Поиск по сайту:

МОСТ ИЗ ПРОШЛОГО / МIСТ З МИНУЛОГО

Григорий Сковорода в памяти и памятниках Отечества

Ольга ПОЗДНЯКОВА 22.11.2011 01:05

22 ноября по ст. ст. исполняется 289 лет со дня рождения Григория Саввича Сковороды, знаменитого философа, своими оригинальными духовными и интеллектуальными исканиями прославившего на весь мир свое Отечество.

 
Григорий Сковорода. Портрет работы неизвестного художника
 
 
Это касается и Полтавщины, где мыслитель родился в 1722 г. в селе Чернухи (Лубенский полк, тогда это была территория Киевской губернии) в казацкой семье, и Киева, где он учился в Киево-Могилянской академии, и Львова, и даже далеких пределов - Польши, Венгрии, Австрии, где он учился и путешествовал (а по некоторым данным, побывал также в Италии и Германии), овладел несколькими языками, в том числе латынью, древнегреческим, древнееврейским и немецким.
 
Не искал ни жилища, ни пищи,
В ссоре с кривдой и с миром не в мире,
Самый косноязычный и нищий
Изо всех государей Псалтыри.
 
Так написал в стихотворении «Григорий Сковорода» (1976) выдающийся русский поэт Арсений Тарковский, тоже уроженец Малороссии (город Елисаветград, ныне Кировоград).
 
Григорий Сковорода прославил Россию, Малороссию, но в первую очередь Слобожанщину, по которой много странствовал. Именно в Харькове десять лет Сковорода преподавал в Коллегиуме, несколько лет жил в поселке Бабаи и скончался в Пан-Ивановке (ныне Сковородиновке, Золочевского района) в ноябре 1794 года.
 
Вот кому воистину удалось соединить в себе, объединить Украйну — от востока до запада. Как подлинный мыслитель, он был всемирно отзывчив — к любому знанию, любой культуре. Это он оставил нам для размышлений такое суждение: «Благословен Господь, сделавший все трудное ненужным и все нужное — нетрудным!..»
 
 
 Могила Г. С. Сковороды в нынешней Сковородиновке
 
Память Сковороды бережно хранима на земле Украины, которую он исходил, кажется, вдоль и поперек.
 
Сохранился в селе Чернухи дом, в котором родился философ:
 
 
Дом Саввы Сковороды — малоземельного казака
 
Там же сооружен и памятник выдающемуся земляку:
 
  
Памятник Г. Сковороде в Чернухах
 
Помнят мыслителя и в тех местах, где завершился его земной путь. На Харьковщине, на хуторе Ивановка (теперь это — село Сковородиновка), в доме помещика Коваливского Григорий Сковорода часто проводил свое время. Там, где раньше он беседовал с друзьями, читал Библию и играл на пианино, сегодня — литературно-мемориальный музей, где представлена история жизни писателя, мыслителя и художника. Личных вещей Сковороды в музее немного: их и при жизни у писателя практически не было. Но среди экспонатов есть его часы и скрипка, подарок друга. Любимыми инструментами Сковороды были скрипка и сопилка, но Григорий Саввич играл в доме Коваливского и на фортепиано. К сожалению, этот инструмент не сохранился, однако в музее выставлен другой, не менее ценный экспонат: пианино, которое хранилось в семье харьковского городского головы Данилевского, и на котором в свое время играл Петр Чайковский. 
 
 
Усадьба в Скородиновке. Теперь тут литературно-мемориальный музей Г. Сковороды
 
Еще стоит старый дуб, под сенью которого любил отдыхать мыслитель:
  
 
Свой вклад в увековечение памяти знаменитого земляка внес известный скульптор Иван Кавалеридзе (уроженец хутора Ладанский Сумской губернии), по матери малоросс. Прославившийся не только как режиссер кино и театра, драматург и сценарист, народный артист Украинской ССР (1969), «второй Довженко». Его рук дело — и знаменитый тевтоноподобный памятник большевику Артему, грозно высящийся над куполами древней Святогорской Свято-Успенской лавры, по его же проекту был создан памятник княгине Ольге в Киеве (не столь давно восстановленный возле Михайловского Златоверхого собора). Кавалеридзе отметился разными работами в Харькове — первой столице Советской Украины. В том числе по его проекту здесь был сооружен уже после смерти автора и памятник Григорию Сковороде, установленный в новое время близ Покровского монастыря с видом на Успенский.
 
 
 
Памятник Г. Сковороде в Харькове
 
Григорий Саввич словно вышел с книгой из ворот Покровского монастыря, где преподавал в Коллегиуме в 17591769 годах, переведенном сюда из Белгорода. Не забудем упомянуть и о памятном знаке Сковороде, еще в советские времена установленном на территории Покровского монастыря, когда тут был размещен исторический музей:
 
 
Харьков. Памятный знак Г. Сковороде на территории Покровского монастыря
 
Что до Кавалеризде, то им создан и киевский памятник (1977 год) философу на Контрактовой площади — внешне чем-то родственный харьковскому.
 
 
Памятник Г. Сковороде в Киеве
 
А есть и такое соседство памятных досок в Киево-Могилянской академии, где работал Михайло Ломоносов и учился Григорий Сковорода. 
 
 
Памятник странствующему философу и поэту Г. Сковороде работы И. Кавалеридзе установлен и в парке города Лохвица на Полтавщине, возле здания медицинского училища. Это, пожалуй, самый художественно яркий памятник Сковороде из нам известных
 
 
 Так выглядел памятник Г.Сковороде в городе Лохвица при открытии,
22 декабря 1922 года
 
Торжественное открытие было приурочено к 200-летию со дня рождения мыслителя, уроженца этих мест. И. Кавалеридзе работал с цементом — ему удалось создать полную иллюзию камня. К тому времени постамент хорошо гармонировал с окружающими сооружениями — музеем, библиотекой и городским театром. Общая высота памятника – 4,17 метров. Странник изображен с сумками и палкой во время передышки в пути.
 
Иван Кавалеридзе вспоминал об открытии памятника: «Люди заполнили всю площадь. У многих в руках были брошюры (очерк о жизненном пути философа написал местный культурно-образовательный деятель Г. Саливон [Тысяченко]), изданные по случаю праздника, открытки с фотографией памятника. После пения «Интернационала» и специально написанного для события «Сковородинского марша» председатель юбилейной комиссии Марченко сделал доклад о выполнении мероприятий по увековечению памяти Сковороды, о том, какое участие в них принимала широкая общественность. Были зачитаны телеграммы, пришедшие из Харькова от академика Д. Багалия, из Полтавы от Института народного образования, губернского музея, научного общества и от других институций».
 
И. Кавалеридзе выбрал удачный вариант пластичной интерпретации образа философа, который навсегда полюбился народу. Во время Великой Отечественной войны здания лохвицких театра и библиотеки сгорели, а памятник Г. Сковороде был в значительной степени поврежден. К 250-летию со дня рождения великого земляка памятник в Лохвице был восстановлен в бронзе и торжественно открыт 29 ноября 1972 года. Автора в Лохвице не было, поскольку именно в это время он работал над киевским памятником Сковороде. Новое планирование памятника в окружающем пространстве осуществил киевский архитектор В. Майко.
 
А есть и такое памятное место, как «тропа Сковороды» у поселка Бабаи, расположенного к югу от Харькова. Поселок был основан в 1643 году помещиком Ф. Бабаем. Первоначально назывался Архангельское в честь храма Архангела Михаила. Именно здесь у бабаевского священника Я. Правицкого некоторое время жил Г. Сковорода, здесь он закончил писать свои знаменитые «Басни харьковские». В XIX веке усадьба в Бабаях принадлежала потомкам первого харьковского губернатора Е. Щербинина. Сохранился усадебный дом, в котором, по неподтвержденной документами легенде, останавливались А. Пушкин и Л. Толстой. Неподалеку в Бабаевском лесу расположен источник, названный в честь Сковороды.
 
 
 В Бабаевском лесу расположен источник, названный в честь Г. Сковороды
 
Вот цитата из предисловия к тем самым бабаевским писаниям Г. Сковороды 1774 года: «В  седьмом   десятке   нынешнего  века, отстав от  учительской   должности   и   уединяясь  в лежащих около Харькова  лесах, полях, садах, селах, деревнях  и  пчельниках, обучал я себя добродетели и поучался в Библии; притом, благопристойными игрушками забавляясь, написал полтора  десятка  басен, не имея с тобою знакомства. А сего года в селе Бабаях умножил оные до половины. Между тем, как писал прибавочные, казалось, будто ты всегда присутствуешь, одобряя мои мысли и вместе о них со мною причащаясь. Дарую ж тебе три десятка басен, тебе и подобным тебе».
 
На снимке мы видим живописную полянку, находящуюся на полпути тропы, ведущей из Бабаев к сковородиновскому источнику. Эта полянка вдохновляла и известных харьковских стихотворцев новых времен, в частности Бориса Чичибабина (да и не только его).
 
 
 Полянка у тропы, ведущей из Бабаев к сковородиновскому источнику
 
Завершая памятный сковородиновский экскурс, напомним еще одно стихотворение 1976 года, написанное Арсением Тарковским, взявшим эпиграфом для этого сочинения автоэпитафию Г. Сковороды «Мир ловил меня, но не поймал».
                    
Где целовали степь курганы
Лицом в траву, как горбуны,
Где дробно били в барабаны
И пыль клубили табуны,
 
Где на рогах волы качали
Степное солнце чумака,
Где горькой патокой печали
Чадил костер из кизяка,
 
Где спали каменные бабы
В календаре былых времен
И по ночам сходились жабы
К ногам их плоским на поклон,
 
Там пробирался я к Азову:
Подставил грудь под суховей,
Босой пошел на юг по зову
Судьбы скитальческой своей,
 
Топтал чебрец родного края
И ночевал — не помню где,
Я жил, невольно подражая
Григорию Сковороде,
 
Я грыз его благословенный,
Священный, каменный сухарь,
Но по лицу моей вселенной
Он до меня прошел, как царь;
 
Пред ним прельстительные сети
Меняли тщетно цвет на цвет.
А я любил ячейки эти,
Мне и теперь свободы нет.
 
Не надивуюсь я величью
Счастливых помыслов его.
Но подари мне песню птичью
И степь — не знаю для чего.
 
Не для того ли, чтоб оттуда
В свой час при свете поздних звезд,
Благословив земное чудо,
Вернуться на родной погост.
 
На наш взгляд, ничего лучшего о философе-скитальце Сковороде в отечественной литературе не написано.  

Если мы посмотрим на самую крупную купюру современной Украины, 500 гривен, то можем и задуматься над тем, поймал ли мир поэта-философа или нет. Но в любом случае это тоже — современный памятник. В чем-то даже философский.

Оставить комментарий Комментариев: 16
оукраинец-сиб. | 24.11.2011

Историк | 23.11.2011


И к чему старанья?

На рус.лит.яз. оригинал Сковороды "переводить" и не трэба було, и так идентично.

А на "ридну мову" перевод, пожалуй, нужен, ибо отличия бОльшие, чем с рус.лит.яз:

світе, світе безпорадний,
надія
Маєш сумнів, що цей берег безнаклепний!
Вихор розвіє цей
Непорочність — це твій
А невинність — от небесний двір
Туди полети і там спочни.

ОТЛИЧИЯ - В КАЖДОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ!!!

Спасибо, пан Историк, хорошо разоблачили "ридну мову", наглядно показали, что она к РУССКОМУ языку Сковороды не имеет отношения и требует тотального перевода.
Ай, молодца!

Историк | 23.11.2011

Оукраинцу

Ну да :(
И кто сейчас так говорит?

Оригинал:

О міре! Мір безсоветный!
Надежда твоя в царях!
Мниш, что сей брег безнаветный!
Вихрь развеет сей прах.
Непорочность — се тебе Сигор,
И невинность — вот небесный двор!
Там полещи и там почій!

Мой перевод на русский:

О, мир! Мир беспомощный!
Надежда твоя в царях!
Мнишь, что этот берег не оклеветан!
Вихрь развеет этот прах.
Непорочность — вот тебе Сигор
И невинность — вот небесный двор!
Туда полети и там отдохни!

- на украинский:

О, світе, світе безпорадний,
Вся надія твоя в царях!
Маєш сумнів, що цей берег безнаклепний!
Вихор розвіє цей прах.
Непорочність — це твій Сігор,
А невинність — от небесний двір.
Туди полети і там спочни.

Виталий | 23.11.2011

Григорий Сковорода: "Русь не русская видится мне диковинкою, как если бы родился человек с рыбьим хвостом или с собачьей головой"

оукраинец-сиб. | 23.11.2011

А чё их переводить? Берёшь да читаешь, всё и так понятно:

О міре! Мір безсоветный!
Надежда твоя в царях!
Мниш, что сей брег безнаветный!
Вихрь развеет сей прах.
Непорочность — се тебе Сигор ....................

Историк | 23.11.2011

Нет проблем - переведите цитированное мной стихотворение Сковороды на современный русский язык, и мы увидим, на что это похоже.

Я же со своей стороны могу дать украинский перевод.
Идет?

оукраинец-сиб. | 23.11.2011

Историк | 22.11.2011

Во времена Сковороды не было таких понятий как "украинский язык" и "украинские слова". А тогдашний русский литературный, как и в 17 веке, был богат и церковнославянизмами, и малорусизмами. Да и сейчас ими не беден.

оукраинец-сиб. | 22.11.2011

Правильно - "употреблял иногда малороссійскія нарЂчія и правописаніе, употребляемое в произношеніи малороссійском". Поэтому его язык и есть русский, имеющий весьма далёкое отношение к украинской "ридной мове".

Историк | 22.11.2011

Друг и биограф Сковороды Ковалинский пишет:
"Как он писал для своей стороны, то и употреблял иногда малороссійскія нарЂчія и правописаніе, употребляемое в произношеніи малороссійском: он любил всегда природный язык свой и рЂдко принуждал себя изъясняться на иностранном; еллинскій предпочитал всЂм иностранным."

оукраинец-сиб. | 22.11.2011

Историк | 22.11.2011


..... А фраза Сковороды относится к миру, чья надежда - в царях. Ветер развеет прах и царей, и мира, надеющегося на них. Останется только свободный человек.

Цитирую полнее:

О міре! Мір безсоветный!
Надежда твоя в царях!
Мниш, что сей брег безнаветный!
Вихрь развеет сей прах.
Непорочность — се тебе Сигор ..............

===========================================

Правильно, констатация факта, т.к. мир тогда действительно видел надежду в царях. Не в президентах же!

Кстати/некстати - а где тут "ридна мова"? Вижу нормальный русский язык 18 века.

Историк | 22.11.2011

Ежикову
Если вашим грантодателям милы цари, это еще не значит, что их неприятие - грех :(
По-моему, у Сковороды было достаточно причин их не любить.

Ёжиков | 22.11.2011

Историку и его грантодателям. Кровыряться в чужих грехах дело злое и неблагодарное. Ищите в умных людях хорошее. А таковое в Сковроде не сложнно найти. Русская философская мысль с него начинается.

Хведир | 22.11.2011

Надежда не "в Царях", а на Господа нашего Иисуса Христа.
А Царь - Помазанник Божий.

Историк | 22.11.2011

Всем, кому "не очень понятно, что такое свобода", не обязательно читать Сковороду. Достаточно ограничиться двумя списками: рекомендованной и запрещенной литературы :(

А фраза Сковороды относится к миру, чья надежда - в царях. Ветер развеет прах и царей, и мира, надеющегося на них. Останется только свободный человек.

Цитирую полнее:

О міре! Мір безсоветный!
Надежда твоя в царях!
Мниш, что сей брег безнаветный!
Вихрь развеет сей прах.
Непорочность — се тебе Сигор,
И невинность — вот небесный двор!
Там полещи и там почій!

Сей свят град бомб не боится,
Ни клеветничіих стрел,
И хитрых мин не страшится,
Всегда цел и не горел.
Непорочность есть то адамант,
И невинность есть святый то град.
Там полещи и там почій!

В сем граде и врагов люблят,
Добро воздая врагам.
Для других здравіе гублят,
Не только добры другам.
Где ж есть оный толь прекрасный град?
Сам ты град, з души вон выгнав яд,
Святому духу храм и град.

оукраинец-сиб. | 22.11.2011

Историк | 22.11.2011

Основная черта, с которой ассоциируется Сковорода - свободолюбие.

Известен его ответ на приглашение к царице в Петербург: "«Скажите царице, что я не покину Украину — мне дудка и овца дороже царского венца».

Вообще о царях он писал только в негативе:

О мире! Мир бессоветний!
Надежда твоя в царях!
Вихрь развеет сей прах.

===============================

Фраза неоднозначна. Слова "Вихрь развеет сей прах." можно отнести как к "царям", так и к "миру".

Конев | 22.11.2011

Не очень понятно, что такое свобода, что такое свободолюбие. Утопия какая-то.
Однако автор, спасибо за наблюдение, делает верный вывод о стихах А. Тарковского:
...Ничего лучшего о философе-скитальце Сковороде в отечественной литературе не написано.

Историк | 22.11.2011

Основная черта, с которой ассоциируется Сковорода - свободолюбие.

Известен его ответ на приглашение к царице в Петербург: "«Скажите царице, что я не покину Украину — мне дудка и овца дороже царского венца».

Вообще о царях он писал только в негативе:

О мире! Мир бессоветний!
Надежда твоя в царях!
Вихрь развеет сей прах.

В стихотворении «De libertate» он прославляет Богдана как борца за свободу:

Что то за вольность? Добро в ней какое?
Ины говорят, будто золотое.
Ах, не златое, если сравнить злато,
Против вольности еще оно блато.
О, когда би же мне в дурни не пошитись,
Дабы вольности не могл как лишитись.
Будь славен вовік, о муже избранне,
Вольности отче, герою Богдане !

Или еще:
... мни вольность одна єсть нравна
и беспечальний, препростий путь,
Се —моя мира в житіи главна...

Другие статьи раздела: