «Славься ты, Русь моя...» из оперы «Иван Сусанин» («Жизнь за Царя») тремя офицерами были внесены стилизованные хоругви и «шапка Мономаха», очень похожая на ту, что хранится в Грановитой палате Московского Кремля. 
 
 
Вынос хоругвей и «шапки Мономаха» в финале конференции
 
 
Цель мероприятия, состоявшая в привлечении внимания широкой общественности и молодежи к духовно-нравственному возрождению общества, восстановлению и сохранению исторической правды, в воспитании уважения и любви к своему народу, исследовании и осмыслении героического наследия предков, приобщении молодежи к научно-исследовательской работе, — на первом этапе вполне достигнута. Но, как сказал Гёте, «свободен первый шаг, а мы — рабы второго». Теперь хорошо бы не сфальшивить после высоко взятой «мономаховой» ноты.

Оставить комментарий Комментариев: 16
HEC | 15.04.2011

Историк | 15.04.2011
НЕСу...


ПАМЯТКА ЛЖЕ-"ИСТОРИКАМ" :
БЫДЛО – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ШКУРА, МЯСО, ОРГАНЫ.
БЫДЛО – ЭТО СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ БЫДЛА.

Историк | 15.04.2011

НЕСу
Да не переживайте вы так - ведь Россия сейчас все больше отгораживается от Европы (и экономически тоже), становится азиатской державой, сильно дружит с казахами и китайцами, так что общая с ними шапка пойдет ей только на пользу.

HEC | 13.04.2011

НУ, И НА ЗАКУСКУ.
В СТАТЬЕ ТАТАРСКОГО ИСКУССТВОВЕДА ВАЛЕЕВОЙ-СУЛЕЙМЕНОВОЙ ПРИВЕДЕНА ФОТОГРАФИЯ "ШАПКИ МОНОМАХА", КОТОРУЮ ОНА ПОДРОБНО ОПИСЫВАЕТ.
И НА рис. 5 в :
"КОРОНАЦIОННЫЙ АЛЬБОМЪ ВЪ ПАМЯТЬ СВЯЩЕННАГО КОРОНОВАНIЯ ИХЪ ИМПЕРАТОРСКИХЪ ВЕЛИЧЕСТВЪ ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА и ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ ФЕДОРОВНЫ". 14 мая 1896 года. Издание С.ДОБРОДЕЕВА. Спб.,Невский просп., № 68-40. НА рис. 5
ТОЖЕ ПРИВЕДЕНА ШАПКА МОНОМАХА.

ИЗ РИСУНКОВ ВИДНО - ЭТО ДВЕ РАЗНЫЕ ШАПКИ.
ТАК ЧТО, ТОКМАКОВ И ГЕРБЕРШТЕЙН ПРАВЫ.

А ТАТАРСКИЙ ИСКУССТВОВЕД - ВРЕТ.

HEC | 10.04.2011

ПАМЯТКА ЛЖЕ-"ИСТОРИКАМ" :
БЫДЛО – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ШКУРА, МЯСО, ОРГАНЫ. БЫДЛО – ЭТО СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ.

ПАМЯТКА ЖЕНЩИНАМ-ИСКУССТВОВЕДАМ ИЗ ТАТАРИИ.
ПРЕДМЕТ "ЛОГИКА" УМЕЩАЕТСЯ В ОДНОЙ КНИГЕ МАЛОГО ФОРМАТА.
ПРЕДМЕТ "ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА" МОЖЕТ НЕ УМЕСТИТЬСЯ НА КНИЖНОЙ ПОЛКЕ.

1….Непременным атрибутом его было надевание царского венца - короны, символа верховной власти. Вероятно, этот обычай, скорее всего, является заимствованным.
СТЫДНО КАНДИДАТУ НАУК СРАЗУ СТАВИТЬ ДИАГНОЗ. А ГДЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА, У КОГО ЗАИМСТВОВАЛИ?

2… Первое упоминание данного обычая (ВЕНЧАНИЕ С ВОЗЛОЖЕНИЕМ ВЕНЦА НА ГОЛОВУ ПРЕЕМНИКА (НЕК)) относится ко времени великого князя московского Ивана Даниловича - внука Александра Невского, известного под именем Ивана Калиты.

А ВОТ, ЧТО СООБЩАЕТ ТОКМАКОВ I.Ф.,
БИБЛИТЕКАРЬ МОСКОВСКОГО ГЛАВНОГО АРХИВА МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ,

В КНИГЕ "ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНIЕ ВС(Е)ХЪ КОРОНАЦIЙ РОССIЙСКИХЪ ЦАРЕЙ, ИМПЕРАТОРОВЪ и ИМПЕРАТРИЦЪ" – Издание К.И. ТИХОМИРОВА, МОСКВА, Кузнецкiй мостъ, книжный магазинъ. 1896.

...Коронование Великого Князя Владимира Мономаха свершилось между 1113 и 1125 годами. Греческий Император прислал Владимиру в Киев дары – животворящий крест из животворящего древа, царский венец на золотом блюде, святые бармы Константина Мономаха (деда ВЛАДИМИРА МОНОМАХА по матери)…

" царский венец " – У ТОКМАКОВА ЭТО БУДУЩАЯ "ШАПКА МОНОМАХА", КОТОРАЯ УПОМИНАЕТСЯ У НЕГО ВО ВСЕХ БУДУЩИХ КОРОНАЦИЯХ.

ЛОВИТЕ ЛЖЕ-"ИСТОРИКИ" ПРАВДУ? - ПРОСТУЮ, ЕСТЕСТВЕННУЮ СВЯЗЬ – ВНУК ПОЛУЧАЕТ В НАСЛЕДСТВО ВЕЩИ, ПРИНАДЛЕЖАВШИЕ ЕГО ДЕДУ.


3…ТЕПЕРЬ РАЗБЕРЕМСЯ С ГЕРБЕРШТЕЙНОМ – ОН У ТАТАРСКИХ ИСКУССТВОВЕДОВ В ПОЧЕТЕ.

RERUM MOSCOVITICARUM COMMENTARII –
ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ БАРОНА ГЕРБЕРШТЕЙНА, …содержащия в себе:
краткое описание РУССИИ и столицы ея МОСКОВИИ,
хорографию всего государства московскаго и сведения о некоторых соседнихъ областях.
С.-Пб. 1866.

(на титуле печать – TO NEW YORK PUBLIC LIBRARY 201684A. R 1925 l).

СЪ ЛАТИНСКОГО БАЗЕЛЬСКАГО ИЗДАНИЯ 1556 ГОДА ПЕРЕВЕЛЪ И. АНОНИМОВ.

… Pileus называется на ихъ язык(е) шапка (Schapka), ее носил Владимир Мономах: она украшена драгоценными камнями и чудно сделана из золотых пластинокъ, которые извиваются на подобие змей (с.37)
ОТМЕТИМ СРАЗУ.
ПЕРВОЕ. В 1556 году БАРОН ПИШЕТ ЧЕТКО : описание РУССИИ и столицы ея МОСКОВИИ.
И ВТОРОЕ. НИКАКИХ ЖЕНСКИХ ВИСЮЛЕК, СКАНИ, БИСЕРА И ПР. ТАТАРСКИХ ПРИЗНАКОВ ПРИ ОПИСАНИИ ШАПКИ У ГЕРБЕРШТЕЙНА НЕТ.

ВОТ ТЕКСТ ИЗДАТЕЛЬСТВА МГУ 1988:
…шляпа на их языке называется шапка schapka – ее носил Владимир Мономах и оставил ее, украшенную драгоценными камнями и нарядно убранную золотыми бляшками, которые колыхались, извиваясь змейками будучи подвешены на золотых проволочках (С. 82).

А ВОТ, КАКОЙ ПЕРЕВОД НАМ ПРЕДЛАГАЕТ ТАТАРСКИЙ ИСКУССТВОВЕД.
"наша шляпа на их языке называется Шапкой; ее носил Владимир Мономах и оставил ее, украшенную жемчугом, а также нарядно убранную золотыми бляшками, которые извиваясь кругом, часто колыхались при движении" 19.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИЗ КРАТКОГО ЛАТИНСКОГО ВЫРАЖЕНИЯ БАРОНА

"quasi quaedam spirulae"

НУВОРИШИ ИЗОБРЕЛИ ЦЕЛУЮ НАУЧНУЮ ПОЭМУ-ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, В КОТОРОЙ
"ТАТАРСКАЯ ШАПКА" ИМЕЕТ КАЧЕСТВА ОДУХОТВОРЕННОГО ПРЕДМЕТА –
И " бляшки извиваются змейками"
И на "проволочках золотых подвешены"
И "извиваются кругом"
И "часто колыхались при движении".

ТАК И ВИДИШЬ ПОД ШАПКОЙ ЖИВОГО ТАТАРИНА…ИЛИ…

4…ТАТАРКУ.
…По нашему мнению (МНЕНИЮ ТАТАРСКИХ ИСКУССТВОВЕДОВ), шапка Мономаха до того, как попала к русским князьям, была женской, принадлежала знатной татарской особе.

У БУЛГАКОВА В СЦЕНЕ С ДУРДОМОМ, ПРОФЕССОР ПРОСИТ БЕЗДОМНОГО ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС "ВЫ НОРМАЛЬНЫ? И БОЛЬШЕ НИЧЕГО ГОВОРИТЬ НЕ НАДО, СКАЖИТЕ ТОЛЬКО – ВЫ НОРМАЛЬНЫ?"
ЧИТАТЕЛЮ. ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС:
- ПОЗВОЛИЛИ БЫ СЕБЕ РУССКИЕ КНЯЗЬЯ ПРИМЕНЯТЬ ПРИ ВЕНЧАНИИ НА ЦАРСКИЙ ПРЕСТОЛ
ТАТАРСКУЮ ЖЕНСКУЮ "ШАПКУ МОНОМАХА" ИЗ СКЛАДА "second hand"?
ПОДОБНЫЙ БРЕД ПАХНЕТ ШИЗОФРЕНИЕЙ И СОЗНАТЕЛЬНОЙ ЛОЖЬЮ.

5… Таким образом, предположение, впервые высказанное Г. Вернадским, о том, что шапка принадлежала хану Узбеку, имеет под собой достаточно веские основания 40.

НИКАКИХ "ВЕСКИХ ОСНОВАНИЙ-ДОКАЗАТЕЛЬСТВ" НИ У Г.ВЕРНАДСКОГО, НИ У СОЛОВЬЕВА, НИ У ПРОЧИХ - НЕТ.
ЕСТЬ ГОЛОСЛОВНЫЕ, НЕ НА ЧЕМ ОСНОВАННЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ.
6… При Василии III, вероятно, появляется легенда о том, что шапку в дар киевскому князю Владимиру Мономаху прислал византийский император Константин Мономах 11 . Однако Константин умер за 50 лет до того, как Владимир стал князем и, по мнению исследователей…

ЗДЕСЬ Валеева-Сулейманова Г., ССЫЛАЯСЬ на ВЕРНАДСКОГО И СОЛОВЬЕВА (11, 12) СОВЕРШАЕТ ПОДМЕНУ ПОНЯТИЙ , Т.Е. ВРЕТ. …

…И ВЕРНАДСКОМУ И СОЛОВЬЕВУ ХОРОШО БЫЛО ИЗВЕСТНО, ЧТО КОНСТАНТИН МОНОМАХ БЫЛ ДЕДОМ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА, НО УМЕР ЗАДОЛГО ДО КОРОНАЦИИ, И ПРИСЛАТЬ МОНОМАХУ С ТОГО СВЕТА МОГ ТОЛЬКО ПРИВЕТ.
ПРИПИСАТЬ ИМ ВЫШЕУКАЗАННУЮ "ЛЕГЕНДУ" МОГУТ ЛЮДИ С МОЗГАМИ СВИДОМИТОВ, КОТОРЫЕ И В ДРУГИХ ВИДЯТ ПОДОБНЫХ СЕБЕ.

7… Дальнейшие исследования помогут окончательно развеять миф о так называемой шапке Мономаха, являющейся творением рук татарских мастеров и достоянием культуры некогда великого государства - Золотой Орды.
Валеева-Сулейманова УГРОЖАЕТ.

8…"ШАПКА МОНОМАХА НИКОГДА НЕ ПРИНАДЛЕЖАЛА МОНОМАХУ" СДЕЛАЛОСЬ "ИСТИНОЙ", БЕЗАПЕЛЯЦИОННЫМ УТВЕРЖДЕНИМ?
КТО ЗАИНТЕРЕСОВАН В ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ?

ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕ ЛЖЕ-"ИСТОРИКИ".
СВИДОМЫЕ, УНИАТЫ, ИУДЕИ, ТАТАРЫ, КАВКАЗЦЫ, АЗИАТЫ –
ВСЕ, ПОЛУЧАЮТ СОРОСОВСКИЕ ГРАНТЫ ЗА ФАЛЬСИФИКАЦИЮ ИСТОРИИ РОССИИ И ЗА ТО, ЧТОБЫ ВСЕ РУССКОЕ СТЕРЕТЬ В ПЫЛЬ, А ИМЯ РУССКОЕ НЕ УПОМИНАЛОСЬ.

Проша | 09.04.2011

Спасибо за просветительскую статью. Для меня Изюм - город по дороге в Святогорскую Лавру, с замечательным по красоте Вознесенским Храмом.
А изюмское направление - это направление моих поездок в г. Змиев и далее в Гайдары на дачу, которая находится на реке Северский Донец. А теперь еще это направление, где в "Русские морозы" (как поет питерец Игорь Растеряев в 2011 году) Владимир Мономах победил половцев в 1111 году. Вот так и узнаем свою историю Спасибо.

Историк | 08.04.2011

Нет ни одного письменного доказательства того, что Мономах получил шапку из Византии, тем более, что в тот момент он был ребенком и далеко не первым в очереди за престолом. С какой стати именно ему должна была достаться шапка?

Впервые шапка упоминается при Калите, и по стилю является типичным татарским убором.

Об этом пишет и доктор филологии Успенский Б.А. в книге " Царь и император: Помазание на царство и семантика монарших титулов."

Так что рекомендую НЕСу пропагандировать свои идеи среди недоученных пэтэушников, а не здесь :(

HEC | 07.04.2011

Историк | 04.04.2011
НЕС, как обычно, цитирует придворных лизоблюдов типа Токмакова :(

ТУПЫЕ ЛЖЕ-"ИСТОРИКИ НЕ МОГУТ ОТДЕЛИТЬ ЛОЖЬ ОТ НАУЧНОГО ДОКАЗАТЕЛЬСТВА .

СОСТРЯПАННОЕ ДЕЛО О "ТАТАРСКОЙ ШАПКЕ" Валеевой-Сулеймановой Г. СО СВОИМ МУЖЕМ Валеевым Ф. СТОИТ В ОДНОМ РЯДУ С ФАЛЬСИФИКАЦИЯМИ РУССКОЙ ИСТОРИИ СВИДОМЫМИ УКРАМИ – ПЛАЧИНДОЙ, МОВЧАНОМ И ДР.,
И, НИКОИМ ОБРАЗОМ НЕ МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ОБЪЕКТИВНЫМ В ДЕЛЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА "НЕ-ПРИНАДЛЕЖНОСТИ «ШАПКИ МОНОМАХА» ЕЕ ХОЗЯИНУ КНЯЗЮ ВЛАДИМИРУ (ВАСИЛИЮ) МОНОМАХУ".

В ЦЕЛЯХ ИСКАЖЕНИЯ И ФАЛЬСИФИКАЦИИ РУССКОЙ ИСТОРИИ БРЕДОВОЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ –
«ШАПКА МОНОМАХА» НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ МОНОМАХУ" –
ВЫПЛЕСНУЛИ НА СТРАНИЦЫ «ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ» ДЕСЯТКИ ЛЖЕ-«ИСТОРИКОВ».
В СВОИХ ИЗМЫШЛЕНИЯХ ОНИ СОЗНАТЕЛЬНО, КАК СУПРУГИ ВАЛИЕВЫ-СУЛЕЙМЕНОВЫ, ИЛИ ПО СВОЕЙ ТУПОСТИ, СОВЕРШАЮТ ПОДМЕНУ ПОНЯТИЙ,
СОПОСТАВЛЯЯ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКРЕТНОЙ, НО НЕИЗВЕСТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ "ТАТАРСКОЙ ШАПКИ" С ШАПКОЙ-ВЕНЦОМ КНЯЗЯ МОНОМАХА, ПРИНАДЛЕЖАВШЕЙ ЕГО ДЕДУ, КОНСТАНТИНУ МОНОМАХУ, КОТОРУЮ УЖЕ СОТНИ ЛЕТ В ГЛАЗА НИКТО НЕ ВИДЕЛ.

НАИВНО ПОПАЛСЯ НА ЭТОТ КРЮЧОК ДАЖЕ УВАЖАЕМЫЙ УЧЕНЫЙ В.В.ПОХЛЕБКИН, КОТОРЫЙ В СВОЕМ СЛОВАРЕ В КАЧЕСТВЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА «ШАПКА МОНОМАХА НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ ЕЕ ХОЗЯИНУ» ПРИВОДИТ НЕИЗВЕСТНО ЧЬИ РЕЗУЛЬТАТЫ СОВРЕМЕННОГО РАДИОИЗОТОПНОГО АНАЛИЗА КАКОЙ-ТО "ТАТАРСКОЙ ШАПКИ".

ПОДЛИННАЯ «ШАПКА МОНОМАХА» УЖЕ ЛЕТ 90 НАХОДИТСЯ В ОДНОЙ ИЗ ЧАСТНЫХ АМЕРИКАНСКИХ КОЛЛЕКЦИЙ, СОЗДАННЫХ ИЗ ПРЕДМЕТОВ, В ОСНОВЕ КОТОРЫХ СОДЕРЖИТСЯ ЗОЛОТО.
ЦЕРКОВНАЯ УТВАРЬ И ИКОНЫ, СОБСТВЕННОСТЬ ИМПЕРАТОРСКОЙ И ВСЕХ РОССИЙСКИХ СОСТОЯТЕЛЬНЫХ СЕМЕЙ, ТЫСЯЧИ РУССКИХ БИБЛИОТЕК БЫЛИ РАЗГРАБЛЕНЫ И ВЫВЕЗЕНЫ ЧЕРЕЗ АРХАНГЕЛЬСК В АМЕРИКУ И АНГЛИЮ ВО ВРЕМЯ ИНТЕРВЕНЦИИ (ГЛАВНОЙ ЦЕЛЬЮ КОТОРОЙ ЯВЛЯЛСЯ ВЫВОЗ ЗОЛОТА И ПРЕДМЕТОВ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ИСТОРИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ РОССИИ) И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ.

ПРОИЗОШЕДШЕЕ ОГРАБЛЕНИЕ РОССИИ ВО ВРЕМЕНА ПРАВЛЕНИЙ БРОНШТЕЙНОВ-ГОРБАТЫХ-ЕБН-ОВ-Ю-ЩЕНКОВ (ИРАК ПО ОБЪЕМУ ВЫВЕЗЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТДЫХАЕТ) ПОЗВОЛЯЕТ, В СВЯЗИ С ОТСУТСТВИЕМ ИСТОРИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ИНФОРМАЦИИ, ВСЯКИМ ЛЖЕ-«ИСТОРИКАМ»-ВАЛЕЕВЫМ-СУЛЕЙМЕНОВЫМ И, ДАЖЕ ШКОЛЬНИКАМ, «СОЧИНЯТЬ НОВУЮ «ТРИЕДИНУЮ» ИСТОРИЮ РОССИИ, И, В ЧАСТНОСТИ, - НОВУЮ ИСТОРИЮ «ШАПКИ МОНОМАХА».

ВОПРОСЫ:
1. КАК «ИСТОРИКО СТАТИСТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ГОРОДА КИРЖАЧА ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ» СОСТАВЛЕННОЕ И.ТОКМАКОВЫМ ЗА НОМЕРОМ 139528 ИЗ БИБЛИОТЕКИ «ИНСТИТУТА КРАСНОЙ ПРОФЕССУРЫ»
ОКАЗАЛОСЬ В БИБЛИТЕКЕ СТЭНФОРДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА?
2. КАК «ИСТОРИКО СТАТИСТИЧЕСКОЕ И АРХЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ГОРОДА ДМИТРОВА МОСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ С УЕЗДОМ И СВЯТЫНЯМИ», ТОГО ЖЕ И.ТОКМАКОВА,
ОКАЗАЛАСЬ В БИБЛИТЕКЕ ГАРВАРДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА?
3. КАК «УКАЗАТЕЛЬ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ, ЭТНОГРАФИИ И СТАТИСТИКИ МОСКВЫ С ЕЯ ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМИ (КАК-ТО: МОНАСТЫРЯМИ, ЦЕРКВАМИ, УРОЧИЩАМИ И ПРОЧ.)», ТОГО ЖЕ И.ТОКМАКОВА,
ОКАЗАЛСЯ В ЧАСТНОЙ КОЛЛЕКЦИИ КАКОЙ-ТО CECIL H. GREEN LIBRARY, STANFORD, CALIFORNIA?

МОЖНО НАЙТИ И ПРОЧЕСТЬ В РОССИЙСКИХ (ИЛИ БЫВШИХ МАЛОРУССКИХ БИБЛИОТЕКАХ ЭТИ, ИЛИ ПОДОБНЫЕ ИМ, КНИГИ?
ОТВЕТ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ.

ПОЭТОМУ У БЫДЛА-ЛЖЕ"ИСТОРИКОВ" ПОЯВИЛАСЬ СТРАСТЬ БЕЗНАКАЗАННО ФАЛЬСИФИЦИРОВАТЬ РУССКУЮ ИСТОРИЮ.

ТАК КТО ЖЕ БЫЛ НА САМОМ ДЕЛЕ (ПО МНЕНИЮ БЫДЛЯКА – ПРИДВОРНЫЙ ЛИЗОБЛЮД) ТОКМАКОВ.
ИВАН ТОКМАКОВ - БИБЛИТЕКАРЬ МОСКОВСКОГО ГЛАВНОГО АРХИВА МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, ПО ПЕРВОИСТОЧНИКАМ И «ГЛАВНЕЙШИМ ПОСОБИЯМ», СОСТАВИЛ ДЕСЯТКИ ОПИСАНИЙ РУССКОГО МИРА ИСТОРИЧЕСКОГО, ГЕОГРАФИЧЕСКОГО, ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКОГО И АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ПЛАНОВ.

Историк | 04.04.2011

НЕС, как обычно, цитирует придворных лизоблюдов типа Токмакова :(

А научное мнение таково:

" Остановимся подробнее на происхождении шапки Мономаха, ознакомив с выводами нашего исследования по этому вопросу. Впервые упоминание о ней встречается среди оставленного в наследство имущества Ивана Калиты, т.е. в сороковые годы XIV столетия. При Василии III, вероятно, появляется легенда о том, что шапку в дар киевскому князю Владимиру Мономаху прислал византийский император Константин Мономах 11 . Однако Константин умер за 50 лет до того, как Владимир стал князем и, по мнению исследователей, эта легенда появилась для обоснования версии о преемственности власти русских царей от византийских императоров, а не от золотоордынских ханов, как это было на самом деле 12 . Эта версия не была принята всерьез и европейскими дипломатами того времени, мнение которых сохранилось в исторической литературе. О том, что шапка Мономаха была передана Ивану I ханом Узбеком (1312 - 1342) впервые высказал предположение Г. Вернадский.

Русская историографическая традиция, начиная с Н.П. Кондакова 13 , придерживалась версии о византийском происхождении данной шапки. Однако это мнение было оспорено позднейшими исследователями, например, А.А. Спицыным 14, который относил шапку к монгольскому времени. Наиболее серьезным исследованием по атрибуции шапки следует считать работу М.Г. Крамаровского 15, в которой он, придерживаясь мнения Спицына, отметает ее византийское происхождение; тщательный анализ технологии скани позволяет ему включить шапку в круг золотоордынских памятников. Центрами, где развивалась школа золотоордынской филиграни, М. Крамаровский считает Крым начала XIV века и поволжские города 16 ."
http://luiza-m.narod.ru/smi/tarih/30-shap-koron.htm

HEC | 02.04.2011

Историк | 31.03.2011
Т.н. "шапка Мономаха" не имеет к Мономахам никакого отношения.
Происхождение ее - татарское, наиболее вероятно, что это подарок хана Узбека для Ивана Калиты, при котором она впервые и упоминается.

Такую "историческую правду" молодежи тоже следует знать.

HEC - МОЛОДЕЖИ.
- НЕ СМОТРИТЕ ТЕЛЕВИЗОР И НЕ ЧИТАЙТЕ ЛЖЕ-"ИСТОРИКОВ".
ЛЖЕ-"ИСТОРИК, КАК ОБЫЧНО, ВРЕТ.

...Коронование Великого Князя Владимира Мономаха свершилось между 1113 и 1125 годами. Греческий Император прислал Владимиру в Киев дары – животворящий крест из животворящего древа, царский венец на золотом блюде, святые бармы Константина Мономаха (деда ВЛАДИМИРА по матери), цепь аравийского золота и СЕРДОЛИКОВУЮ крабицу, ИЛИ ЧАШУ, Римского цезаря Августа. Дары эти был вручены Владимиру митрополитом Ефесским Неофитомъ, который и венчалъ Владимира въ Киевском Соборном храме.

"ЦАРСКИЙ ВЕНЕЦ НА ЗОЛОТОМ БЛЮДЕ" ЭТО И ЕСТЬ "ШАПКА МОНОМАХА"

...ЦАРЬ ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ ПОСЛЕДНИЙ ИЗ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРЕЙ КОРОНОВАЛСЯ МОНАХОВЫМИ РЕГАЛИЯМИ, ПОТОМУ ЧТО ПО СМЕРТИ ЕГО
ПОСЛЕДОВАЛО ВЪ ОДНО ВРЕМЯ КОРОНОВАНИЕ ДВУХ ЦАРЕЙ И ПОЭТОМУ СДЕЛАНЫ БЫЛИ ДРУГИЯ ЦАРСКИЯ РЕГАЛИИ.

...С ТОЙ ПОРЫ КОРОНОВАНИЕ МОНОМАХОВЫМИ РЕГАЛИЯМИ ОТМЕНЕНО , ОДНАКО ЖЕ ВЪ ДЕНЬ КОРОНАЦИИ ИЛИ ВЪ ДРУГИЯ ВАЖНЫЕ ТОРЖЕСТВА ВСЕ РЕГАЛИИ ВЫНОСЯТСЯ ЧИНОВНИКАМИ НА ПОДУШКАХЪ, СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ТОГО СДЕЛАННЫХЪ.

ТОКМАКОВ I.Ф.. "ИСТОРИЧЕСКОЕ ОПИСАНIЕ ВС(Е)ХЪ КОРОНАЦIЙ РОССIЙСКИХЪ ЦАРЕЙ, ИМПЕРАТОРОВЪ и ИМПЕРАТРИЦЪ" – Издание К.И. ТИХОМИРОВА, МОСКВА, Кузнецкiй мостъ, книжный магазинъ. 1896.
…Приступая къ управленiю Царствомъ, Софiя посп(е)шила в(е)нчать на единое царство двухъ Царей, чему не бывало у насъ никогда прим(е)ровъ.
Такъ какъ древнiя Мономаховы Царскiя утвари: крестъ, бармы, Царскiй в(е)нецъ, скипетръ и держава, были только одни и нельзя было въ одно время в(е)нчаться двумъ Царямъ, то Софiя приказала сд(е)лать для коронацiи Iоанна и Петра, новые, одинаковые: кресты, КОРОНЫ, бармы, скипетры и державы.
Софiя повел(е)ла быть коронованiю братьевъ своихъ, Царей Iоанна и Петра, 25-го Iюня 1682 года.

Настоящую "Шапку Мономаха" искать не нужно. Она вывезена в Америку Бронштейном (Трoцким). А одну из двух поддельных "шапок мономаха" можно увидеть в музее в Москве..

Сер Гордон | 31.03.2011

Очень мудрое мероприятие и намеченные историческая викторина и конакурс сочинений. Все это на пользу идее объединения Руси и противостояния ея ново-половцам всех мастей.

учительница | 31.03.2011

Я поеду, надевши не худший костюм,
в южный город, со сладким названьем Изюм...
Хороший текст у Хусточки, поэтичный! :)

Игнат | 31.03.2011

Разумеется, не имеет.
Зато красиво смотрится на церемонии:))
Кстати, И. Массалов в зале на конференции еще и пошутил, что взял ее в Алмазном фонде России под свою ответственность :))), и призвал собравшихся сфотографироваться с «реликвией».
А главному изюмцу М. Зубко, приложившему немало сил для проведения памятных мероприятий, шапка пришлась, к общей радости, впору.
Так держать! :))

Историк | 31.03.2011

Т.н. "шапка Мономаха" не имеет к Мономахам никакого отношения.
Происхождение ее - татарское, наиболее вероятно, что это подарок хана Узбека для Ивана Калиты, при котором она впервые и упоминается.

Такую "историческую правду" молодежи тоже следует знать.

Игнат | 31.03.2011

И мне привелось там побывать.
Накануне, читая прогноз погоды, и видя, что обещают дождь и местмами снег, я всё думал: неужели?
Но случилось то, что обычно бывает в таких случаях. Пока мы ехали из Харькова в Изюм, дождь то шел, то не шел. А те полчаса, что провели на открытии памятного знака, были освещены (освящены) солнцем, сразу скрывшимся, как только мы снова уселись в автобус.

Хведир | 31.03.2011

Шо до конца, а, Данила? :))
До конца Света живу быти? :))
Будьмо! Уже скоро.

Я всё думаю: отчего с святом пантеоне русских князей нет Владимира Мономаха. А ведь он заслуживает канонизации, может, в наибольшей степени. А?

Данила-Солдат | 31.03.2011

Вот половцы - давно уже дым, а Русь жива. Пока. Хорошо бы до конца

Другие статьи раздела:

Газосиликатный блок купить газобетонные блоки.