
Бизнес торговых центров кажется очень простым: получил хорошее место, выстроил большое здание и сдал в аренду сетевым компаниям под торговлю. Ну и, конечно, подсмотрел в какой-то стране развлекательные аттракции для привлечения большого количества людей типа кино, катка или боулинга, а дальше «кури бамбук», то есть занимайся администрированием. Сегодня мы публикуем вторую часть статьи «торговый комплекс: управление и неевклидова геометрия» эксперта по управлению бизнес-потоками Дарюса Радкявичюса и создателя авторского подхода «Витальная архитектура» – архитектора Глеба Усаковского.
Как измерить горячие зоны торгового центра? Так называемый heat map – зоны тепла и холода, показывает, где в торговом центре хорошее «кровоснабжение», а где плохое. Это касается не только самого торгового центра, внешней стороны с парковками, но и зон внутри магазинов.
Синий цвет на heat map указывает на недостаточное «кровоснабжение», а оранжевый – на нормальное (см. рис. 1). С помощью аналитики можно определить работающую на торговлю площадь и простаивающую. Почему так происходит? Проблема с мерчандайзингом или, возможно, с дизайном полок? Товар слишком высоко, низко, его что-то заслоняет, плохая навигация, нет указателей?
РИС. 1. HEAT MAP УКАЗЫВАЕТ НА ЗОНЫ ТЕПЛА И ХОЛОДА В ТОРГОВОМ ЦЕНТРЕ
«Скелетом» торгового центра является архитектура, а «системой кровоснабжения» – пешеходная сеть как по торговому центру, так и внутри магазина.
Многие ритейлеры ошибочно используют типичный угловой дизайн, когда товар расположен по углам и около стен. Противоположностью является витальная архитектура. В этом случае товар расположен вокруг потока покупателей, таким образом получаем на 30% больше работающих квадратных метров.